Фактологическое обеспечение исследования представляет собой работу с фактами. Можно сформулировать следующие принципы и методы работы с фактами:
• проверка на объективность. Любой факт необходимо оценивать с позиции его соответствия реальности и объективным явлениям действительности. Только объективные факты могут обеспечить успех исследования;
• отношение к сущности. Факты должны быть существенными, что надо учитывать и при поиске, и при отборе фактов;
• информационная емкость. Каждый факт содержит определенный объем информации. Некоторые факты настолько полно и красноречиво свидетельствуют о том или ином явлении, что достаточно одного или нескольких из них, чтобы сделать определенное заключение. Но существуют и факты, мало значащие для данного объекта исследования, малоинформативные;
принцип научной ценности фактов, или принцип концептуальности: факты должны соответствовать критериям научной методологии исследования, правилам концептуального объяснения явлений;
|
|
• соответствие предмету исследования. В процессе проведения исследования может возникать много фактов, которые ценны сами по себе, но не всегда имеют прямое отношение к предмету исследования;
• принцип оценки источника факта. Нередки случаи, когда о реальности и объективности факта свидетельствует не сам факт, а источник его получения. Когда оценивается достоверность факта, необходимо оценивать и надежность источника его получения;
• принцип рационального сопоставления, сочетания и соединения фактов. Каждый факт в отдельности не обязательно способствует формулированию какого-либо вывода, но соединение фактов демонстрирует тенденции, характерные черты и особенности явления;
• принцип достаточности фактов для обобщения, анализа или формулирования выводов. Всегда существует некоторая критическая масса фактов, из которой возникают понимание и выводы, открытие или рекомендация. При исследовании необходимо чувствовать и оценивать достаточность фактов. Не следует торопиться с выводами, надо определять степень достаточности фактов, подтверждающих объективность и ценность результатов исследования;
• принцип научной интерпретации факта, т.е. объяснение факта с позиций истинности, объективности.
Наиболее характерные ошибки при работе с фактами в процессах исследования:
Ø преднамеренный выбор или подбор фактов, формирующий одностороннее представление или понимание действительности, проблемы, тенденций развития, что формирует деформированное понимание;
Ø подтасовка фактов, т.е. замена некоторых из них другими, замена главных, существенных фактов второстепенными, частными;
Ø искажение содержания факта его тенденциозной интерпретацией, ложным разъяснением;
Ø фальсификация фактов, т.е. определенный их подбор, искажающий действительное положение вещей;
Ø абсолютизация отдельных фактов, рождающая ложное представление о действительности, ограничивающее мышление.