СКД - общественно-целесообразная, нравственно-мотивированная деятельность по созданию, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры
Субъектами СКД могут быть государственные и общественные институты, отдельные лица и социальные общности, проявляющие активность в различных сферах духовной жизни.
СКД создает систему, в процессе которой формируются нравственные убеждения, нравственные чувства, нравственные поступки, поведение человека. В условиях деятельности нравственная убежденность наиболее ярко проявляется в том, что не ощущая в свободное время факторы служебного или иного юридически зафиксированного контроля, люди с исключительным упорством и последовательностью трудятся над созданием новых духовных и материальных ценностей, отдают свой досуг благородному делу пропаганды искусства. Участие в социально - культурной деятельности стимулирует рост духовных запросов, тягу к знаниям. В этой деятельности человек вырабатывает высоко моральные и духовные качества.
|
|
· средства СКД – это духовные и материальные виды деятельности, источники и инструменты создания благоприятной культурной среды;
· методы СКД – это совокупность приемов и способов, направленных на решение конкретных просветительских, воспитательных и иных культуросозидающих задач;
· формы СКД – это стабильно применяемая совокупность средств и методов идейно – эмоционального воздействия, обеспечивающие осуществление социально – культурных процессов.
Средства СКД – это духовные и материальные виды деятельности, источнкики и инструменты создания благоприятной культурной среды, идейно-эмоционального воздействия на сознание, чувства и поведение людей, вовлечение их в мир культуры в процессе досуговой деятельности.
К ведущим средствам можно отнести: живое слово, искусство, образ, средства массовой информации, средства наглядной агитации и пропаганды, книги, музыкальные инструменты, технические средства, звукозаписывающая, звуковоспроизодящая, проекционная и иная аппаратура и т.д. Эти средства используются на всех уровнях деятельности, составляющих структуру досуга: от уровне развлечения до уровня общественных, общекультурных потребностей, одним из проявлений которого является праздничный досуг.
Средства КДД должны обеспечивать педагогические инструменты различных форм общественно-организованного свободного времени, эффективно использоваться в информационно-просветительной, художественно-массовой и зрелично-игровой деятельности, осуществлять идейно-эмоциональное воздействие (живое слово) и т.п.
|
|
Социально педагогические критерии к средствам КДД соотносятся с критериями, предъявляемыми к КДД в целом. Это:
- критерий социально значимой направленности КДД;
- критерий соответствия методики работы современным требованиям обеспечения педагогического влияния на сознание, поведение и отношения людей в условиях свободного времени;
- критерии преемственности, систематичности и последовательности КДД,
- критерий стимулирования культурной деятельности самого человека, включенности личности в различные формы культурно-досугового творчества.
- формирование и развитие умений и навыков рационально строить свой досуг;
- самовыражения и самоутверждения личности в сфере свободного времени.
- критерий удовлетворенности духовных интересов и потребностей разных групп населения.
критерий соответствия половозрастным, социальным и иным особенностям группы, по отношению к которой используется данное средство.
Социально-педагогические критерии эффективности использования средств КДД должны способствовать реализации функций досуга, которую определяют как развивающую, предполагающую вовлечение личности в процесс непрерывного просвещения, развитие художественного, технического и других видов любительского творчества, обеспечение личностно значимого общения, реализация компенсаторных возможностей свободного времяпрепровождения, расширение сферы проявления личностных качеств, самоутверждения, самореализации своих творческих потенций.
Социально-педагогические критерии эффективности средств КДД отражают:
- результативность воздействия на нравственный облик и развитие личности, проявляющуюся в изменении ее сознания, поведения и деятельности;
- гармоничность включения людей в процесс непрерывного просвещения, различные виды творчества и рациональный отдых,
- соответствие содержания и процесса СКД современным принципам общественной организации досуга.