Телеграмма Председателя IX Всероссийского Съезда Советов Председателю Великого Национального Собрания Турции Мустафе Кемалю

С) 2

Д63

комиссия

ПО ИЗДАНИЮ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ ПРИ МИД СССР:

д-р эконом, наук А. А. ГРОМЫКО (Председатель Комиссии), чл.-корр. АН СССР В. М, ХВОСТОВ (Заместитель Председателя), канд. истор. наук И. Н. ЗЕМСКОВ (Ученый Секретарь), И. И. АГАЯНЦ, доц. Г, А. БЕЛОВ, Г. К. ЛЕЕВ, Б. Ф. ПОДЦЕРОБ, доц. М. А. СИВОЛОБОВ, канд. истор, наук И. И. УДАЛЬЦОВ, М. А. ХАРЛАМОВ.


том пятый

7 января 1922 г.19 ноября 1922 г.

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ ПЯТОГО ТОМА

А. Е. БОГОМОЛОВ, Б. Г. ГАФУРОВ, П. И. ЕРШОВ,

А. И. ЛАВРЕНТЬЕВ, В. В. ЛЕЗИН,

IL И. Ш АТАГИ И.



ПРЕДИСЛОВИЕ

V том содержит документы внешней политики Советского государства за период с 1 января по 19 ноября 1922 г.*

Этот период характеризуется продолжавшимся укреплением внешнеполитических позиций Советских республик. *И смысле международном, — указывал В. И. Ленин,— улучшение нашего положения в эти последние годы гигантское. Советский тип государства нами завоеван, — это есть шаг шюред всего человечества...» (Соч., т. 33, стр. 272).

Значительная часть документов тома посвящена подго-юнке и ходу Генуэзской конференции. Как видно из документов, в целях обеспечения прочного мира и установления и.-I основе равноправия экономического сотрудничества между государствами, представляющими две системы соб-г I ценности — социалистическую н капиталистическую, — Со-ип'ское правительство выдвинуло па конференции принцип мирного сосуществования государств с различным социальным строем, провозглашенный В. И. Лениным при создании Спиетского государства. По поручению В. И. Ленина со-псгская делегация на конференции внесла предложение о нгсобщем сокращении вооружений., выступила с рядом конкретных предложений по урегулированию взаимных финансово-имущественных претензий и нормализации политических о шошений между Советскими республиками и капиталистическими странами.

Западные державы, в первую очередь франко-бельгийская | руппировка и закулисно действовавшие США, отклонили ни предложения и пытались добиться от Советского прави-н'.!ц,ства восстановления частной собственности иностранных капиталистов, признания всех долгов царского и временного правительств и изменения внутреннего законодательства, что

* Т. е. до Лозаннской конференции.


должно fïi.uio подорвать основы советского строя. Со всей тпгрдпси.к] ок'тиная свою независимость и самостоятельность, Сойотское государство отвергло эти притязания.

Генуэзская конференция, ввиду непримиримой позиции, ланитой правительствами стран Антанты и США, ие дала непосредственных практических результатов в смысле нормализации отношений Советской России с капиталистическими государствами. Тем не менее, конференция показала, что капиталистические державы вынуждены были признать необходимость включения Советского государства в международные экономические связи и вступить с иим в переговоры как с равной державой.

Развитие международных событий данного периода и особенно Генуэзская конференция наглядно показали наличие глубоких противоречий в капиталистическом лагере, в частности, между побежденной Германией и странами-победительницами. В результате этих противоречий германское правительство пошло на подписание с Советской Россией договора в Рапалло 16 апреля 1922 г., значительно укрепившего международное положение обеих сторон.

В V том включены документы, освещающие ход конференции экспертов в Гааге, созванной по решению Генуэзской конференции для продолжения переговоров между западными державами и Советской Россией об урегулировании финансово-имущественных претензий. Эти переговоры, как и переговоры иа Генуэзской конференции, в силу отмеченных выше причин, оказались безуспешными.

В томе публикуются также документы, характеризующие позицию Советского государства в деле установления прочного и справедливого мира на Ближнем Востоке.

Советское государство, как свидетельствуют документы тома, стремилось к развитию и укреплению отношений с соседними странами — Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, Турцией, Ираном, Афганистаном, Монголией иа основе договоров, заключенных с этими государствами в течение 1920—1921 гг. Развивающиеся связи с Чехословакией нашли отражение во временных договорах, подписанных с нею РСФСР и УССР.

Переговоры, которые велись в 1922 г. между Советской Россией и Китаем, не привели тогда к решающим результатам: советско-китайские отношения хотя и вступили в фазу урегулирования, однако все еще оставались отношениями де-факто.

Публикуемые документы вскрывают захватническую политику японских милитаристских кругов на русском Дальнем Востоке. Их агрессивная позиция явилась причиной того, что Дайренская конференция (август 1921 г. — апрель 1922 г.) между Дальневосточной Республикой и Японией,


л татем и Чанпуньская конференция (сентябрь 1022 г.) с \ч;1стием Советской России не привели к урегулированию отношений с Японией. Однако укрепление международного и пмутреннего положения Советской России, а вместе с тем и союзных с ией республик, усиление империалистических про«мторечий на Дальнем Востоке и осложнение внутриполитической обстановки в Японии вынудили японские правящие круги вывести свои войска из Приморской области. После освобождения Приморья Народное собрание Дальневосточной Республики 14 ноября 1922 г. единогласно приняло постановление о провозглашении власти Советов на всем русском Дальнем Востоке и о присоединении Дальневосточной Республики к РСФСР. Японские оккупанты продолжали, однако, удерживать остров Сахалин, включая северную его

'1,ЧСТЬ.

Касаясь международного положения Советской России в •-/гот период, В. И. Ленин говорил: «Мы стоим на дороге, совершенно ясно и определенно очерченной, и обеспечили себе успех перед государствами всего мира, хотя некоторые из них до сих пор готовы заявлять, что садиться с нами за один с гол не желают. Тем не менее, экономические отношения, а за ними отношения дипломатические налаживаются, должны наладиться, наладятся непременно... В этом отношении у нас не было, так сказать, если употребить старое сравнение, никаких пересадок, ни на другие поезда, ни на другие упряжки» (Соч., т. 33, стр. 398).

В том включен ряд выступлений и документов И. И. Ленина: речь на заседании коммунистической фракции Всероссийского съезда металлистов 6 марта 1922 г. о международном и внутреннем положении Советской Республики, интервью корреспонденту «Обсервер» и «Манчестер гардиан^ Фарбману от 27 октября 1922 г., телеграммы и письма, относящиеся к вопросам советской внешней политики и тор-кшли, значительная часть которых впервые опубликована в конце 1959 г. в XXXVI Ленинском сборнике.

* *

*

Методы публикации и оформления документов изложены и предисловиях к I и II томам настоящего издания. При публикации документов сохраняется, как правило, без изменения транскрипция некоторых имен и географических катаний, особенно восточных, в том виде, как она установилась в практике дипломатической переписки.

Постоянно повторяющиеся в публикуемых документах «лона (год, господин, река, город, статья и некоторые другие) приводятся, за исключением договорных актов, с общепринятыми сокращениями.


* *

В подготовке тома к печати принимали участие сотрудники Редакционного аппарата Комиссии по изданию дипломатических документов при МИД СССР: М. А. Бугреев, Л. И. Гаганов, Л. А. Гвиишани, В. А. Цеулин, В. 3. Комаров, М. А. Костылев. Е. И. Кущев, Г. И. Никитин, И. П. Парему-зянц, Л. И. Рябоненко, Ю. И. Устюгов, М. П. Хламова,

Примечания-комментарии к тому составили: кандидаты исторических наук В. А. Емец. А. И. Кононцев, Л. П. Лавров, Р. М. Мукимджанова, Д. Г. Наджафов при участии кандидатов исторических наук Г.Л. Бондаревского и В. В.Левина.


1. Договор о дружбе и братстве между Украиной и Турцией

[2 января 1922 г.\

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Правительство Украинской Социалистической Советской Республики и Правительство Великого Национального Собрания Турции, разделяя принципы братства наций и права пародов на самоопределение, отмечая существующую между ними солидарность в борьбе против империализма, равно как и тот факт, что всякие трудности, созданные для одного из двух народов, ухудшают положение другого, и всецело воодушевляемые желанием установить постоянные сердечные взаимоотношения и неразрывную искреннюю дружбу, основанные на взаимных интересах, а также приняв во внимание их близкое соседство на Черном море, решили укрепить между собой навсегда со всею искренностью и откровенностью самые лучшие и сердечные отношения и верную дружбу во имя весьма многочисленных общих интересов и заключить с этой целью Договор о дружбе и братстве.

Для этого они пришли к соглашению назначить город Ангору местом ведения переговоров и назначили своих Уполномоченных, возложив на них поручение заключить упомянутый Договор, а именно:

Правительство Украинской Социалистической Советской Республики

господина Фрунзе Михаила, Члена Всеукраинского Цен-фалыюго Исполнительного Комитета, Члена Совета Народных Комиссаров, Главнокомандующего всеми вооруженными силами Украины и Крыма и кавалера ордена Красного Знамени, в качестве Чрезвычайного Посла на конференции и

Правительство Великого Национального Собрания Турции

Юсуфа Кемаль-бея, депутата от Кастамони в Великом Национальном Собрании Турции и Комиссара по Иностранным Делам,

У


каковые Уполномоченные по взаимном предъявлении своих полномочий, найденных в надлежащей и законной форме, пришли к соглашению относительно нижеследующих положений:

Статья I

Каждая из обеих Договаривающихся сторон соглашается в принципе не признавать никаких мирных договоров или иных международных актов, к принятию которых принуждалась бы силою одна из обеих Сторон. Правительство Украинской Социалистической Советской Республики соглашается не признавать никаких международных актов, касающихся Турции и не признанных Национальным Правительством Турции, представленным ныне ее Великим Национальным Собранием. Под понятием Турции в настоящем Договоре подразумеваются территории, включенные в \!ациональный Турецкий пакт* от 28 января 1336** (1920) года, выработанный Оттоманской Палатой Депутатов в Константинополе и сообщенный прессе и всем державам.

Украинское Правительство признает пограничные линии Турции, установленные в статьях I и Ш Русско-Турецкого договора о дружбе и братстве, заключенного 16 марта 1921 года, а также в приложениях к этому Договору***.

Кроме того, Украинское Правительство обязуется признавать все соответствующие положения соглашений, заключенных на Карсской конференции между Турцией, с одной стороны, и Советскими Республиками Кавказа — с другой****.

Статья II

Турция заявляет о признании ею Украинской Социалистической Советской Республики независимым и суверенным государством, созданным волею украинских рабочих и крестьян на территории бывшей Российской империи, в территориальных границах, установленных договорами, заключенными между Украиной и Союзной Российской Республикой, а также с другими соседними государствами.

Статья III

Обе Договаривающиеся стороны признают, что все договоры, состоявшиеся между Турцией и бывшей Российской империей до 16 марта 1921 года или между Турцией и

* См. т. III. прим. 67. ** По мусульманскому календарю. *** См т. Ш. док № 342. **** См. т. IV, док. № 264.


Украиной, не соответствуют истинным и обоюдным интересам. Они соглашаются поэтому считать эти договоры отмененными и не имеющими силы.

Украина, поскольку она составляла часть бывшей Российской империи, заявляет, что она считает Турцию свободной от всяких по отношению к ней денежных или иных обязательств, основанных на международных актах, ранее заключенных между Турцией и царским правительством.

Статья IV

Дабы обеспечить открытие проливов н свободное прохождение через них для торговых сношений всех народов, обе Договаривающиеся стороны соглашаются передать окончательную выработку международного статута Черного моря и проливов последующей конференции из делегатов прибрежных государств с тем, что вынесенные ею решения не нанесут ущерба полному суверенитету Турции, равно как и безопасности Турции и ее столицы Константинополю.

Статья V

Обе Договаривающиеся стороны, в качестве прибрежных государств Черного моря, соглашаются констатировать, что никакой режим на международных реках, впадающих в него, не может быть ни применяем, ни установлен без нх действенного участия.

Они изъявляют свою волю сотрудничать для этой цели и помогать друг другу всеми средствами, какие сочтут соответ-ивующими, чтобы достигнуть признания их прав.

Статья VI

Обе Договаривающиеся стороны обязуются не допускать образования или пребывания на своей территории организаций или групп, претендующих на роль правительства другой страны или части ее территории, равно как и пребывания ipynn, имеющих целью борьбу против другой страны, а также официальных лиц или представителей означенных групп и организаций.

Турция и Украина принимают на себя такое же обяза-имьетво в отношении Российской Социалистической Федера-шшюй Советской Республики и Советских Республик Кав-iwita, при условии взаимности. Считается установленным, что под турецкой территорией, упомянутой в настоящей статье, подразумевается территория, находящаяся под непосред-CI псиным гражданским и военным управлением Правитель-< та Великого Национального Собрания Турции.

Л


Статья VII

Обе Договаривающиеся стороны согласны применить принцип наибольшего благоприятствования к гражданам каждой из Договаривающихся сторон, пребывающим на территории другой. Настоящая статья не применяется к правам граждан союзных с Турцией мусульманских государств, равно как и к правам граждан Советских Республик, состоящих в союзе с Украиной.

Настоящие постановления не могут применяться к условиям торговых взаимоотношений, каковые будут урегулированы особой конвенцией.

Статья VIII

На граждан обеих Договаривающихся сторон, находящихся на территории другой Стороны, будут распространяться все права и обязанности, вытекающие из законов страны, в коей они находятся, за исключением обязанностей по национальной обороне, от коих они будут освобождены. Вопросы, касающиеся семейного права, права наследственного и дееспособности жителей каждой страны, также составляют исключение из постановлений настоящей статьи. Оии будут разрешены особым соглашением.

Статья IX

Украина заявляет о принятии ею целиком постановлений статьи VII Русско-Турецкого договора от 16 марта 1921 года, равно как постановлений статьи 3 Карсского договора от 13 октября 1921 года, касающихся отмены режима капитуляций, на который претендовали так называемые капитуля-циоиные державы.

Статья X

Состоялось соглашение приступить в ближайшее по возможности время к заключению почтовой и телеграфной конвенции, включая сюда Я радиокорреспонденцию, равно как и консульской конвенции.

Статья XI

Впредь до заключения консульской конвенции, предусмотренной в статье X, на генеральных консулов, консулов и вице-консулов, назначаемых обеими Договаривающимисп сторонами в городах, портах и торговых пунктах другой Стороны, в которых допущены аналогичные должностные лица всякой другой державы, будут, в отношении их привилегий и функций, распространяться основы международного права на началах взаимности.


Для назначения консулов в местностях, где не имеется ни одного иностранного консула, требуется предварительное согласие той Стороны, которой принадлежит эта местность.

Статья XII

Для обеспечения непрерывности сношений между обеими странами обе Договаривающиеся стороны обязуются принять по взаимному согласию все необходимые меры в целях сохранения и развития возможно скорее морских, железнодорожных, телеграфных и иных средств сообщения, равно как и обеспечения свободного и беспрепятственного передвижения людей и товаров между обеими странами. Ради этого они предпримут с общего согласия необходимые шаги для установления соглашений с Российской Советской Республикой и Советскими Республиками Кавказа.

Однако признается, что, до заключения торгового договора или конвенции о перевозках, в отношении въезда и выезда лиц и ввоза и вывоза товаров будут полностью применяться все установленные в каждой стране на этот счет правила.

Статья XIII

Что касается конвенций экономического, финансового или иного порядка, решено, что к таковым будет приступлено в ближайший срок.

Статья XIV

Обе Договаривающиеся стороны взаимно обязуются выработать с общего согласия в возможно кратчайший срок положение о санитарных мероприятиях для применения в портах Черного моря, составляющих часть соответствующих их территорий.

Статья XV

Тотчас по подписании настоящего Договора Правительства Договаривающихся сторон приступят к установлению нормальных дипломатических сношений. К этому времени буд>т взаимно доставлены описание и рисунок национального флага и государственного герба.

Статья XVI

Настоящий Договор подлежит ратификации, Обмен ратификационными грамотами произойдет в Харькове в ^-месячный срок, считая со дня подписания Договора, который вступит в силу со дня обмена ратификационными грамотами.


В удостоверение соглашения, достигнутого по всем вышеуказанным статьям, упомянутые Уполномоченные Украины и Турции подписали Договор собственноручно и приложили свои печати.

Учинено и подписано в двух экземплярах на французском языке в Ангоре 2 января тысяча триста тридцать восьмого года* (тысяча девятьсот двадцать второго года).

М. Фрунзе Юс уф Кемаль

Пенат. по арх. Опубя в 'Сборнике действующих договоров.», ваш 1, M. 1924 г., стр. 167-171.

Договор ратифицирован Всеукраинским Центральным Исполнительным Комитетом 23 марта 1922 г; Великим Национальным Собранием Турции16 марта 1922 г. Обмен ратификационными грамотами состоялся в Харькове 23 июня 1922 г.

Телеграмма Председателя IX Всероссийского Съезда Советов Председателю Великого Национального Собрания Турции Мустафе Кемалю

Передано по телеграфу 3 января 1922 г.

IX Всероссийский Съезд Советов с искренней радостью и признательностью выслушал переданное Вами приветствие Великого Национального Собрания Турции и сопровождавшие это приветствие выражения глубоких неизменных дружественных чувств и симпатий, связывающих турецкий народ с народами России.

Рабочие и крестьяне России, уже больше четырех лет борющиеся против непрерывных" попыток нх врагов подчинить Россию невыносимому игу капиталистических правительств и лишить ее трудящиеся массы завоеваний революции, связаны с турецким пародом, борющимся против нашествия внешних врагов, тесными узами глубокой симпатии и неразрывной искренней дружбы, нашедшими окончательное выражение в Договоре о дружбе и братстве, заключенном между Россией и Турцией в Москве **. Торжественно признав в этом Договоре право народов Востока на свободу и независимость, Россия и Турция заявили при этом, что естественные связи соединяют национальное освободительное движение этих народов с борьбою трудящихся в России за новый социальный строй.

Всероссийский Съезд Советов констатирует, что возникшие в период тяжелых испытаний, пережитых Россией иТур-

* По мусульманскому календарю. ** См т. III, док. 342.


иней, тесные связи между их народами еще более окрепли с юченнем времени и составляют неоценимый залог успешности дальнейшей борьбы обоих народов против все еще угрожающих им опасностей в полной уверенности, что недалек s же день их торжества над своими врагами.

Председатель IX Всероссийского Съезда Советов

М. Калинин-Секретарь Л. Енукидзе

Пгчат. по арх Опубл. в газ 'Известия» № 5 (1444). 6 лнваря 1922 г.

Эта телеграмма явилась ответом на следующую телеграмму председателя Великого Национального Собрания Турции от 22 декабря 1921 г.:

«Гражданину Калинину, Председателю Съезда Советов России и Союзных стран.

Гражданину Петровскому, Председателю Съезда Советов Украины.

Великое Национальное Собрание Турции было счастливо выслушать тяявлепие г. Фрунзе, Чрезвычайного Уполномоченного Украинской Совет-скоп Республики, заявление, которое само по себе оставляет неизгладимый след в истории нашей независимости. Члены Собрания с живейшим удовольствием выслушали это заявление, и каждая фраза вызывала гром рукоплесканий, ничуть не похожий на искусственные демонстрации, полные лжи и лицемерия, лишенные всякой искренности, которые были обычными во времена империалистских правительств, на развалинах которых мы водрузили право самоопределения народов. Настоящее событие позволило установить глубокие взаимные симпатии обоих дружественных народов и представило собою зрелище, которое произвело живейшее впечатление на всех присутствующих членов Собрания. Тот факт, что Правительство Украинской Республики, дабы заключить договор дружбы и чтобы еще более упрочить существующие между народами политические и экономические связи, избрало г Фрунзе, который является одним из самых выдающихся политических деятелей и Главнокомандующим, а равно и одним из наиболее храбрых генералов победоносной Красной Армии, тот факт, что об этом назначении мы были извещены накануне битвы под Са-ьарнеп, когда враги возвещали миру о нашем окончательном крушении, как о близком событии, — вызывает чувства признательности в Национальном Собрании. Наше Собрание было тем более тронуто этим фактом, что он подтверждает и доказывает высокую искренность в политических отношениях. Среди высокоцепных заявлений г. Уполномоченного великим утешением для нашего народа было соболезнование по поводу ужасных жестокостей, совершенных свирепым врагом на пространстве нашей' страны. Я считаю долгом повторить, что драгоценная солидарность обеих наших стран составляет для нас великую силу и в то же время наиболее очевидную и ощутимую гарантию достижения целей, которые мы себе ставим.

Пользуюсь случаем передать Вам дружеские приветствия Великого Национального Собрания — единственного представителя народов Турции.

Председатель Великого Национального Собрания Турции,

Главнокомандующий Маршал Мустафа Кемаль»



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: