Основы профессионального мастерства

На основе «сплава» знаний, способностей и умений рождается мастерство - высший уровень профессионализма. Мастерство неотделимо от творчества, от способностей выдвигать новые идеи, принимать нестандартные решения, использовать оригинальные методы и технологии.

Основы профессионального мастерства- то главное, на чем оно строится, без чего педагогическое мастерство не возможно. Эти основы должны закладываться изначально при обучении в ВУЗе.

Компоненты основ педагогического мастерства:

1. Знания, умения, навыки;

2. Опыт творческой деятельности.

Уровни и способы овладения творческой деятельностью:

1. выработка умений выявлять и формулировать проблемы;

2. частично-поисковая деятельность;

3. исследовательская деятельность.

3. Сформированные личностные профессионально-значимые качества.

Профессиональное самосознание педагога-психолога – комплекс представлений учителя о себе как профессионале, включающий оценку себя как профессионала со стороны других людей – учеников, коллег, руководства, ожиданий со стороны других; самооценку педагогом своих отдельных сторон и становление профессиональной Я-концепции.

Структура профессионального самосознания:

1. Сознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности

2. Знание, мнение о степени своего соответствия профессиональным эталонам, о своем месте в системе профессиональных ролей

3. Знание человека о степени его признания в профессиональной группе

4. Знание о своих сильных и слабых сторонах, путях самосовершенствования, вероятных зонах успехов и неудач

5. Представление о себе и своей работе в будущем (Е.А. Климов)

Карьера – активное продвижение человека в освоении и совершенствовании способа жизнедеятельности, обеспечивающего его устойчивость в потоке социальной жизни; характеризующееся динамикой статусно-ролевых характеристик, форм социальной активности личности.

Профессиональная карьера связана с динамикой положения и активности личности в трудовой деятельности.

Имидж педагога – эмоционально-окрашенный стереотип восприятия образа педагога в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании.

Составляющие имиджа

1. Природные качества (коммуникабельность, рефлексивность, эмпатичность)

2. Характеристики личности как следствие ее образования и воспитания

3. Жизненный и профессиональный опыт

Вопросы для самоконтроля

1. Результатом профессионального становления любого субъекта деятельности является

А. высокое искусство

Б. профессиональное мастерство

В. талант.

2. Начальный этап профессионального становления

А. адаптант

Б. оптант

В. адепт.

3. Самый правильный путь адаптации молодого педагога-психолога в школе

А. изучение и принятие стиля жизни школы

Б. беспрекословное принятие традиций и правил школы

В. стремление все сделать так, как он считает нужным.

4. Характер и темперамент человека

А. не входят в структуру личности, определяющие индивидуальный стиль

Б. мало влияют на индивидуальный стиль деятельности человека

В. являются базовыми, основополагающими факторами в индивидуальном стиле работы.

5. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности необходимо вырабатывать для того, чтобы

А. обеспечить наибольшую успешность профессиональной деятельности

Б. понравится руководству образовательного учреждения

В. сделать работу наименее трудоемкой.

План семинара

1. Этапы профессионального роста: довузовский, вузовский, послевузовский.

2. Модели профессиональной карьеры. Составляющие идеальной модели психолого-педагогической карьеры.

3. Условия успешной психолого-педагогической карьеры.

4. Профессиональный имидж.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: