Билет 23. 1.Чистая конкуренция: сущность, ценообразование, определение оптимальных объемов производства 2.Экономический рост: сущность

1.Чистая конкуренция: сущность, ценообразование, определение оптимальных объемов производства 2.Экономический рост: сущность, факторы, модели, измерения. Глобальные проблемы эконом. развития

1). Рынку в условиях совершенной конкуренции присущи следующие черты:

1. На этом рынке действует большое число фирм, каждая из которых независима от поведения других фирм и принимает любое решение самостоятельно. Рынку присуща высокая организованность, оперативность и информативность – фирмы отрасли в курсе всех событий, происходящих на рынке.

2. Фирмы отрасли производят один и тот же стандартный товар, поэтому для покупателей абсолютно безразлично, товар какой фирмы приобретать.

3. Отрасль является открытой для входа в неё и выхода любого количества фирм. Ни одна фирма отрасли не предпринимает какого-либо противодействия, как не существует и каких-либо законодательных ограничений этому процессу.

Ценообразование: Определение цен с ориентацией на конкуренцию. Фирма при ориентации на этот метод определения цен исходит исключительно из уровня текущих цен товаров-конкурентов и меньше всего обращает внимание на собственные издержки производства и спрос. Она устанавливает на свой товар цену чуть выше, или чуть ниже, или на уровне цен своих основных конкурентов. Логика ценообразования здесь такова: мой ближайший конкурент продает лук по цене 4 руб. за 1 кг, мой лук такой же, поэтому я оценю свою продукцию так же и назначу цену 4 руб. за 1 кг. Если лук фирмы по показателям качества отличается от товара конкурента, то она назначит цену чуть выше или чуть ниже. На этот метод ценообразования ориентируются фирмы, товары которых относятся к рынку чистой конкуренции (сюда можно отнести с некоторым допущением многие товары сельскохозяйственного производства) или к олигополистическому рынку (сталь, алюминий, бумага, автомобили, компьютеры и т. д.). К данному методу ценообразования обращаются те фирмы, которые затрудняются точно определить издержки производства на единицу продукции и считают средние цены, сформировавшиеся в отрасли, хорошей базой для определения цен на свои товары. Опираясь на этот метод, фирма избавляется от риска, связанного с назначением своей цены, которую рынок может не принять. При таком подходе к ценообразованию фирма, как правило, не меняет свои цены в связи с изменением ее издержек производства или спроса. Она сохраняет свои цены, пока сохраняют свои цены конкуренты. Когда конкуренты изменяют цены, фирма также изменяет свои цены, хотя собственные издержки производства и уровень спроса остались без изменения.

Определение оптимальных объемов производства: Если, исходя из рыночной конъюнктуры, фирма решает работать, то она может стремиться к достижению двух целей, определяющих оптимальность: это максимизация прибыли или минимизация убытков. С максимизацией прибыли вопросов не возникает. А вот зачем фирме работать себе в убыток, даже минимизируя его? Ответ состоит в том, что если фирма закроется, то её убытки будут ещё больше. Это происходит потому, что уровень цен, который сложился в отрасли, не позволяет доходу предприятия покрыть все издержки. Но если доход покрывает все переменные издержки, которые возникают, только когда фирма работает, и хотя бы часть постоянных издержек, то фирме выгоднее работать. Так как в случае закрытия убыток фирмы равнялся бы величине постоянных издержек, например, сумме арендной платы, внесённой вперед. Такая ситуация характерна только для короткого периода. Именно в этом периоде фирма будет искать тот объём производства, при котором убыток будет минимальным. В долгом же периоде предприятие закроется.

Существует два подхода к определению оптимального объёма производства. Это принцип сопоставления валового дохода с валовыми издержками и принцип сопоставления предельного дохода с предельными издержками.

Принцип сопоставления валового дохода с валовыми издержками

1. Фирма будет максимизировать прибыль в том случае, если валовой доход TR будет превышать валовые издержки ТС (рис. 6.2). Производитель будет искать такой объём выпуска, при котором разница между TR и ТС будет максимальной. А и В - точки безубыточности.

2. Фирма будет минимизировать убыток в том случае, если валовой доход TR будет больше, чем валовые переменные издержки TVC, но меньше, чем все валовые издержки ТС (рис. 6.3).

3. Фирма закроется в коротком периоде, если валовой доход TR будет меньше не только валовых издержек ТС, но и валовых переменных издержек TVC

Принцип сопоставления предельного дохода с предельными издержками

1. Фирма максимизирует прибыль, если цена Р будет превышать средние переменные издержки и средние валовые издержки (общие средние издержки) АТС (рис. 6.5). При этом фирма будет максимизировать прибыль при объёме производства, соответствующем предельному условию. Предельное условие состоит в том, что предельный доход MR равен предельным издержкам МС (MR = МС). В результате действия закона убывающей производительности (убывающей отдачи) по мере роста объёма производства предельный доход уменьшается, а предельные издержки растут. Следовательно, максимальная масса прибыли будет в точке равенства MR и МС. Так как до тех пор, пока к валовому доходу прибавляется предельный доход хотя бы ненамного превышающий предельные издержки, общая масса прибыли будет расти.

Фирма будет минимизировать убыток, если цена будет превышать средние переменные издержки AVC, но будет меньше, чем средние валовые издержки ATC (рис. 6.6). Минимизация будет происходить при объёме производства, соответствующем предельному условию MR = МС.

Фирма закроется в коротком периоде, если цена не будет покрывать не только средние валовые издержки ATC, но и средние переменные издержки AVC (рис. 6.7).

Что же будет происходить с фирмой в долгосрочном периоде, когда все ресурсы являются переменными, т. е. фирма по своему усмотрению может менять производственные мощности? В долгом периоде при появлении у пред приятий данной отрасли экономической прибыли, у предпринимателей из других секторов экономики будет возникать желание начать своё дело в этой же отрасли. Приход новых производителей увеличит предложение на этом рынке. При прочих равных условиях увеличение предложения приведёт к понижению уровня цен. Экономическая прибыль исчезнет, и может даже появиться экономический убыток. Предприниматели начнут покидать эту отрасль. Предложение уменьшится, при прочих равных условиях цены повысятся. Такие колебания могут продолжаться до тех пор, пока не установится равновесие MC = MR = AC.

2). Под экономическим ростом понимают движение экономической жизни, тенденции в развитии элементов экономики (объемов производства, уровня цен, уровня безработицы и др.). Рост является составляющей экономического развития, которое необходимо рассматривать как процесс, включающий периоды роста и спада, количественные и качественные изменения в экономике. Спад выражается в отрицательной динамике как экономического развития экономики в целом, так и отдельных ее секторов.

Стабильность экономического роста - одна из главнейших целей экономической политики. Экономический рост необходим для того, чтобы обеспечить повышение жизненного уровня населения. Для измерения роста национальной экономики можно использовать показатели совокупного продукта (дохода): валовой внутренний продукт (ВВП), а также валовой национальный продукт (ВНП) или национальный доход (НД). Наиболее часто экономический рост выражают с помощью показателя ВВП, который представляет собой общий объем товаров и услуг, созданных в экономике за определенный период. Основные макроэкономические показатели, характеризующие экономический рост, будут рассмотрены ниже.

Поскольку целью экономического роста является повышение благосостояния населения страны, то только увеличение ВВП, сопровождающееся его качественным совершенствованием: расширением ассортимента производимых товаров и услуг, приспособлением структуры выпускаемых товаров к структуре потребностей населения с целью максимального их удовлетворения, можно рассматривать в качестве экономического роста.

Однако экономический рост - это не только увеличение совокупного выпуска и дохода, но и улучшение качественных характеристик экономики в целом, что означает переход общества и экономики на новые качественные уровни своего развития.

В экономической науке выделяют три основных типа факторов экономического роста: фактор предложения. Факторы спроса факторы распределения. Под факторами предложения понимают условия, при которых возможно осуществлять рост объемов производства. В их состав входят: количество и качество природных ресурсов, количество и качество трудовых ресурсов, объем и качество основного капитала, используемые технологии и практическое применение научных разработок. Факторы предложения предоставляют потенциальную возможность экономического роста, обеспечивая предложение различных товаров и услуг, производимых в обществе. Но одна только способность к увеличению объемов производства недостаточна для обеспечения реального экономического роста, так как необходимо реально использовать растущий объем ресурсов, т. е. обеспечить спрос на них. Реальная возможность осуществления экономического роста появляется при взаимодействии факторов предложения с факторами спроса и распределения. К ним относят уровень совокупных доходов и расходов, наличие свободных капиталов в обществе, развитие системы кредитных отношений и возможность получения кредита потребителями.

Многофакторная модель экономического роста Увеличение объема ресурсов и повышение их качества за счет НТП приведет к увеличению производственных возможностей. Увеличение объема ресурсов и повышение их качества можно также именовать ресурсами непосредственного воз-действия на экономический рост. Есть большое количество ресурсов, которые воздействуют на него косвенно. Так спрос на продукцию и услуги во многом зависит от величины и динамики заработной платы. Ее реальная величина определяется борьбой между рабочими и предпринимателями в ходе заключения коллективных договоров, фискальной политикой государства, а также склонностью населения к сбережению и накоплению, структурой потребительского бюджета и т.п. В нашей стране в условиях административно-командной экономики государство не считалось с этими обстоятельствами, что существенно искажало планирование и прогнозирование. Можно привести и другой пример. Использование капитала, и в целом производство в огромной степени зависят от уровня предпринимательской деятельности, которая, в свою очередь, является функцией образованности, таланта, смелости и других качеств менеджеров. Двухфакторная модель Двухфакторная модель экономического роста — модель роста экономики, построенная на предположении, что только два фактора — капитал и труд — участвуют в создании валового национального продукта. Согласно этой модели возрастание средств производства, капитала, по отношению к фиксированному количеству труда, при отсутствии технологических изменений будет приводить к падению нормы прибыли на капитал, а также к снижению реальной ставки процента при одновременном росте реальной заработной платы и объема производства. Такая модель является упрощенной, так как не учитывает влияния технического прогресса.

Экономический рост можно определить двумя способами.

1. Как увеличение реального ВВП (или ВНП, или национального дохода, или любого другого агрегата, измеряющего реальный объем национального производства);

2. Как увеличение реального ВВП (или ВНП, или национального дохода, или любого другого агрегата, измеряющего реальный объем национального производства) на душу населения. Этот показатель рассчитывается как отношение суммарного выпуска (дохода) к численности населения.

Измеряется экономический рост годовыми (среднегодовыми) темпами роста (точнее, прироста), в %:

Экономический рост может измеряться как в физическом выражении (физический рост), так и в стоимостном (стоимостный рост). Первый способ более надежен (так как позволяет исключить воздействие инфляции), но не универсален (при расчете темпов экономического роста трудно вывести общий показатель для производства разных изделий). Второй способ употребляется чаще, однако не всегда возможно до конца очистить его от инфляции. Правда, в статистике ряда стран измеряют макроэкономический рост на базе роста производства наиболее важных для экономики товаров, используя при этом их доли в общем объеме производства.

Билет 24 1.Монополия: сущность, ценообразование, определение оптимальных объемов производства 2.Особенности эконом.преобразований в России. Формирование многоукладной экономики и переход к смешанной экономике

1). На современном рынке часто встречается ситуация, когда одна фирма полностью контролирует предложение одного товара, поскольку для покупателя не существует более или менее близкого, взаимозаменяемого с ним товара.

Монополия - (от греч. mono - один, poleo - продаю) исключительное право в определённой области государства, организации, фирмы. Обращаясь к монополии как к виду экономической структуры рынка, ее следует рассматривать как определенный тип экономических отношений, который дает возможность одному из участников этих отношений диктовать свои условия на рынке определенного товара..

Как экономическое явление монополии были известны давно. Они существовали и в древнем мире, и при феодализме, причем выражали обладание каким-либо исключительным экономическим преимуществом в данной системе хозяйствования. Но в те времена они были не типичным явлением, а просто исключением. В XX столетии они получили широкое распространение. С появлением монополий конкурентная борьба ведется между монополиями и аутсайдерами (предприятиями, не входящими в монополистические объединения), а также внутри монополий.

Монополия представляет собой сложное, многоплановое явление, поэтому при ее определении целесообразно применять комплексный подход. Как правило, используется троякое определение монополии, а именно монополия определяется как:

- такая рыночная структура или рыночная ситуация, когда имеется только один продавец какого-либо товара (при отсутствии заменителей этого товара) и множество покупателей (не случайно "монополия" в переводе с греческого дословно означает "один продаю");

- исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности, предоставляемое только определенному лицу, группе лиц;

- крупная компания, корпорация, объединяющая несколько компаний и достигающая благодаря этому положения на рынке определенного товара или группы товаров, когда рынок имеет только одного продавца и множество покупателей.

Монополия как тип структуры рынка обладает следующими особенностями Конкуренция и антимонопольное регулирование: учебное пособие для вузов.

- на рынке присутствует только одна фирма и множество покупателей её продукции;

- нет товаров, могущих служить конкурентами тем, которые предлагает эта фирма;

- полный контроль монополиста над ценой товара и объемом продаж;

- наличие определенных преград для вхождения на рынок других фирм.

Доминирование на рынке дает возможность устанавливать монопольные цены и получать монопольную прибыль. По монопольно высоким ценам монополии реализуют свои товары, а по монопольно низким покупают нужные товары.

Предприятие может выпускать как один вид продукции, так и много ее видов, но в любом случае оно будет считаться занимающим монопольное положение только по тому виду продукции, для которого полностью отсутствуют производители-конкуренты.

Поскольку фирма-монополист, так же как и любая другая фирма, стремится к получению высокой прибыли, в ходе принятия решения о цене продажи она учитывает рыночный спрос и свои издержки. Так как монополист сам определяет рыночную цену, он не может осознанно вести себя как совершенный конкурент и принимать цену как неизменную. Вместо этого он принимает в качестве неизменной всю убывающую рыночную кривую спроса. Иными словами, монополист не подстраивается под условия равновесия, рождающиеся на рынке в результате взаимодействия спроса и предложения. Совсем наоборот, монополист формирует рыночное равновесие сам. Он делает это, выбирая то соотношение цены и величины производства, которое может принести ему наибольшую прибыль при его уровне затрат на производство.

Монопольная прибыль больше средней прибыли, складывающейся на товар в масштабах отрасли по принципу "равная прибыль на равный капитал".

При определении монополистом оптимального, наиболее выгодного объема производства могут быть использованы те же подходы, что и в условиях чистой конкуренции:

·o сопоставление валовой выручки (валового дохода) с валовыми издержками;

·o сравнение предельной выручки (предельного дохода) с предельными издержками.

При первом подходе оптимальным будет такой объем выпуска продукции, при котором валовая выручка (валовой доход) в наибольшей степени превышает валовые издержки. В этом случае монополист получает максимальную валовую прибыль

Использование второго подхода, основанного на сравнении предельной выручки (предельного дохода) с предельными издержками, для определения оптимального объема производства, обеспечивающего монополисту максимальную валовую прибыль, аналогично выбору конкурентной фирмы. Монополист должен выпускать дополнительные единицы продукции до тех пор, пока предельная выручка (предельный доход) от их продажи превышает предельные издержки,т.е. фирма получает предельную, дополнительную, прибыль Мп, и ее валовая прибыль увеличивается. Максимальная валовая прибыль будет при таком объеме производства, когда предельная выручка сравняется с предельными издержками или, если нет точного равенства, при выпуске продукции, при котором МЯ в последний раз превышает МС. От производства следующих единиц продукции стоит отказаться, так как предельная выручка станет меньше предельных издержек (МЯ < МС). Следовательно, монополист будет нести от выпуска этих единиц предельный убыток и валовая прибыль снизится.

2). Общая характеристика и особенности экономических реформ в России

Реформы Петра 1ого, основные идеи преобразования:

1) впервые, Петром была предпринята энергичная попытка приближения России к европейской цивилизации

2) основной реформой являлась реформа вооруженных сил, война диктует логику всех его преобразований

3) основой его деятельности является государственный интерес (перенос крепостного права в город является главным противоречием экономических преобразований)

4) Пётр унаследовал сложившийся самодержавный аппарат с мощной государственной властью

5) Сильное влияние личных качеств

Экономическая политика в 20-ом веке

Реформы Витте:1892-1903 являлся министром финансов, чёткий план:

1) укрепить позиции торговли с востоком

2) догнать промышленно сильные страны

3) обеспечить положительное внешнеторговое сальдо и всё это при неограниченном вмешательстве в государственную экономику и сильной самодержавной власти

Итог:

1) стабилизация финансовой системы

2) налоговые реформы (повышение косвенных налогов, винная монополия)

3) внешняя политика

4) заложил аграрную реформу

1897 год – «золотой стандарт», укрепление финансовой сферы. Резко увеличивает акцизы на 42,7% (керосин, табак, спички). Вводит винную монополию. Доходы от продажи алкоголя повышаются в 7-8 раз.

Манифест 17 октября 1905 года (образование Госдумы)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: