Основные этапы и противоречия развития самодеятельной общности

Объединения возникли, живут, испытывают кризисы – это развивающийся живой социальный механизм.

Этапы развития:

1. Стадия диффузной суммарной группы.

Развитие объединения возникает с диффузной группы. Объединение происходит на основе общих формальных признаков, при этом люди практически не знакомы.

Например: туристская группа – существует общая программа, интересы, сферы деятельности. Между людьми начинают складываться отношения, впечатления, межличностные связи.

2. В процессе своего развития возникают связи и группа становится группой-ассоциацией. Друг с другом познакомились, программа выполнена, вернулись, расстались, редко контактируют между собой. Группа прекратила свое существование.

Если группа развивается, то начинают работать социально-психологические закономерности:

а) включается механизм идентификации. Механизм лидерства. Соц-психол. закономерности:

Формирование внутригрупповых норм: без норм не может жить ни одна группа. Проба личности на принятие или непринятие групповых норм.

Групповые нормы обеспечивают предсказуемость поведения окружающих, можно предвидеть поведение личности, принадлежащей к данной группе, позволяют стандартно реагировать на ситуацию, не рискуя попасть в неприятность либо ее создать (фактор стабилизации отношений);

Групп нормы избавляют человека от тревоги и неопределенности.

При отсутствии общих правил поведения в группе или отсутствии их, человек не знает как себя вести, чтобы не навлечь осуждения.

Групп нормы позволяют эффективно осуществлять любой вид совместной деятельности.

Они создают индивидуальное лицо группы.

Чем больше существует группа – тем больше норм, чем больше норм, тем больше внутригрупповое давление на личность.

Санкции к тем, кто выполняет нормы: неясные намеки, прохладные отношения, открытое недовольство, требование соблюдения групповых правил, байкот, исключение из групповой деятельности.

б) Механизм формирования сплоченности группы:

Осознание себя группой.

Растет степень контактов, психолого-социальные взаимосвязи, общность ценностных ориентаций

Интеграция в группе растет (но в постоянной коммуникации человек не может держать более 7 человек).

Сплоченная группа

в) Механизм формирования социометрической структуры группы; метод социометрии открыл американский ученый Дж. Морено: в человеческой среде отношения представляются как взаимное притяжение и отталкивание людей. Например, с кем едут отдыхать? Лидер тот, с кем хотят отдыхать большинство., существует также категория тех, которых не уважают. Метод позволяет выявить силовые поля: лидеры и аутсайдеры.

г) Мех. референтации. Референтная группа – это группа, чьи идеалы, нормы, ценности ориентации не только принимаются индивидом во внимание при реализации соц. поведения, но и становятся мотивом деятельности личности.

Эталонная (референтная) группа может быть реальной, а может быть и воображаемой (герои книг, кинофильмов)

В общности неизбежно выделяются лидеры.

д) Мех. лидерства. Лидер придерживается ценностей и норм группы. Для лидера характерны сильный тип нервной системы и очень высокий уровень агрессивности.

е) Механизм идентификации, т.е. соотнесения себя с чем-то очень важным, значимым. эмоциональное приобщение личности к группе, с которой личность себя идентифицирует. Уровни идентификации:

Примитивная идентификация (находится на уровне телесной моторики – коллективы фанатов, хиппи и т.п. – демонстрационное поведение);

Аутсайдерская – непризнание, комплекс неполноценности (клубы толстяков, клубы гуливеров, сексуальные меньшинства и т.п.).

Парциальная - Смешение любви и ненависти к объекту подражания.

Индоктринальная – идентификация с лидером, носителем определенной идеи, сверхдоверие к лидеру, а остальное отрицается.

Проективная – с образом времени и отношением к нему (напр., ретрокультурные)

Формируется общность «мы», когда восприятие подразумевает «мы» и «они». От 1 до 3 лет работают эти механизмы в группе. Как только в объединении стало хорошо – это первый признак кризиса.

Признаки кризиса:

Кризис цели деятельности

Кризис отношений (соперничество, несходство ценностных ориентаций).

Чтобы выйти из кризиса необходимо:

Замена цели, как ее расширение или гиперболизация.

Поиск новых референтов – т.е. новые символы, образы, лица, которые дадут новые направления деятельности;

Конструирование фантомов и поиск оппозиций – найти врага, с которым можно бороться.

Изменение вида или формы совместной деятельности, рамена руководителя, реорганизация актива.

Когда кризис преодолен, есть пути развития:

1. Традиционный – объединение идет по спирали.

2. Экспансия вширь – расширяется сфера деятельности.

3. Экспансия вглубь - глубинное развитие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: