Методика удовлетворения и дальнейшего развития информационно-познавательных потребностей средствами СКД

потребность- особая необходимость

потребность – это объективная нужда организма в определенных условиях, обеспечивающих его жизнь и развитие, это определенное состояние психики человека, отражающее недостаток веществ энергии и других факторов, необходимых для непрерывного функционирования человека.

Общая структура потребностей (в сжатом виде) включает в себя: материально-биологические (в пище, воде, сне, продолжении рода, защите от внешних воздействий), социальные (принадлежать к социальной группе, занимать в ней определенное место, пользоваться вниманием, уважением, любовью со стороны других людей) и идеальные (потребность в познании, самовыражении, творчестве и т. п.).

Информационно-познавательные потребности можно отнести к области идеального субъективного. «Это осознанная нужда в дополнительных знаниях для решения конкретных задач».

Эта потребность отражается в сознании в виде образа, модели, осознается как рассогласование между имеющимися знаниями и знаниями необходимыми.

В литературе широко распространено мнение о существовании общественной (наряду с коллективной и индивидуальной) информационной потребности. Для удовлетворения общественных информационных потребностей создаются системы народного образования, архивы, музеи, библиотеки, радио, телевидение, телеграфные агентства, пресса.

С таким мнением не соглашается Д.И. Блюменау, он обращает внимание на то, что потребность в массовой информации ничуть не менее индивидуальна, чем потребность в специальной информации, и органы массовой коммуникации (радио, печать, телевидение и т.п.) отнюдь не относятся к разряду «служб», а являются социальными институтами по производству публицистических, эстетических и обыденных знаний. Мы поддерживаем точку зрения Д.И. Блюменау и также считаем, что понятие «общественная информационная потребность» не имеет «за собой реального денотата» и введено в научный обиход, видимо ошибочно.

Таким образом, можно определить две группы информационной потребности: коллективная и индивидуальная, которые формируются в условиях активного взаимодействия и которые определяют в целом рост потребностей

Нужно отметить, что изучение механизма возникновения и развития информационно-познавательных потребностей и интересов необходимо не только для повышения эффективности их удовлетворения, но и для сокращения доли времени, затраченного на поиск необходимой информации и для успешности формирования высокой информационной культуры современного поколения.

Выявление информационно-познавательных потребностей непосредственно связано с дифференциацией потребителей информации, что также важно при формировании информационной культуры.

Классификация групп потребителей информации разрабатывается в зависимости от задач информационного обеспечения, характера деятельности потребителей.

Потребителей информации можно подразделить на коллективные и индивидуальные.

Коллективные потребители могут классифицироваться по видам организаций: информационно-просветительные, социально-культурные, научно-исследовательские, учебные заведения и др. Каждая их вышеуказанных групп может быть в свою очередь разбита на подгруппы.

Индивидуальные потребители делятся по должностным признакам, характеру деятельности и используемой информации.

С точки зрения активности использования информации все потребители подразделяются на реальных и потенциальных.

К реальным потребителям можно отнести все категории индивидуальных потребителей, регулярно пользующихся услугами информационных систем (средства массовой информации, библиотека и т.п.)

К потенциальным потребителям относятся те, кто совсем не пользуется услугами информационных служб или пользуются эпизодически. Важную роль играет информационная среда, в которой происходит процесс восприятия, она в одних случаях подпитывает, развлекает, а в других отвлекает и раздражает.

Формируют благоприятную информационную среду многие социальные институты, в том числе и культурно-досуговые учреждения. Они предлагают разнообразные формы социально-культурной деятельности, в которых реализуются информационно-познавательные интересы и потребности юных. Например:

I. Формы преимущественного информационного характера:

лекция, беседа, интервью, конференция, репортаж, устный журнал, вечер вопросов и ответов, реклама, презентация, экскурсия, выставка, обозрение, консультация и т.д.

Их цели:

1. информировать о каких-либо фактах, событиях;

2. стимулировать познавательную активность подростков;

3. ориентировать в потоке информации;

4. расширять кругозор.

II. Формы просветительского характера:

лекторий, чтение, альманахи, народный университет, семинары и т.д.

Их цели:

1) дать необходимую информацию:

2) дать определенную систему знаний.

27.2. Деловой этикет и культура делового общения. Этика – (греч. этос – логово зверя, жилище чел.) – лат.– мораль, моралес; наука о морали и нравственности. Исконнорусское слово: нравственность. Мораль (нормативность, устойчивость смысла) в русс. язык проникает в 18в., Карамзин. М. – наука о должном, а не о сущем (Бентам, Кант).Общение основной способ жизнедеятельности человека в обществе. Реализуя свои материальные и духовные потребности, человек посредством общения вступает в разного рода отношения производственные, политические, идеологические, нравственные и т.д. Общение может происходить на разных уровнях. Деловое общение можно определить как общение, вызванное необходимостью осуществления функций, связанных с обеспечением деятельности фирмы с учетом обратной связи. Деловое общение фирмы складывается из общения с другими фирмами, общении с отдельными гражданами и деловым общением сотрудников внутри фирмы. Выделяют несколько форм управленческого общения внутри фирмы: 1. Субординационная форма общения. Это общение между руководителями и подчиненными, в основу которого положены административно- правовые нормы. Такое общение складывается как между руководителями и исполнителями, так и между руководителями разных уровней. Субординационная форма общения может носить линейный, функциональный и смешанный, линейно-функциональный характер. При линейных отношениях у каждого руководителя может быть несколько подчиненных, но каждый подчиненный непосредственно имеет только одного руководителя. Что касается функциональных отношений, то работник может подчиняться нескольким руководителям одновременно, причем каждый из этих руководителей контролирует осуществление конкретной функции.2. Служебно-товарищеская форма общения. Это общение между коллегами, в основу которого положены административно-моральные нормы.3. Дружеская форма общения. Это общение между руководителями, между руководителями и подчиненными. В основе такого общения лежат морально-психологические нормы взаимодействия.

Общие принципы делового общения (общие принципы этики для всех профессий):

1.Все равны перед законом = принцип недискриминации, никакого телефонного права.

2.Принцип точности и аккуратности, компетентности, «не навреди!».

3.принцип приватности, конфиденциальности, проф. тайны.

4.принцип коллегиальности и право на критику, командный пр. работы (нет критике своего товара);

5.принцип бесконфликтности – умение разрешать конфликтные ситуации. В споре можно применять метод «сократического диалога» - надо начинать с общей платформы, с вопросов, на которые следует ответ «да». Менеджер д. сохранять рабочую обстановку, избегать стресса.

6.Пинцип информированного согласия (за искл. коммерч. тайны).

Этикет – возникает при дворе Людовика 14; это палочка с листком, на котором записывали тех, кто пришел на прием к королю. Дистанция офиц. и неофиц. отношений. Этикет дел. отношений – различные аспекты, облегчающие деловую жизнь:

- этике телефонных переговоров, фуршет, прием гостей в офисе, визитная карточка (основное правило – черный текст на белом фоне), деловая одежда, этикет приема иностр. партнеров, переговоров…

Составляющими этикета являются: хорошие манеры, умение вести себя правильно в общественных местах, в различных ситуациях; внешний вид, одежда; культура речи, которая предполагает не только ее грамматическую и стилистическую правильность, но и отсутствие вульгарных слов, умение четко и точно излагать свои мысли так, чтобы их правильно могли понять окружающие, умение здороваться и прощаться, благодарить за помощь или услугу, просить, извиняться, умение разговаривать и поддерживать беседу. Деловой этикет складывается из делового этикета руководителя, сотрудников и проявляется как во внутрифирменном общении, так и в общении с клиентами и партнерами.

Требования к оформлению деловых бумаг: Одна из первых деловых бумаг, с которыми сталкиваются клиенты – бланк фирмы, характеризующий фирму, по которому может сложиться первое впечатление о деловых партнерах.

Культура проведения переговоров: Успех переговоров зависит от тщательности их предварительной подготовки, который можно разделить на 2 этапа: организационный (определение места и времени встречи и формирование делегации и назначение ее главы, определить функции каждого члена делегации) и содержательный: провести анализ проблемы и оценить ситуацию, - проанализировать свои и партнерские интересы, - разработать целостные предложения; - подготовить инструкции участникам переговоров.

Технология ведения переговоров: Переговоры начинаются с приветствия и представления, Первым представляется глава принимающей делегации, затем глава – приехавшей. После этого главы делегаций представляют своих сотрудников. Прерывать и перебивать выступающих не принято. Во время переговоров могут быть поданы чай или кофе. По окончании встречи необходимо попрощаться с партнером, можно договориться о новой встрече и передать деловой сувенир.

Проведение делового совещания: Опоздания недопустимы. Правила:предварительная подготовка повестки дня и ее неукоснительное соблюдение;заблаговременное оповещение участников совещания о его содержании и необходимости твердо его придерживаться;назначение времени окончания и начала совещания.Э тикет руководителя: Компетентность; существенные требования служебного этикета, относящиеся к руководителю любого ранга: — овладение наукой управления, — совершенствование профессиональных знаний, — повышение общей культуры. Руководитель никогда не должен считать себя единственным специалистом во всех вопросах, решаемых коллективом.

Руководитель не забывает, придя на работу, приветствовать своих коллег. Обращение к подчиненным на вы — необходимый инструмент поддержания нормальных служебных отношений и трудовой дисциплины. При личной встрече руководитель, если он сравнительно молод, первым приветствует сотрудников старше его и женщин.

Стучать или не стучать в дверь кабинета руководителя, у которого нет секретаря, определяет сам хозяин кабинета. Руководителю, беседующему с сотрудником или посетителем, не следует: просматривать бумаги, не относящиеся к делу; долго разговаривать по телефону; барабанить пальцами по столу, если беседа затягивается, руководитель может дать сигнал об ее окончании, поднявшись со стула.

В сфере делового общения в наши дни активно выступает вежливое вы. Переход на ты может быть только двусторонним и добровольным: это связано с духовным сближением людей и теплотой отношений. Инициатива в переходе на вы должна исходить от старшего по возрасту и служебному положению. В большинстве организаций существуют свои правила, касающиеся курения и приема пищи за рабочим местом. Лучше всего и то, и другое делать в специально отведенных для этого местах.

Этикет телефонных разговоров. правила:Стараться снимать трубку после первого (в крайнем случае после второго) звонка; Всегда называть себя, свою фирму или отдел;Здороваться;Стараться говорить отчетливо, в меру громко и не слишком быстро; Тон голоса должен выражать спокойствие, дружелюбие и заинтересованность; При телефонном разговоре следует держать под рукой письменные принадлежности;; Сохранять хладнокровие и рассудительность даже при телефонном разговоре на неприятную тему; Звонить можно с 9 до 22 часов, в другое время только в исключительных случаях или на основании предварительной договоренности. Лучше звонить в первой половине дня, но не в момент начала рабочего дня, а также не в самом конце работы и не в обеденное время. Не следует звонить накануне выходных вечером; Следить за правильностью речи, говорить трудные слова и термины в разбивку;Стараться быть предельно кратким и точным в выражении своих мыслей; Заботиться о том, чтобы быть правильно понятым (можно задать вопрос на понимание, повторить ключевые слова и главные мысли); Уметь тактично оборвать затянувшийся разговор.

Этико-психологические принципы культуры делового общения. Выделяют следующие основные этико-психологические принципы культуры общения:1. Принцип создания условий для проявления личностного потенциала сотрудников, их профессиональных знаний, опыта, способностей. Этому во многом способствует делегирование полномочий руководителя, т.е. передача подчиненным ряда задач или некоторых видов деятельности из сферы действий руководителя 2.Принцип полномочий и ответственности. Каждый работник должен четко знать свою должностную компетенцию, т.е. задачи, обязанности и права по их реализации.3. Принцип поощрения и наказания. Всякий человек стремится к самоутверждению, и большинство из нас к признанию именно в производственной сфере. При этом следует помнить, что оценке подлежит именно поступок, а не личность "нарушителя" в целом. Разговор-наказание должен строиться по схеме: положительные эмоции (высокая оценка личности в целом) отрицательные (анализ проступка) и вновь положительные (выражение веры в то, что подобная ситуация не повторится). Создание имиджа как составная часть культуры делового общения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow