Первичная профилактика. Предупреждение развития дизартрии у детей

Сложная система мозга формируется еще до рождения. Место каждой клетки в мозге строго предопределено. Разме­щаясь в различных отделах мозга, нервные клетки группи­руются в центры, которые в дальнейшем имеют прямое от­ношение к организации движений, восприятию зрительных, слуховых и других раздражений, регуляции работы внут­ренних органов. Когда беременность протекает нормально, процесс созревания мозга происходит без помех. Плацента является барьером, строго контролирующим доступ к плоду химических веществ, проникших в кровь матери и обеспечи­вающим выведение продуктов обмена. Именно материнский организм может стать источником повреждения мозга и на­рушения программы его развития. Чаще всего вредоносным воздействием является употребление беременной женщиной алкогольных напитков и курение. В первые три месяца бе­ременности наибольшую опасность для мозга представляют вирусные заболевания матери, особенно краснуха. В более поздние сроки беременности вирус краснухи поражает сосу­ды плаценты, что порождает кислородное голодание. Кисло­родный дефицит плода может развиться при наличии у мате­ри заболеваний сердца, легких, почек и при токсикозе второй половины беременности. Недостаток кислорода замедляет развитие мозга. В этих случаях не созревают к моменту рож­дения те структуры мозга, которые обеспечивают дыхание, глотание, сосание, т.е. жизнь новорожденного.

В запуске родового акта имеет значение не только актив­ность мышц матки, но и активные движения плода. Если мозг

плода является недостаточно зрелым к моменту рождении, то активных движений плод не совершает. Мозг, осложненный родовой перегрузкой, приспосабливается к новой среде с большими трудностями. Нередко бывают ситуации, когда оценить состояние мозга сразу после рождения, сложно. Спе­циалисты считают, что период от рождения до 8-12 недель является критическим. Тяжелые дефекты не всегда стано­вятся явными на первом году жизни, а появляются лишь по мере роста ребенка. Матери должны быть наблюдательны и проявлять максимум внимания к грудному ребенку.

Согласно последним данным долговременное влияние на младенца оказывают два важных пренатальных фактора — это наследственность и питание матери. Каждый человек яв­ляется носителем 5 — 8 рецессивных генов, способных вызвать генетические дефекты, в добавление к возможным носителям поздно проявляющихся доминантных генетических дефектов, таких как хорея Гентингтона, болезнь Вильсона и поздняя форма сахарного диабета. Растет количество данных лонгитюдных исследований, подтверждающих следующий вывод: чем раньше нарушается структура питания матери, тем силь­нее может быть выражена задержка развития головного мозга ребенка и выше вероятность сохранения сниженной интеллек­туальной деятельности в течение всей жизни. Одним из важ­ных факторов является правильное питание матери до и после зачатия, что обусловливает рождение здорового ребенка.

Психосоматическое развитие младенца является сложней­шим процессом, на которое оказывают влияние многие ус­ловия его жизни. Наряду с врожденными качествами ЦНС огромное значение имеет оптимальная социальная среда, ко­торая стимулирует или депривирует врожденные качества организма ребенка.

Профилактическое направление здравоохранения и специ­альной педагогики начинается с рождения ребенка. Биологи­ческие факторы риска развития дизартрии могут действовать на организм ребенка в период внутриутробного развития и родов. Такое же значение имеют мозговые инфекции и трав­мы, перенесенные вскоре после рождения.

Эти биологические факторы могут вызывать органическое поражение ЦНС, вследствие чего в качестве первичного де­фекта, могут выступать нарушения двигательной сферы, не редко сочетающиеся с патологическими изменениями зрения и слуха.

Ранние коррекционные мероприятия включают в себя раз­витие рефлексов орального автоматизма, ориентировочных познавательных реакций, фиксацию взора и его слежение, слуховое сосредоточение, вызывание голосовых реакций, стимуляция двигательной активности.

Если двигательные нарушения диагностируются в рамках ДЦП, то медицинская помощь таким детям регламентирует­ся соответствующими законами оказания лечебной помощи и обеспечивается всей службой охраны здоровья матери и ре­бенка.

Поскольку дизартрия является одним из признаков нали­чия ДЦП, то все мероприятия, связанные с коррекцией и раз­витием двигательной и психической сфер таких детей, слу­жат профилактикой речевых нарушений.

Период раннего младенческого развития имеет существен­ное значение для дальнейшего развития индивидуума. Мла­денцы требуют не только регулярного кормления и ухода, не просто зависят от помощи взрослых, но с самого рождения являются социальными существами, требующими постоян­ного общения и активации зрительных, слуховых, тактиль­ных ощущений. В дальнейшем на адресованные младенцам со стороны взрослых взгляды, улыбки, речь, вызывают от­ветные взгляды, улыбки, вокализации, крики и другие дейс­твия младенцев. Особую роль для психического развития иг­рают ранние этапы общения детей, у которых имеются цереб­ральные параличи.

К ранним профилактическим мероприятиям относятся максимальное использование такого этапа в развитии ребен­ка, как эхолалия и эхопраксия. Эти феномены в норме появ­ляются уже на первом месяце жизни и проявляются в виде ответной вокализации на вокализацию взрослых, ответные мимические и даже артикуляторные (высовывание языка) — в ответ на соответствующие движения взрослых. Способность младенца различать знакомых и незнакомых людей другое важное достижение ранних месяцев жизни. Поэтому для де­тей с параличами требуется частое общение с взрослыми, что развивает их перцептивные способности. Особое значение имеет пространственная близость к матери, возможность ее касаться, обонять, видеть.

Развитие акта сосания, стимуляция силы и продолжитель­ности сосания имеют первостепенное значение для развития пластичности мышц и активных движений артикуляторного аппарата. Попытки гуления, а в дальнейшем лепота, должны не только поддерживаться окружающими, но вызынниис их, должно стимулироваться окружающими. Существует пршс-тический опыт стимуляции гуления у детей с параличами: демонстрации звуков гуления и лепета здоровых детей с по­мощью технических средств. В случаях диагностирования нарушения тонуса артикуляторных и дыхательных мышц необходим их дополнительный к общему массаж.

Жизнь ребенка, имеющего риск появления дизартрии, должна быть организована так, чтобы все способствовало правильному его развитию движений и психики. Чем раньше будет начата доречевая коррекционная работа, тем с меньши­ми отклонениями будет идти двигательное, речевое и интел­лектуальное развитие.

Активное участие матери в уходе за ребенком и коррекционной работе, проводимой специалистами, способствует эмо­циональной устойчивости ребенка, что оказывает положи­тельное влияние на его психическое развитие.

Формирование речедвигательной функции тесно связано с развитием общей моторики и, в особенности, с манипуля-тивной деятельностью рук. Помимо нормализации мышеч­ного тонуса и развития движений необходимо развивать так­тильные ощущения, давая ребенку для игры предметы с раз­личной поверхностью (гладкой, шершавой, моховой, метал­лической, деревянной и пр.). Учитывая то, что у младенца в норме главным органом тактильных ощущений на первых этапах являются губы и язык, а затем кисти рук в целом, сле­дует поощрять облизывание игрушек языком, забирание их в рот, покусывание и пр. Необходимо создавать условия для осуществления разнообразных двигательных реакций, спо­собствуя играм ребенка голосом.

С первого года жизни большое значение приобретает раз­витие понимания речи, что в значительной степени зависит от речевого поведения взрослых.

Лингвистическое воспитание ребенка должно развиваться рано и в первые годы жизни совершаться на родном языке. Применение в общении с ребенком одной языковой системы способствует формированию устойчивых образцов интона­ции, различаемых образцов фонетического ряда речи, устой­чивых образцов слышимых фонематических единиц, а позже слов и словосочетаний. Все это способствует переходу на вто­ром этапе лепета от врожденных артикуляций к артикуляциям родного языка. Общение с ребенком, имеющего фактор риска появления дизартрии, должно протекать только в рам­ках одного языка.

Наличие церебрального паралича у детей задерживает и нарушает естественный ход развития речи. В этом случае ро­дители стремятся удовлетворить желания ребенка, угадывая их по мимике и жестам. Это поведение является не правиль­ным. Даже в тех случаях, когда речь отсутствует, необходимо вызывать любые звуки у ребенка для привлечения внимания взрослых и сопровождения собственных жестов ребенка. Все манипуляции с ребенком (кормление, одевание и тем более игра и пр.) должны сопровождаться речевыми комментари­ями взрослого, в которых повторяются одни и те же звуки, звукоподражания, слова, выражения.

В настоящее время положительным явлением социальной жизни служит организация «школ» для родителей с обучени­ем их приемам развития у ребенка сенсомоторных и речевых навыков, формирования лексико-грамматических категорий языка, подготовки ребенка к школе.

Симптомы отклонений от языковой нормы в развитии фо­нологической системы являются прямым показанием начала направленной логопедической работы.

Помочь становлению речевой функции можно, обучая ре­бенка прослушиванию и повторению коротких ритмических стихов. При этом не надо требовать, чтобы ребенок правильно произносил звуки и слова. Целью таких упражнений явля­ется ритмизация и синхронизация голосовых реакций с ды­ханием и движением рук и ног (если это ребенку доступно). Поэтому можно ограничиться звуковыми абрисами, которые могут быть достаточно стереотипными.

На дальнейших этапах развития речи и психики имеет сенсорное воспитание и развитие игровой деятельности, осу­ществляемое параллельно с изучением окружающей среды. Правильное восприятие предметов, накопление представле­ний и знаний о них происходит благодаря теснейшему взаи­модействию речевого и сенсорного развития.

Важнейшим средством психического развития является детская игра, которая у детей с органическим поражением мозга является основным видом деятельности значительно более длительное время, чем у детей без отклонений в разви­тии. Подбор игрушек и пособий, приемы руководства взрос­лыми игрой детей, должны быть тщательно продуманы в связи с их влиянием на развитие дифференцированного слухо­вого и фонематического восприятия, тонкой моторики рук, речевых артикуляций и пр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: