Истинность воскресения (15. 1-58)

Основное содержание Евангелия (15.1-19). Апостол обращается к новой теме: некоторые коринфяне, не отрицая факта воскресения Христова, ставили под сомнение учение о всеобщем воскресении. Павел показывает, что воскресение Иисуса Христа неотделимо от воскресения тех, кто верует в Него (15.20-23), что под угрозой оказалось то самое учение, которое коринфяне изначально слышали и приняли от него: «Ибо я передал вам во-первых то, что и принял: что Христос умер за грехи наши по Писаниям, и что Он был погребён, и что Он воздвигнут в третий день по Писаниям» (15.3-4). Эти стихи охватывают сущность не только проповеди Павла, но и всего учения ранней Церкви об искупительной смерти и воскресении Иисуса Христа как исполнении обетований Ветхого Завета: следовательно, отрицание воскресения, это не сомнение некоторых из коринфян в том, что говорил Павел, а несогласие с тем, во что верят все.

Неоспоримым доказательством воскресения Иисуса Христа стали Его явления разным лицам, перечень которых далее приводит Павел: «… Он явился Кифе, потом - Двенадцати; затем свыше чем пятистам братьям одновременно, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые почили; затем явился Иакову, потом всем апостолам» (15.5-7). Этот список несколько отличается оттого, что мы знаем из Евангелий: в него входит явления «свыше чем пятистам братьям одновременно» и Иакову, брату Господню, которые отсутствуют у евангелистов. Окончания этого списка может показаться несколько необычным, поскольку последним кому явился воскресший Христос, Павел называет себя: «…а после всех явился и мне, словно недоноску. Ибо я наименьший из апостолов, я, который недостоин называться апостолом, потому что гнал Церковь Божию. Но благодатию Божией я семь то, что я есмь, и благодать Его во мне не оказалась тщетной, но я больше всех их потрудился, впрочем не я, но благодать Божия со мною» (15.6-10). Апостольство и служение Павла определяются не его выбором, а призывом Божиим. Воскресший Христос счёл нужным явиться ему, точно так же, как «Двенадцати… и всем апостолам». Это событие уравняло его с теми, кто видел Иисуса Христа до него[28].

Не случайно Павел отдельно упоминает о явлениях Петру и Иакову. Петр публично до этого отрекся от своего Учителя, а Иаков уверовал в Иисуса лишь после Его воскресения (Ин 7.5; Деян 12.17).

Итак, восстание Иисуса Христа свидетельствует о возможности воскресения, которую отрицали в Коринфе: «Если же о Христе проповедуется, что Он восстал из мёртвых, - как говорят некоторые между вами, что нет воскресения мёртвых?» (15.12). И наоборот, невозможность воскресения делает невероятным воскресение Иисуса Христа: «Если же нет воскресения мёртвых, - то и Христос не восстал, а если Христос не восстал, тщетна наша проповедь, тщетна и вера ваша» (15.13-14). Отрицание воскресения делает напрасной как христианскую проповедь так и веру в неё. Павел доводит такие рассуждения до абсурда: о Боге говорится то, чего Он не совершал, а проповедующие воскресение превращаются в лжецов: «При этом мы оказываемся и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали против Бога, что Он воздвиг Христа, Которого Он не воздвигал, если действительно мёртвые не восстают. Ибо, если мёртвые не восстают, то и Христос не восстал» (15.15-16). Если Воскресения не произошло, говорит апостол, тогда смерть Иисуса Христа ничем не отличалась от смерти всех прочих людей, а стало быть, не могла сообщить никому прощения: «вы по-прежнему во грехах ваших», восклицает он. Тем самым ничего не изменилось в участи верующих, «…и усопшие во Христе погибли». А если посмертный удел всех людей – гибель и воздаяния не будет, то вера вообще бесполезна; она ничего не даёт человеку ни в нынешний жизни, ни в будущей. «Мы несчастнее всех людей» (15.19) – заключает Павел. «Если мёртвые не восстают, будем есть и пить, ибо завтра умрём!» (15.32) – повторяет он лозунг своего времени.


Преодоление смерти (15.20-28). Но Воскресение Иисуса Христа предначертало всеобщее воскресение: «…Христос восстал из мёртвых, начаток усопших» (15.20). Этот образ основан на требовании к израильтянам приносить первый сноп жатвы священнику (Лев 23.10). Такое приношение показывало признание, что весь последующий урожай есть собственность Бога. Суть в том, что воскресение Иисуса Христа и воскресение верующих не являются отдельными, не связанными между собой событиями. Напротив, Иисус должен был первым восстать из мертвых (Деян 26.23) и сделать возможным общее воскресение.

Павел предвидит вопрос, каким образом произошедшее с одним человеком может затронуть всех остальных людей, и обращается к личности Адама: «Ибо, поскольку чрез человека – смерть, чрез Человека и воскресение мёртвых» (15.21). Смерть вошла в мир, как наказание за преступление первого человека. Она неизбежна для всех его потомков. Адаму как виновнику смерти Павел противопоставляет Христа как источник жизни. Адам и Христос являются персональными возглавителями человечества: Адам – падшего, а Христос – спасённого. Как падение первого человека завлекло в него все последующие поколения («в Адаме все умирают»), так и спасительные деяния Иисуса Христа распространяются на всех Его последователей: «…во Христе все будут оживотворены. Но каждый в своем чине: начаток Христос, затем Христовы» (15.22-23). Процесс воскресения уже начался, первым был воздвигнут Иисус, а после Него, восстанут мертвые «в пришествие Его». Возвращение Христа в мир Павел уподобляет покорению военачальником мятежных территорий. Он установит окончательную власть Бога над всеми, кто противился Ему, и «упразднит всякое начало и всякую власть и силу». А затем, как полководец склонялся перед императором и преподносил ему трофеи своих побед, так и Иисус предаст «Царство Богу и Отцу» (15.24).

Павел указывает на некий период царствования Христа, пока ещё не окончательно устранена смерть. Он называет её последним врагом, после устранения которого наступит конец: «Ибо надлежит Ему царствовать до тех пор, пока Он не положит всех врагов под ноги Свои. Как последний враг, упразднена будет смерть» (15.25). В Царстве Божием власть Бога должна быть абсолютной, поэтому всё, что ещё не повинуется Богу, вынуждено будет покориться Ему: «Ибо Бог всё подчинил под ноги Его. Когда же Он скажет, что всё подчинено, – ясно, что за исключением Подчинившего Ему всё. Когда же подчинено Ему будет всё, тогда и Сам Сын будет подчинён Подчинившему Ему всё, чтобы был Бог всё во всём» (15.27-28). Цитата из Пс 8.7[29] позволяет Павлу сказать, что в конечном итоге Сам Сын покорится Богу. Павел не имеет в виду, будто Сын чем-то ниже в Своем достоинстве и существе, но что в Своем служении Он Сам покоряется воле Отца. Тем самым упразднение смерти – это кульминация и итог всех спасительных деяний Божиих.

Следствие веры в воскресение (15.29-34). Следующий аргумент Павла основан на том, что некоторые из коринфян принимали крещение за уже умерших: «Если мёртвые вообще не восстают, почему же принимают крещение за них?» (15.29). Согласно истории ересей такая практика действительно бытовала у маркионитов, монтанистов и керинфян; но нам ничего не известно о её наличии в древней церкви. Поскольку Павел говорит о возможности воскресения лишь тех, кто был связан со Христом (15.18: «Значит и усопшие во Христе погибли…»; 15.23: «начаток Христос, затем Христовы в пришествие Его»[30]), это могло привести к принятию крещения за мёртвых. Павел напоминает об этой практике, не только не считая её предосудительной, но и, напротив, даже одобряя её. Он указывает на неё как на доказательство существования воскресения.

И наконец, вся миссия самого Павла, преисполненная страданиями и муками, была бы необъяснима, если бы он не верил в воскресение мёртвых: «Для чего и мы подвергаемся опасностям ежечасно? Я каждый день умираю… Если я из человеческих побуждений боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза?» (15.30-32). Это указание можно понимать не только как образ, но и как свидетельство о том, что апостол Павел в действительности был заключён в Ефесе в тюрьму, о чем не упоминается в книге Деяний, и, как другие преступники, был принуждён бороться с дикими зверями на арене цирка(см. 4.9).

Тело воскресения (15.35-50). Далее Павел опровергает то, что, по-видимому, было основным возражением некоторых коринфян против телесного воскресения. Под влиянием языческой философии у этих христиан развилось презрение к человеческому телу. Вероятно, они считали тело по природе порочным и, как следствие, полагали, что учение о воскресении подразумевает реанимацию теперешнего тела: «Но скажет кто-нибудь: как восстают мёртвые и в каком теле они приходят? Неразумный, то, что ты сеешь, не может быть оживотворено, если не умрёт» (15.35-36). В преддверии Страстей Иисус сравнил Своё погребение и воскресение с тем, как пшеничное зерно падает в землю, прорастает и порождает новую жизнь[31]. Павел использует этот образ для иллюстрации разницы между тем, что сажают, и тем, что в конечном итоге вырастает из семени[32]. Из неживого семени пробуждается жизнь в многообразии её форм: «...что ты сеешь, не тело будущее ты сеешь, но голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое. Но Бог дает ему тело, какое Он захотел дать, и каждому семени – свое тело» (15. 37-38). То, что в результате вырастает из неживого семени, Павел называет его новым телом. Апостол указывает на различие тел у живых существ: «Не всякая плоть – та же плоть, но одна – у людей, другая плоть – у скотов, другая плоть - у птиц, другая – у рыб» (15.39). Далее он говорит, что наряду с земными телами, существуют и небесные. Если земные тела отличаются друг от друга формой, то небесные тела разнятся друг от друга славой (то есть интенсивностью сияния): «И есть тела небесные, и есть тела земные, но иная слава небесных, иная слава земных. Одна слава солнца, и другая слава луны, и другая слава звёзд; и звезда от звезды отличается славой» (15.40-41).

Человеческое тело, умершее и погребенное, не во всем идентично телу, которое воскреснет. Апостол указывает на коренное изменение, которое произойдет с ним: «Так и воскресение мёртвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в бесчестии, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе» (15.42-43). Такие характеристики, как бесчестие и немощь, являются отличительными чертами апостольского служения (4.10[33]). Применяя эти свойства к телу, Павел подчёркивает неразрывною связь, которая существует между телом и личностью человека.

Качественная перемена, на которую указал апостол, будет вызвана тем, что к человеку возвратится не его прежняя плоть – он получит новое духовное тело: «Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Если есть тело душевное, есть и духовное» (15.44). Это противопоставление чрезвычайно важно. Павел посвящает несколько стихов разъяснению своей мысли. Он уже употреблял слова «душевный» и «духовный», чтобы провести различие между теми, кто не имеет Св. Духа, и теми, кто Им обладает. Христиане уже приняли Духа Святого, и они – «духовные» (см. 3.1), но ещё не обрели своё «духовное тело». Духовным человек может быть уже на земле, а духовное тело получит лишь при воскресении.

Различение двух тел апостол обосновывает, вновь сравнивая Адама и Иисуса Христа: «Так и написано: стал первый человек, Адам, душою живою; последний Адам – духом животворящим» (15.45). Го­во­ря об Ада­ме как о «ду­ше жи­вой», апо­стол об­ра­ща­ет­ся к кни­ге Бы­тия, где ска­за­но, что Адам «стал ду­шею жи­вою» бла­го­да­ря ды­ха­нию жиз­ни, ко­то­рое «вду­нул в ли­це его» Бог (Быт 2.7). За­тем апо­стол го­во­рит, что Хри­стос как Вос­крес­ший Че­ло­век пре­вос­хо­дит Ада­ма, Он об­ла­да­ет пол­но­той Свя­то­го Ду­ха и уже принял Своё духовное, или прославленное, тело и стал неразлучен со Святым Духом.

Духовное тело предназначено не для этого мира, поэтому оно должно сменить земное тело для будущей небесной жизни: «Но не духовное прежде, а душевное, затем духовное. Первый человек – от земли из праха; второй Человек – с неба. Каков тот, кто из праха, таковы и те, кто из праха, и каков Небесный, таковы и небесные» (15.46-48). Причина, по которой требуется преображение земного тела, связана с его причастностью к грехопадению Адама. Падшая природа человека должна претерпеть коренное преображение: «Но то говорю вам, братья, что плоть и кровь Царства Божия наследовать не могут, и тление нетления не наследует»[34] (15.50).

Преображение (15.51-58). Павел выражает надежду, что его адресаты смогут застать возвращение Христа и для вступления в Его Царство Божие облекутся в нетленные, бессмертные тела: «Вот я говорю вам тайну: все мы не умрём, но будем все изменены, вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит она, и мёртвые будут воздвигнуты нетленными, и мы будем изменены. Ибо надо, чтобы это тленное естество облеклось в нетление, и это смертное естество облеклось в бессмертие» (15.51-53). Итак, Второе пришествие Иисуса Христа будет сопровождаться воскресением мёртвых и изменением живых: «Когда же это тленное естество облечётся в нетление, и это смертное естество облечётся в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Где, смерть, твоя победа? Где, смерть, твое жало?» (15.54-57). Эти стихи – одно из самых выразительных и ярких мест в посланиях апостола Павла. Парафразами из Исайи и Осии (основанными на греческом переводе Ветхого Завета, Септуагинте) Павел, ссылаясь на свои прежние доводы (ст. 24-28), решительно доказывает окончательное упразднение смерти воскресением. Воздаяние, которое ожидает верующих в воскресении, делает нетщетной христианскую добродетель: «Итак, братья возлюбленные, твёрдыми будьте, непоколебимыми, всегда преизобилующими в деле Господа, зная, что труд ваш не тщетен в Господе» (15.58).

Заключительная часть послания (16.1-24). На основании 2 Кор 8.1-4 и Рим 15.25-27 можно заключить, что одной из основных целей третьего миссионерского путешествия апостола Павла был сбор пожертвований среди основанных им общин для Иерусалимской Церкви. Апостол ссылается на совет, которой он дал галатам: в воскресенье, когда христиане собирались для «преломления хлеба» и молитвы (Деян 20.7), каждый из них «пусть откладывает у себя, накопляя, что ему удастся, чтобы не было сборов тогда, когда приду» (16.1). Павел никогда не носил собранные им средства. Их должны будут передать те, кого сами коринфяне пожелают отправить в Иерусалим: «А когда прибуду, то тех, кого вы найдете подходящими, я отправлю с письмами доставить дар ваш в Иерусалим. Если же уместно будет и мне идти, они пойдут со мною» (6.3-4). Павел пишет им о своих ближайших планах: «Приду же я к вам, когда пройду Македонию; ибо я иду через Македонию. Но у вас, может быть, я задержусь или даже перезимую, чтобы вы меня проводили, куда я буду идти. Ибо я не хочу видеть вас теперь мимоходом; ибо надеюсь некоторое время остаться у вас, если Господь позволит. Останусь же я в Ефесе до Пятидесятницы» (6.5-8).

В заключение, он ещё раз призывает коринфян во всём руководствоваться любовью: «Пусть всё у вас делается в любви» (16.14). «Приветствие моей, Павла, рукой» (16.21). Всё послание (до этого момента) было написано писцом (см. Рим 16.22). Сам Павел обычно приписывал в конце несколько слов, служивших его личной подписью: «Если кто не любит Господа, да будет анафема Маранафа» (1 Кор 16.22). Здесь же вместо греческого выражения Павел вписал арамейские слова, означающие: «Приди, Господи!» (или «Господь грядет»), что отражает богослужебную практику ранней Церкви в Палестине. «Любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе» (16.24) – эти слова ещё раз свидетельствуют об отеческом отношении Павла к подопечным.


[1] В соответствии с ветхозаветной традицией.

[2] Кас­си­ан (Без­обра­зов), епи­скоп. Хри­стос и пер­вое хри­сти­ан­ское по­ко­ле­ние, 2-е изд., Па­риж, 1992. C. 263: «Очевидно, глубокого нарушения церковного мира не произошло… Не исключена возможность, что Аполлос привлекал к себе своим красноречием (ср. Деян 17.24-28), до которого греки были очень падки. Они могли предпочесть его Павлу, который, по собственному признанию, красноречием не отличался (ср. 2 Кор 11.6; ср. 10.10)… Но упоминание Кифиных и Христовых позволяет думать, что в Коринфе работали и Иудаистические агитаторы. Они могли противополагать Павлу Петра и ссылаться на то, что знали Христа в дни Его общественного служения. Но в то время, когда ап. Павел писал 1 Кор, их влияние, по всей вероятности, еще не успело сказаться. Павла, по-видимому, сильнее беспокоили те разделения, которые были связаны с противопоставлением его и Аполлоса, и к которым он возвращается еще несколько раз (3.4 и слл., 4.6, ср. еще упоминание Аполлоса в 16:12)».

[3] Возможно, что присутствие Аполлоса в Коринфе имело больший успех у коринфян, чем проповедь Павла.

[4] 1.18: «Ибо слово о кресте для погибающих есть безумие, для нас же, спасаемых, есть сила Божия».

[5] «Ведь поскольку мир своей мудростью не познал Бога в премудрости Божией, – благоугодно было Богу безумием проповеди спасти верующих.»

[6] 2.10: «…то Бог нам открыл чрез Духа; ибо Дух всё проницает, и глубины Божии, Ибо кто знает из людей, что в человеке? Только дух человеческий, который в нем. Так и Божиего не познал никто, только Дух Божий».

[7] Явный намек на предшествующее обсуждение истинной мудрости.

[8] По-видимому, в первую очередь он обращается здесь к той части коринфских христиан, которые высокое социальное положение отождествляли с духовными достижениями.

[9] То есть, как светский правитель со своими ликторами, которые несут его жезл – символ власти, облечённой полномочиями вершить суд.

[10] Римские законы предусматривали за это преступление наказание ссылкой на остров.

[11] Есть предположение, что этот «некто» занимал высокое положение, те же, кто стоял на более низкой ступени социальной лестницы, не могли подвергать судебному преследованию представителей высших классов. Большинство коринфских христиан происходило из низших слоёв общества и, возможно, не решалось давать оценку такому поведению.

[12] Согласно одному из толкований 2 Кор 2.5-11, этот человек раскаялся в своем грехе.

[13] 1.28: «не много мудрых, не много благородных».

[14] В 7.1 вопрос «не прикасаться женщине», а в 7.25 о «девстве».

[15] В других местах Павел высказывается о браке более позитивно (Еф 5.22-33, 1 Тим 3.2) и даже осуждает «запрещающих вступать в брак» (1 Тим 4.3).

[16] Греки и римляне рассматривали обрезание как увечье. Иногда иудеи, жившие в окружении греческой культуры, подвергали себя небольшой хирургической операции, которая скрывала следы обрезания.

[17] В греческом тексте призыв «воспользуйся» не указывает на объект, объясняющий, чем именно следует воспользоваться. Некоторые комментаторы считают, что рабы должны воспользоваться возможностью стать свободными. Однако куда более вероятно, что Павел призывает рабов с покорностью принять своё положение, зная что они стали вольноотпущенниками Господа.

[18] 1Кор 3.21-23: «Итак, никто да не хвалится людьми; ибо всё – ваше: Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее – всё ваше; вы же – Христовы, а Христос Божий».

[19] Типологией в богословии называется установление исторической связи между определёнными событиями, личностями или вещами в Ветхом Завете и сходными событиями, личностями и вещами в Новом Завете.

[20] Павел обращается к системе вассальных отношений в древнем мире.

[21] «Слава» в данном случае означает принадлежность.

[22] В Коринфе христианские собрания проходили в частных домах (16.19 «Приветствуют вас в Господе особенно Акила и Приска вместе с церковью, собирающейся в их доме»), где женщина пользовалась авторитетом и где она находилась с непокрытой головой. Известия о коринфской церкви Павлу в Ефес принесли доверенные лица Хлои (богатой деловой женщины), которые курсировали между этими двумя городами по делам торговли. Хотя проблема здесь, по-видимому, не в мужчинах и женщинах как таковых, но именно в муже и жене.

[23] Как и в ветхозаветные времена (10.1-13).

[24] «…а будучи судимы, наказываемся Господом, чтобы не быть осуждёнными с миром».

[25] См. Пятидесятницу: «мы их слышим каждый на своем собственном наречии, в котором мы родились» (Деян 2.6).

[26] «Кто знает, сколько разных наречий в мире, и каждое из них выражает себя звуками. Итак, если я не знаю значения наречия, я для говорящего буду варваром и говорящий будет варваром для меня».

[27] В стихе же 23 «неверующий» (или «непосвященный» - это житель Коринфа, не состоящий в церкви, для которого греческий является родным, поэтому между стихами 21 и 24 нет противоречия.

[28] 9.1: «Разве я не апостол, разве Иисуса Христа я не видел»?

[29] «...поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его».

[30] Как и в 1 Фес: «мёртвые во Христе воскреснут».

[31] Ин 12.24: «Истинно, истинно говорю вам: если зерно пшеничное, упав на землю, не умрет, оно остается одно; если же умрет, приносит много плода».

[32] Образ сеяния встречается на протяжении всего послания.

[33] «…мы немощны, а вы крепки; вы славны, а мы в бесчестии. До нынешнего часа мы и голод терпим, и жажду, и наготу, и заушения».

[34] Ср. 5.9: «Или вы не знаете, что неправедные Божьего Царства не наследуют? … ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи… ни воры… ни пьяницы… ни грабители – Царства Божия не наследуют».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: