Техническое обслуживание автомобилей
Методическое пособие по выполнению курсового проекта и соответствующего раздела дипломного проекта для студентов очной и заочной форм обучения по специальности:
190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Версия: 1.0 | стр. 1 из 36 | ||||
Для расчета производственной программы необходимы исходные данные:
Ас – списочное количество автомобилей, прицепов, (по моделям и типам), ед;
lс– среднесуточный пробег одного автомобиля, км;
Др – количество рабочих дней в году, дн.
Категория условий эксплуатации;
Природно-климатическая зона;
Пробег автомобиля с начала эксплуатации.
Независимо от размера автотранспортного предприятия, исходных данных, типажа автомобилей расчет производственной программы по ТО и ТР выполняется в следующей последовательности.
Расчет годовой производственной программы по техническому обслуживанию и текущему ремонту подвижного состава
1.1 Общие указания к расчету
Производственная программа автотранспортного предприятия – это объем работ по ТО и ТР автомобилей, который выполняется за год, цикл, сутки.
Необходимо указать:
Пробег до КР (Приложение 1 таблица1)
Lнкр
Периодичность ТО-1, ТО-2 автомобиля (Приложение 1таблица 7)
L нто-1
L Н то-2
Трудоемкость воздействия ЕО, ТО-1, ТО-2, ТР (Приложение 1 таблица 9)
t нео =
t нто-1 =
t нто-2 =
t нтр =
1.2 Выбор корректирующих коэффициентов
Все необходимые корректирующие коэффициенты выбираются в соответствии с исходными данными
k1 - коэффициент, корректирующий категорию условий эксплуатации (Приложение 1таблица 2)
k1 то =
k1 тр =
k1 кр =
k1 з/ч =
k2- коэффициент, корректирующий тип и модификацию подвижного состава (Приложение 1таблица 3)
k2 то =
k2 тр=
k2 кр=
k2 з/ч =
k3 - коэффициент, корректирующий природно–климатические условия(Приложение 1таблица 4)
k3 то =
k3 тр=
k3 кр =
k3 з/ч =
k4- коэффициент, корректирующий пробег с начала эксплуатации (Приложение 1таблица 5)
k4=
k4' =
k 5- коэффициент, корректирующий трудоемкость в зависимости от размера АТП и количества технологически совместимых групп автомобилей (Приложение 1таблица 6)
k 5=
1.3 Корректирование нормативов
Корректирование пробега автомобиля до капитального ремонта:
;
где - нормативный пробег до капитального ремонта, км.;
- коэффициент, корректирующий категорию эксплуатации;
- коэффициент, корректирующий тип и модификацию подвижного состава;
- коэффициент, корректирующий природно-климатические условия;
Корректирование периодичности пробега до ТО-1.
;
где - нормативная периодичность ТО-1, км.;
- коэффициент, корректирующий категорию эксплуатации;
- коэффициент, корректирующий природно-климатические условия;
Корректирование периодичности пробега до ТО-2.
;
где - нормативная периодичность ТО-2, км.
1.4 Корректирование пробегов по среднесуточному пробегу автомобиля.
Ежедневное обслуживание
LЕО= LCC
Периодичность ТО-1
;
где - целое число.
Периодичность ТО-2
;
где - целое число.
Пробег до капитального ремонта
;
где - целое число.
1.5 Количество КР на один автомобиль за цикл эксплуатации
;
1.6 Количество ТО-2 на один автомобиль за цикл эксплуатации
;
1.7 Количество ТО-1 на один автомобиль за цикл эксплуатации
;
1.8 Количество ЕО на один автомобиль за цикл эксплуатации
;
1.9 Переводной коэффициент перехода от цикла к году
;
где Lг1авто- пробег за год одного автомобиля, км;
- общий пробег за цикл (КР), км.
Пробег за год одного автомобиля
;
где Дрг – число дней работы предприятия за год, дн.;
αт – коэффициент технической готовности.
Коэффициент технической готовности
;
где ДЭЦ – дни эксплуатации за цикл, дн.;
ДРЦ – дни простоя автомобиля в ТО и ремонтах за цикл, дн.
Дни эксплуатации за цикл
Дни простоя в ТО и ремонтах
где ДТО,ТР – продолжительность простоя автомобилей в техническом обслуживании (ТО-2) и в текущем ремонте/1000 км, дн. (Приложение 1,Таблица 8);
k4 – коэффициент корректирования продолжительности простоя автомобилей в техническом обслуживании и ремонте в зависимости от пробега с начала эксплуатации
ДК – простой автомобиля в капитальном ремонте (КР) с учетом времени транспортировки на авторемонтный завод и обратно, дн.
где - нормативный простой автомобиля в КР на авторемонтном заводе, дн. (Приложение 1,таблица №8).
1.10 Количество капитальных ремонтов за год
;
где Ас – списочное количество автомобилей, ед.
1.11 Количество ТО-2 за год
;
1.12 Количество ТО-1 за год
;
1.13 Количество ежедневных обслуживаний за год
;
1.14 Расчет числа диагностических воздействий (Д-1 и Д-2) за год по парку автомобилей
;
;
1.15 Определение суточной программы по ТО и диагностированию автомобилей
Суточная программа ЕО
;
Суточная программа ТО-1
;
Суточная программа ТО-2
;
Суточная программа по диагностике Д-1
;
Суточная программа по диагностике Д-2
;
1.16 Расчет годового объема работ ТО и ТР.
1.16.1 Трудоемкость ежедневного обслуживания одного автомобиля
;
где - нормативная трудоемкость ЕО, чел.ч.
- коэффициент, учитывающий механизацию работ
=0,35-0,75.
1.16.2 Трудоемкость работ ТО-1 одного автомобиля
;
где - нормативная трудоемкость ТО-1, чел.ч.
1.16.3 Трудоемкость работ ТО-2 одного автомобиля
;
где - нормативная трудоемкость ТО-2, чел.ч.
1.16.4 Удельная трудоемкость ТР на один автомобиль
;
где - нормативная удельная трудоемкость ТР на 1000 км, чел.ч.
1.17 Годовая трудоемкость работ ТО-1 на парк автомобилей
;
1.18 Годовая трудоемкость работ ТО-2 на парк автомобилей
;
1.19 Годовая трудоемкость сезонного обслуживания автомобилей
;
где - норма трудоемкости СО (0,2; 0,3; 0,5) в зависимости от климатического района.
1.20 Годовая трудоемкость работ ТО-2 с учетом трудоемкости сезонного обслуживания
;
1.21 Годовая трудоемкость работ ЕО на парк автомобилей
;
1.22 Годовая трудоемкость ТО-1 и ТО-2 с учетом сопутствующего ТР при проведении ТО-1 и ТО-2
Ттрто-1=Тгто-1+Т1спр;
Ттрто-2=Тгто-2+Т2спр;
где Т1спр и Т2спр- годовая трудоёмкость сопутствующего ТР при проведении ТО-1 и Т О-2, чел.ч.
Т1спр=Нстр· Тгто-1;
Т2спр= Нстр· Тгто-2;
Где Нстр- доля сопутствующего ТР в зоне ТО-1 и ТО-2 (0,15-0,20)
1.23 Годовая трудоемкость работ ТР всего парка автомобилей
Тгтр=Ттр- Т1спр- Т2спр;
Трудоемкость работ ТР на парк автомобилей.
;
1.24 Распределение годовых трудоемкостей ТО-1 и ТО-2 по видам работ
1.24.1 Распределение трудоемкости ТО-1.
Виды работ и их доли трудоемкости для различных видов подвижного состава принимаются по таблицам (Приложение 1,таблицы 10,11) в зависимости от типа подвижного состава. Распределение трудоемкости ТО-1 и ТО-2 по видам работ в проекте представляется таблицами.
;
где - трудоемкости отдельных видов работ ТО-1, чел.ч.;
- доли отдельных видов работ согласно нормам распределения ТО-1, % (Приложение 1,таблица 10)
Таблица 1 – Распределение годовой трудоемкости ТО-1 по видам работ
Виды работ ТО-1 | Доли ТО-1, , % | Трудоемкость ТО-1, чел.ч. |
Диагностические Крепежные Регулировочные Смазочные, заправочно-очистительные Электротехнические Обслуживание системы питания Шинные | ||
Итого |
1.24.2 Распределение трудоемкости ТО-2 по видам работ
;
где - трудоемкости отдельных видов работ ТО-2, чел.ч.;
- доли отдельных видов работ согласно нормам распределения ТО-2, % (Таблица 11)
Таблица 2 – Распределение годовой трудоемкости ТО-2 по видам работ
Виды работ ТО-2 | Доли ТО-2, , % | Трудоемкость ТО-2, чел.ч. |
Диагностические Крепежные Регулировочные Смазочные, заправочно-очистительные Электротехнические Обслуживание системы питания Шинные Кузовные | ||
Итого |
1.25 Распределение работ ТР по видам работ.
Работы, выполняемые непосредственно на автомобилях, называются постовыми. Остальные виды работ по ТР условно относятся к участковым.
При проектировании номенклатура постовых и цеховых работ и их доли от годового объема работ ТР принимаются по таблице 12 в зависимости от типа подвижного состава.
Распределение постовых работ ТР по видам работ.
Используется общая зависимость:
;
где - трудоемкость работ на отдельных постах ТР, чел.ч.;
- доля отдельных видов постовых работ ТР, согласно нормам распределения, % (Таблица 12).
Распределение трудоемкости ТР по участкам
;
где - трудоемкость работ на отдельных участках ТР, чел.ч.
- доли отдельных видов участковых работ ТР, согласно нормам распределения, % (Приложение 1,таблица 13).
Таблица 3 Распределение годовой трудоемкости ТР по видам воздействий и видам работ
Виды работ | Доля, , % | Трудоемкость ТР i, чел.ч. |
Постовые работы: диагностические регулировочные разборочно-сборочные сварочно-жестяницкие малярные | ||
Итого: | ||
Участковые работы: моторные агрегатные слесарно-механические электротехнические аккумуляторные ремонт приборов системы питания вулканизационные кузнечно-рессорные медницкие сварочные жестяницкие арматурные деревообрабатывающие обойные | ||
Итого: | ||
Всего: | ТТР |
1.26 Годовой объем по самообслуживанию предприятия.
Годовая трудоемкость работ по самообслуживанию предприятия.
;
где - доля работ по самообслуживанию
зависит от количества технологически совместимых групп подвижного состава.
при
при
1.27 Распределение работ самообслуживания по видам работ.
Используется общая зависимость:
;
где - трудоемкости отдельных видов работ самообслуживания, чел.ч.
- доли отдельных видов работ самообслуживания согласно нормам распределения, %
Номенклатура трудоемкостей по видам работ и их доли (%) принимаются из таблицы и оформляются таблицей в проекте.
Распределение трудоемкости работ самообслуживания по видам.
Таблица 4 - Распределение трудоемкости работ самообслуживания по видам
Виды работ по самообслуживанию | Доли, % | Трудоемкость самообслуживания, чел.ч. |
Электротехнические | ||
Механические | ||
Слесарные | ||
Кузнечные | ||
Сварочные | ||
Жестяницкие | ||
Медницкие | ||
Трубопроводные (слесарные) | ||
Ремонтно-строительные и деревообрабатывающие | ||
Итого |
1.28 Распределение объема работ по диагностированию Д-1 и Д-2.
Суммарная годовая трудоемкость диагностических работ при выполнении ТО-1, ТО-2, ТР.
где - годовая трудоемкость диагностических работ при выполнении ТО-1, чел.ч.
- годовая трудоемкость диагностических работ при выполнении ТО-2, чел.ч.
Годовая трудоемкость диагностических работ Д-1
;
Годовая трудоемкость диагностических работ Д-2
;
1.29 Общая годовая трудоемкость работ по АТП.
;
1.30 Трудоёмкость вспомогательных работ по АТП.
Твсп= ΣТгобщ·0,25;
Где 0,25-объем вспомогательных работ по АТП (25%).
1.31 Расчет годового фонда рабочего времени.
ФРВг = (Дк – (Дв + Дп + До + Дб + Дг)) × tсм;
где Дк − дни календарные,
Дв − дни выходные,
Дп − дни праздничные,
До − дни отпуска,
Дб − дни по болезни,
Дг − дни на выполнение общественных и гос. обязанностей,
tСМ − продолжительность рабочей смены
Количество дней принимается в соответствии с производственным календарем на текущий год.
1.32 Расчет численности ремонтных рабочих.
Технологически необходимое число рабочих обеспечивает выполнение суточной производственной программы, а штатное - годовой.
Расчет рабочих (технологически необходимых и штатных) ведется по каждой зоне и по каждому участку.
Результаты расчетов сводятся в таблицу
;
где ФРВг – годовой фонд одного рабочего места, час.
;
где hШ – коэффициент штатности. (0,95-0,97)
Результат расчетов сводим в таблицу 5
Таблица 5 – Определение численности рабочих
Подразделения участка | Годовой объем | ЯЯвочное | Штатное | |
расчет | принятое | |||
ЕО | ||||
ТО-1 | ||||
ТО-2 | ||||
Д-1 | ||||
Д-2 | ||||
ТР постовые | ||||
ТР участковые: | ||||
Агрегатные | ||||
Моторные | ||||
Слесарно-механические | ||||
Электротехнические | ||||
Аккумуляторные | ||||
Ремонт приборов системы питания | ||||
Шиномонтажные | ||||
Вулканизационные | ||||
Кузнечно-рессорные | ||||
Медницкие | ||||
Сварочные | ||||
Жестяницкие | ||||
Арматурные | ||||
Обойные | ||||
Всего |
Результаты расчета годовой производственной программы ТО и ТР автомобилей используются для определения основных технологических показателей зон и участков АТП.
Проектирование отдельных элементов АТП (зон, цехов, складов и т.д.) – это определение числа постов и линий, распределение рабочих по постам, подбор технологического оборудования, определение площадей зон, участков, складских помещений.
Режим работы зон ТО зависит от режима работы автомобилей на линии в течении суток и числа рабочих дней в году.
При 5-дневной работе Др.г. = 253 дн.;
При 6-дневной работе Др.г. = 305-307 дн.;
При 7-дневной работе Др.г. = 365 дн.;
Соответственно принимается и число рабочих дней ТО и диагностики (253, 305-307, 365 дней).
Работы, связанные с ТР могут выполняться по режиму 5-дневной или 6-дневной недели.
Длительность смены (tсм) при:
5-дневной недели равна 8 часов
6-дневной – 7 часов
7-дневной-6 часов
ЕО, ТО-1, ТР могут работать в межсменное время (т.е. ночную смену). Это малоэффективно. ТО-2, ТР должны работать в дневную смену.
Режим работы участков диагностики зависит от режима работы зон ТО и ТР. Диагностирование Д-1 после ТО-2 и ТР выполняется в дневное время. Участок Д-2 может работать в одну или две смены.
1.33Выбор метода организации ТО и ТР
Техническое обслуживание подвижного состава может быть организовано на отдельных постах или поточных линиях. Критерием для выбора метода ТО является суточная программа по каждому виду обслуживания (ЕО, ТО-1, ТО-2).
Исходными данными для расчета числа постов ТО служат ритм производства и такт поста.
Ритм производства (Ri) – это время, приходящееся в среднем на выпуск одного автомобиля из данного вида ТО, или интервал времени между выпуском двух последовательно обслуживаемых автомобилей из данной зоны.