13 июля 1922 г. *
Гаага, 10 июля. (Каблограмма Бюро печати при Российской делегации.) Сегодняшнее заседание [подкомиссии кредитов не внесло ничего нового в определившийся уже характер конференции. Как и остальные заседания, оно свелось к разъяснениям и ипфорыациям.
По открытии заседания председателем Авеццана был поставлен ряд вопросов, связанных с тем планом государственных кредитов для России, который был представлен Российской делегацией на одном из прошлых заседаний **. Ставились вопросы, разъясненные уже тов. Литвиновым при представлении им схемы использования кредитов. Подкомиссия, очевидно, умышленно выдвигает те же вопросы, чтобы уклониться от делового обсуждения возможности [предоставления] кредитов. Тем не менее тов. Красин повторил и допол--нил ранее представленные данные, подробно ознакомив подкомиссию с практикой внешней торговли, системой пошлин и вывозных разрешительных свидетельств.
Французский делегат Шевильп указал, что французские частные капиталы с большой охотой возьмутся за работу [по] восстановлению России и особенно русского транспорта, но данные капиталы могут быть привлечены к этому делу лишь в том случае, если условия их участия в русском транспорте не будут хуже условий, иа которых французский
* Дата опубликования. ** См. док. № 195,
капитал работал в русском железнодорожном деле до войны в смысле как материальных, так и моральных гарантий.
Тов. Красин в своем сообщении указал, между прочим, что Советское правительство не имеет в виду ни в коем случае отдавать в концессии уже существующие железнодорожные линии и что лишь создание новых линий может быть объектом концессии. Шевильи придал большое значение этому указанию, но настойчиво подчеркивал, что иностранный капитал хотел бы иметь в области транспорта хотя бы смешанные общества, которые Советское правительство устраивает в различных отраслях промышленности. В то же время французский делегат коснулся вопроса о довоенных железнодорожных займах.
Польский представитель Страсбургер также задал ряд дополнительных вопросов, предложив, в частности, как-нибудь особо обсудить проблему внешней торговли России. Говоря о транспорте, Страсбургер, со своей стороны, также подчеркнул желательность существования в этой области смешанных обществ.
Выступивший затем тов. Литвинов охарактеризовал речь Шевильи как плод недоразумения.
Мы здесь не затем, — говорил тов. Литвинов, — чтобы рассуждать об условиях работы частных капиталов в России. Это подлежит ведению [подкомиссии частной собственности. В [подкомиссии же кредитов речь может идти лишь о правительственных или гарантированных правительствами кредитах Российскому правительству. По этому вопросу Российская делегация должна, наконец, получить необходимые разъяснения: какова сумма правительственных или гарантированных кредитов, на которые может рассчитывать Советское правительство; как эти кредиты могут распределиться между отдельными правительствами; в какой форме и при каких условиях эти кредиты могут быть предоставлены. Наконец, желательны были бы разъяснения относительно тех торговых кредитов, каковые некоторые государства, в частности, великобританское правительство, заявившее об этом в Генуе, согласны предоставить своим подданным на ведение торговли с Россией.
По поводу гарантированных железнодорожных займов тов. Литвинов указал, что Советское правительство не берет назад своего генуэзского заявления о признании их в случае достижения соглашения. Требуемые Российской делегацией разъяснения не были, однако, представлены. Как указал английский делегат Юнг, Нерусская комиссия считает преждевременным в нынешней стадии конференции касаться этих вопросов. На этом заседание закрылось.
Пенит по газ «Известия» M 154 (1593). 13 июля 1922 е.