Учитель ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя, в окружающих.
Шаг первый: «Психологическая атака». Суть ее в том, чтобы переломить состояние психологического напряжения, создать условия для вхождения в эмоциональный контакт.
Шаг второй: «Эмоциональная блокировка» – локализовать, заблокировать состояние обиды, разочарования, потери веры в свои силы; помочь школьнику переосмыслить свой неуспех, найти причину именно с позиции «неуспех случаен, успех – закономерен»; переориентировать с пессимистической позиции на оптимистическую.
Шаг третий: «Выбор главного направления». Смысл педагогического действия состоит в том, чтобы не только установить очаг психологического напряжения личности, но и определить пути его нейтрализации.
Шаг четвертый: «Выбор равных возможностей». То есть создать проблемному школьнику примерно равные возможности проявить себя по сравнению с одноклассниками.
|
|
Шаг пятый: «Неожиданное сравнение» Заключается в том, чтобы неожиданно для коллектива сравнить результаты неуверенного ребенка (или трудного) с результатами общепризнанных лидеров и показать его явные достижения. Разумеется, этот прием может сработать единожды, сыграв роль стартового пуска. Далее ребенок должен развиваться за счет собственных резервов.
Шаг шестой: «Стабилизация». Приятная для отдельного школьника общая реакция удивления не должна быть единственной, чтобы неожиданность стала привычной. Важно, чтобы неожиданная радость трансформировалась в сбывшуюся, заранее рассчитанную, подготовленную.