Разные показатели характеризуют деятельность предприятия с разных сторон, поэтому чтоб не впасть в заблуждение, надо использовать весь комплекс показателей.
Исторически сложилось:
- Рентабельность отдельных изделий:
Расчет этой рентабельности позволяет принимать управленческие решения относительно производства и избегать накопления убытков. Расчет этого показателя требует отлаженной системы калькуляции, для определения себестоимости.
- Рентабельность продукции:
3. Общая рентабельность:
, где Прибыль_валовая – балансовая, ОПФ – основные производственные фонды, МОС – материальные оборотные средства (ТМЦ). Значение (роль) этого показателя на сегодня снизилось. В связи с переходом к рынку на первое место вышли другие показатели, а эти три отошли на задний план.
Итак ТОР новых показателей:
(1). Показатели использования доходов до уплаты налогов (потому что показывает способность предприятия зарабатывать доходы).
а). Коэффициент генерирования доходов (коэффициент экономической рентабельности):
Показывает способность зарабатывать доходы всеми своими активами. EBIT – доходы до уплаты процентов и налогов. Если Рэк. меньше цены капитала, то получаем утечку капитала и можем получить банкротство, потому что финансовые ресурсы утекают в большей степени, чем притекают и их становится меньше.
б). Коэффициент покрытия процентов к уплате:
TIE – time interest earning. Показывает способность предприятия зарабатывать доходы по уплате процентов. I – процент к уплата. Критическое значение этого показателя равно 2. Рассматривается банком в совокупности с коэффициентом характеризующим способность погашать кредит.
в). Коэффициент покрытия долгосрочных обязательств предприятия:
FCC – financial constant cost. Показывает способность предприятия погашать долгосрочные обязательства. Арендная плата включается в затраты предприятия, но на нее надо зарабатывать деньги, поэтому в числители стремимся собрать все, на что надо зарабатывать деньги. I – проценты, Фонд_погашения – погасительный фонд, формируется для погашения облигационного займа, его формирование вызвано нежеланием гасить займы из оборотных средств. Такой фонд формируется в виде банковского вклада (депозита), который потом будет потрачен на погашение займа.
(2). Показатели основывающиеся на показателях чистой прибыли.
Чистая прибыль – та часть прибыли, которая осталась после уплаты налогов и которая будет использоваться для уплаты дивидендов и для самофинансирования.
а). Рентабельность продаж:
Показывает долю чистой прибыли в рубле проданной продукции и характеризует эффективность текущих затрат.
Кроме текущих затрат есть авансированный капитал, от сюда:
б). Рентабельность активов:
Здесь рассматривается эффективность всех активов, а собственников интересует насколько эффективно используются вложенные ими средства:
в). Рентабельность собственного капитала:
Показывает доходность текущих средств, что вложили собственники. Показывает способность предприятия выплачивать дивиденды.
Пример: Подтверждение величины ожидаемой чистой прибыли поднимает стоимость акции и наоборот.
Формула Дюпона – трехфакторная модель динамики рентабельности собственного капитала:
Об.кап. – показывает сколько раз за период придет выручка, Стр.кап. – показывает долю СК в активах. Перепишем формулу:
Здесь мы видим факторы повлиявшие на изменение рентабельности собственного капитала и на что надо обращать внимание. Здесь мы получаем рентабельность собственного капитала и можем его поддерживать, регулируя эти факторы, компенсирую изменения одних изменяя другие. Если мы не обеспечиваем ROE на нужной величине, то получим снижение стоимости акции и приказ об увольнении.
г). Коэффициент самофинансирования:
Определяет способность предприятия обеспечивать расширенное воспроизводство за счет собственных источников. Уд. – удельный вес дивидендов в чистой прибыли (дивидендный выход). Если развернуть по формуле Дюпона, то получим четырех факторную модель, характеризующую самофинансирование: