Тема 11. Несоответствия, дефекты и потери товаров

11.1. КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕФЕКТОВ

Несоответствие – невыполнение установленных требований (ГОСТ Р ИСО 9000-2001). Разновидностями несоответствий являются:

1. Дефект – невыполнение требования, связанного с предполагаемым или установленным использованием (ГОСТ Р ИСО 9000-2001).

2. Недостаток товара (работы, услуги) – несоответствие товара обязательным требованиям, предусмотренным законом, либо в установленном им порядке; условиям договора или целям, для которых такого рода товар обычно используется, или целям, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора (Закон РФ «О защите прав потребителей»).

Классификация дефектов по степени значимости.

1. Критические дефекты – могут нанести вред жизни, здоровью, имуществу потребителей или окружающей среде.

2. Значительные дефекты – существенно влияющие на использование товаров по назначению и на их надежность, но не влияющие на безопасность для потребителя или окружающей среды.

3. Малозначительные дефекты – не оказывают существенного влияния на потребительские свойства товаров.

Классификация дефектов по наличию методов и средств обнаружения.

1. Явные дефекты – для которых предусмотрены методы и средства обнаружения.

2. Скрытые дефекты – для которых методы и средства обнаружения не предусмотрены или их применение нецелесообразно.

Классификация дефектов по наличию методов и средств устранения.

1. Устранимые дефекты – после их устранения товар может быть использован по назначению.

2. Неустранимые дефекты – их невозможно или экономически невыгодно устранять.

Классификация дефектов по месту возникновения.

1. Технологические дефекты – вызванные недостатками при проектировании или разработке продукции, сырья, несоблюдением или несовершенством производственных процессов.

2. Предреализационные дефекты – возникающие при транспортировании, хранении, подготовке к продаже или реализации товаров.

3. Послереализационные дефекты – возникающие при хранении, эксплуатации или использовании товаров потребителем.

Классификация дефектов по степени наносимого вреда.

1. Допустимые дефекты – ухудшающие качество товаров, но не утрачивающие их безопасность.

2. Недопустимые дефекты – вызывающие снижение уровня качества для определенной градации качества или утрату безопасности.

11.2. ДЕЙСТВИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И УСТРАНЕНИЮ НЕСООТВЕТСТВИЙ

1. Предупреждающее действие – устранение причины потенциального несоответствия или другой потенциально нежелательной ситуации.

2. Корректирующее действие – устранение причины обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации.

3. Коррекция – устранение обнаруженного несоответствия.

4. Утилизация несоответствующей продукции – предотвращение ее первоначального предполагаемого использования.

5. Разрешение на отклонение – разрешение на использование или выпуск продукции, которая не соответствует установленным требованиям.

6. Разрешение на отступление – разрешение на использование и выпуск продукции, с отступлениями от исходных установленных требований к продукции до ее производства.

7. Выпуск – разрешение на переход к следующей стадии процесса.

8. Реализация – передача товара от изготовителя или продавца приобретателю.

11.3. КЛАССИФИКАЦИЯ ТОВАРНЫХ ПОТЕРЬ

Товарные потери – вызваны частичной или полной утратой количественных и качественных характеристик товара в натуральном выражении.

Материальные потери – вызваны частичной или полной утратой стоимостных характеристик товара в денежном выражении.

1. Количественные (естественные, нормируемые) потери – уменьшение массы, объема, длины и других количественных характеристик товаров. Их виды: естественная убыль (усушка, распыл, розлив, улетучивание веществ, впитывание жидкой фракции продукта в упаковку, дыхание, бой стеклянной тары); предреализационные товарные потери (ликвидные и неликвидные отходы).

2. Качественные (актируемые) потери – микробиологические, биологические, биохимические, химические, физические и физико-химические процессы, снижающие ценность товара.

11.4. МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И СНИЖЕНИЮ ПОТЕРЬ

1. Организационные меры – выявление причин возникновения потерь с целью их предупреждения или снижения.

2. Технологические меры – учет факторов внутренней среды и регулирование факторов внешней среды, позволяющие предупредить или снизить товарные потери.

3. Информационные меры – обеспечение рабочего персонала необходимой информацией о правилах, нормах и требованиях, устанавливаемых нормативными и технологическими документами, которые позволяют предупредить или снизить товарные потери.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ 11

1. Приведите виды потерь.

2. Укажите классификацию дефектов по степени значимости.

3. Опишите классификацию дефектов по наличию методов и средств обнаружения и устранения.

4. Охарактеризуйте классификацию дефектов в зависимости от места возникновения и степени наносимого вреда.

5. Перечислите действия по предупреждению и устранению несоответствий.

ЛИТЕРАТУРА

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный Закон «О техническом регулировании», от 27.12.02 № 184-ФЗ.

2. Федеральный Закон «О защите прав потребителей», от 7.02.92 № 2300-1. (ред. от 15.09.05).

3. ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. – М.: Изд-во стандартов, 2001. – 6 с.

4. ГОСТ Р ИСО 9001-2001 Системы менеджмента качества. Требования. М.: Изд-во стандартов, 2001. – 9 с.

5. ГОСТ Р ИСО 9004-2001 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. М.: Изд-во стандартов, 2001. – 9 с.

6. ГОСТы на конкретные виды товаров разных товарных групп.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Николаева М.А. Основы товароведения: учебник для вузов – М.: Деловая литература, 2006. – 288с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Николаева, М.А. Идентификация и фальсификация пищевых продуктов / Николаева М.А., Лычников Д.С., Неверов А.Н. – М.: Экономика, 1996 – 246с.

2. Родина Т.Г. Сенсорный анализ продовольственных товаров: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 208с.

3. Шевченко В.В. Товароведение и экспертиза потребительских товаров: Учебник / В.В. Шевченко, И.А. Ермилова, А.А. Вытовтов [и др]; под общ. ред. В.В. Шевченко. – М.: ИНФРА–М, 2009 – 544с.

4. Сыцко В.Е. Товароведение непродовольственных товаров: Учебник / В.Е. Сыцко [и др.]; под общ. ред. В.Е. Сыцко. – Мн.: Выш. шк., 2009. – 669с.

5. Учебно-методический комплекс по специальности и направлению «Коммерция»/ сост. Суходоева Л.Ф., Большакова И.В., Галочкина Е.А. – Н. Новгород: Нижегородский гос. Университет, 2006.- 177 с.

6. Чепурной И.П. Идентификация и фальсификация продовольственных товаров: Учебник – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. – 460с.

7. Шепелев А.Ф. Товароведение и экспертиза непродовольственных товаров: Учебное пособие / Шепелев А.Ф., Печенежская И.А. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2010 – 672с./688с. – Т.1/Т.2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: