Пусконаладочные работы. К пусконаладочным работам относится комплекс мероприятий и работ, выполняемых в период подготовки и проведения индивидуальных испытаний комплексного опробования оборудования.
При этом под оборудованием подразумевается вся технологическая система объекта, т. е. комплекс всех видов оборудования, трубопроводов, сооружений и устройств, обеспечивающих выпуск первой партии продукции или обеспечения услуг, предусмотренных проектом.
Период индивидуальных испытаний включает в себя проведение монтажных и пусконаладочных работ с целью подготовки отдельных машин, устройств, агрегатов и сооружений к их приемке рабочей комиссией для комплексного опробования.
До начала индивидуальных испытаний осуществляются пуско-наладочные работы по электротехническим устройствам, автоматизированным системам управления, санитарно-техническому и силовому оборудованию.
Объем и условия выполнения пуско-наладочных работ определяются отраслевыми правилами приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов, утвержденными соответствующими министерствами и ведомствами РФ по согласованию с Госстроем России.
Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. В соответствии с действующими нормативными документами приемку законченных строительством объектов от исполнителя работ (генерального подрядчика) может производить как заказчик, так и любое другое уполномоченное инвестором лицо.
Заказчик вправе привлекать к приемке пользователя объекта (эксплуатирующую организацию), авторов проекта, специализированные фирмы, страховые общества и других юридических и физических лиц, создавая в необходимых случаях приемочные (рабочие) комиссии.
Приемка объектов производственного назначения, строительство которых производилось за счет средств федерального бюджета или льготного кредитования, осуществляется с учетом отраслевых особенностей, устанавливаемых министерствами Российской Федерации и другими органами центральной исполнительной власти по согласованию с Госстроем России, включая приемку объектов в эксплуатацию государственными приемочными комиссиями.
Объекты подобного рода подлежат приемке только в том случае, когда они подготовлены к эксплуатации: укомплектованы эксплуатационными кадрами, обеспечены энергоресурсами, сырьем и др.; на них устранены недоделки и начат выпуск продукции или оказание услуг в объеме, предусмотренном договором подряда.
Предъявляя к приемке объект (очередь, пусковой комплекс, здание, сооружение), исполнитель должен предоставить рабочей комиссии либо заказчику комплект документации, содержащей данные об объекте и акты испытаний.
Заказчик производит приемку объекта на основе результатов проведенных им проверок, контрольных испытаний и измерений, документов исполнителя работ, подтверждающих соответствие принимаемого объекта утвержденному проекту, нормам, правилам и стандартам, а также заключений органов надзора. Порядок проведения работ по приемке объекта, стадии приемки, объем контроля и методы испытаний принимаются в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, а также указаниями проектной или технологической документацией.
Объекты могут быть приняты в целом (в том числе «под ключ»), или по мере завершения отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий и сооружений в объеме, предусмотренном в договоре подряда на строительство.
Приемка законченного строительством объекта оформляется актом. Вся документация, прилагаемая к акту приемки законченного строительством объекта, после окончания работы приемочной комиссии должна быть передана заказчику (исполнителю).
Факт ввода в действие принятого объекта регистрируется заказчиком в местных органах исполнительной власти в порядке, установленном этими органами.
В статистическую отчетность введенный в действие объект включается за тот отчетный период, в котором был зарегистрирован факт ввода. Исполнитель работ на основе акта приемки представляет в установленном порядке статистическую отчетность о выполнении договорных обязательств.
Закрытие контракта. В связи с отсутствием в отечественной практике нормативных документов, регулирующих процесс закрытия контракта, в основу настоящего раздела положены результаты изучения зарубежного опыта [4].
Основными этапами закрытия контракта являются:
• проверка финансовой отчетности;
• паспортизация;
• выявление невыполненных обязательств;
• завершение невыполненных обязательств;
• гарантийное обслуживание и окончательные расчеты.
Проверка финансовой отчетности представляет собой проверку финансовой отчетности заказчика и подрядчика и включает в себя:
а) для заказчика:
• проверку полноты выписки фактуры на весь объем завершенных работ;
• согласование полученных платежей с представленными счетами- фактурами;
• проверку наличия документации по изменениям;
• контроль суммы удержаний, произведенных заказчиком;
б) для исполнителя:
• проверку платежей поставщикам и субподрядчикам;
• соответствие суммы заказов закупкам по накладным поставщиков;
• поиск просроченных платежей поставщику;
• подтверждение соответствующих удержаний.
Результаты такой проверки позволяют получить данные для подготовки окончательных финансовых отчетов по проекту.
Паспортизация представляет собой один из важных элементов организации закрытия контракта и заключается в регистрации заказчиком ранее предоставленной ему документации. В качестве последней могут выступать: документация, характеризующая технические условия используемого сырья и материалов, сертификаты и т. д. При правильном управлении инвестиционным процессом вопросы паспортизации решаются своевременно, а не только на этапе закрытия контракта.
Невыполненные обязательства должны быть завершены полностью на этапе закрытия контракта, однако их выявление должно осуществляться постоянно в течение всего времени выполнения контракта.
В результате проверки устанавливаются:
• объемы работ, не требующие дополнительных усилий и готовые к закрытию;
• объемы работ, требующие завершения для выполнения договорных обязательств.
На этапе завершения невыполненных обязательств предпринимаются усилия для исправления брака и устранения недоделок. В случае, если эти усилия дорогостоящи и длительны, руководитель проекта должен урегулировать проблемы с заказчиком путем уступок с его стороны в отношении некоторых требований или путем уплаты штрафа.
Если работа своевременно не выполнена, то должен рассматриваться вопрос об изменении контракта. Ведение переговоров с целью изменения условий контракта производится до его закрытия и окончательных платежей. Все изменения в контракте утверждаются заказчиком, и до его утверждения никакие дополнительные работы не выполняются. Информацию о выполнении всех работ по контрактам руководитель проекта передает комиссии, принимающей объект.
Закрытие контракта должно сопровождаться завершением расчетов по нему, т. е. выпиской счета для осуществления окончательного платежа.
Как правило, в контрактах предусматриваются штрафные санкции за нарушение сроков строительства. Если объект не закончен к установленному времени, заказчик предъявляет подрядчику требование об уплате неустойки. Специально оговоренные условия позволяют заказчику предъявить подрядчику счет на ликвидацию ущерба за каждый день просрочки строительства. Сумма ущерба и размер премий за досрочный ввод объекта заранее указывается в условиях контракта.
При окончательных расчетах учитывается экономия или перерасход денежных средств на проект. Если в процессе строительства подрядчик сократил издержки производства по каким-либо работам по сравнению с контрактной ценой, он получает вознаграждение.
При завершении проекта осуществляется подготовка итогового отчета, в котором описаны все проблемы строительства, пуско-наладки и организации эксплуатации. Этот отчет отражает опыт реализации проекта и используется для последующих проектов.
Гарантийное обслуживание осуществляется после закрытия контракта не командой, работающей над проектом, а функциональной группой, ответственной за гарантийное обслуживание. Этой группе передается:
• техническая информация;
• оборудование;
• инструменты;
• средства обучения;
• руководство по эксплуатации;
• чертежи;
• результаты испытаний;
• различные материалы фирм-поставщиков.
Условия гарантийного обслуживания оговариваются в контракте.
Выход из проекта. Для выхода из проекта необходимо проанализировать причины снижения эффективности реализации проекта, в том числе по показателям продолжительности строительства, роста цен на основные строительные материалы, повышения стоимости выполнения строительно-монтажных работ, роста расходов на оплату труда, повышения роста конкуренции в отрасли и спада экономической активности в отрасли, в которой реализуется инвестиционный проект; возрастания объемов заемных инвестиционных ресурсов, повышения ставки процента за кредит в связи с изменением конъюнктуры рынка, недостаточно обоснованного выбора подрядчиков для реализации проекта, ужесточения системы налогообложения и пр.
Основным критерием для принятия решения по выходу из проекта должен служить ожидаемый уровень доходности в изменившихся условиях его реализации. Продолжать реализацию следует при выполнении следующего условия:
ЭДПР > СДР +ПР + ПЛ,
где Эдпр - ожидаемая доходность реального проекта в изменившихся условиях реализации; Сдр - средняя ставка депозитного процента на денежном рынке; ПР - уровень «премии» (дополнительной доходности) за риск, связанный с осуществлением реального инвестирования; ПЛ - уровень «премии» (дополнительной доходности) за ликвидность с учетом прогнозируемого увеличения продолжительности реализации реального проекта.
Эффективными формами выхода из проекта являются:
• отказ от реализации проекта до начала строительно-монтажных работ;
• продажа частично реализованного проекта в форме объекта незавершенного строительства;
• продажа объекта на стадии его эксплуатации;
• привлечение на любой стадии реализации проекта дополнительного паевого постороннего капитала с минимизацией своего паевого участия;
• раздельная продажа основных видов активов реализуемого проекта.
РЕЗЮМЕ
Управление проектами является эффективным средством повышения хозяйствования в реальных российских условиях.
Начальная (предынвестиционная) фаза имеет принципиальное значение для потенциального инвестора/заказчика. Доказано, что выгоднее потратить деньги (иногда — немалые) на изучение вопроса, «быть или не быть проекту», чем начать бесперспективное дело. Если идея проекта оказалась приемлемой, следует провести комплексный (технический, экономический, коммерческий, экологический, социальный, организационный) анализ, цель которого - определить результаты (ценность) проекта.
Организационная структура является важным механизмом управления проектом. Она позволяет реализовать всю совокупность функций, процессов и операций, необходимых для достижения целей проекта.
Наиболее перспективной формой финансирования проектов является проектное финансирование, учитывающее требование регресса, распределение рисков, системная оценка затрат и доходов. Должного распространения в российской практике проектное финансирование пока не получило.
Разработка проектной документации и ее экспертиза занимают существенное место в управлении проектами. Их результатом должна быть документально оформленная уверенность в соответствии проекта требованиям заказчика и нормативным актам.
Планирование проекта является организующим началом всего процесса и содержит полную систему целей и задач, соответствующих им детальных работ и мероприятий, направленных на достижение основной цели (миссии) проекта.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Приведите одно из определений понятия «проект».
2. Назовите обязательные характеристики понятия «проект».
3. Дайте определение управлению проектами.
4. Перечислите подсистемы управления проектом.
5. Перечислите управляемые параметры проекта.
6. В чем состоит суть структуризации (декомпозиции) проекта?
7. Перечислите основные функции управления проектом.
8. Все ли фазы проекта являются обязательными (необходимыми)?
9. Чем отличаются фазы жизненного цикла и этапы реализации проекта?
10. В чем состоит различие организационной структуры проекта и предприятия?
11. Что понимается под «концепцией проекта»?
12. Что составляет суть предварительного анализа осуществимости проекта?
13. Перечислите основные составляющие ходатайства о намерениях.
14. Дайте определение подрядных торгов.
15. В каких случаях используется система торгов?
16. Перечислите основных участников торгов. Назовите их основные функции в процессе проведения торгов.
17. Перечислите этапы формирования команды.
18. Перечислите стадии развития команды.
19. В чем заключается процесс завершения проекта?
20. Что понимается под проектным финансированием?
ЛИТЕРАТУРА
1. Управление проектами / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро и др.: Справочное пособие / Под редакцией И.И. Мазура и В. Д. Шапиро. — М.: Высшая школа, 2001.
2. Управление проектами. Уч. пос. / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро и др. / Под редакцией И.И. Мазура и В.Д. Шапиро. — М.: ОМЕГА-Л, 2004.
3. Управление инвестициями: В 2 т. / В.В. Шеремет, В.М. Павлю- ченко, В.Д. Шапиро и др. — М.: «Высшая школа», 1998.
4. Управление проектами (Зарубежный опыт) / Под ред. В.Д. Шапиро — СПб.: «ДваТрИ», 1993.
5. Управление проектами / PROJECT MANAGEMENT: Толковый англо-русский словарь-справочник / Под ред. проф. В.Д. Шапиро. — М.: «Высшая школа», 2000.