Тележка предназначена для передачи веса кузова на рельс, а также для передачи тяговых и тормозных сил на раму кузова.
Тележка состоит из: рамы, 2-х колесных пар с буксовыми узлами, буксового подвешивания, центрального подвешивания, ТРП с тормозными цилиндрами и авторегуляторами выхода штока.
На передней тележке головного вагона смонтирована установка приёмных катушек, также привод ручного тормоза.
РАМА ТЕЛЕЖКИ ПРИЦЕПНОГО ВАГОНА
Рама тележки штампосварной конструкции и состоит: из 2-х продольных; 2-х поперечных балок и имеет Н-образную форму.
Продольная балка сварена из 2-х швеллеров и усилена сверху и снизу металлическими накладками из листовой стали толщиной 14мм.
По концам продольных балок к нижним плоскостям приварены фланцы, к которым болтами крепят шпинтоны буксового рессорного подвешивания.
В средней части продольной балки сделаны отверстия для подвесок центрального подвешивания. Сверху под валиками подвесок установлены усиливающие накладки.
Поперечные балки имеют коробчатое сечение и сварены из листовой стали (толщина вертикальных элементов – 8мм, горизонтальных-10мм).
К надрессорной балке приварены коробки для боковых скользунов центрального подвешивания.
3. Назначение и устройство центрального рессорного подвешивания тележки моторного вагона.
· Центральное подвешивание – является второй ступенью подвешивания тележки и предназначено для передачи нагрузки от кузова вагона на раму тележки, передачи тяговых и тормозных усилий от рамы тележки кузову, обеспечения плавности хода вагона.
· Центральное подвешивание моторного вагона состоит: из 4-х подвесок, верхние головки которых крепятся к продольным балкам рамы тележки и сверху закрыты колпачком.
· Каждая подвеска представляет собой кованый стержень с двумя головками.
· В отверстие верхней головки вставлена втулка валика, предохраняющая отверстие от износа и валик, который опирается на вкладыш подвески.
· В нижней головке имеется цилиндрическое отверстие, в которое запрессована закаленная втулка.
· На каждом конце поддона также имеется по отверстию с запрессованными закаленными втулками.
· В эти втулки вставлены валики, головки которых имеют прямоугольную форму, а на одной из граней сделана канавка, на которую опирается серьга.
· На другой конец валика надета опорная шайба, имеющая такую же канавку. Шайбу на валике закрепляют корончатой гайкой и шплинтуют.
· К нижним головкам подвесок с помощью валиков и 4-х серёг подвешен стальной литой поддон, на котором установлены два комплекта трехрядных винтовых цилиндрических пружин.
· На наружние комплекты устанавливают надрессорный брус коробчатого сечения, сваренный из листовой стали.
· Надрессорный брус относительно рамы тележки упруго фиксирован двумя поводками с резинометаллическими гасителями.
· Основное назначение поводков – передача сил тяги и торможения.
· Для ограничения перемещения подвески при поперечных колебаниях, стержни подвесок упираются в армированные резиновые упоры, установленные на продольных балках рамы тележки.
· Для смягчения боковых ударов надрессорного бруса о продольную балку, предусмотрены упоры, армированные стальной пластиной.
· Кузов вагона опирается на скользуны, расположенные в литых опорах надрессорного бруса.
· Скользуны изготавливают из древесно-слоистого пластика и устанавливают на упругую резиновую подкладку.
· Прокладки (в количестве 5шт. под каждый скользун) предусмотрены для регулировки размера Н (для обеспечения требуемого уровня оси автосцепки от головок рельсов).
4. Назначение и устройство шкворневого узла моторного и прицепного вагонов.
Шкворневой узел
В шкворневую балку рамы 10 (рис. 6.12) кузова вварен пятник 5.
Снизу в него запрессовывают шкворень так, чтобы между верхней кромкой буртика шкворня и нижней частью пятника был зазор 4 мм.
На шкворень надевают резиновую втулку 7, армированную проволокой, и металлическую шайбу 6.
Подсобранный узел пропускают через цилиндрическое отверстие в верхнем люлечном брусе 9, в которое вварен отрезок трубы.
В положении, когда вагон полностью опирается на скользуны, на хвостовик шкворня 4 надевают упорную шайбу 8 и навинчивают гайку 3, которую затем затягивают до упора.
При этом резиновая втулка 7 деформируется, ее размер в радиальном направлении увеличивается, и она зажимается в отверстии верхнего люлечного бруса 9.
Сверху и снизу на гайки 3 навертывают контргайки 2, которые контрят шплинтами 1.
Кроме обеспечения шарнирного соединения вагона с тележкой, шкворень дополнительно гасит колебания вагона.
· На прицепных вагонах конструкция шкворневого узла выполнена иначе.
· Пятниковый узел полностью металлический (такая конструкция применялась и на моторных вагонах ранних выпусков).
· Пятниковое устройство состоит из плоского верхнего пятника, закрепленного на шкворневой балке кузова вагона, и нижнего подпятника, установленного на верхнем люлечном брусе.
· Кузов пятником опирается на подпятник и в этом положении удерживается шкворнем.
· Плоские пятники проще в изготовлении, чем пятники с резиновой вставкой, имеют большую площадь опоры и меньшее внутреннее трение при повороте тележки относительно кузова, но требуют регулярного смазывания и тщательного ухода.
Шкворень состоит из трех частей: двух полушкворней с буртиками и клина, который раздвигает и тем самым закрепляет полушкворни.
Буртики полушкворней не позволяют им выпасть из шкворневого гнезда.
5. Назначение и устройство буксового узла тележки моторного вагона
БУКСОВЫЙ УЗЕЛ МОТОРНОГО ВАГОНА ЭД4М
· Предназначен для восприятия и передачи на ось вертикальных нагрузок от кузова, восприятия горизонтальных нагрузок, для размещения пружин рессорного подвешивания, для передачи тяговых и тормозных усилий от колесной пары на раму тележки.
· Корпус буксы стальной, литой, бесчелюстной – имеет ступенчатое расположение крыльев, для установки надбуксовых рессор, и два прилива (один вверху, другой внизу) для крепления буксовых поводков.
· Разбег продольный не более 1мм, поперечный не более 7,5мм.
· Приливы корпуса буксы и кронштейны рамы имеют клиновидные пазы, в которые входят головки валиков поводков, закрепляемые болтами со стопорными шайбами.
· Поводки насажены на валики с натягом при помощи резинометаллических втулок и предназначены для ограничения разбега К.П. при прохождении неровности пути.
· В задней части корпуса буксы болтами и пружинными шайбами крепят лабиринтную крышку.
· Внутри буксы установлены два роликовых подшипника, между которыми находятся дистанционные кольца.
· В верхней части корпуса буксы имеется отверстие, а в дистанционном кольце кольцевая канавка и восемь радиальных отверстий, через которые в полость подшипников подается смазка.
· Отработанная смазка удаляется из буксы через два отверстия в нижней части корпуса.
В эксплуатации отверстия закрыты пробками.
6. Назначение и устройство буксового узла тележки прицепного вагона
Предназначен для восприятия и передачи на ось вертикальных нагрузок от кузова, восприятия горизонтальных нагрузок, для размещения пружин рессорного подвешивания, для передачи тяговых и тормозных усилий от колесной пары на раму тележки.
НАДБУКСОВОЕ РЕССОРНОЕ ПОДВЕШИВАНИЕ ПРИЦЕПНОГО ВАГОНА.
· Состоит из двухрядных цилиндрических пружин, которые надеты на стальные, литые шпинтоны, служащие направляющими.
· Нижние концы пружин стоят на резиновых гасителях армированные стальными прокладками.
· Подкладка нижнего гасителя выполнена вместе со стаканом.
· Шпинтоны проходят сквозь отверстия в чашках буксы и закрепляются гайкой, сверху которой находится шайба и шплинтуется от самоотворачивания.
· Фрикционный гаситель надбуксового подвешивания прицепного вагона состоит из:
- шести сухарей, обхватывающих напресованную на шпинтон гильзу;
- двух конических колец;
- внутренней пружины.
Конструкция не требует ухода и регулировки во время эксплуатации.
7. Назначение и устройство буксы моторного вагона.
БУКСА МОТОРНОГО ВАГОНА ЭД4М
· Предназначена для восприятия и передачи на ось вертикальных нагрузок от кузова, восприятия горизонтальных нагрузок, для передачи тяговых и тормозных усилий от колесной пары на раму тележки.
· Корпус буксы стальной, литой, бесчелюстной – имеет ступенчатое расположение крыльев, для установки надбуксовых рессор, и два прилива (один вверху, другой внизу) для крепления буксовых поводков.
· Разбег продольный не более 1мм, поперечный не более 7,5мм.
· Приливы корпуса буксы и кронштейны рамы имеют клиновидные пазы, в которые входят головки валиков поводков, закрепляемые болтами со стопорными шайбами.
· Поводки насажены на валики с натягом при помощи резинометаллических втулок и предназначены для ограничения разбега К.П. при прохождении неровности пути.
· В задней части корпуса буксы болтами и пружинными шайбами крепят лабиринтную крышку.
· Внутри буксы установлены два роликовых подшипника, между которыми находятся дистанционные кольца.
· В верхней части корпуса буксы имеется отверстие, а в дистанционном кольце кольцевая канавка и восемь радиальных отверстий, через которые в полость подшипников подается смазка.
· Отработанная смазка удаляется из буксы через два отверстия в нижней части корпуса.
В эксплуатации отверстия закрыты пробками.
8. Назначение, устройство и работа гидравлического демпфера
ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЯ
· Имеет цилиндрическую форму, состоит из двух основных частей: в нижнюю часть входит рабочий цилиндр и запасной резервуар.
· В верху находится сальник и головка рабочего цилиндра, служащая для направления штока поршня, а в низу клапанное устройство, служащее одновременно дном рабочего цилиндра.
· Верхняя часть состоит из штока с поршнем, в котором расположено клапанное устройство и наружного кожуха.
· Шток над поршнем имеет два щелевых канала, сообщающихся с верхним клапанным устройством, который состоит из шарикового клапана прижатого к отверстию диаметром 4мм и пластинчатого клапана, состоящего из кольца, прижимаемого пружиной к корпусу клапана, на поверхности которого проточена канавка с шестью отверстиями диаметром 2мм клапан закреплен стопорным кольцом.
9. Назначение, устройство и работа заземляющего узла.
· Узлы заземления предназначены для образования силовой цепи: контактная сеть – токоприемник – ТЭД – узлы заземления – колесо.
· Узел заземления обеспечивает прохождение тока через колесо, минуя буксовые подшипники.
· Узел заземления состоит из алюминиевого корпуса 9, внутри которого установлен щеткодержатель 4 из электроизоляционного материала.
· Корпус вместе с лабиринтной крышкой 2 укреплен болтами 3 на крышке 14 буксы.
· Щеткодержатель имеет рычажное устройство 6, которое прижимает щетку 7 к контактной поверхности токосъемной крышки 12.
· Токосъемная крышка центрируется в проточке лабиринтного кольца 13 и прикреплена двумя болтами, застопоренными лепестковыми шайбами.
· Кольцо 13 закреплено на торце оси двумя болтами 15.
· К болту 11 подсоединены наконечники токоведущего провода 22 и щётки 7.
· Болты 11 и 17 изолированы текстолитовыми шайбами 21 и полихлорвиниловыми трубками 10, токоведущий провод 22 защищён дюритовым шлангом, надетым на штуцер 1.
· Кузов вагона соединен гибкими перемычками с рамами тележек, а рамы тележек перемычками соединены через корпус буксы с колёсной парой.