Радиограмма Народного Комиссара Иностранных -Дел РСФСР Народному Комиссару Иностранных Дел Венгерской Советской Республики Бела Куну

30 марта 1919 г. ЛИ 378

Телеграммы из Парижа сообщают, что Венгерская Советская Республика предполагает якобы совершить нападение на Сербию, что венгерские войска сосредоточиваются якобы у сербской границы и что державы Согласия будут принуждены принять соответствующие меры. Эта наглая ложь является явной провокацией. Мы сделаем все возможное для разоблачения этой подлости.

Обращаем (Ваше внимание на то, что это есть, несомненно, первый 'признак 'предстоящих попыток задушения, направленных против венгерской революции. Просим Вас о присылке детального материала для освещения бесстыдного характера этого ложного утверждения.

Чичерин

Печат. по арх. Опубл. в газ. «Известия» M 70(622), 1 апреля №9 е.


75. Радиограмма Председателя Центрального Комитета Российского Общества Красного Креста Представителям Российского Общества Красного Креста во Франции Копия — Международному Комитету Красного Креста в Женеве

/ апреля 1919 г.

Осведомленный о тех условиях, в которых 'протекает работа Миссии Российского Общества Красного Креста во Франции, Центральный Комитет Российского Общества Красного Креста признает, что ни при каких обстоятельствах не может и не должна прекращаться ее краснокрестная деятельность попечения о российских пленных и скорейшем возвращении их на родину, и предлагает Миссии, несмотря на возникающие на ее пути препятствия, продолжать свое дело милосердия и человеколюбия и бестрепетно исполнять до конца свой долг граждан и краснокрестных работников.

В качестве очередных директив Центральный Комитет предлагает Вам добиваться осуществления нижеследующих мероприятий:

1) Беспрепятственной и незамедлительной эвакуации нз пределов Франции и местностей, занятых французскими и союзными с ними войсками, русских солдат и других российских граждан, находящихся как на свободе, так и в местах заключения.

2) Широкой амнистии для всех российских граждан, обвиняемых в военных или политических преступлениях и правонарушениях, а также для отбывающих наказание по таковым.

3) Отказа от принудительного привлечения российских граждан в ряды войск и применения к ним уголовных кар и каких бы то ни было репрессий.

В целях исполнения вышеуказанных заданий Миссии поручается:

1) Немедленно позаботиться об обследовании положения российских солдат и граждан, находящихся как на свободе, так и в местах заключения.

2) Образовывать, по мере надобности, местные отделения Миссии, приглашая необходимый для нх обслуживания персонал.

3) Обращаться непосредственно с соответствующими представлениями и ходатайствами к правительственным, общественным учреждениям и организациям во Франции и в местностях, занятых французскими и союзными с ними войсками.

4) Прибегать, по мере надобности, к содействию Международного (Женевского) Комитета Красного Креста и иностранных краснокрестных обществ.

5) Периодически доносить Центральному Комитету о своей деятельности, испрашивая для важнейших своих мероприятий его указаний; в случаях, не терпящих отлагатель-


ства, Миссия осуществляет самостоятельно необходимые мероприятия, немедленно ставя о них в известность Центральный Комитет.

Председатель Центрального Комитета Российского Общества Красного Креста

Вениамин Свердлов

Печат. по арх.

76. Радиограмма Советского Правительства Украины Правительству Южного Китая, всем, всем, всем

4 апреля 1919 г.

Китайские рабочие, находившиеся на юге Украины, куда они были призваны еще бывшим царским правительством во время войны для рытья окопов Юго-Западного фронта и для земляных работ по постройке стратегических дорог, за свои симпатии к Советской власти подвергаются систематическим гонениям и избиениям со стороны добровольцев *, петлюровцев и союзного командования. В феврале месяце в Мелитополе, до его освобождения советскими войсками, добровольцами расстреляны были десятки рабочих китайцев из Хубэя и Шаньдуна. Петлюровские войска при своем отступлении забрали на ст. Христиновка около 30 человек китайцев, находившихся здесь еще с прошлого года, и увезли их с собою для демонстрации. Для объяснения своего поражения они распространяют абсурдные сведения, будто на них наступают не украинские рабочие и крестьяне, а китайцы, латыши и мадьяры.

Украинское Советское Правительство, доводя обо всем изложенном до сведения народов и правительств, и в частности Правительства Южного Китая, предлагает ему присоединить свой протест к протесту Правительства Украинской Социалистической Советской Республики против этого возмутительного и зверского обхождения с ни в чем не повинными людьми.

Правительство Украинской Социалистической Советской Республики констатирует, что ответственность за избиение китайцев, как и другие зверства, чинимые контрреволюционерами, падает на французское правительство, явно покровительствующее белогвардейским бандам.

Председатель Украинского Советского Правительства и Народный Комиссар по Иностранным Делам

Печат. по арх. Опубл. в сборн. ^Красные книги», кн. 1, Харьков 1921, стр. 27—28.

* Имеются в виду белогвардейцы.

Ш


77. Нота Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР Министру Иностранных Дел Франции Пишону

Передано по радио 4 апреля 1919 г. M 404

В ответ иа Вашу радиотелеграмму, полученную частью 28 марта, частью 3 апреля, касательно положения Миссии Русского Красного Креста во Франции и условий возвращения на родииу французских военных, оставшихся в России, Народный Комиссариат по Иностранным Делам видит себя вынужденным напомнить о той цели, с которой Миссия Русского Красного Креста была отправлена во Францию.

Уже 18 августа прошлого года, в момент определения условий обмена граждан обеих сторон путем переговоров между Народным Комиссариатом и нидерландским посланником г. Удендиком, Народный Комиссар в отправленной последнему телеграмме указал, что французские военные получат разрешение покинуть Россию, когда русским военным будет разрешено возвращение из Франции на родину, причем оно будет осуществляться при участии Международного Красного Креста и трех членов Русского Красного Креста. В- официальном заявлении Народного Комиссариата от 6 сентября было сказано: «Французские военные получат эту возможность, когда русские солдаты при участии Международного и Русского Красного Креста будут возвращаемы из Франции» *.

На основании этого именно соглашения, заключенного eine осенью прошлого года, Народный Комиссар 17 декабря в телеграмме на имя датского посланника г. Скавениуса в ответ па повторные обращения Французского Правительства заявил, что Русское Правительство вполне согласно на осуществление этого плана, щредпол а тающего посылку Миссии Красного Кр&ста в составе 3 человек для организации возвращения русских солдат на родину. В ответ иа запрос Французского Правительства Народный Комиссар 12 января телеграммой на имя датского поверенного в делах г. Норд-линга указал, что делегатами Красного Креста будут Ма-нуильский, Арманд и Давтяи и что этим делегатам будет поручено организовать возвращение на родину русских из Франции**. Их миссия заключалась в том, чтобы выработать план распределения возвращаемых русских по различным судам, установить даты их отъездов и морские и^ сухопутные пути их следования, разработать, одним словом, вместе с французскими властями весь план их перевозки; с другой стороны, они должны были добиться возможности беспрепятственного возвращения в Россию для всех желающих вер-

* См, т. I, док. 305, 333.?* Сц. док. № 17.

Ï12


нуться русских и лично удостовериться, что ни одному желающему ехать домой русскому не возбраняется отправиться в Россию; они должны были участвовать в изготовлении списков подлежащих возвращению русских, основываясь на выраженном каждым из них желании; они должны были, наконец, оказывать нм необходимую помощь деньгами, одеждой и другими способами.

В настоящее время Миссия Русского Красного Креста находится во Франции, но поставлена в невозможность выполнять ту задачу, для которой она туда отправлена. Министерство Иностранных Дел Французской Республики говорит в своей последней радиотелеграмме о «льготах, предоставленных Миссии Мануильского». Нам не известно о таких льготах, нам известно только о непреодолимых препятствиях для выполнения Миссией ее задач. Кроме чисто гуманитарных директив, еще раз подтвержденных радиотелеграммой Русского Красного Креста от 1 апреля*, 'никаких других директив не было дано Миссии Мануильского. Французское же Правительство не дает ей осуществить эту гуманитарную миссию, создав для нее такое положение, которое может быть охарактеризовано как лишение свободы. Какую серьезную работу может она выполнить, когда ей предлагается в передаваемых ей выработанных другими списках отмечать подлежащих возвращению русских граждан при отсутствии всяких сношений с самими заинтересованными лицами? В России, наоборот, г. Россэ был в постоянном непосредственном контакте со всеми французами и мог составлять списки уезжающих сообразно с желаниями самих заинтересованных лиц. Содействие юридического советника безусловно необходимо Миссии, недостаточно осведомленной об имеющих силу во Франции законах, причем мы можем удостоверить, что п России все миссии иностранных Красных Крестов пользуются постоянным содействием юридических советников. Всякие препятствия на пути возвращения русских граждан домой, равно как всякие акты произвола, жертвами которых они являются, 'Могут быть доводимы ими до сведения Миссии лишь в отсутствие официальных французских свидетелей.

Заявление Французского Правительства о том, что ни одни русский не был принуждаем записываться в армию Деникина и что во Франции нет ни одного русского, лишенного свободы по политическим причинам, не может считаться достаточным, пока оно не подтверждено свидетельством самих заинтересованных лиц. Мы рассматриваем как политические преследования, направленные против тех, кто отказывался продолжать сражаться после подписания мира ме-

* См. док. Лв 76.

ИЗ


жду Россией н Германией, кто отказывался вступать в армии, борющиеся против Русского Советского Правительства, или кто отказывался выполнять непосильные принудительные работы или ехать в Африку. Какой бы легальный базис ни выставляли французские власти для оправдания этих преследований, нам невозможно не усматривать в них политических преследований. По точным данным, имеющимся в наших руках, запись русских солдат в борющиеся против Советской Республики войска продолжается, и отказывающиеся вступить в эти войска подвергаются наказаниям.

Во всех переговорах по этому вопросу, имевших место, начиная с августа прошлого года, всегда указывалось, что освобождение французских военных в России обусловлено освобождением русских во Франции, и в своей беседе с г. Дю-шеном 9 января г. Карахан указал еще раз, что оставшиеся в заключении французские военные будут освобождены тогда, когда русские делегаты сообщат нам из Франции, что ни один русский там не лишен свободы.

Французские военные были освобождены по специальному ходатайству Миссии Мануильского, ручавшейся, что немедленно по ее приезде во Францию все находящиеся там в заключении русские будут освобождены. Ввиду того, что это условие не выполнено и что Миссия Мануильского оказывается сама в совершенной невозможности содействовать его выполнению, Русское Правительство в случае, если такое положение дел продолжится, увидит себя в печальной необходимости поставить французских военных снова в то положение, из которого они вышли лишь по просьбе Миссии Мануильского. Необходимые условия для отъезда из России оставшихся французов могут считаться выполненными лишь тогда, когда при участии Миссии Русского Красного Креста будет не только выработан детальный план перевозки русских на родину, но нх возвращение домой будет также фактически осуществляться, что будет возможно лишь при условии, если Миссия Мануильского будет id контакте с русскими во Франции.

Что же касается выдвинутого Французским Правительством повода для задержки работ Миссии Красного Креста, заключающегося в том, что к этому приводит якобы взимание в России чрезвычайного военного налога, Народный Комиссар уже заявил в своей радиотелеграмме б марта, что неуплата чрезвычайного налога не будет служить препятствием для возвращения французов на родину*. Русское Советское Правительство, не нарушившее со своей стороны ни одного из принятых им на себя обязательств, должно констатировать, что Французское Правительство не проявило той же

* См. док. № 64.


верности своим обязательствам в деле обмена граждан обеих стран Возвращение на родину французов нз России может произойти лишь при условии выполнения всех предпосылок, о которых мы выше напомнили Французскому Правительству, при участии Миссии Русского Красного Креста, предусмотренном еще в августе прошлого года, причем ее дальнейшее пребывание во Франции остается для этого безусловно необходимым.

Народный Комиссар по Иностранным Делам

Чичерин

Печат. по арх. Опубл. в газ. «Известия» Л* 75(627), 6 апреля 1919 а.

Текст радиограммы Министра Иностранных Дел Франции Пишона от 28 марта—3 апреля 1919 г. гласил:

«Французское Правительство передаст Народным КРми,ссарам нижеследующее радио, исходящее от Миссии Красного Креста, руководимой г. Мануильским, с определенными оговорками, изложенными в прилагаемых замечаниях.

«В трех предыдущих радиотелеграммах мы информировали об условиях, в которых находится Миссия, ио Французское Правительство до сих пор отказывалось передать эти радиотелеграммы. Повторяем вам поэтому суммарно: с момента нашего приезда во Францию мы были интернированы в Мало-ле-Бан, сначала в гостинице, а в настоящее время в вилле, причем офицеры не спускают с нас глаз. Без сопровождения мы не можем выходить. Вся наша корреспонденция подвергается предварительному контролю. Не будучи в состоянии вступить в непосредственный контакт с нашими соотечественниками, мы не можем принять ни одного посетителя. Наша просьба о получении юридической консультации была отвергнута. Наши радиотелеграммы были равным образом подвергнуты ограничениям, и три последних совсем не были отправлены. Равным образом была отвергнута наша просьба о том, чтобы иметь определенное место жительства в Париже и говорить без свидетелей с нашими соотечественниками. Одним словом, до сих пор мы не имели никакой -возможности сделать что бы то пи было для оказания помощи нашим соотечественникам и для организации их возвращения на родину, и тем более для выяснения того, имеются ли русские, заключенные в тюрьму по политическим причинам.

В настоящее время нам были сделаны французскими властями следующие предложения. Вот самое существенное, заключающееся в них: наши радио, касающиеся нашей гуманитарной задачи, будут передацаться. Мы сможем посещать места, где находятся русские граждане, и говорить с ними в присутствии французских властей. Русские граждане будут информированы через печать о нашем пребывании здесь и смогут нам писать через посредство Французского Красного Креста, который, будет нам передавать письма и, в случае необходимости, будет связывать нас с ними в присутствии своих представителей. Наоборот, мы сможем говорить без свидетелей с теми, которые будут уже посажены на пароход. Нам предлагают поручить представителю нейтрального Красного Креста защиту интересов российских граждан после нашего отъезда.

Мы, как и ранее, останемся в Мало-ле-Бен. До сих пор Французское Правительство полагало, что наша миссия закончится с отъездом второй партии, которая должна выехать 7-го апреля на пароходе «Дюмои Дюр-вмлль», который вместит приблизительно 900 человек. Теперь нам предлагают продлить наше пребывание здесь, если мы сочтем это необходимым. Французское Правительство утверждает, что оно обязывается возвратить


на родину остальную часть русских солдат, насколько это позволит имеющийся в его распоряжении судовой тоннаж, как можно скорее при том условии, что французам будет предоставлена возможность свободно выехать из России, как только будут освобождены русские, задержанные во Франции по'политическим причинам. Даже в том случае, если Вы согласитесь с этой точкой зрения, мы будем считать необходимым, чтобы Французское Правительство дало достаточные гарантии.

Передаем на Баше рассмотрение,исе эти условия, констатируя, что они совершенно меняют смысл соглашения, заключенного между г. Дгошеном и Караханом. Ждем Ваших точных инструкций, чтобы действовать, так как мы не можем брать этого на свою ответственность. Б то же время даем Вам некоторые сведения о положении, в котором находятся гражданские и военные лица. Некоторое количество их находится в тюрьмах и концентрационных лагерях за преступления политические, военные, уголовные или в качестве нежелательных иностранцев. Французские власти передали нам списки всех российских граждан, находящихся в тюрьмах и концентрационных лагерях, утверждая формально, что эти списки являются полными. Французское Правительство заявляет, что оно готово освободить всех лиц, задержанных по политическим причинам; сомнительные случаи могут быть разобраны и послужить предметом обсуждения между нами и представителями французских 'Властей.

С другой стороны, некоторые газеты заявляют, что русских солдат заставляют записываться га армию Деникина. Во тем же источникам, 150 русских солдат были недавно наказаны за отказ сражаться против Советского Правительства, Эти же факты были приведены в Палате депутатов во время интерпелляции депутатов-социалистов по поводу военной интервенции в России. Газеты равным образом сообщали о нескольких новых арестах русских.

Просим Вас ознакомить Центральную Коллегию Российского Красного Креста с 'положением дел и прислать нам полные инструкции.

Миссия 'Красного Креста во Франции: Мануильский. Арманд, Давтян».

Замечания Французского Правительства:

«Задержка в работах Комиссии Красного Креста происходит, с одной стороны, в результате вопроса, поднятого между тем радиотелеграммой Французского /Правительства 18 марта относительно чрезвычайного военного налога, которому Народные Комиссары в Москве подвергли наших соотечественников, с другой стороны, в результате претензий Миссии Ma-нуильского, совершенно выходящих за рамки ее компетенции, определяемой полномочиями краснокрестных 'Миссий, как например требования содействия адвоката, местопребывания в Париже, тогда как в Париже не имеется русских формирований, требования не подвергаться правилам цензуры и другим правилам, которым подвергаются все французы и тем более иностранные общества, m даже Красный Кр^ст. Эти претензии усилили опасения Французского Правительства в том, что Миссия желает выйти за рамки своей гуманитарной роли, и заставили его принять в этом отношении минимум мер предосторожности, от которых оно не отступит и обсуждения которых оно не допустит. Французское Правительство не признает, что во Франции есть русские, задоржанные по политическим причинам. Все находящиеся в заключении были на законном основании подвергнуты преследованию или осуждены за преступления или проступки, которые были бы достаточным основанием для такого же осуждения французских граждан. Неверно также, чтобы кто-либо из русских принуждался к вступлению в армию Деникина.

Французское Правительство разрешило Миссии Мануильского указать в переданных ей подробных списках всех тех, чей отъезд она считает же-


лательным, tt оно согласилось на их отьездс ближайшей партией; таким образом уже указано около 50-тн имен. Однако их отъезд будет зависеть от непременного условия, чтобы к финляндской границе были доставлены псе французы, желающие этого, и, в частности, указанные в радиотелеграмме от 12 марта. Если эти условия будут выполнены, Французское Правительство отправит на втором пароходе, предназначенном для.возвращения русских на родину, возможно большее число русских и будет впредь продолжать возвращение их и а родину в той мере, в которой это дозволит имеющийся налицо судовой тоннаж. Очевидно, однако, что базой переговоров не может служить согласие Французского Правительства дать какие-либо другие.гарантии, кроме своего заверения Народным Комиссарам, которые отказались от <всех обязательств России. При таких условиях Французское Правительство... * ие может идти далее тех льгот, которые предложены Миссии Маму ил ьск ого, имеющей уже теперь возможность отправить телеграмму, по поводу которой условились Дгошен и Карахан.

Французское Правительство извещает.Народных Комиссаров, что второй пароход будет готов к отходу 6 апреля и что вторая партия будет укомплектована на тех.же условиях, как и первая. Если Народные Комиссары не сочтут нужным вовремя заявить о том, что указанные французским Правительством французы.будут отправлены иа финляндскую.границу, в таком случае русские, указанные Миссией Русского.Красного Креста, как подлежащие возвращению домой, будут задержаны во Франции, делегаты же Красного Креста будут посажены на пароход, так как их миссия сделается беспредметной **.

С. Питон»

78. Радиограмма В. И. Ленина Бела Куну ***

5 апреля 1919 г.****

Направляю Вам копию нашего сегодняшнего радио Питону по вопросу об обмене с Францией *****.

Наша Комиссия Красного Креста во главе с Мануильским выехала во Францию, чтобы организовать [репатриацию] наших, но была задержана. Мы дали обещание репатриировать оставшихся у нас французских военнослужащих, если будет организована и пойдет полным ходом репатриация наших из Франции. Французское правительство воспрепятствовало Ко-

* Пропуск в тексте. ** Последняя фраза дана на основании исправления, полученного из Парижа 5 апреля 1919 г. и опубликованного НКИДом в печати 9 апреля 1919 г.

*** Печатается по машинописной незаверенной копии документа на немецком языке. На документе имеется пометка на польском языке: «Копия. Только в Министерство Иностранных Дел и Штаб. Из Москвы в Будапешт 5/4 1919 г.».

Копия этого документа была передана Польской Народной Республикой Посольству СССР в Польше в 1953 г. с указанием, что он обнаружен и архиве бывшего министра иностранных дел Польши Падеревского.

**** Документ датируется на основании пометки на польском языке, упомянутой в предыдущем примечании.

***** Очевидно, речь идет о радиограмме от 4 апреля 1919 г., посланной от имени Г. В. Чичерина министру иностранных дел Франции Пишону, см. док, № 77.


Миссии Мануильского организовать это дело. Из 35 000 русских солдат во Франции, Африке и Салониках Франция хочет в настоящее время репатриировать 900 человек и дает пустые обещания репатриировать наших впоследствии по мере возможности; но за это Франция требует, чтобы мы немедленно отпустили на родину всех французов.

Франция хочет выслать Миссию Мануильского одновременно с 900 [русскими солдатами], хотя для дальнейшей организации репатриации ничего не сделано. Франция хочет получить все, но почти ничего не дать н отделаться от Мануильского.

При этом нам известно, что наши солдаты, оставшиеся во Франции и отказывающиеся вступать в армию, подвергаются чудовищным преследованиям н что Мануильскому запрещено устанавливать с ними какой-либо контакт.

Мы отказываемся на таких условиях отправить французов на родину. В этом заключается содержание моего радио *, копия которого Вам направляется. Французы будут кричать караул и говорить американцам всякого рода отвратительную ложь. Передайте, пожалуйста, копию нашей ноты американскому представителю для его правительства.

Ленин

Печат. по арх.

79. Радиограмма Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР Министерству Иностранных Дел Великобритании и Государственному Департаменту США**

8 апреля 1919 г.

Просим вас передать Правительствам Великобритании и Соединенных Штатов Америки копию радиотелеграммы, которую мы посылаем Французскому Правительству ***. Мы надеемся, что если условия, выдвинутые в этой радиотелеграмме, будут выполнены, то Правительства Великобритании и Соединенных Штатов Америки не откажутся дать свои гарантии репатриации русских солдат и гражданских лиц из Франции.

Народный Комиссар по Иностранным Делам

Чичерин

Печат- по арх.

* См. примечание***** на стр. 117. ** Радиограмма была передана адресатам через радиостанцию г. Карнарвона.

*** См. док. № 80.


80. Нота Народного Комиссариата Иностранных Дел РСФСР Министерству Иностранных Дел Франции

Передано по радио 8 апреля 1919 г.

В ответ па радиотелеграмму Министерства Иностранных Дел от 7 апреля Народный Комиссариат по Иностранным Делам принужден, к сожалению, констатировать, что нежелание Французского Правительства согласиться иа требования Миссии Русского Красного Креста о возможности для нее разговаривать без свидетелей с русскими солдатами и другими гражданами во Франции отнюдь не может вести к рассеянию нашего беспокойства о судьбе наших соотечественников во Франции, по отношению к которым принятие с нашей стороны всех доступных нам мер для оказания им содействия является нашим долгом, с каким бы тяжелым чувством мы к этим мерам ни относились.

Приходится признать тот факт, что прошел целый год с того момента, когда мы начали обращаться к Французскому Правительству с настоятельными и повторными требованиями возвращения домой наших солдат, оставшихся во Франции, н хотя мы много раз настойчиво повторяли эти требования,— путь же через Швейцарию н Германию в течение известного времени мог быть использован для этой цели,— Французское Правительство тем не менее ни разу не сообщило нам ничего в ответ, кроме неясных обещаний, исполнение которых отсрочивалось на неопределенное будущее. И лишь после того, как мы лишили свободы французских офицеров и некоторых гражданских лиц, Французское Правительство решилось, на этот раз уже быстро, перенести вопрос на почву немедленного осуществления. Нам тем менее возможно оставаться глухими к страданиям наших соотечественников во Франции, что все заявления Французского Правительства по этому поводу не подкрепляются никакими актами с его стороны. Более того, на нашу радиотелеграмму от 10 марта*, сообщавшую точные факты, оно в своей радиотелеграмме 17 марта ответило одним лишь простым отрицанием, сопровождавшимся по нашему адресу оскорблениями, на которые уважающее себя правительство должно считать ниже своего достоинства отвечать.

В нашей радиотелеграмме от 10 марта* мы представили Французскому Правительству точные цифры и конкретные данные о судьбе наших солдат, которые на французской территории остались верными своему долгу по отношению к Русскому народному Правительству н солидаризировались со своими братьями в России. Ко всему тому, что мы тогда писали о судьбе наших солдат, сосланных в Африку, мы

* Имеется в виду нота от II марта 1919 г,, см. док. Щ 65.


можем еще прибавить, что зачастую для наказания тех, которые не в состоянии исполнять непосильные для них работы, их принуждают целыми днями непрерывно ходить под тропическим солнцем с тяжелым мешком, наполненным песком или камнями, на спине, причем их осыпают ударами, если они в изнеможении падают на землю; или их привязывают веревкой к лошади араба, влекущего их за собой по песку. Некоторые из иих оставались подчас по четыре дня без всякой пищи. Положение же тех из наших солдат, которые заключены в тюрьмах на острове Экс, в Марселе, Ла-вале, Бресте, Бордо, Ренне, Невере, Клермон-Ферране, может быть охарактеризовано лишь как медленная и мучительная казиь, уже завершившаяся для многих из них смертью. Равным образом нам известно и о положении инвалидов, беспрестанно требовавших возвращения домой, многочисленные конкретные факты, иллюстрирующие бесчеловечное отношение и мучения, которым их подвергали, чтобы наказать их за настойчивость. Что же касается принудительных работ, которым подвергаются русские солдаты во Франции, мы знаем о них то, что в рабочих ротах, рассеянных по всей Франции, голодные, лишенные врачебной помощи, имея своим единственным жилищем сараи и сырые подвалы, они принуждены исполнять непосильную для человека работу под угрозой самых варварских наказаний, вплоть до ссылки в Африку или в дисциплинарные роты, в которых нх заставляют работать прикованными к тачкам.

Отказ Французского Правительства допустить проверку этих фактов Миссией Русского Красного Креста в условиях, обеспечивающих полную откровенность со стороны всех, дающих показания, не может не быть рассматриваем как скрытое признание верности этих обвинений. Самое соглашение, заключенное в прошлом году по вопросу об обмене гражданами России и держав Согласия, предоставляет Миссии Русского Красного Креста участие во всех работах по возвращению на родину наших соотечественников, оставшихся во Франции *. Во всех разговорах, происходивших в Народном Комиссариате Иностранных Дел с иностранными представителями, выступавшими от имени Франции, всегда говорилось о том, что члены Русского Красного Креста, которые отправятся во Францию, будут там участвовать в выработке всего плана перевозки русских иа родину и будут руководить реальным осуществлением этого плана. Тем более непонятным является для и ас проведение Французским Правительством аналогии между Миссией Маиуильского, официально допущенной во Францию в качестве Миссии Красного Креста, и теми лицами, которые в Ррссии 0ыли

* См. т. I, док. № 299 и ЗОБ.


по определенным причинам лишены свободы. Притом же часто происходившие свидания представителей иностранных Красных Крестов с заключенными в России обыкновенно сопровождались разговорами иа иностранных языках, не понятных для стражи. Само Французское Правительство подтверждает это общее правило указанными им исключениями, говоря, что иногда «присутствовавшие при свиданиях русские солдаты требовали, чтобы разговор происходил иа русском языке».

Народный Комиссариат хотел бы напомнить Французскому Правительству, что несколькими судебными процессами был установлен факт участия иностранных военных в России в заговорах, имевших целью низвержение правительства, взрывы мостов и железнодорожных поездов, организацию бунтов, и что эти военные были причастны к широкой системе шпионажа. Никогда русские солдаты, подвергающиеся во Франции столь жестоки.м преследованиям, не были заподозрены Французским Правительством в совершении каких-либо подобных актов. Военнопленные же держав Согласия, находящиеся в Российской Советской Республике, пользуются очень широкой свободой и могут ходить по городу, посещают клубы и даже ходят в театры. Хотя Русское Советское Правительство, таким образом, считает совершенно иеоправдываемым отношение Французского Правительства к-Миссии Русского Красного Креста, тем не менее его желание достигнуть соглашения по вопросу о возвращении соотечественников иа родину так велико, что оно готово идти на уступки по вопросу о присутствии свидетелей при свиданиях членов Миссии Мануильского с русскими солдатами, лишенными свободы. Хотя, наконец, безусловно неслыханным является требование того, чтобы свидания Миссии Русского Красного Креста даже с гражданскими лицами, не подвергавшимися никакому обвинению, могли происходить лишь в присутствии представителей Французского Красного Креста, тем не менее Русское Советское Правительство до такой степени ставит свое желание добиться реальных результатов в данном вопросе выше всего остального, что оно готово согласиться даже иа столь преувеличенные требования,

Итак, Русское Советское Правительство готово допустить возвращение домой всех французских военных и всех французских гражданских лиц, желающих ехать во Францию. После того, как Миссия Мануильского посетит все тюрьмы, концентрационные лагери, дисциплинарные роты н другие места заключения, где находятся русские солдаты и гражданские лица, — причем им будет предоставлена.возможность говорить со всеми пленными, даже в присутствии представителей Французского Красного Креста, — и после того, как


Миссия Мануилъского затем выработает общий план репатриации русских нз Франции, причем реальное осуществление этого плана должно быть закреплено гарантией правительств Северо-Американских Соединенных Штатов и Великобритании, устраняющей новые отсрочки, Русское Советское Правительство готово разрешить возвращение на родину всех французских военных и гражданских лиц, желающих возвратиться во Францию. Если тем не менее Французское Правительство не найдет возможным принять это предложение Русского Советского Правительства, Русское Советское Правительство при определенной оговорке, что Миссия Ману-нльского будет иметь возможность посещать места заключения сообразно с тем, что было выше указано, готово постепенно возвращать на родину желающих вернуться во Францию французских граждан по мере возвращения российских граждан из Франции, с соблюдением каждый раз одной и тон же пропорции между количеством возвращаемых па родину и общим количеством граждан обеих сторон, находящихся в России и Франции.

Народный Комиссар по Иностранным Делам

Чичерин

Печат. по арх. Опубл. в газ. «Известия» M 77(629), 10 апреля 1019 г.

Нота НКИД явилась отпетом на ноту Министерства Иностранных Дел Франции от 7 апреля 1919 г., в которой говорилось:

'Л) В своем радио от 7-го января Французское Правительство, определяя роль Миссии Мануильского, заявило, что 'немедленно принимает меры для организации возвращения и а родину русских солдат и что три делегата Русского Красного Креста установят связь с делегатом специально учреждаемого для этой цели комитета. Kß& всегда, французское Правительство добросовестно согласовало свой образ действий как с духом, так и с буквой принятого обязательства. Репатриация русских солдат осуществляется, и даже в настоящий момент «Дюмон Дюрвилль» готов к перевозке в Россию почти одной тысячи солдат. С другой стороны, начальник Французской Миссии, прикомандированный к делегатам Русского Красного Креста, является в то же время членом междуведомственной комиссии, на которую возложена организация и осуществление репатриации русских солдат.

2) Никогда в предыдущих соглашениях ле было речи о том, чтобы Миссия Мануильского устанавливала распределение репатриантов, сроки отправки, морские и сухопутные пути, одним словом, чтобы она в соглашении с французскими властями вырабатывала план 'перевозки. Впрочем, невозможно выработать теперь общий исчерпывающий план ввиду недостаточного тоннажа, позволяющего употребить для этой цели только ограниченное число судов, а также ввиду невозможности перевозки по железной дороге вследствие.недостаточного количества подвижного состава и возможной нехватки продовольствия в Центральной Европе.

3) Напротив, благоприятные возможности, предоставленные Миссии Мануильского и указанные в свое время, гарантируют ей, если она захочет ими воспользоваться, контакт с находящимися во Франции русскими, а также оказание им помощи в пределах имеющихся в ее распоряжении сумм, позволяя ей убедиться в том, что ни один из них не встречает пре-

\22


пятствнй к желаемому возвращению на родину и что кроме лиц, указанных в списках, поданных Французским Правительством, ни один русский не задержан во Франции. Но не может быть и речи о разговорах между Делегацией Русского Красного Креста и ее согражданами без свидетелей: русские миссии подобного рода в действительности воспользовались такими льготами, которые были им предоставлены другими правительствами, для того чтобы вести активную революционную пропаганду, каковую Французское Правительство не может допустить со стороны иностранцев па своей территории..Равным образам, когда французы без причины были арестованы в России, советские власти разрешили посещения сестер Красного Крита только в присутствии свидетелей, и присутствовавшие при этом русские солдаты со многих случаях требовали, чтобы разговор велся на русском языке; между тем те арестованные никогда не играли никакой политической роли, чего нельзя сказать о членах Делегации Мануильского. Французское Правительство, кроме того, не может забыть, что обращение, которому подверглись французские граждане,.привело к смерти г-на Дарси и крайне тяжелой болезни г-на Людовика Нодо.

4) Требование о юридическом советнике ничем не оправдывается для Русского Красного Креста, не являющегося во Франции юридическим лицом. Равным образом, когда наши граждане были заключены з тюрьму и преследуемы в России, они никогда при допросах не пользовались помощью адвоката, тогда как каждый русский гражданин во Франции, подвергающийся какому бы то ни было судебному преследованию, всегда пользовался и будет пользоваться такой помощью. Русский гражданин, желающий обратиться к Французскому Правительству, всегда свободно может пользоваться всякими юридическими советами, которые он найдет необходимыми, тогда как в России всякая нормальная юрисдикция упразднена.

5) Требование освобождения законно арестованных или осужденных русских граждан, предъявленное Миссией Мануильского, касается не только преступлений политического характера, но и всяких преступлений военного характера (дезертирство, военные кражи и т. п.). Французское Правительство уже приняло меры к помилованию и освобождению этих задержанных лиц. Задержка нсполнения этой благожелательной меры проистекает исключительно из отказа Советского Правительства вернуть на родину членов бывшей Французской военной миссии в России.

6) 'Последние прения в Палате депутатов со всей ясностью показали, что ни один русский не.принуждается против своей >воли записаться.во французскую армию или в одну из армий, воюющих против Советского Правительства, и что, напротив, глава Французского.Правительства отдал но этому 'Поводу самые точные и строгие распоряжения. Всякие опровержения в этом.вопросе исходят из тенденциозных или недобросовестных источников, и у Французского Правительства нет никаких оснований для уверенности в том, что подобные ни на чем не основанные упреки не будут сделаны ему при каких бы то ни было обстоятельствах. Работающие русские поставлены в те же условия работы и получают ту же заработную плату, что и- французские граждане и солдаты. Впрочем, относящиеся к этому инструкции были сообщены Миссии Мануильского. Кр°ме того, Французское Правительство содержит и кормит известное число русских солдат, совершенно отказывающихся работать, которые, впрочем, не подвергаются никакому бесчеловечному обращению.

7).При этих условиях Французское Правительство может только под-черживать свою точку зрения: Советское Правительство отпустит всех без исключения французов, желающих покинуть Россию, и в частности лиц, указанных в радиотелеграмме от 12 марта..В этом случае Французское Правительство немедленно освободит указанных Миссией Мануильского лиц и незамедлительно переправит их п Россию вместе с большим числом русских солдат и добровольцев на пароходе «Дюмон Дюрпплль», который юиерь уже готов к отплытию. Кроме того, русской Делегации будет дана волможность продолжить свое пребывание во Франции и выполнить воз-


ложенную на нее задачу при вышеозначенных условиях. Если же Советское Правительство задержит в России всех или часть наших граждан, Миссия Мануильского будет отослана в Россию на «Дюмон Дюрвилле», который тогда возьмет исключительно русских солдат, за исключением арестованных и осужденных.

Французское Правительство оставит за собой полную свободу действия относительно возвращения на родину русских солдат, а также право принимать, в случае необходимости, репрессивные меры в ответ на акты, от которых пострадали бы наши граждане в России.

Так как «Дюмон Дюрвттлль» должен отплыть в ближайшее время. Французское Правительство ожидает ответа Советского Правительства в течение тяти дней».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: