Нота Представительства СССР в Китае Министерству Иностранных Дел Китая

/ августа 1923 г. № 2722/1!

Согласно донесению Российского Особоуполномоченного в Харбине, местными китайскими властями сделано распоряжение о передаче Земельного отдела Китайско-Восточной железной дороги и всех земель, приобретенных в свое время Россией для дороги, в ведение китайской администрации.

Чрезвычайное Полномочное Представительство имеет честь предупредить Министерство Иностранных Дел, что все вопросы, связанные с Китайско-Восточной железной дорогой, могут быть разрешены только путем переговоров между Россией и Китаем и что никакие односторонние действия со стороны китайских властей не могут быть допущены Российским Правительством.

Протестуя против нарушения китайскими властями статуса КВЖД, Чрезвычайное Полномочное Представительство настаивает на немедленной отмене отданных распоряжений и выражает уверенность, что Министерство Иностранных Дел не допустит никаких действий на дороге, которые могли бы осложнить положение и создать недружелюбные отношения между Россией и Китаем.

Печат. по арх.

231, Нота Представительства РСФСР* в Чехословакии Министерству Иностранных Дел Чехословакии

/ августа 1923 г. M 2234

В ст. I Временного договора, заключенного между РСФСР и ЧСР 5 июня 1922 г. **, говорится об учреждении Полномочных Представительств обоих государств и. отмечается, что «каждое из этих Представительств является единственным Представительством подлежащего государства в другой стране». В примечании к той же статье решительно устанавливается обязанность обоих Правительств «прекра-

* Нота о преобразовании представительств РСФСР и УССР в представительство СССР была направлена я министерство иностранных дел Чехословакии 30 августа 1923 г. за № 3135. ** См. т. V, док. № 180.


тить всякие официальные сношения с разного рода учреждениями и представительствами организаций и лицами, имеющими целью борьбу с Правительством другой страны».

В соответствии с точным и ясным текстом н смыслом упомянутой статьи и примечания существовавшая в Праге ко времени подписания договора «российская миссия» (Légation de Russie) во главе с г. Рафальским должна была быть немедленно ликвидирована как незаконное представительство и организация, преследующая цели борьбы против Правительства РСФСР.

Между тем деятельность г. Рафальского в качестве «российского посланника», направленная на открытую борьбу с Правительством РСФСР, продолжалась и дальше, н Полномочное Представительство РСФСР неоднократно было вынуждено настаивать иа ликвидации миссии и обращать внимание Правительства ЧСР на нарушение Временного договора от 5 июня 1922 г. уже самим фактом дальнейшего существования этого фиктивного представительства.

Правительство ЧСР, а также Представительство ЧСР в Москве, соглашаясь с полной законностью таких заявлений, неоднократно заверяли, что ими приняты необходимые меры к прекращению деятельности г. Рафальского и, наконец, в последний раз нотой от 19 июня 1923 г. за № 104974/23—II Министерство Иностранных Дол ЧСР еще раз заверило, что им сделано распоряжение, запрещающее г. Рафаль'скому пользоваться бланками или печатями с надписями «Légation de Russie» или другим подобным названием, которое могло бы ввести учреждения илн частных лиц в заблуждение относительно того, что г. Рафальский является представителем иностранного государства.

Несмотря на это, как после подписания договора, так и после получения упомянутой поты Министерства Иностранных Дел ЧСР, Полномочное Представительство РСФСР в ЧСР, не прилагая к тому никаких усилий, получало и получает доказательства продолжения деятельности г. Рафальского.

Так, 23 июля с. г. в Консульский отдел Полномочного Представительства РСФСР явился некто Антон Филонович с просьбой разрешить ему въезд в пределы РСФСР и предъявил удостоверение личности, выданное г. Рафальским 14 июля 1923 г., копия которого, прилагается *.

Упомянутое удостоверение по своей форме, содержанию и назначению является документом, право выдачи которого принадлежит исключительно полномочным представительствам и консульствам иностранных правительств, вступивших в договорные отношения с правительством государства, на территории которого выдается документ. Следовательно,

* Не публикуется.


выдача такого документа является прямым нарушением прав Полномочного Представительства РСФСР в ЧСР, установленных ст. 6 Временного договора от 5 июня 1922 г., и действительно способна ввести в заблуждение относительно роли г. Рафальского при Правительстве ЧСР.

Полномочное Представительство РСФСР, таким образом, констатирует продолжающееся нарушение договора от 5 июня 1922 г., что препятствует Дальнейшему развитию как политических, так и экономических взаимоотношений обеих Республик, и преследуя цель устранить все препятствия к взаимному сближению, вновь решительно настаивает на немедленном и на этот раз окончательном прекращении деятельности г. Рафальского.

Полномочное Представительство РСФСР пользуется случаем, чтобы выразить Министерству Иностранных Дел ЧСР свое глубокое уважение.

Печат. по арх.

232. Интервью Народного Комиссара Внешней Торговли СССР Л. Б. Красина сотруднику РОСТА по вопросу о долгах и обязательствах прежних российских правительств

/ августа 1923 г.*

В заграничной белогвардейской печати появились заметки о внесении будто бы т. Красиным в Совет Народных Комиссаров предложения о признании обязательств и долгов прежних российских правительств в целях получения для Советского правительства признания де-юре.

Тов, Красин самым категорическим образом опровергает эту очередную выдумку канцелярии лжи в Риге. Подобного предложения пи т. Красиным, ни кем-либо другим из народ-пых комиссаров в Совнарком не вносилось, и не было никаких поводов даже для обсуждения этого вопроса.

— Отношение нашего правительства к вопросу о долгах, — сказал т. Красин, — достаточно ясно определилось известной телеграммой т. Чичерина в октябре 1921 г.**, а. также заявлениями наших делегаций в Генуе и Гааге***. В то время Советская Россия готова была пойти на признание долгов и обязательств царского и временного правительств, но лишь непременно на основе взаимности и при условии, что иностранные державы, участвовавшие в интервенции и блокаде, признают свое обязательство возместить России разрушения и убытки, причиненные во время блокады и интервенции.

* Дата опубликования. ** Си. т. IV, док. № 278. *** Си. т. V, док. № 125, 153, 212, 216, 218.


Руководствуясь в своей политике стремлением скорейшего достижения всеобщего мнра, российские делегации в Генуе и Гааге шли и на дальнейшую уступку, соглашаясь рассматривать вопрос о претензиях по убыткам частных граждан иностранного подданства вследствие революционных мероприятий Советской власти, но не иначе, как при условии предварительного заключения мира, признания Советского правительства де-юре и предоставления России кредитов в таких размерах, которые обеспечивали бы ускоренное восстановление экономической жизни Советских республик, так как только при этом последнем условии возможно было бьг найти источники для платежей по тем претензиям, которые были бы признаны Советским правительством заслуживающими удовлетворения. Европейские капиталистические правительства в Генуе и Гааге отказались удовлетворить эти требования Советского правительства, и соглашение не состоялось.

С тех пор утекло много воды. Несмотря иа отсутствие какой бы то ни было поддержки со стороны западных держав, несмотря на продолжающуюся глухую политическую, экономическую и финансовую блокаду, Советские республики медленно, но верно восстанавливают свое экономическое положение. Годы тягчайшей разрухи и нужды остались уже позади, образование Союза Советских республик явилось отражением этого процесса оздоровления и укрепления внутреннего положения. Справившись с голодом, доведя в целом ряде отраслей добывающей промышленности производительность до нормы от 50 до 70% довоенной, улучшив транспорт, Советские республики не только выступили с экспортом сырья на внешнем рынке, но и увеличивают этот экспорт с каждым годом. В этом году Россия снова выступает уже и как экспортер хлебных продуктов.

Этот процесс экономического восстановления и внутреннего консолидирования, противопоставленный увеличивающемуся экономическому и политическому хаосу и развалу. Европы, ставит сейчас Союз Советских республик по отношению к капиталистическому миру в более выгодное положение, нежели это было во времена Генуи и Гааги. Стремясь по-прежнему к скорейшему восстановлению нормальных отношений со всеми державами и приветствуя всякий новый договор, Советская власть более, чем когда-либо, далека от того, чтобы покупать признание де-юре, столь же нужное другим державам, как и ей самой, ценой взваливания на плечи России миллиардных долгов правительства, свергнутого волею народа.

Печат. по еаа. *Известия» Л* 171 (1908). 1 августа 1933 е.


233. Письмо Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в Австрии М. В.Левицкому

3 августа 1923 г.

Уважаемый товарищ,

Поскольку Вы будете встречаться с представителями Югославии, следует подчеркнуть, что мы заметили развивающуюся в Югославии кампанию за изменение политики по отношению к нам, но что мы ждем еще фактов. Еще.в прошлом году было условлено через Берлин, что под видом торговых или репатриациоиных делегаций мы обменяемся официальными представительствами с Югославией *. Нинчич первоначально хотел, чтобы мы обменялись лишь красно-крестными делегациями. Мы поставили непременным условием, чтобы делегации были правительственными, хотя бы только для репатриациоиных целей. Когда я приехал в Лозанну, Нинчич лично выразил на это согласие. Позже нам сказали, что надо ждать конца выборов. Выборы давно кончились, н, однако, это решение не приводится в исполнение88. Югославия продолжает быть главным гнездом контрреволюционной эмигрантщины, где она играет очень крупную и почти официальную роль, имеет учебные заведения, кадетские корпуса, вооруженные организации и т. д. Мы уверены, что изменение отношений между Советским Союзом и Югославией может сыграть очень серьезную роль в восточноевропейских отношениях. Но мы не удовлетворимся одними словами без фактов.

Неразрешенным остался вопрос о Ссудной казне. Мы передали через Берлин ноту правительству Югославии с протестом против расхищения и распродажи Петроградской ссудной казны **. Это учреждение было соединением казенного хранилища ценностей и ссудного учреждения частным лицам. Там была поэтому масса ценностей банковских, музейных н приватных. Расхищение всего этого врангелевцами происходит в Югославии самым циничным образом. В нашей ноте мы против этого резко протестовали и возлагали ответственность за убытки на правительство Югославии, допускающее этот разбой. Никакого ответа мы не получили. Об этом следует также упомянуть.

С коммунистическим приветом

Чичерин

Печат. по арх.

* Си. т. V, док. № 294,

* См. док. № 208.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: