Движение

произвольное — целесообразное движение, вырабо­танное в процессе деятельности;

автоматизированное — заученное, совершаемое без осознанного регулирования;

непроизвольное — врожденное.

Девиация — отклонение от обычного нормального поведе­ния, состояния, положения органа.

Декомпенсация — недостаточность механизмов восстанов­ления, функциональных нарушений и структурных дефектов организма.

Депривация — подавление, резкое ограничение притока возбуждений (эмоциональных, сенсорных).

Депрессия — подавленное, угнетенное состояние.

Диадохокинез (греч. diadochos — сменяющий; kinesis — движение) — способность быстро, симметрично и равномерно совершать сменяющие друг друга противоположные движе­ния конечностей (сгибание — разгибание пальцев рук, супи­нация — пронация кистей и др.).

Дизартрия — нарушение произношения вследствие рас­стройства иннервации речевого аппарата.

Диплегия — двусторонний паралич.

Диспраксия — расстройства произвольных движений.

Диссоциация — разъединение, расхождение (например, нарушение одних видов чувствительности при сохранности других).

Дисфория — расстройство настроения, характеризующее­ся повышенной раздражительностью.

Дисфункция — нарушение деятельности органа, системы.

Дискинезия — расстройство координированных движений.

Дистрофия — нарушение питания.

Дисфагия — расстройство глотания.

Дистония — патологическая неустойчивость тонуса мышц, приводящая к неоправданной смене расслабления на напряжение и наоборот.

Дизонтогенез — нарушение индивидуального развития организма, функции вследствие биологических или социаль­ных причин.

Кинестезия — передача и интеграция в ЦНС сигналов от рецепторов, расположенных в мышцах, суставах, сухожили­ях. К. — основа развития произвольных движений.

Кинестетический образ (слова определенного действия) — осознавание ощущений движения рук или ног или специфи­ческого сокращения мышц при осуществлении действия.

Компенсация — возмещение, уравновешивание.

Координация движений — способность реализовать дви­жение в соответствии с его замыслом при согласованной рабо­те агонистов и антагонистов.

Контрактура — невозможность движений в суставе.

Лабильность — неустойчивость (тонуса мышц, настроения и пр.).

Нистагм — непроизвольные ритмические движения глаз­ных яблок в горизонтальном или вертикальном направле­нии.

Патогенез — механизм развития конкретной болезни, па­тологического процесса или состояния.

Пейсмекерный механизм нейрона — проявления спон­танной (ауторитмической) активности, имеющей эндогенное происхождение, что превращает нейрон в генератор возбуж­дения.

Перцепция — восприятие.

Персеверация — неосознанное воспроизведение действия или слов, выражений.

Проприорецепция — ощущения, передаваемые в ЦНС ре­цепторами, расположенными в мышцах и суставах, и воспри­нимающие сокращения, растяжения, движения.

Резидуальный — остаточный, сохранившийся после бо­лезни, травмы и пр.

Респирация/ экспирация — вдох и выдох.

Реципрокные отношения — взаимодействие мышц анто-гонистов, в процессе движения одни напрягаются, другие в то же время расслабляются.

Ригидность — негибкость, «оцепенелость». В движениях Р. связана с высоким тонусом мышц.

Синергия — одновременное сокращение мышц для осу­ществления движения; патологическая С. — включение дополнительных сокращений мышц, обычно не участвующих в том или ином движении.

Стридор — шумное, звонкое дыхание; у детей связан с тем, что надгортанник не имеет полноценной хрящевой ткани.

Толерантность — способность организма переносить не­благоприятные влияния того или иного фактора среды. Так­же: терпимость к чужим мнениям, верованиям, манерам.

Фактор — движущая сила совершающегося процесса или одно из необходимых условий реализации процесса.

Фасцикуляции — патологическое явление в виде множес­твенных сокращений мышечных волокон, не приводящее к сокращению мышцы в целом.

Фибрилляции — неритмичные сокращения миофибрилл.

Фрустрация — состояние тревоги или напряжения, ко­торые возникают в результате «непреодолимой» преграды к осуществлению планов, надежд. Ф. сопровождается целым спектром отрицательных эмоций.

Цианоз — синюшный оттенок цвета кожи или слизистой, связанный с нарушением кровоснабжения.

Эхолалия — непроизвольное повторение слышимых зву­ков, слогов, фраз.

Эхопраксия — непроизвольное повторение видимых дви­жений.

Литература

Основная литература

Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. — М., 2006,

Белякова Л.И. Содержание и организация лабораторных занятий по курсу дизартрии. — М., 1986.

Белякова Л.И., Филатова Ю.О. Диагностика речевых на­рушений //Дефектология. — 2007. № 3.

Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и пробле­мы дефектологии: периодика раннего развития. Эмоциональ­ные предпосылки освоения языка. — М., 1987.

Винарская Е.Н. Дизартрия. — М., 2005.

Волоскова Н.Н. Интеллектуальная деятельность детей с речевой патологией: Учебно-методическое пособие /Под ред. проф. И.В. Боева. — Ставрополь, 1999.

Волоскова Н.Н. Формирование графомоторного компонен­та письма у учащихся начальных классов //Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция/Под ред. О.Б. Иншако-вой. — М., 2001.

Дьякова ЕЛ. Логопедический массаж. — М., 2005.

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. — Ека­теринбург, 2003.

КорпевА.Н. Логопатология. — СПб., 2006.

Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошколь­ного возраста. — СПб., 2004.

Лопатина Л.В. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей. — СПб., 2006.

Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми с ми­нимальными дизартрическими расстройствами. — СПб., 2004.

Мастюкова ЕМ. Дизартрия //Логопедия. — М., 1989 — 2002.

Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для де­тей с проблемами развития. — СПб., 2006.

Приходько О.Г. Воспитание и обучение детей раннего до­школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного ап­парата //Специальная дошкольная педагогика. — М., 2001.

Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений. — М., 2005.

Дополнительная литература

Артемов В А. Психология речевой интонации (интомоло-гия и просодия). Ч. 1. — М., 1976.

Архипова Е.Ф. Методы коррекции речевого и психического развития детей с церебральным параличом в раннем возрасте: Книга для логопеда, воспитателя, родителей. — М., 1997.

Боев И.В., Ахвердова О А., Волоскова Н.Н. Клинико-психо-логические аспекты диагностики и профилактики отклоняю­щегося поведения у детей и подростков с органической недо­статочностью мозга. — Ставрополь, 2001.

Бабина Г.В., Волосовец Т.В., Гаркуша Ю.Ф., Идее Р.Е. Про­грамма психолого-педагогической и логопедической практи­ки студентов младших курсов. — М., 1997.

Бабина Г.В., Идее Р.Е. Лингвистические и психолингвис­тические аспекты организации работы произносительной стороны речи у детей с дизартрией //Психолингвистика и современная логопедия. — М., 1997.

Белътюков В.И. Системный процесс саморазвития жниой природы. — М.; СПб., 2003.

Бернштейн НА. Очерки по физиологии движений и фи­зиологии активности. — М., 1966.

Блысина И.В., Ковшиков ВА. Массаж в коррекции арти-куляторных расстройств. — СПб., 1995.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрас­те. Психолингвистическое исследование. — М., 1968.

Винарская Е.Н., Пулатов AM. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. — Ташкент, 1973.

Волоскова Н.Н. Нейропсихологический подход к анализу трудностей формирования навыка письма у младших школь­ников //Вестник Ставропольского государственного универ­ситета. — 1998. — Вып. 16.

Волоскова Н.Н. Аномальная личностная изменчивость ор­ганического происхождения. Монография. — Ставрополь, 2001.

Дедюхина Г.В., Могучая Л.Д., Янъшина ТА. Логопедичес­кий массаж и лечебная физкультура с детьми 3 — 5 лет, стра­дающими детским церебральным параличом. — М., 1999.

Ермолаев М.В. Психология развивающей и коррекцион-ной работы с дошкольниками. — М., 2007.

Ипполитова М.В., Мастюкова Е.М. Нарушения речи у де­тей с церебральным параличом. — М., 1985.

Лалаева Р.И. Методика психолингвистического изучения нарушений речи. — СПб., 2006.

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у под­ростков. — Л., 1983.

Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного ап­парата. — М., 2001.

Лопатина Л.В. Особенности восприятия и воспроизведе­ния интонационной структуры предложения дошкольника­ми со стертой дизартрией // Психолингвистика и современ­ная логопедия. — М., 1997.

Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых на­рушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии). — СПб., 2001.

Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их на­рушения при локальных поражениях мозга. — М., 1962.

Мастюкова Е.М. Особенности личности учащихся с цереб­ральным параличом // Особенности психофизического разви­тия учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. — М., 1985.

Панченко И.И. Опыт логопедической работы с детьми, страдающими дизартрией//Восстановительное лечение при паралитических заболеваниях у детей. — М., 1966.

Приходько О.Г. Особенности логопедической работы при ди­зартрии с детьми, страдающими ДЦП и другими видами невро­логической патологии //Развитие и коррекция. — М., 1999.

Приходько О.Г., Моисеенко Т.Ю. Дети с двигательными на­рушениями: коррекционная работа на первом году жизни. — М.,2004.

Рожков О.П., Дворова И.В. Упражнения и занятия по сен-сомоторному воспитанию детей второго-четвертого года жиз­ни. Методическое пособие. — М., 2007.

Семенова КА., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Дизарт­рии //Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. — М., 1997.

Сербина Л.Ф., Волоскова II.Н. Дизартрия: клинический, нейролингвистический, психолого-педагогический аспек­ты проблемы. Учебно-методическое пособие. — Ставрополь, 1996.

Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. — М., 1987. Т.1.

Сметанкин АА. Учитель здоровья. Дыхание по Сметанки -ну. — СПб., 2003.

Скворцов И А. Развитие нервной системы у детей в норме и патологии. — М., 2003.

Скворцов И А., Адаминская ГА., Нефедова И.В. Модифи­цированная методика нейропсихологической диагностики и коррекции при нарушении развития высших психических функций у детей. Учебно-методическое пособие. — М., 2000.

Тюрин А.В. Профессиональная ориентация инвалидов с на­рушениями опорно-двигательной системы. Методическое по­собие. — М., 1999.

Токарева О А. Дизартрии // Расстройства речи у детей и подростков / Под общ. ред. С.С. Ляпидевского. — М., 1969.

Филичева Т.Е., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонемати-ческим недоразвитием. Воспитание и обучение. — М., 2000.

Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. — СПб.; М., 2001.

Яковлев Н.М. Биологическая обратная связь при лечении стресса и психосоматической патологии //Биологическим об­ратная связь: висцер. обуч. в клинике. Вып. 2. Часть 1. — СПб., 1993.

Учебное издание

Белякова Лидия Ивановна Волоскова Наталья Николаевна

ЛОГОПЕДИЯ. ДИЗАРТРИЯ

Зав. редакцией К.М. Шевченко

Редактор Е.В. Беляева

Зав. художественной редакцией И.А. Пшеничников

Художник В.Е. Филиппов

Компьютерная верстка В.В. Гридчина

Корректор Т.Я. Кокорева

Отпечатано с диапозитивов, изготовленных ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС».

Лицензия ИД № 03185 от 10.11.2000.

Санитарно-эпидемиологическое заключение

№ 77.99.60.953.Д.009001.08.08 от 21.08.2008.

Сдано в набор 15.12.08. Подписано в печать 15.01.09.

Формат 60x90/16. Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 18,0.

Тираж 25 000 экз. (1-й завод 1-3 000 экз.).

Заказ № 438.

Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС.

119571, Москва, просп. Вернадского, 88,

Московский педагогический государственный университет.

Тел. 430-04-92, 437-25-52, 437-99-98; тел./факс 735-66-25.

E-mail: vlados@dol.ru

https://www.vlados.ru

ОАО «Ивановская областная типография»

153008, г. Иваново, ул. Типографская, д. 6

E-mail: 091-018@rambler.ru


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: