Только деятельность, приносящая успех и удовлетворение, становится для личности фактором развития. Ситуация успеха налицо, если сама личность определяет, осознает, переживает этот успех как результат собственных усилий, преодоления трудностей, своего неумения, неуверенности, неопытности.
Приемы:
Снятие страха перед деятельностью, освобождение от психологического зажима, ожидания неудачи
– У тебя получится, давай попробуем.
– Это просто, легко…
– Не получится – поищем другой путь, я помогу…
Усиление мотивации, социальной значимости деятельности
– Это важно для нас…
– Без этого не сможем продвигаться дальше.
– От тебя зависит общий результат.
Скрытая помощь
– Начни с этого.
– Здесь, вероятно, главное…
– Не забудь, пожалуйста…
Авансирование личности (прием персональной исключительности)
– Ты это сделаешь лучше других.
– Именно тебе мне хотелось это поручить.
– У тебя, такого умного (внимательного, ловкого), это обязательно получится
Педагогическое внушение
– Начинай же, смелее!
Усиление внимания достоинствам работы
– Вот эта деталь получилась прекрасно!
– Особенно удалось…
– Больше всего мне нравится…
Неожиданное сравнение
– Смотри, у тебя получилось даже лучше, чем у Андрея! (Прием сравнения достижений неуверенного ребенка с результатами общепризнанных лидеров следует применять осторожно, чтобы не вызвать негативных чувств учащихся по отношению друг к другу).
Важные условия использования технологии создания ситуации успеха:
1. Закрепление успеха, т.е. успех не должен быть единичным, личность нужно «вести» от успеха к успеху.
2. Переживание общей радости от успеха каждого члена коллектива, недопустимость противопоставления детей друг другу, личности и коллектива.
3.Учет индивидуальных особенностей детей.