Задание 1. В предисловии к учебнику «Начертание естественной истории» В. Ф. Зуев писал о том, что при работе над текстом учебника учитель заставляет «того либо другого ученика читать попараграфно, прочетши один параграф, толкует оный и, растолковав, спрашивает того либо другого ученика, как оне читанное и толкованное понимают».
Какие приемы работы с текстом предлагал использовать В. Ф. Зуев? Почему эти приемы были признаны более прогрессивными, чем чтение текста и прямой его пересказ?
Задание 2. В.Ф.Зуев считал, что в процессе преподавания естественной истории необходимо использовать средства наглядности: предметы «в натуре или по крайней мере на картине»; что каждая школа должна иметь «собрание» таких «вещей»; что в первую очередь надо изучать природу родного края, а «не редкости иноземных стран».
Оцените степень актуальности этих взглядов с точки зрения современной методики преподавания естествознания. Какому принципу отбора содержания тем самым было положено начало?
|
|
Задание 3. В книге «Предметные уроки в начальной школе» Л. Я. Герд писал «...отдельным естественным наукам — зоологии, ботанике, минералогии, физике и др. — в начальной школе нет места. Здесь место только одной нераздельной науке об окружающем неорганическом и органическом мире».
Какому современному принципу отбора и конструирования (содержания естествознания было положено начало этим утверждением А.Я. Герда? Выскажите ваше мнение о его целесообразности или нецелесообразности. Докажите это мнение.
Задание 4. В приведенной ниже таблице дано сопоставление словесного и предметного преподавания1, которое предложил известный ученый-методист начала XX в. В.П. Вахтеров. Проанализируйте по таблице это сопоставление. Сделайте предположение о том, какому из этих подходов отдавал предпочтение В. П.Вахтеров. Приведите аргументы в пользу вашего предположения. Проверьте это предположение по книге «Методика преподавания естествознания в начальной школе» (авт. З.А. Клепинина,
Г. Н.Аквилева).
Исключительно словесное преподавание | Предметное преподавание |
Не отвечает природе ребенка | Отвечает природе ребенка |
Понижает успешность обучения в смысле усвоения и запоминания урока | Значительно повышает успешность обучения |
Требует большой затраты времени на объяснение | Сокращает время на объяснения |
Требует от учеников больших усилий, часто превышающих их силы | Помогает воспринять новые сведения легко, свободно, без особых усилий |
Дает сведения недостаточно полные и точные | Дает сведения определенные и точные |
Дает только слова, а слова — символы понятий | Дает детям не только новые понятия, но и новые представления и ощущения |
Дает ребенку сведения бледные и неясные | Дает образы ясные |
Не позволяет ученику узнать о предмете больше того, что скажет учитель | Дает возможность ученику самостоятельно найти в предмете признаки, о которых не говорит ни учитель, ни книга |
Развивает способность жить в мечтах | Развивает наблюдательность, которая играет важную роль в жизни |
Понижает в детях уверенность в своих знаниях | Повышает уверенность в своих знаниях |
Контрольная работа
|
|