Нота Заместителя Официального Представителя РСФСР в Великобритании Заместителю Министра Иностранных Дел Великобритании

31 мая 1922 г. M HK 9478

Г-н Берзин, Заместитель Официального Представителя Российского Советского Правительства в Великобритании, свидетельствует свое уважение Заместителю Министра Иностранных Дел и сообщает ему в ответ на письмо Замести-

* См. док. № 153.


теля Министра от 19 мая за № 4551/153/38 относительно положения и постановлений с Российском Добровольном флоте, что он запросил по этому поводу Москву и что запрашиваемая информация будет послана в Министерство Иностранных Дел Великобритании, как только она будет здесь получена104.

В то же время г-н Берзин считает необходимым довести до сведения Заместителя Министра Иностранных Дел краткий меморандум о положении Добровольного флота в настоящее время, чтобы предотвратить недоразумения, которые могут, по-видимому, возникнуть в результате деятельности самозванного «парижского правления Добровольного флота». В частности, вследствие мероприятий, которые проводятся сейчас или будут, по-видимому, проводиться в будущем этим «правлением Добровольного флота», может быть нанесен ущерб интересам некоторых британских подданных.

Всем частным лицам или лицам, действующим по поручению, желающим установить с Добровольным флотом деловые отношения или выдвинуть к нему претензии, следует обращаться в Правление Добровольного флота в Москве через его представителей в Лондоне г. Леонида Красина и г. Яна Берзина.

Правление Добровольного флота в Москве не принимает на себя никакой ответственности ни в отношении претензий, направляемых лицам, не имеющим полномочий, или через таких лиц, нн в отношении любых сделок, которые могут быть заключены такими лицами от имени Добровольного флота.

[ПРИЛОЖЕНИЕ] МЕМОРАНДУМ О ПОЛОЖЕНИИ РОССИЙСКОГО ДОБРОВОЛЬНОГО ФЛОТА

Начало Добровольному флоту было положено в 1878 г. в результате добровольных пожертвований, собранных специально для этой цели по всей стране.

Первой и главной целью Добровольного флота было создание морской организации, которая в мирное время существовала бы целиком за счет судоходных операций и которая в военное время могла бы быть использована государством для нужд войны.

Вначале руководство Добровольным флотом было сосредоточено в Комитете, занимавшемся сбором взносов, который был позднее переименован в «Общество Добровольного флота». Со временем, однако, после того как была закончена организационная работа, создана сеть агентств и установлено регулярное обслуживание, управление Добровольным флотом было передано Морскому министерству, которое поставило во главе его специально созданный для этой цели Комитет Добровольного флота.


В 1910 г. управление Добровольным флотом вновь было передано в другие руки с переходом его из ведения Морского министерства в ведение Министерства торговли и промышленности.

В 1912 г. в силу вступило новое Положение (Свод Законов, том XI, часть 2, продолжение 1912—1913 гг.), и Комитет Добровольного флота стал Правлением, подчиненным Министерству торговли и промышленности. В то же время отказались от первоначальных военных задач флота, и его суда с точки зрения реквизиции в случае войны были поставлены в такие же условия, как и все другие торговые суда, т. е. подпадали под действие законов, определяющих задачи торговых судов в военное время.

Это Положение оставалось в силе до самого последнего времени и было лишь в некоторой степени изменено Декретом Совета Народных Комиссаров от 11 января 1922 г.

Главное назначение Добровольного флота, как оно определено в Положении 1912—1913 гг. и в новом Положении 1922 г., сформулировано в ст. I Положения следующим образом: «Добровольный флот есть предприятие, основанное на добровольные пожертвования, и имеет своим назначением содержание морских пароходных сообщений для перевозки пассажиров и грузов посредством паровых судов в целях содействия развитию отечественной торговли н торгового флота».

Правление, в ведение которого в соответствии с Положением 1912—1913 гг. было передано руководство Добровольным флотом и в ведении которого это руководство находится до сих пор по действующему Положению, состоит из лиц, назначаемых Российским Правительством и работающих под контролем этого Правительства.

Вышеприведенные факты с полной ясностью говорят о том, что Добровольный флот является национальной собственностью Российского государства, национализированной вследствие самого характера ее возникновения, и что ни одно лицо, действующее индивидуально или как частное лицо, ие имеет ни юридического, ни морального права распоряжаться Добровольным флотом по своему усмотрению.

Председатель Правления, его члены и директор-распорядитель выступают как полномочные администраторы и представители Добровольного флота лишь до тех пор, пока они признаются в этом качестве Российским Правительством, л до тех пор, пока они работают под его контролем на территории России.

Своим Декретом от И января 1922 г., опубликованным в «Известиях Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета» за 19 января 1922 г., № 14, Совет Народных Комиссаров РСФСР поручает Правлению Добровольного флота принять все необходимые меры с тем, чтобы сосредоточить


в своих руках все суда, денежные средства, береговые сооружения и другое имущество флота, где бы оно ни находилось, и сделать местопребыванием Правления г. Москву.

Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 14 февраля 1922 г. за № 463 число членов Правления было увеличено, и на место выбывших из Правления лиц были назначены новые члены.

Правительство РСФСР декретировало, таким образом, возобновление деятельности Добровольного флота, составило планы его деятельности на ближайшее будущее и определило состав Правления. Законное Правление Добровольного флота, образованное в соответствии с Положением 1912 г., ни разу на протяжении последних нескольких лет не прекращало своей деятельности на территории РСФСР.

Оно не могло осуществлять свою власть над имуществом Добровольного флота в действительности лишь вследствие того факта, что это имущество было незаконно захвачено и перемещено в другие страны разными лицами.

С тем чтобы довести личный состав Правления до полной численности, в Правление, кроме его членов Николая Адамовича Ржевусского и Константина Яковлевича Ушакова, назначенных ранее на свои посты Министерством торговли и промышленности, вышеупомянутым Декретом Совета Народных Комиссаров были введены следующие лица: Председатель Правления —Георгий Иванович Харьков; члены Правления: Иван Филиппович Богомолов, Игнатий Антонович Сергеев, Карл Петрович Лазарев. Директором-распорядителем Добровольного флота является Дмитрий Афанасьевич Лухманов, который был выбран Правлением и выборы которого были утверждены Народным Комиссариатом Внешней Торговли. Правление Добровольного флота находится в Москве, Никольская улица, Малый Черкасский переулок, дом № 4. Телеграфный адрес Правления и всех его отделений и агентств — «Доброфлот».

Законными представителями и полномочными агентами Правления Добровольного флота за границей являются следующие лнца:

Главный представитель за границей Красин Леонид Борисович (Лондон), Представитель в Англии Берзин Ян Антонович (Лондон), Представитель в Германии Стомоняков Борис Спиридоновнч (Берлин), Представитель во Франции Скобелев М. И. (Париж), Представитель в Италии Файн-штейн-Криницкий Абрам Самойлович (Рим), Представитель на Ближнем Востоке, т. е. на территории Константинополя и Анатолийской Турции, а также в Югославии, Румынии, Болгарии и Греции: Аникеев Павел Васильевич (Константинополь), Представитель в Соединенных Штатах Америки и Японии Рехт Чарльз (Нью-Йорк), Специальный представитель


ha Дальнем Востоке Леонидов Иван Евгеньевич (Шанхай)', Главный агент на Дальнем Востоке Элледер Рнчард Осипович (Шанхай), Представитель в Китае Пайкес Александр Константинович (Пекин).

Добровольный флот не имеет никаких других представителей ни в России, ни за границей, кроме вышеперечисленных.

Обо всех новых назначениях представителей и агентов Добровольного флота, снабженных официальными полномочиями, будет сообщаться иностранным представительствам в РСФСР и в прессе.

Однако, несмотря на вышеприведенные факты, в настоящее время в Париже существует некая группа русских эмигрантов, именующих себя «правлением Добровольного флота», которые действуют как администраторы в отношении имущества Добровольного флота, находящегося в настоящее время вследствие различных случайностей за границей, и которые передают его в распоряжение других государств.

Эта группа, в состав которой входит лишь один бывший член законно созданного Правления Добровольного флота, а именно В. А. Штенгер, оставивший самовольно работу в Правлении в России и в 1919 г. эмигрировавший, была пополнена, с тем чтобы придать ей видимость законности, М. А. Князевым, быв. председателем Правления, освобожденным от работы Временным правительством, и П. А. Беклемишевым, быв. директором-распорядителем, назначенным Временным правительством и освобожденным от работы Колчаком.

Остальные члены этого самозванного правления назначены, так же как Князев и Беклемишев, заграничными политическими организациями, которые неизвестны Российскому Правительству н никогда не имели и не имеют в настоящее время никакого отношения к Добровольному флоту.

Из вышеизложенного явствует, что так называемое «парижское правление Добровольного флота» следует рассматривать лишь как самозванную группу политических эмигрантов, незаконно распоряжающихся Добровольным флотом.

Положение 1912 г., регулирующее деятельность Добровольного флота, остается почти в неизменном виде в силе до сегодняшнего дня. Только явно противоречащие конституционной системе РСФСР детали в этом Положении подлежат пересмотру и исправлению, после чего исправленное Положение, регулирующее деятельность Добровольного флота, будет представлено на утверждение Совета Народных Комиссаров.

Печат. по арх.

В упоминаемом письме представителя министерства иностранных дел Великобритании Овия от ]9 мая 1922 г. № 4551/153/38 говорилось:

«4 апреля капитан Береыс, представитель Российской Торговой делегации, имел любезность сообщить, что ой предоставит Правительству Его


Величества копии последних постановлений и положений, касающихся Российского Добровольного флота.

Мне поручено лордом Керзоном оф Кедлстон выяснить, когда можно будет рассчитывать на получение упомянутых документов, и обратиться с просьбой, чтобы аутентичные копии положении о Добровольном флоте от июля 1912 г. и от 22 июня 1914 г. были также присланы для Его Светлости».

175. Соглашение между Россией и Финляндией о мероприятиях, обеспечивающих неприкосновенность границы 105

[/ июня 1922 г.]

Правительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики и Правительство Финляндской Республики, желая предотвратить в будущем возможность возникновения бывших на границе конфликтов, решили заключить Соглашение о мероприятиях, обеспечивающих неприкосновенность границы, поручив его составление и подписание Центральной Смешанной Русско-Финляндской Комиссии и уполномочив для того:

Правительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики: С. М. Франкфурта, А. М. Смирнова, А, П. Зеленого, А. М. Игнатьева, Н. П. Колчановского

и Правительство Финляндской Республики: А. Ахонен, П. Ю. Хюмнинен, П. Паюла, И. Пухакка, В. Хупли.

Означенные Уполномоченные по взаимном предъявлении своих полномочий, найденных составленными в должной форме и законном порядке, согласились о нижеследующем:

Статья 1

Вдоль сухопутной границы между обеими Договаривающимися странами, or Ладожского озера и до Северного Ледовитого океана, устанавливаются по обеим ее сторонам пограничные полосы, в коих, в видах обеспечения неприкосновенности границы, обе Стороны обязуются соблюдать нижеследующие определения настоящего Соглашения,

На русской стороне пограничной полосой считается пространство, границами коего являются: государственная граница с Финляндией и нижеследующая линия, которая проходит:

от деревни Видлица (Вигеле) на Ладожском озере (включительно) по дороге на деревни Большие Горы (Сууримяки), Кинелахта, Пульгойла, Палалахта и далее условной линией на северо-восток до деревни Комень (все упомянутые пункты включительно). От деревни Комень, пересекая озеро Сандер, в северо-восточном направлении идет на деревню Курмойла (включительно) и затем огибает южный, восточный и частью северный берег озера Сямозеро, включая деревни Сямозеро и Лахта. От этой последней поворачивает в северо-западном


направлении по дороге на деревню Онгомукса (включительно); оттуда следует на северо-восток по кратчайшему направлению на деревни Мярандуна, Линдозеро, Содозеро (все эти пункты включительно). От последней из этих деревень круто поворачивает на северо-запад и идет условно по кратчайшему направлению через северные оконечности озер Янгозеро, Су-но и Лендера, на деревню Ловут (включительно); от этой деревни идет западным берегом озера Сула до деревни Сухой Остров и далее по дороге от этой деревни, на деревни Кимо-вара, Баинена Гора, Реболы (Репола), Вирды (Реболы и Вирды включительно); от деревни Вирды в северо-восточном направлении, пересекая озеро Лекша, на деревню Фофанов-ская (включительно); далее, включая деревню Емельяиов-ская, подходит к южному берегу озера Ровкульское и следует восточным берегом этого озера до устья речки, соединяющей его с озером Юдома, отсюда идет к истоку речки Урмус и по этой речке до деревни Кемас (исключительно). Отсюда поворачивает в северо-западном направлении по дороге на деревню Кондогскую (включительно); далее идет условно по кратчайшему направлению на деревню Ринуярви (включительно) и оттуда по дороге на деревню Вокнаволоцкую (Вуоккиниеми— включительно); от этой деревни следует западным берегом озера Верхняя Кунта до поворота этого берега па восток, где, пересекая озеро Верхняя Кунта в северовосточном направлении, следует на северо-запад его восточным берегом до границы Вокнаволоцкой и Ухтинской (Ух-туа) волостей и оттуда следует этой границей до южной оконечности южного залива Тихтозера (Пистоярви). Далее идет восточным берегом этого залива до деревни Тихтозерская (включительно); от этой деревин следует условно по кратчайшему северо-восточному направлению на исток реки Тунг-озерка и идет по этой реке до впадения ее в реку Софья и рекой Софья до деревни Софьянская (включительно). Далее идет восточным берегом Пявозеро до деревни Зашеечиая (включительно), захватывая на этом пути деревню Никольское. От деревни Зашеечиая условно идет на юго-восточный угол -озера Соколозеро и восточным берегом этого озера, включая деревню Ругозерская, до западной оконечности озера Ругозерко; оттуда южным берегом этого озера на деревню Коиецковдозерская (включительно), и далее по западному берегу озера Ковдозеро и речке, соединяющей его с озером Голванд, переходит на его северный берег и берегом озера Голванда до его северо-западной оконечности. Оттуда условной линией, следуя в расстоянии десяти километров от границы, доходит до южной губы Мотовского (Муоткавуоно)1 залива. Далее идет западным берегом этой губы и пересекает Мотовскин залив в направлении на деревню Три Коровы (включительно). От этой деревни следует на западную


оконечность озера Эйно, оттуда прямо иа север по кратчайшему направлению выходит у жилья переселенцев (исключая это жилье) к берегу Северного Ледовитого океана, на мыс Скорбеев.

На финляндской стороне пограничной полосой считается пространство, границами коего являются: государственная граница с Россией и нижеследующая линия, которая проходит:

от деревни Тулема (Сальми) на Ладожском озере (включительно) и по реке Тулема-иоки до устья реки Киви-иоки, оттуда условно кратчайшим направлением на север до слияния рек Уксу-иоки и Пенсан-иоки, по течению реки Уксу-ноки до параллели озера Сариярви; далее в том же направлении переходит Лоймола-иоки и идет по этой реке до станции Лоймола (исключительно). Далее поворачивает на северо-восток и идет вдоль дороги на деревни Паперо и Каратсальмн (оба пункта включительно), далее до перекрестка дорог, идущих из деревень Барпакюля и Корписелкя, отсюда идет на южную оконечность озера Вегарусярви, восточным берегом этого озера и далее условной линией на южную оконечность озера Кулеярви (Кюляярви), западным берегом этого озера и далее по дороге на деревню Корентоваара (включительно). От этой деревни условно по кратчайшему направлению на деревню Кяенкоски (включительно), оттуда восточным берегом озера Койтаярви (Койтереярви) до устья реки Лутин-иоки; далее условно по кратчайшему направлению на деревню Мереялахти, где доходит до железной дороги Лиекса-Иоенсу; следует по восточной стороне железнодорожного полотна до станции Лиекса (исключая эту станцию, но включая местечко Лиекса). Оттуда по грунтовой дороге на деревни Корисева и Виекки (оба пункта включительно), и далее условной линией в северо-западном направлении иа деревню Хайсу (Петтайс) включительно. Оттуда по дороге на деревни Нурккаваара, Латва, Кухмониеми, Туупола, Пиппо-ла (все эти пункты включительно), оттуда идет по восточному берегу озера Лентуаиярви н по восточному берегу озера Ют-туанярви до устья речки, вытекающей из озера Сататусярви, и далее условно в северном направлении до деревки Хейкки-ля * (включительно); далее условной линией в северо-западном направлении до деревни Киннула (включительно); от этой деревни по западному берегу озера Вуоккиярви, включая деревни Матеро, Мякеля, Улянте (Алаите), переходит в северном направлении на восточный берег озера Киантаярви против деревни Ойлола и восточным берегом этого озера доходит до деревни Суомусальми (включительно); оттуда пересекает озеро Киантаярви в северном направлении и следует По западному берегу этого озера до северной его оконечности

На приложенной к соглашению карте указан пункт Хенкнля.


и далее условно по кратчайшему направлению до южной оконечности озера Келлоярви. Далее западным берегом этого озера до северной его оконечности, переходит на юго-восточную оконечность озера Ирниярви и восточным берегом этого озера до устья реки Курениоки, оттуда условно в северном направлении на Куусамо (включительно). Оттуда по дороге на деревни Хейнола, Хепониеми, Такала, Саваярви (Сова-ярви), Трутиярви (Туутиярвн), все эти пункты включительно; от последней деревни по западному берегу озера Аухтиярви и по реке Кутсаниоки до ее истока. Оттуда условно в северовосточном направлении на исток реки Юккуукоя, и далее условно в том же направлении на слияние речек Ваатсимонн-оки и Пиевутом (Пиевуттаманиоки). Отсюда проходит в расстоянии десяти километров от границы до устья реки Печенги (деревня Печенга включительно); отсюда по восточному берегу Печенгского залива до губы Малая Волоковая, переходит затем на полуостров Средний и полуостров Рыбачий и западным берегом этих полуостровов доходит до пункта выхода государственной границы между Финляндией и Россией к Северному Ледовитому океану.

Однако права обоих государств, основанные на статьях 6-ой и 16-ой Мирного договора между Россией и Финляндией, остаются в силе и не ограничиваются настоящим Соглашением.

Примечание 1. Дороги и реки, являющиеся внешней границей пограничных полос, не включаются в соответствующие пограничные полосы.

Примечание 2. Описанные выше пограничные полосы нанесены на прилагаемую к настоящему Соглашению русскую военно-дорожную карту масштабом 25 верст в дюйме, причем в случае разногласий между текстом и картой преимущество должно быть отдано тексту 106.

Статья 2

Упомянутая в предыдущей статье граница охраняется исключительно либо регулярными воинскими частями, либо нормальной правительственной пограничной стражей, общая численность коих не должна превышать с каждой стороны 2500 человек. Охрана границы несется преимущественно пехотой, а также и кавалерией, привлечение же к охране границы других родов оружия не допускается.

Оба Правительства обязуются на основании мотивированного требования другого Договаривающегося государства удалять из состава войск и отрядов пограничной стражи, охраняющих границу, тех лиц, деятельность коих направлена к вооруженному нарушению добрососедских отношений и пограничного мира.


Привлеченные к охране границы воинские части и отряды пограничной стражи могут быть вооружены исключительно ручным оружием и пулеметами. Число пулеметов не должно превышать количества, положенного соответствующим частям и отрядам подлежащего Договаривающегося государства, по нормальной табели.

Статья 3

Договаривающиеся государства не будут иметь в пограничных полосах никаких других вооруженных сил, кроме упомянутых в статье 2-ой настоящего Соглашения. Пребывание в этих полосах других отрядов какого бы то ни было наименования не допускается.

Постановление это не распространяется на деревню Пе-ченгу, в коей Правительство Финляндии имеет право содержать военные силы, необходимые для охраны границы между Финляндией и Норвегией.

В пограничных полосах не может также находиться складов военного снаряжения и вооружения, а также боевых припасов, сверх необходимых для войск и отрядов пограничной стражи, несущих охрану границы, и в количестве согласно нормальной табели.

Численность милиции или полиции в пограничных полосах не может превышать 100 человек с каждой стороны.

Примечание. Постоянно проживающие в финляндской пограничной полосе члены организаций шюцкора имеют право, но не ближе чем в расстоянии трех километров от границы, производить обычное местное обучение военному делу и оказывать содействие органам власти в поддержании местного порядка. Совместное обучение военному делу шюцкоров более чем одного прихода не разрешается.

Проживающие в пограничной полосе члены шюцкора могут быть вооружены исключительно ручным оружием, а также и пулеметами в количестве не свыше 15-ти штук во всей пограничной полосе.

Права и ограничения в отношении прожив, ющих на финляндской пограничной полосе членов финляндских шюцкоров распространяются н на постоянно проживающих в русской пограничной полосе членов добровольческих отрядов гражданской охраны.

О численности и вооружении означенных в настоящем Соглашении членов шюцкора и добровольческих отрядов гражданской охраны должно быть сообщено другой Договаривающейся стороне.

Правительства обоих Договаривающихся государств несут ответственность за деятельность означенных в настоящем примечании своих вооруженных организаций.


Статья 4

Распределение воинских сил в пограничных полосах производится по собственному усмотрению каждого государства и сообщается другой Стороне.

Статья 5

Нахождение в пограничных полосах организаций, очевидно занимающихся подготовкой илн производством нападений на территорию другой Стороны нлн оказывающих содействие нападениям на территории другой Договаривающейся стороны, безусловно воспрещается.

Каждая из Сторон обязуется по мотивированному требованию Правительства другой Договаривающейся стороны удалять из своей пограничной полосы тех граждан другой Договаривающейся стороны, кои ие являются постоянными жителями этой полосы н деятельность коих направлена к вооруженному нарушению добрососедских отношений н пограничного мира.

Статья 6

Оба Договаривающиеся государства обязуются безотлагательно принять действительные меры для предупреждения образования на своей территории отрядов илн групп, имеющих целью производство нападений или вторжений на территорию другой Стороны, а также их перехода на эту территорию.

Равным образом, оба Договаривающиеся государства обязуются, в случае возникновения на территории другого государства вооруженных выступлений, соблюдать правила, одобренные международным правом.

Статья 7

Надзор за соблюдением настоящего Соглашения поручается Центральной Смешанной Русско-Финляндской Комиссии, которая при посредстве образованной ею Пограничной Подкомиссии и Местных Контрольных Комиссий, специально для того созданных, представители коих являются уполномоченными Центральной Смешанной Комиссии, следит за безотлагательным проведением в жизнь изложенных в предшествующих статьях постановлений. По прекращении деятельности упомянутой Центральной Смешанной Комиссии руководство работами Местных Контрольных Комиссий переходит к особому Пограничному Комитету, в состав коего каждая Договаривающаяся сторона назначает председателя, одного члена и одного кандидата. Инструкция, данная


Центральной Смешанной Русско-Финляндской Комиссией Пограничной Подкомиссии и Местным Контрольным Комиссиям, и в таком случае сохраняет свою силу.

Статья 8

Постановления настоящего Соглашения должны быть выполнены каждой из Договаривающихся сторон в месячный срок, считая со дня вступления Соглашения в силу.

Статья 9

Настоящее Соглашение заключается сроком на один год, считая с сего дня, и сохраняет силу и в будущем каждый раз на год, если ни одна из Сторон не заявит за 3 месяца до истечения каждого из годичных сроков о своем желании пересмотреть Соглашение или совсем отказаться от него.

Статья 10

Настоящее Соглашение составлено в двух экземплярах на русском, финском и шведском языках и все тексты одинаково аутентичны.

В удостоверение всего изложенного Уполномоченные обеих Сторон подписали настоящее Соглашение н скрепили его своими печатями, в городе Гельсингфорсе «1» июня 1922 года.

С. М. Франкфурт А. Лхонен

Ал. Смирнов П. Ю. Хюннинен

А. П. Зеленой Пааво Паюла

А. Игнатьев И. В. Пухакка

И. Колчановский Вяйне Хупли

Протокол,

подписанный в городе Гельсингфорсе 1 июня 1922 года

и приложенный к подписанному того же числа

Соглашению между Россией и Финляндией

о мероприятиях, обеспечивающих неприкосновенность

границы

Во избежание всякого повода к сомнениям и недоразумениям по некоторым постановлениям Соглашения между Россией и Финляндией о мероприятиях, обеспечивающих неприкосновенность границы, Центральная Смешанная Русско-Финляндская Комиссия постановила включить в настоящий протокол нижеследующее:

1) В разъяснение статьи 2-ой Соглашения настоящим устанавливается, что шюцкоры и добровольческие отряды гражданской охраны не являются регулярньши воинскимн


частями или нормальной правительственной пограничной стражей.

2) В разъяснение 2-го абзаца статьи 5-ой Соглашения настоящим устанавливается, что Финляндское Правительство согласилось эвакуировать из пограничной полосы руководителей бывших в русской Карелии в 1921 и 1922 годах вооруженных выступлений, а также других карельских беженцев мужского пола, способных носнть оружие.

Прим е ч а н и е. Обремененные семьями карельские беженцы мужского пола, способные носнть оружие, если они имеют постоянную мирную работу, могут оставаться в пограничной полосе прн условии ненарушеиия постановлений упомянутого выше Соглашения.

3) В дополнение статьи 6-ой Соглашения, настоящим устанавливается, что оба Договаривающиеся государства обязуются воспретить на своей территории:

а) вербовку, отправку и формирование отрядов, преследующих упомянутые в этой статье цели нападения;

б) выдачу, продажу и отправку упомянутым в настоящей статье отрядам или участвующим в них лицам: оружия, боевых припасов, снаряжения, обмундирования, продовольствия и пр.;

в) оказание какой бы то ни было денежной поддержки означенным отрядам или участвующим в них лицам.

Равным образом, оба Договаривающихся Правительства обязуются принять необходимые меры для недопущения систематического перехода отдельных лиц иа территорию другой Стороны для участия в вооруженных выступлениях или в целях подготовления таковых выступлений на территории другого Договаривающегося государства.

4) В разъяснение той же 6-ой статьи настоящим устанавливается, что оба Правительства обязуются принять необходимые меры к закрытию организаций, принимающих участие в подготовке и выполнении нападений или в оказании содействия нападениям на чужой территории или против этой территории.

Настоящий протокол, коим обе Стороны обязуются руководствоваться при проведении в жизнь Соглашения о мероприятиях, обеспечивающих неприкосновенность границы между этими странами, составлен и подписан в 2-х экземплярах на русском, финском и шведском языках, и все тексты одинаково аутентичны, в г. Гельсингфорсе 1-го июня 1922 года.

С. М. Франкфурт А. Лхонен

Ал. Смирнов П. Ю. Хюннынвн

А. П. Зеленой Пааво Паюла

А. Игнатьев И. В. Пухакка

Н. Колчаноеский Вяйне Хупли


Инструкция

Пограничной подкомиссии

и местным Контрольным комиссиям

Центральной Смешанной Русско-Финляндской

комиссии

§ 1

Пограничная Подкомиссия вырабатывает систему и способы контроля выполнения на местах постановлений Соглашения между Россией и Финляндией о мероприятиях, обеспечивающих неприкосновенность границы между этими странами, и устанавливает порядок и сроки работ Местных Контрольных Комиссий.

§2

Пограничная Подкомиссия рассматривает вопросы, касающиеся обеспечения границы, и дает по ним свои заключения, руководствуясь при этом как поступающими в нее донесениями Местных Контрольных Комиссий, так и иными материалами.

§3

Число Местных Контрольных Комиссий не может превьь шать 5-ти, причем районы деятельности каждой Местной Контрольной Комиссии устанавливаются Пограничной Подкомиссией.

§4

Каждая из Сторон назначает в каждую из Местных Контрольных Комиссий председателя и члена ее, а также одного кандидата. О назначении этих лиц, а также о месте их пребывания, заблаговременно сообщается другой Стороне.

§5

Представители каждой из Сторон в каждой.Местной Контрольной Комиссии имеют постоянное пребывание на своей территории. По требованию каждого из председателей лица, входящие в состав Местной Контрольной Комиссии, обязаны в течение 12-тн часового срока выехать к назначенному месту встречи, откуда соответствующая Комиссия немедленно выезжает в находящуюся в пределах той или иной пограничной полосы местность, об осмотре коей заявлено требование со стороны одного из председателей. Сверх того, каждая Местная Контрольная Комиссия обязана в том же порядке выезжать для осмотра местностей по требованию Центральной Смешанной Русско-Финляидской Комиссии или Пограничной Подкомиссии.


§6

Контрольные Комиссии обязаны:

а) тщательно следить за соблюдением в районе нх деятельности постановлений Соглашения, упомянутого в § 1 сей Инструкции, н доносить о результатах своих осмотров Пограничной Подкомиссии для принятия последнею мер, признанных ею необходимыми;

б) разбирать и в первой инстанции разрешать возможные конфликты, могущие возникнуть вследствие нарушения той или иной Стороной постановлений упомянутого выше Соглашения.

§7

Для обсуждения упомянутых в пункте «а» предшествующего параграфа донесений каждая из Делегаций Центральной Смешанной Русско-Финляндской Комиссии имеет право, в случае если это будет признано ею необходимым, созвать внеочередное заседание Комиссии или Пограничной ее Подкомиссии, каковые заседания должны состояться не позднее чем через 24 часа с момента предложения о том Делегации, созывающей такое заседание.

§8

Местные Контрольные Комиссии приступают к своей деятельности через месяц после вступления в силу Соглашения, упомянутого в § 1-ом сей Инструкции.

§9

Местные Контрольные Комиссии имеют право опрашивать в районах своих работ всех лиц, показания коих могут облегчить производство контроля или осветить тот илн иной

конфликт.. 1А

§ 10

В Местных Контрольных Комиссиях председательствуют по очереди председатели обеих Сторон. При опросах, однако, председательствует председатель той Стороны, на территории которой опрос производится.

§11

Решения Местных Контрольных Комиссий постановляются простым большинством голосов, причем число голосующих с каждой Стороны должно быть одинаково. Решения этн утверждаются Пограничной Подкомиссией. В случае равенства голосов «за» и «против» того или иного решения, вопрос передается на разрешение Пограничной Подкомиссии.

§ 12

Протоколы Местных Контрольных Комиссий составляются на русском и финском языках.


§ 13

В случае необходимости каждая из Сторон может, по своему усмотрению, приглашать своего переводчика.

Настоящая Инструкция утверждается в порядке пункта 2-го параграфа 9-го Наказа Центральной Смешанной Русско-Финляндской Комиссии.

В удостоверение всего изложенного Представители обоих Правительств в Центральной Смешанной Русско-ФинлянД-ской Комиссии подписали настоящую Инструкцию, составленную в двух экземплярах на русском, финском и шведском языках, причем все тексты одинаково аутентичны, в городе Гельсингфорсе «1» июня 1922 года.

С. М. Франкфурт А. Ахонен

Ал. Смирнов П. Ю. Хюннинен

А. П. Зеленой Пааво Паюла

А. Игнатьев И. В. Пухакка

И. Колчановский Вяйне Хупли

[Заявление Делегации РСФСР

в связи с подписанием Соглашения

об обеспечении неприкосновенности границы

между Россией и Финляндией]

Российская Делегация настоящим от имени своего Правительства заявляет, что в случае вторжения с финляндской территории на территорию РСФСР вооруженных банд, а также в случае оказания со стороны Финляндского Правительства или его местных органов поддержки, в какой бы то ни было форме, вооруженным выступлениям и нападениям на территорию России или против этой территории, или в случае попустительства со стороны Финляндского Правительства таковой деятельности, производимой отдельными лицами или организациями, Российское Правительство будет считать себя в праве полагать, что со стороны Финляндии против РСфСР начаты военные действия.

Гельсингфорс, 1 июня 1922 года.

С. М. Франкфурт

Ал. Смирнов

А. П. Зеленой

А. Игнатьев

Н. Колчановский

Соглашение, протокол, инструкция и заявление печат по арх Опубл. в «Собрании узаконений.», 1922, приложение II, стр. 38—45,



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: