Автоматизм — неосознаваемое движение. Оральный автоматизм — сосательный, хоботковый, ладонно-подбородочный и др., свойственные в норме детям младенческого возраста.
Автоматизация движений (в том числе речевых) — многократное повторение произвольных движений, приводящее к снижению сознательного контроля за его выполнением. Агнозия — неспособность узнавать, понимать. Аграфия — нарушение письма, при котором ребенок не может овладеть навыком соединять буквы в слоги и слоги в слова; при этом наблюдаются перестановка и пропуск букв и слогов, искажения слов. Списывание готового текста доступно. Возникает при поражении задних отделов средней лобной извилины доминантного полушария.
Адаптация — процесс приспособления состояния органов и функций организма к изменяющимся условиям среды.
Адекватный — соответствующий обстоятельствам, проявлениям.
Адинамия — чрезмерная слабость, вялость, недостаток сил, невозможность ходить, стоять, понижение умственной деятельности.
|
|
Адиадохокинез — нарушение правильного чередования противоположных движений.
Алексия — нарушение способности читать, обусловленное поражением речевых зон коры мозга.
Амимия (гипомимия) — отсутствие или ослабление выразительности лицевой мускулатуры.
Анализаторы — нервные механизмы, с помощью которых осуществляется восприятие и анализ раздражений из внешней и внутренней среды организма.
Анамнез — совокупность сведений, сообщаемых больным или его родственниками. Такие сведения используются для установления диагноза.
Аномалия — отклонение от общих закономерностей развития, функционирования или строения органов.
Анартрия — резкое расстройство артикуляции.
Апатия — состояние безразличия, равнодушия, подавленность, отсутствие интересов.
Апраксин — нарушение целенаправленных (произволь
Арефлексия — отсутствие врожденных рефлексов.
Артикуляция — совместная работа речевых органов, необходимая для произнесения звуков речи. Для правильной артикуляции каждого звука необходима определенная система движений органов речи, которая формируется под влиянием слухового и кинестетического контроля за правильностью произношения.
Асинергия — отсутствие содружественных движений.
Астазия — неспособность стоять.
Асфиксия — удушье, возникающее у детей при рождении в случае прекращения поступления кислорода из организма матери через плаценту.
Атаксия — нарушение движений, проявляющееся в расстройстве их координации.
Атетоз — непроизвольное сокращение мышц, вызывающее червеобразные движения рук и ног.
Атрофия — уменьшение объема того или иного органа вследствие нарушения его питания.
|
|
Афония — отсутствие голоса.
Аффект — эмоциональное возбуждение, возникающее внезапно при психотравмирующих обстоятельствах и сопровождающееся утратой волевого контроля за собственными действиями.
Афферентация — нервные импульсы, поступающие от органов чувств в ЦНС.
Брадикинезия — замедление темпа движения.
Брадилалия — замедление темпа речи.
Бульбарный паралич — связан с деструкцией IX, X, XII пар черепно-мозговых нервов, расположенных в продолговатом мозге.
Ганглий — нервный узел.
Гетерохрония — разница в темпах развития различных структурных образований той или иной функциональной системы.
Гиперкинез — насильственное движение (тремор, атетоз, миоклании и т.п.).
Гиперрефлексия — повышение рефлексов.
Гипертония мышечная — повышение тонуса мышц спастическое (максимальное сопротивление выявляется в начале пассивного движения, уменьшается при повторных исследованиях) и пластическое (сопротивление пассивному движению нарастает при повторных исследованиях — «зубчатое колесо»).
Гипертрофия — ненормальное увеличение объема мышц или органа.
Гипокинезия — снижение двигательной активности.
Гипо/гиперметрия — неоправданно измененный объем движений, что ведет к их несоразмерности.
Гипомнезия — ослабление памяти.
Гипотония мышечная — снижение мышечного тонуса.