Тема: «Развитие методики естествознания в России»

Задание 1. В предисловии к учебнику «Начертание естественной истории» В. Ф. Зуев писал о том, что при работе над текстом учебника учитель заставляет «того либо другого ученика читать попараграфно, прочетши один параграф, толкует оный и, растолковав, спрашивает того либо другого ученика, как оне читанное и толкованное понимают».

Какие приемы работы с текстом предлагал использовать В. Ф. Зуев? Почему эти приемы были признаны более прогрессивными, чем чтение текста и прямой его пересказ?

Задание 2. В.Ф.Зуев считал, что в процессе преподавания естественной истории необходимо использовать средства наглядности: предметы «в натуре или по крайней мере на картине»; что каждая школа должна иметь «собрание» таких «вещей»; что в первую очередь надо изучать природу родного края, а «не редкости иноземных стран».

Оцените степень актуальности этих взглядов с точки зрения современной методики преподавания естествознания. Какому принципу отбора содержания тем самым было положено начало?

Задание 3. В книге «Предметные уроки в начальной школе» Л. Я. Герд писал «...отдельным естественным наукам — зоологии, ботанике, минералогии, физике и др. — в начальной школе нет места. Здесь место только одной нераздельной науке об окружающем неорганическом и органическом мире».

Какому современному принципу отбора и конструирования (содержания естествознания было положено начало этим утверждением А.Я. Герда? Выскажите ваше мнение о его целесообразности или нецелесообразности. Докажите это мнение.

Задание 4. В приведенной ниже таблице дано сопоставление словесного и предметного преподавания1, которое предложил известный ученый-методист начала XX в. В.П. Вахтеров. Проанализируйте по таблице это сопоставление. Сделайте предположение о том, какому из этих подходов отдавал предпочтение В. П.Вахтеров. Приведите аргументы в пользу вашего предположения. Проверьте это предположение по книге «Методика преподавания естествознания в начальной школе» (авт. З.А. Клепинина,

Г. Н.Аквилева).

Исключительно словесное преподавание Предметное преподавание
Не отвечает природе ребенка Отвечает природе ребенка
Понижает успешность обучения в смысле усвоения и запоминания урока Значительно повышает успешность обучения
Требует большой затраты времени на объяснение Сокращает время на объяснения
Требует от учеников больших усилий, часто превышающих их силы Помогает воспринять новые сведения легко, свободно, без особых усилий
Дает сведения недостаточно полные и точные Дает сведения определенные и точные
Дает только слова, а слова — символы понятий Дает детям не только новые понятия, но и новые представления и ощущения
Дает ребенку сведения бледные и неясные Дает образы ясные
Не позволяет ученику узнать о предмете больше того, что скажет учитель Дает возможность ученику самостоятельно найти в предмете признаки, о которых не говорит ни учитель, ни книга
Развивает способность жить в мечтах Развивает наблюдательность, которая играет важную роль в жизни
Понижает в детях уверенность в своих знаниях Повышает уверенность в своих знаниях

Контрольная работа


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: