произвольное — целесообразное движение, выработанное в процессе деятельности;
автоматизированное — заученное, совершаемое без осознанного регулирования;
непроизвольное — врожденное.
Девиация — отклонение от обычного нормального поведения, состояния, положения органа.
Декомпенсация — недостаточность механизмов восстановления, функциональных нарушений и структурных дефектов организма.
Депривация — подавление, резкое ограничение притока возбуждений (эмоциональных, сенсорных).
Депрессия — подавленное, угнетенное состояние.
Диадохокинез (греч. diadochos — сменяющий; kinesis — движение) — способность быстро, симметрично и равномерно совершать сменяющие друг друга противоположные движения конечностей (сгибание — разгибание пальцев рук, супинация — пронация кистей и др.).
Дизартрия — нарушение произношения вследствие расстройства иннервации речевого аппарата.
Диплегия — двусторонний паралич.
Диспраксия — расстройства произвольных движений.
Диссоциация — разъединение, расхождение (например, нарушение одних видов чувствительности при сохранности других).
|
|
Дисфория — расстройство настроения, характеризующееся повышенной раздражительностью.
Дисфункция — нарушение деятельности органа, системы.
Дискинезия — расстройство координированных движений.
Дистрофия — нарушение питания.
Дисфагия — расстройство глотания.
Дистония — патологическая неустойчивость тонуса мышц, приводящая к неоправданной смене расслабления на напряжение и наоборот.
Дизонтогенез — нарушение индивидуального развития организма, функции вследствие биологических или социальных причин.
Кинестезия — передача и интеграция в ЦНС сигналов от рецепторов, расположенных в мышцах, суставах, сухожилиях. К. — основа развития произвольных движений.
Кинестетический образ (слова определенного действия) — осознавание ощущений движения рук или ног или специфического сокращения мышц при осуществлении действия.
Компенсация — возмещение, уравновешивание.
Координация движений — способность реализовать движение в соответствии с его замыслом при согласованной работе агонистов и антагонистов.
Контрактура — невозможность движений в суставе.
Лабильность — неустойчивость (тонуса мышц, настроения и пр.).
Нистагм — непроизвольные ритмические движения глазных яблок в горизонтальном или вертикальном направлении.
Патогенез — механизм развития конкретной болезни, патологического процесса или состояния.
Пейсмекерный механизм нейрона — проявления спонтанной (ауторитмической) активности, имеющей эндогенное происхождение, что превращает нейрон в генератор возбуждения.
|
|
Перцепция — восприятие.
Персеверация — неосознанное воспроизведение действия или слов, выражений.
Проприорецепция — ощущения, передаваемые в ЦНС рецепторами, расположенными в мышцах и суставах, и воспринимающие сокращения, растяжения, движения.
Резидуальный — остаточный, сохранившийся после болезни, травмы и пр.
Респирация/ экспирация — вдох и выдох.
Реципрокные отношения — взаимодействие мышц анто-гонистов, в процессе движения одни напрягаются, другие в то же время расслабляются.
Ригидность — негибкость, «оцепенелость». В движениях Р. связана с высоким тонусом мышц.
Синергия — одновременное сокращение мышц для осуществления движения; патологическая С. — включение дополнительных сокращений мышц, обычно не участвующих в том или ином движении.
Стридор — шумное, звонкое дыхание; у детей связан с тем, что надгортанник не имеет полноценной хрящевой ткани.
Толерантность — способность организма переносить неблагоприятные влияния того или иного фактора среды. Также: терпимость к чужим мнениям, верованиям, манерам.
Фактор — движущая сила совершающегося процесса или одно из необходимых условий реализации процесса.
Фасцикуляции — патологическое явление в виде множественных сокращений мышечных волокон, не приводящее к сокращению мышцы в целом.
Фибрилляции — неритмичные сокращения миофибрилл.
Фрустрация — состояние тревоги или напряжения, которые возникают в результате «непреодолимой» преграды к осуществлению планов, надежд. Ф. сопровождается целым спектром отрицательных эмоций.
Цианоз — синюшный оттенок цвета кожи или слизистой, связанный с нарушением кровоснабжения.
Эхолалия — непроизвольное повторение слышимых звуков, слогов, фраз.
Эхопраксия — непроизвольное повторение видимых движений.
Литература
Основная литература
Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. — М., 2006,
Белякова Л.И. Содержание и организация лабораторных занятий по курсу дизартрии. — М., 1986.
Белякова Л.И., Филатова Ю.О. Диагностика речевых нарушений //Дефектология. — 2007. № 3.
Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. — М., 1987.
Винарская Е.Н. Дизартрия. — М., 2005.
Волоскова Н.Н. Интеллектуальная деятельность детей с речевой патологией: Учебно-методическое пособие /Под ред. проф. И.В. Боева. — Ставрополь, 1999.
Волоскова Н.Н. Формирование графомоторного компонента письма у учащихся начальных классов //Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция/Под ред. О.Б. Иншако-вой. — М., 2001.
Дьякова ЕЛ. Логопедический массаж. — М., 2005.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. — Екатеринбург, 2003.
КорпевА.Н. Логопатология. — СПб., 2006.
Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. — СПб., 2004.
Лопатина Л.В. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей. — СПб., 2006.
Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами. — СПб., 2004.
Мастюкова ЕМ. Дизартрия //Логопедия. — М., 1989 — 2002.
Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами развития. — СПб., 2006.
Приходько О.Г. Воспитание и обучение детей раннего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата //Специальная дошкольная педагогика. — М., 2001.
Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений. — М., 2005.
Дополнительная литература
Артемов В А. Психология речевой интонации (интомоло-гия и просодия). Ч. 1. — М., 1976.
Архипова Е.Ф. Методы коррекции речевого и психического развития детей с церебральным параличом в раннем возрасте: Книга для логопеда, воспитателя, родителей. — М., 1997.
|
|
Боев И.В., Ахвердова О А., Волоскова Н.Н. Клинико-психо-логические аспекты диагностики и профилактики отклоняющегося поведения у детей и подростков с органической недостаточностью мозга. — Ставрополь, 2001.
Бабина Г.В., Волосовец Т.В., Гаркуша Ю.Ф., Идее Р.Е. Программа психолого-педагогической и логопедической практики студентов младших курсов. — М., 1997.
Бабина Г.В., Идее Р.Е. Лингвистические и психолингвистические аспекты организации работы произносительной стороны речи у детей с дизартрией //Психолингвистика и современная логопедия. — М., 1997.
Белътюков В.И. Системный процесс саморазвития жниой природы. — М.; СПб., 2003.
Бернштейн НА. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. — М., 1966.
Блысина И.В., Ковшиков ВА. Массаж в коррекции арти-куляторных расстройств. — СПб., 1995.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психолингвистическое исследование. — М., 1968.
Винарская Е.Н., Пулатов AM. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. — Ташкент, 1973.
Волоскова Н.Н. Нейропсихологический подход к анализу трудностей формирования навыка письма у младших школьников //Вестник Ставропольского государственного университета. — 1998. — Вып. 16.
Волоскова Н.Н. Аномальная личностная изменчивость органического происхождения. Монография. — Ставрополь, 2001.
Дедюхина Г.В., Могучая Л.Д., Янъшина ТА. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3 — 5 лет, страдающими детским церебральным параличом. — М., 1999.
Ермолаев М.В. Психология развивающей и коррекцион-ной работы с дошкольниками. — М., 2007.
Ипполитова М.В., Мастюкова Е.М. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. — М., 1985.
Лалаева Р.И. Методика психолингвистического изучения нарушений речи. — СПб., 2006.
Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л., 1983.
Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. — М., 2001.
|
|
Лопатина Л.В. Особенности восприятия и воспроизведения интонационной структуры предложения дошкольниками со стертой дизартрией // Психолингвистика и современная логопедия. — М., 1997.
Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии). — СПб., 2001.
Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — М., 1962.
Мастюкова Е.М. Особенности личности учащихся с церебральным параличом // Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. — М., 1985.
Панченко И.И. Опыт логопедической работы с детьми, страдающими дизартрией//Восстановительное лечение при паралитических заболеваниях у детей. — М., 1966.
Приходько О.Г. Особенности логопедической работы при дизартрии с детьми, страдающими ДЦП и другими видами неврологической патологии //Развитие и коррекция. — М., 1999.
Приходько О.Г., Моисеенко Т.Ю. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни. — М.,2004.
Рожков О.П., Дворова И.В. Упражнения и занятия по сен-сомоторному воспитанию детей второго-четвертого года жизни. Методическое пособие. — М., 2007.
Семенова КА., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Дизартрии //Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. — М., 1997.
Сербина Л.Ф., Волоскова II.Н. Дизартрия: клинический, нейролингвистический, психолого-педагогический аспекты проблемы. Учебно-методическое пособие. — Ставрополь, 1996.
Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. — М., 1987. Т.1.
Сметанкин АА. Учитель здоровья. Дыхание по Сметанки -ну. — СПб., 2003.
Скворцов И А. Развитие нервной системы у детей в норме и патологии. — М., 2003.
Скворцов И А., Адаминская ГА., Нефедова И.В. Модифицированная методика нейропсихологической диагностики и коррекции при нарушении развития высших психических функций у детей. Учебно-методическое пособие. — М., 2000.
Тюрин А.В. Профессиональная ориентация инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы. Методическое пособие. — М., 1999.
Токарева О А. Дизартрии // Расстройства речи у детей и подростков / Под общ. ред. С.С. Ляпидевского. — М., 1969.
Филичева Т.Е., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонемати-ческим недоразвитием. Воспитание и обучение. — М., 2000.
Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. — СПб.; М., 2001.
Яковлев Н.М. Биологическая обратная связь при лечении стресса и психосоматической патологии //Биологическим обратная связь: висцер. обуч. в клинике. Вып. 2. Часть 1. — СПб., 1993.
Учебное издание
Белякова Лидия Ивановна Волоскова Наталья Николаевна
ЛОГОПЕДИЯ. ДИЗАРТРИЯ
Зав. редакцией К.М. Шевченко
Редактор Е.В. Беляева
Зав. художественной редакцией И.А. Пшеничников
Художник В.Е. Филиппов
Компьютерная верстка В.В. Гридчина
Корректор Т.Я. Кокорева
Отпечатано с диапозитивов, изготовленных ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС».
Лицензия ИД № 03185 от 10.11.2000.
Санитарно-эпидемиологическое заключение
№ 77.99.60.953.Д.009001.08.08 от 21.08.2008.
Сдано в набор 15.12.08. Подписано в печать 15.01.09.
Формат 60x90/16. Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 18,0.
Тираж 25 000 экз. (1-й завод 1-3 000 экз.).
Заказ № 438.
Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС.
119571, Москва, просп. Вернадского, 88,
Московский педагогический государственный университет.
Тел. 430-04-92, 437-25-52, 437-99-98; тел./факс 735-66-25.
E-mail: vlados@dol.ru
https://www.vlados.ru
ОАО «Ивановская областная типография»
153008, г. Иваново, ул. Типографская, д. 6
E-mail: 091-018@rambler.ru