Телеграмма Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР Представителям РСФСР в Великобритании, Австрии, Германии, Италии

4 июня 1922 г. M 774

Посылаю Вам ответ на протест, обращенный к Ленину 1 июня от имени архиепископа Кентерберийского и других великобританских священников:

«Протест ряда священников Великобритании против предъявления обвинения бывшему патриарху Тихону108, адресованный Советскому Правительству, вызывает необходимость нижеследующих разъяснений:

1) Вопреки словам протеста, никакого нападения на церковь нет, а есть предъявление обвинения отдельным представителям церкви, в том числе и бывшему ее патриарху, в организации сопротивления 'мероприятиям Советской власти, которые производились в целях спасения жизни десятков миллионов человеческих существ, в том числе и детей.

2) Подавляющее большинство духовенства в конфликте бывшего патриарха Тихона с Советской властью на стороне Советской власти и представленных ею трудящихся масс. Только немногочисленные элементы церкви, наиболее привилегированные и развращенные связью с царистской знатью и с капиталом, составляют группу бывшего патриарха Тихона. Общественное мнение России примет к сведению, что протестующие английские церковные иерархи солидаризируются не с голодающими трудящимися массами России и даже не с большинством духовенства, а с ничтожными по численности иерархами церкви, шедшими всегда рука об руку с царями,


бюрократией, дворянством, -а ныне вступившими в прямую борьбу с властью рабочих и крестьян.

3) Общественное мнение России констатирует также, что в самые зверские периоды блокады, в которой принимало участие и английское правительство, авторы протеста не поднимали голоса против удушения русских рабочих, крестьян и нх детей. Равным образом, население России не слышало о том, чтобы протестанты протестовали против попыток задушить ростовщической петлей трудящийся русский народ.

4) Вот почему как Советская власть, так и трудящийся народ рассматривают упомянутый выше протест князей различных церквей Великобритании как продиктованный узкокастовой солидарностью, целиком направленный против действительных интересов народа н элементарных требований человечности.

Управделами Совета Народных Комиссаров

Смольянинов. Москва, Кремль, июня 3 дня 1922 г.»

Л. Карахан

Печат. по арх Опубл в газ гИзвестия» As 125 (1564). S июня 1922 г.

В упоминаемом протесте архиепископов Кентерберийского и Йоркского и других представителей английского духовенства от 1 июня 1922 г. говорилось:

«От имени христианских общин, которые мы представляем, мы заявляем самый серьезный протест против нападения на русскую церковь в лице ее патриарха Тихона, Общественное мнение и соиесть христианского общества и всего цивилизованного мира не может молча переносить такую великую несправедливость»

180. Временный Договор между Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой и Чехословацкой Республикой*

[5 июня 1922 г.]

Полномочный ** Правительства РСФСР в лице: Павла Николаевича Мостовенко, Председателя Торговой делегации РСФСР в ЧСР, и полномочные Правительства ЧСР в лице: доктора Вацлава Гнрсы, Полномочного Министра, и инж[енера] Яна Дворжачка, шефа Экономической секции Министерства Иностранных Дел, надлежащим образом уполномоченные своими Правительствами, в целях установления торговых и экономических сношений между обоими государствами и исходя из необходимости взаимного соблюдения

* Аналогичный договор между УССР и Чехословакией был заключен 6 июня 1922 г.; см. «Сборник действующих договоров..,», вып. 1, М., 1924, стр. 192-195.

** В тексте—полномочные,


каждой из Договаривающихся сторон нейтралитета в случае конфликта одной из них с третьей державой, заключили Договор следующего содержания:

Статья 1

В обоих государствах учреждаются Представительства, а именно: в Москве — Представительство ЧСР для РСФСР, а в Праге—Представительство РСФСР для ЧСР. В случае, если окажется необходимым, к Представительству могут быть присоединены отделения в важных центрах данного государства при условии согласия на это со стороны Правительства страны. Каждое из этих Представительств является единственным Представительством подлежащего государства в другой стране, причем вопрос о признании де-юре Правительства другой страны не предрешается настоящим Договором.

Примечание. Оба Правительства обязуются соответственно сему прекратить всякие официальные сношения с разного рода учреждениями и представительствами организаций и лицами, имеющими целью борьбу с Правительством другой страны.

Статья 2

Главы и два члена Представительств обоих государств будут пользоваться всеми правами и преимуществами лиц дипломатического корпуса. Лица, возглавляющие отделения, будут пользоваться всеми правами и преимуществами, предоставленными международным правом и местными законами консульским представителям. Главы Представительств являются аккредитованными при центральном ведомстве иностранных дел той страны, для которой Представительства учреждены. Представительства будут иметь право непосредственных сношений с вышеупомянутыми ведомствами, а в делах торговых и репатриационных с подлежащими центральными ведомствами, отделения же Представительств — с местными властями.

Примечание. Лица, упомянутые в настоящей статье, должны быть гражданами страны, их назначившей.

Статья 3

Остальной персонал Представительств будет пользоваться равными правами с лицами аналогичного служебного положения представительств других государств.

Статья 4

Оба Правительства обязуются принять меры к тому, чтобы Представительству другой страны было предоставлено необходимое и подходящее помещение, равно как и для квартиры главы Представительства и персонала последнего.


Статья 5

Представительствам, наряду с другими дипломатическими привилегиями, предоставляется право приема н отправки курьеров не больше, как одни раз в неделю, с запечатанными пакетами, весом не превышающими десяти килограммов для каждого курьера, не подлежащими осмотру. Помимо указанных выше отправок, Представительства н отделения будут иметь право беспрепятственного получения для собственного пользования посредством курьеров и по почте периодических печатных изданий н книг, издаваемых в их стране.

Статья 6

Представительства каждой страны будут пользоваться правом выдавать визы и паспорта, удостоверять документы и обладать всеми другими правами подобного рода, которые принадлежат официальным представителям других иностранных правительств в данной стране.

Статья 7

Телеграммы и радиограммы Представительств будут пользоваться преимуществом в смысле их отправки и передачи перед частными телеграммами.

Статья 8

Обе Стороны принимают на себя обязательство, что их Правительства будут воздерживаться от всякой пропаганды, направленной против Правительства, государственных н иных общественных учреждений или социально-политической системы другой Договаривающейся сторо.ны, и что онн не будут принимать участия в политических и социальных конфликтах, могущих произойти в этих государствах.

Статья 9

Граждане РСФСР будут пользоваться на территории ЧСР и граждане ЧСР на территории РСФСР всеми общегражданскими правами и преимуществами, которые предоставлены нли которые в будущем будут предоставлены гражданам какого-либо третьего государства, за исключением прав и преимуществ, которыми пользуются в РСФСР граждане союзных с нею Республик.

Статья 10

Обе Договаривающиеся стороны согласны, что настоящий Договор не предрешает вопроса о могущих существовать между ними взаимных претензиях об уплате компенсаций или вопроса о восстановлении в правах той или другой Стороны или ее граждан.


Статья И

Правительство ЧСР, в стремлении возможно шире содействовать восстановлению экономической жизни РСФСР, обязуется оказывать поддержку каждому целесообразному почину своих граждан, направленному к вышеуказанной цели. Со своей стороны Правительство РСфСР обязуется гарантировать чехословацким гражданам, которые с его разрешения и в силу особых соглашений, заключенных с соответствующими органами РСФСР, начнут на территории РСФСР экономическую деятельность, полную юридическую защиту личности и имущества и оказывать нм в этой экономической деятельности всестороннюю поддержку. В отдельных случаях будут заключены соглашения об особых гарантиях для инвестированных капиталов.

Равным образом Правительство ЧСР признает за Правительством РСФСР и его органами, в случае осуществления нми на территории ЧСР торговой деятельности, права юридического лица.

Статья 12

Обе Договаривающиеся стороны обязуются не препятствовать возвращению на родину гражданам другой страны н оказывать в этом направлении все возможное содействие на равных с гражданами других стран основаниях.

Статья 13

После заключения настоящего Договора обе Стороны примут надлежащие меры для возобновления почтовых, телеграфных и транспортных сношений на основе международных договоров н соглашений.

Статья 14

При осуществлении торговых сношений между РСФСР и ЧСР следует придерживаться следующих положений:

1) Всякая торговая деятельность должна производиться согласно законам каждой из Договаривающихся сторон.

2) Что касается РСФСР, то монополия внешней торговли принадлежит Правительству РСФСР и осуществляется при помощи уполномоченных для этого органов.

3) Все торговые сделки, относящиеся к территории РСФСР и заключенные с частными группами или с частными лицами, действующими не от имени Правительства РСФСР и не в качестве его уполномоченных или с его разрешения, будут считаться нарушением настоящей статьи.


Статья 15

Граждане, фирмы и юридические лнца одной страны при заключении юридических сделок с гражданами, фирмами или юридическими лицами другой страны будут иметь право заключать эти сделки со внесением пункта о третейском разбирательстве или устанавливать подсудность споров, вытекающих из этих сделок, судам любой страны, по взаимному соглашению.

Статья 16

Имущество Правительства РСФСР в ЧСР н обратно пользуется охраной, присвоенной международным правом имуществу правительства дружественной страны.

Статья 17

Представительство каждой из Договаривающихся сторон имеет право с согласия Правительства другой страны призывать из своего государства специалистов для обсуждения технических, экономических, юридических и иных вопросов. О вышеупомянутом согласии должно ходатайствовать центральное ведомство иностранных дел через Представительство другой Стороны. Такие ходатайства должны быть рассмотрены в возможно короткий срок.

Статья 18

Обе Договаривающиеся стороны обязуются не налагать ареста н не производить конфискации имущества или товаров, ввозимых на их территорию другой Стороной нлн ее гражданами, если при ввозе соблюдались законы н предписания, имеющие силу на данной территории.

Статья 19

Чехословацким гражданам, отправляющимся с торговой целью и на основании сего Договора в РСФСР с соблюдением существующих паспортных предписаний, гарантируется неприкосновенность привезенного имн с собою имущества, а также имущества, законно приобретенного нми иа территории РСФСР.

Вышеупомянутая неприкосновенность не означает, однако, право вывоза приобретенного в России имущества за границу, каковой вывоз допускается лишь на точном основании законов и правил о монополии внешней торговли и таможенных законов РСФСР.


Статья 20

Настоящий Договор составлен в двух экземплярах, а именно на русском и чехословацком языках, и оба текста являются подлинными.

Настоящий Договор будет утвержден каждым из договаривающихся государств на основании их законов и вступит в силу со дня обмена сообщениями об утверждении Договора.

Ни одна из Сторон не может отказаться от настоящего Договора без предварительного за шесть месяцев предупреждения.

Статья 21

В случае прекращения настоящего Договора Представительствам будет предоставлена возможность оставаться в стране своего пребывания в течение не менее шести месяцев для полной ликвидации дел.

В подтверждение чего вышеназванные полномочные подписали настоящий Договор с приложением своих печатей109.

Учинено в Праге нюня пятого дня 1922 года.

Пав. Мостовенко д-р В. Гирса

Я. Дворжачек

Печат. по арх. Опубл. в «Собрании узаконений...», /922, приложение III, стр. 5—8.

Договор ратифицирован ВЦИК 22 июня 1922 г.; утвержден советом министров Чехословакии 14 июля 1922 г. ио

181. Нота Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР Послу Персии в РСФСР Мошавер-оль-Ме-

малеку

10 июня 1922 г. M ВБ/61

Господин Посол,

Нотой от 11 мая с. г. Полномочное Представительство РСФСР в Персии обратило внимание Министерства Иностранных Дел Персии на незаконное обращение сардара Ма-кинского с имуществом Макинской железной дороги и просило означенное Министерство о принятии срочных мер к прекращению самовольного распоряжения имуществом и оборудованием этой дороги, как принадлежащей РСФСР111.

Между тем, по полученным мною сведениям, в Маку при* был из Таврнза чиновник малие*для вывоза шпал с Макинской дороги.

* —чиновник финансового ведомства (перс).


обращая Баше внимание на незаконность действий персидских властей, честь имею просить Вас, г. Посол, соблаговолить снестись со своим Правительством об отдаче последним срочных распоряжений надлежащим властям: 1) о прекращении незаконных посягательств на имущество, являющееся собственностью РСФСР, и о надлежащей его охране и 2} о передаче сардаром Макннским представителю Полномочного Представительства в Маку по пограничным делам т. Дубсону копии описи железнодорожного имущества Ма-кинской ветки.

Примите, господин Посол, уверение в моем совершенном к Вам уважении.

Л. Карахан

Печат. по арх-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: