Завершение проекта

Пусконаладочные работы. К пусконаладочным работам относится комплекс мероприятий и работ, выполняемых в период подготовки и проведения индивидуальных испытаний комплексного опробования оборудования.

При этом под оборудованием подразумевается вся технологическая система объекта, т. е. комплекс всех видов оборудования, трубопро­водов, сооружений и устройств, обеспечивающих выпуск первой пар­тии продукции или обеспечения услуг, предусмотренных проектом.

Период индивидуальных испытаний включает в себя проведение монтажных и пусконаладочных работ с целью подготовки отдельных машин, устройств, агрегатов и сооружений к их приемке рабочей ко­миссией для комплексного опробования.

До начала индивидуальных испытаний осуществляются пуско-наладочные работы по электротехническим устройствам, автоматизи­рованным системам управления, санитарно-техническому и силово­му оборудованию.

Объем и условия выполнения пуско-наладочных работ определя­ются отраслевыми правилами приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов, утвержденными соответствующими мини­стерствами и ведомствами РФ по согласованию с Госстроем России.

Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. В соответствии с действующими нормативными документами прием­ку законченных строительством объектов от исполнителя работ (ге­нерального подрядчика) может производить как заказчик, так и лю­бое другое уполномоченное инвестором лицо.

Заказчик вправе привлекать к приемке пользователя объекта (экс­плуатирующую организацию), авторов проекта, специализированные фирмы, страховые общества и других юридических и физических лиц, создавая в необходимых случаях приемочные (рабочие) комиссии.

Приемка объектов производственного назначения, строительство которых производилось за счет средств федерального бюджета или льготного кредитования, осуществляется с учетом отраслевых особен­ностей, устанавливаемых министерствами Российской Федерации и другими органами центральной исполнительной власти по согласова­нию с Госстроем России, включая приемку объектов в эксплуатацию государственными приемочными комиссиями.

Объекты подобного рода подлежат приемке только в том случае, когда они подготовлены к эксплуатации: укомплектованы эксплуата­ционными кадрами, обеспечены энергоресурсами, сырьем и др.; на них устранены недоделки и начат выпуск продукции или оказание услуг в объеме, предусмотренном договором подряда.

Предъявляя к приемке объект (очередь, пусковой комплекс, зда­ние, сооружение), исполнитель должен предоставить рабочей комис­сии либо заказчику комплект документации, содержащей данные об объекте и акты испытаний.

Заказчик производит приемку объекта на основе результатов прове­денных им проверок, контрольных испытаний и измерений, докумен­тов исполнителя работ, подтверждающих соответствие принимаемого объекта утвержденному проекту, нормам, правилам и стандартам, а так­же заключений органов надзора. Порядок проведения работ по прием­ке объекта, стадии приемки, объем контроля и методы испытаний при­нимаются в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, а также указаниями проектной или технологической документацией.

Объекты могут быть приняты в целом (в том числе «под ключ»), или по мере завершения отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий и сооружений в объеме, предусмотренном в договоре подря­да на строительство.

Приемка законченного строительством объекта оформляется ак­том. Вся документация, прилагаемая к акту приемки законченного строительством объекта, после окончания работы приемочной комис­сии должна быть передана заказчику (исполнителю).

Факт ввода в действие принятого объекта регистрируется заказ­чиком в местных органах исполнительной власти в порядке, установ­ленном этими органами.

В статистическую отчетность введенный в действие объект вклю­чается за тот отчетный период, в котором был зарегистрирован факт ввода. Исполнитель работ на основе акта приемки представляет в уста­новленном порядке статистическую отчетность о выполнении дого­ворных обязательств.

Закрытие контракта. В связи с отсутствием в отечественной прак­тике нормативных документов, регулирующих процесс закрытия кон­тракта, в основу настоящего раздела положены результаты изучения зарубежного опыта [4].

Основными этапами закрытия контракта являются:

• проверка финансовой отчетности;

• паспортизация;

• выявление невыполненных обязательств;

• завершение невыполненных обязательств;

• гарантийное обслуживание и окончательные расчеты.

Проверка финансовой отчетности представляет собой проверку финансовой отчетности заказчика и подрядчика и включает в себя:

а) для заказчика:

• проверку полноты выписки фактуры на весь объем завершен­ных работ;

• согласование полученных платежей с представленными счетами- фактурами;

• проверку наличия документации по изменениям;

• контроль суммы удержаний, произведенных заказчиком;

б) для исполнителя:

• проверку платежей поставщикам и субподрядчикам;

• соответствие суммы заказов закупкам по накладным поставщи­ков;

• поиск просроченных платежей поставщику;

• подтверждение соответствующих удержаний.

Результаты такой проверки позволяют получить данные для под­готовки окончательных финансовых отчетов по проекту.

Паспортизация представляет собой один из важных элементов ор­ганизации закрытия контракта и заключается в регистрации заказ­чиком ранее предоставленной ему документации. В качестве послед­ней могут выступать: документация, характеризующая технические условия используемого сырья и материалов, сертификаты и т. д. При правильном управлении инвестиционным процессом вопросы паспор­тизации решаются своевременно, а не только на этапе закрытия конт­ракта.

Невыполненные обязательства должны быть завершены полностью на этапе закрытия контракта, однако их выявление должно осуществ­ляться постоянно в течение всего времени выполнения контракта.

В результате проверки устанавливаются:

• объемы работ, не требующие дополнительных усилий и готовые к закрытию;

• объемы работ, требующие завершения для выполнения договор­ных обязательств.

На этапе завершения невыполненных обязательств предприни­маются усилия для исправления брака и устранения недоделок. В слу­чае, если эти усилия дорогостоящи и длительны, руководитель проекта должен урегулировать проблемы с заказчиком путем уступок с его сто­роны в отношении некоторых требований или путем уплаты штрафа.

Если работа своевременно не выполнена, то должен рассматривать­ся вопрос об изменении контракта. Ведение переговоров с целью из­менения условий контракта производится до его закрытия и оконча­тельных платежей. Все изменения в контракте утверждаются заказ­чиком, и до его утверждения никакие дополнительные работы не выполняются. Информацию о выполнении всех работ по контрактам руководитель проекта передает комиссии, принимающей объект.

Закрытие контракта должно сопровождаться завершением расче­тов по нему, т. е. выпиской счета для осуществления окончательного платежа.

Как правило, в контрактах предусматриваются штрафные санк­ции за нарушение сроков строительства. Если объект не закончен к установленному времени, заказчик предъявляет подрядчику тре­бование об уплате неустойки. Специально оговоренные условия поз­воляют заказчику предъявить подрядчику счет на ликвидацию ущер­ба за каждый день просрочки строительства. Сумма ущерба и размер премий за досрочный ввод объекта заранее указывается в условиях контракта.

При окончательных расчетах учитывается экономия или перерас­ход денежных средств на проект. Если в процессе строительства под­рядчик сократил издержки производства по каким-либо работам по сравнению с контрактной ценой, он получает вознаграждение.

При завершении проекта осуществляется подготовка итогового отчета, в котором описаны все проблемы строительства, пуско-наладки и организации эксплуатации. Этот отчет отражает опыт реализа­ции проекта и используется для последующих проектов.

Гарантийное обслуживание осуществляется после закрытия конт­ракта не командой, работающей над проектом, а функциональной группой, ответственной за гарантийное обслуживание. Этой группе передается:

• техническая информация;

• оборудование;

• инструменты;

• средства обучения;

• руководство по эксплуатации;

• чертежи;

• результаты испытаний;

• различные материалы фирм-поставщиков.

Условия гарантийного обслуживания оговариваются в контракте.

Выход из проекта. Для выхода из проекта необходимо проанали­зировать причины снижения эффективности реализации проекта, в том числе по показателям продолжительности строительства, роста цен на основные строительные материалы, повышения стоимости выполнения строительно-монтажных работ, роста расходов на оплату труда, повышения роста конкуренции в отрасли и спада эко­номической активности в отрасли, в которой реализуется инвести­ционный проект; возрастания объемов заемных инвестиционных ресурсов, повышения ставки процента за кредит в связи с измене­нием конъюнктуры рынка, недостаточно обоснованного выбора под­рядчиков для реализации проекта, ужесточения системы налогооб­ложения и пр.

Основным критерием для принятия решения по выходу из проекта должен служить ожидаемый уровень доходности в изменившихся условиях его реализации. Продолжать реализацию следует при вы­полнении следующего условия:

ЭДПР > СДР +ПР + ПЛ,

где Эдпр - ожидаемая доходность реального проекта в изменившихся усло­виях реализации; Сдр - средняя ставка депозитного процента на денежном рынке; ПР - уровень «премии» (дополнительной доходности) за риск, свя­занный с осуществлением реального инвестирования; ПЛ - уровень «премии» (дополнительной доходности) за ликвидность с учетом прогнозируемого увеличения продолжительности реализа­ции реального проекта.

Эффективными формами выхода из проекта являются:

• отказ от реализации проекта до начала строительно-монтажных работ;

• продажа частично реализованного проекта в форме объекта не­завершенного строительства;

• продажа объекта на стадии его эксплуатации;

• привлечение на любой стадии реализации проекта дополнитель­ного паевого постороннего капитала с минимизацией своего пае­вого участия;

• раздельная продажа основных видов активов реализуемого про­екта.

РЕЗЮМЕ

Управление проектами является эффективным средством повыше­ния хозяйствования в реальных российских условиях.

Начальная (предынвестиционная) фаза имеет принципиальное значение для потенциального инвестора/заказчика. Доказано, что выгоднее потратить деньги (иногда — немалые) на изучение вопроса, «быть или не быть проекту», чем начать бесперспективное дело. Если идея проекта оказалась приемлемой, следует провести комплексный (технический, экономический, коммерческий, экологический, соци­альный, организационный) анализ, цель которого - определить ре­зультаты (ценность) проекта.

Организационная структура является важным механизмом управления проектом. Она позволяет реализовать всю совокупность функций, процессов и операций, необходимых для достижения це­лей проекта.

Наиболее перспективной формой финансирования проектов явля­ется проектное финансирование, учитывающее требование регресса, распределение рисков, системная оценка затрат и доходов. Должного распространения в российской практике проектное финансирование пока не получило.

Разработка проектной документации и ее экспертиза занимают существенное место в управлении проектами. Их результатом долж­на быть документально оформленная уверенность в соответствии проекта требованиям заказчика и нормативным актам.

Планирование проекта является организующим началом всего процесса и содержит полную систему целей и задач, соответствую­щих им детальных работ и мероприятий, направленных на достиже­ние основной цели (миссии) проекта.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Приведите одно из определений понятия «проект».

2. Назовите обязательные характеристики понятия «проект».

3. Дайте определение управлению проектами.

4. Перечислите подсистемы управления проектом.

5. Перечислите управляемые параметры проекта.

6. В чем состоит суть структуризации (декомпозиции) проекта?

7. Перечислите основные функции управления проектом.

8. Все ли фазы проекта являются обязательными (необходимыми)?

9. Чем отличаются фазы жизненного цикла и этапы реализации проекта?

10. В чем состоит различие организационной структуры проекта и предприятия?

11. Что понимается под «концепцией проекта»?

12. Что составляет суть предварительного анализа осуществимо­сти проекта?

13. Перечислите основные составляющие ходатайства о намере­ниях.

14. Дайте определение подрядных торгов.

15. В каких случаях используется система торгов?

16. Перечислите основных участников торгов. Назовите их основ­ные функции в процессе проведения торгов.

17. Перечислите этапы формирования команды.

18. Перечислите стадии развития команды.

19. В чем заключается процесс завершения проекта?

20. Что понимается под проектным финансированием?

ЛИТЕРАТУРА

1. Управление проектами / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро и др.: Справоч­ное пособие / Под редакцией И.И. Мазура и В. Д. Шапиро. — М.: Высшая школа, 2001.

2. Управление проектами. Уч. пос. / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро и др. / Под редакцией И.И. Мазура и В.Д. Шапиро. — М.: ОМЕГА-Л, 2004.

3. Управление инвестициями: В 2 т. / В.В. Шеремет, В.М. Павлю- ченко, В.Д. Шапиро и др. — М.: «Высшая школа», 1998.

4. Управление проектами (Зарубежный опыт) / Под ред. В.Д. Ша­пиро — СПб.: «ДваТрИ», 1993.

5. Управление проектами / PROJECT MANAGEMENT: Толковый англо-русский словарь-справочник / Под ред. проф. В.Д. Шапиро. — М.: «Высшая школа», 2000.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: