Глоссарий. Автоматизм — неосознаваемое движение

Автоматизм — неосознаваемое движение. Оральный авто­матизм — сосательный, хоботковый, ладонно-подбородочный и др., свойственные в норме детям младенческого возраста.

Автоматизация движений (в том числе речевых) — много­кратное повторение произвольных движений, приводящее к снижению сознательного контроля за его выполнением. Агнозия — неспособность узнавать, понимать. Аграфия — нарушение письма, при котором ребенок не может овладеть навыком соединять буквы в слоги и слоги в слова; при этом наблюдаются перестановка и пропуск букв и слогов, искажения слов. Списывание готового текста доступ­но. Возникает при поражении задних отделов средней лобной извилины доминантного полушария.

Адаптация — процесс приспособления состояния органов и функций организма к изменяющимся условиям среды.

Адекватный — соответствующий обстоятельствам, прояв­лениям.

Адинамия — чрезмерная слабость, вялость, недостаток сил, невозможность ходить, стоять, понижение умственной деятельности.

Адиадохокинез — нарушение правильного чередования противоположных движений.

Алексия — нарушение способности читать, обусловленное поражением речевых зон коры мозга.

Амимия (гипомимия) — отсутствие или ослабление выра­зительности лицевой мускулатуры.

Анализаторы — нервные механизмы, с помощью которых осуществляется восприятие и анализ раздражений из вне­шней и внутренней среды организма.

Анамнез — совокупность сведений, сообщаемых больным или его родственниками. Такие сведения используются для установления диагноза.

Аномалия — отклонение от общих закономерностей раз­вития, функционирования или строения органов.

Анартрия — резкое расстройство артикуляции.

Апатия — состояние безразличия, равнодушия, подавлен­ность, отсутствие интересов.

Апраксин — нарушение целенаправленных (произволь

Арефлексия — отсутствие врожденных рефлексов.

Артикуляция — совместная работа речевых органов, необ­ходимая для произнесения звуков речи. Для правильной ар­тикуляции каждого звука необходима определенная система движений органов речи, которая формируется под влиянием слухового и кинестетического контроля за правильностью произношения.

Асинергия — отсутствие содружественных движений.

Астазия — неспособность стоять.

Асфиксия — удушье, возникающее у детей при рождении в случае прекращения поступления кислорода из организма матери через плаценту.

Атаксия — нарушение движений, проявляющееся в рас­стройстве их координации.

Атетоз — непроизвольное сокращение мышц, вызываю­щее червеобразные движения рук и ног.

Атрофия — уменьшение объема того или иного органа вследствие нарушения его питания.

Афония — отсутствие голоса.

Аффект — эмоциональное возбуждение, возникающее внезапно при психотравмирующих обстоятельствах и сопро­вождающееся утратой волевого контроля за собственными действиями.

Афферентация — нервные импульсы, поступающие от ор­ганов чувств в ЦНС.

Брадикинезия — замедление темпа движения.

Брадилалия — замедление темпа речи.

Бульбарный паралич — связан с деструкцией IX, X, XII пар черепно-мозговых нервов, расположенных в продолгова­том мозге.

Ганглий — нервный узел.

Гетерохрония — разница в темпах развития различных структурных образований той или иной функциональной системы.

Гиперкинез — насильственное движение (тремор, атетоз, миоклании и т.п.).

Гиперрефлексия — повышение рефлексов.

Гипертония мышечная — повышение тонуса мышц спасти­ческое (максимальное сопротивление выявляется в начале пас­сивного движения, уменьшается при повторных исследовани­ях) и пластическое (сопротивление пассивному движению на­растает при повторных исследованиях — «зубчатое колесо»).

Гипертрофия — ненормальное увеличение объема мышц или органа.

Гипокинезия — снижение двигательной активности.

Гипо/гиперметрия — неоправданно измененный объем движений, что ведет к их несоразмерности.

Гипомнезия — ослабление памяти.

Гипотония мышечная — снижение мышечного тонуса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: