Декрет Центрального Исполнительного Комитета СССР об обращении Президиума ЦИК СССР ко всем народам и правительствам мира

13 июля 1923 г.

С самого начала существования Советских республик их объединяли отношения тесного сотрудничества и взаимной помощи, принявшие вслед за тем форму союзных договоров*. Власть рабочих и крестьян связывала их в одно целое общими потребностями борьбы против нападения на них извне капиталистических государств и против внутренних по-

* См. соответственно т. Ш, док. № 93, 117, 237, 264, 318 и т. IV, док. № 90.

Ф


кушений контрреволюции на советский строй. Солидарность трудящихся объединяла их в общей задаче осуществления братского сотрудничества освобожденных народов. Оии вышли вместе из победоносной пролетарской революции, свергнувшей в них власть помещиков и капиталистов. Они вместе подвергались тяжелому историческому испытанию интервенции и блокады и победоносно его выдержали. Они вместе приступили к грандиозной работе восстановления народного хозяйства иа основе нового экономического строя после пережитых ими неслыханных бедствий.

Оказывая друг другу постоянную братскую помощь всеми своими силами и средствами, они, однако, долгое время оставались хотя и связанными союзными договорами, но все же отдельными государствами.

Дальнейшее развитие их взаимных отношений и требования международной обстановки привели их теперь к объединению в одно союзное государство.

Усиление мировой реакции и агрессивных стремлений империалистических правительств и связанная с ним опасность новых нападений делают неизбежным соединение оборонительных сил всех Советских республик в руках одного союзного центра.

В то же время хозяйственное строительство в разоренных войной, интервенцией и блокадой Советских республиках является непосильной задачей без объединения их усилий и может с успехом осуществляться лишь при планомерном руководстве из единого хозяйственного центра всего Союза.

Самая природа рабоче-крестьянской власти при постепенном развитии н укреплении нового строя в Советских республиках во все возрастающей мере толкает их к объединению и к слиянию своих усилий, направленных к единой общей цели.

На состоявшихся недавно съездах своих Советов народы Советских республик единодушно решили образовать Союз Советских Социалистических Республик, единое союзное государство. Это объединение равноправных народов остается добровольным, исключающим национальный гнет и принуждение какого-либо народа к пребыванию в пределах этого государства, предоставляя каждой республике право свободного выхода из Союза и в то же время открывая-добровольный доступ всем Социалистическим Советским республикам, также и имеющим возникнуть в будущем.

6 июля Декларация и Договор*, принятые вступившими в Союз Советскими республиками, были утверждены и введены в действие Центральным Исполнительным Комитетом Союза 24.

* См. док. № 58, 59.


Ввиду необходимости для Советских республик соединить свои силы для обороны от внешних нападений вступает в действие единый общесоюзный Военный и Морской Народный Комиссариат.

Ввиду общности задач и потребностей Советских республик перед лицом капиталистических государств создан единый общесоюзный Народный Комиссариат Иностранных Дел.

Необходимость полной централизации в ведении внешней торговли на основе государственной монополии для обороны Советских республик от попыток капиталистических государств их закабалить заставила их создать единый общесоюзный Народный Комиссариат Внешней Торговли.

Планомерная постановка народного хозяйства требует от них объединения транспорта и связи, т. е. создания общесоюзных Народного Комиссариата Путей Сообщения и Народного Комиссариата Почт и Телеграфов.

Другие отрасли государственной деятельности союзных республик частью подчинены союзным центрам при сохранении в каждой республике своего центра, частью остаются исключительно в руках отдельных республик.

Непосредственное управление народным хозяйством и финансами, организация продовольственного дела, государственная защита прав и интересов наемного труда и осуществление рабоче-крестьянской инспекцией контроля надвсем государственным аппаратом будут одновременно находиться в руках и общесоюзного центра, поскольку они нуждаются в руководстве из единого центра, и отдельных центров в каждой союзной республике, поскольку на территории таковой для них необходимо особое руководство.

Комиссариаты, ставящие себе специально национальные задачи, имеющие дело с национально-бытовыми отношениями и особенностями, как, например, просвещение, земледелие, внутренние дела, юстиция и пр., будут существовать только в союзных республиках, под их безраздельным руководством.

Единство воли трудящихся масс всего Союза выражается в его верховном органе — общесоюзном Съезде Советов, но одновременно каждой национальности дается особое представительство в Совете Национальностей, который будет сотрудничать на равных правах с избираемым Съездом Союзным Советом.

Созданное таким образом на основе братского сотрудничества народов Советских республик союзное государство ставит себе целью сохранение мира со всеми народами. Равноправные национальности в тесном взаимодействии и совместной работе будут рука об руку развивать свою культуру и благосостояние и осуществлять задачи власти трудящихся.


Будучи естественным союзником угнетенных народов, Союз Советских Социалистических Республик ищет со всеми народами мирных и дружественных отношений и экономического сотрудничества. Союз Советских Социалистических Республик ставит себе целью способствовать интересам трудящихся всего мира. На громадном пространстве от Балтийского, Черного и Белого морей до Тихого океана он осуществляет братство между народами и царство труда, стремясь в то же время к тому, чтобы содействовать дружественному сотрудничеству народов всего мира.

Председатель Центрального

Исполнительного Комитета

М. Калинин

Секретарь Центрального

Исполнительного Комитета

А. Енукидзе

Печат. по «Собранию узаконений...» №95, 11 декабря 1923 г., стр. 1653-1654.

219. Нота Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Председателю Торговой делегации Персии в СССР Таги-заде

16 июля 1923 г. № ВБ/1070

Господин Председатель,

В ответ на Вашу ноту от 10 июля с. г. за № 614 имею честь сообщить, что принятый в результате годовой работы обеими сторонами русско-персидский торговый договор со всеми к нему приложениями мог быть в любой момент подписан российской стороной. Ввиду того, что Вы как уполномоченный своим Правительством не только па ведение переговоров, по н на подписание договора, поставили свою подпись как на всех статьях договора, так и на приложениях к нему, российская сторона полагала, что и со стороны Персидского Правительства не может быть возражений к подписанию договора. Поэтому Ваш отказ от подписания договора явился для Российского Правительства совершенно неожиданным.

В связи с этим не могу не обратить Вашего внимания на все те чрезвычайной важности уступки, которые Российское Правительство сделало Персии при переговорах по торговому договору. Уступки эти вызывались как интересами развития русско-персидской торговли, так и стремлением России сделать все возможное к поднятию производительных сил Персии и укреплению се экономической самостоятельности. Уступки в области режима монополии внешней торговли, выразившиеся в предоставлении персидским купцам возмож-

но


ности свободно торговать с Россией, уступки в области транзита, выразившиеся в предоставлении возможности тому же купечеству свободно, по любым путям вывозить свои товары через Россию в третьи страны и привозить из третьих стран товары, которые персидское купечество не может закупить в России, являются доказательством того, что Россия, не преследуя никаких агрессивных целей на Востоке, продолжает углублять и развивать те принципы своей внешней политики в отношении Персии, которые иашли столь яркое выражение в Московском договоре между Россией и Персией от 26 февраля 1921 г.*

Ваше предложение о пересмотре самого существенного пункта торгового договора, который также был согласован между сторонами и скреплен Вашей подписью как полномочного представителя по этому вопросу со стороны Персидского Правительства, показывает, что Персидское Правительство, аннулируя все достижения русско-персидской конференции в результате ее годовой работы, пытается идти иным путем, чем тот, который предуказан вышеозначенным Московским договором.

Российская сторона, подтверждая еще раз свою готовность подписать принятый конференцией текст договора со всеми к нему приложениями, предлагает Персидской делегации сделать отсюда все надлежащие выводы.

Карахан

Лечат, по арх.

В упоминаемой ноте Таги-заде от 10 июля 1923 г. № 614 на имя Л. М. Карахана, в частности, говорилось:

«В ответ на Ваше письмо от 7 июля с. г. **, в котором Вы спрашивали меня о причине задержки в подписании торгового договора, имею честь довести до Вашего сведения нижеследующее.

Из ответа, полученного мною от Персидского Правительства на мою последнюю телеграмму, в которой я просил разрешения на подписание договора, вытекает, что Персидское Правительство по-прежнему считает, что вопрос о гарантии в отношении продолжения свободной торговли в пределах, обещанных Российским Правительством, не получил желательного разрешения, тогда как оно полагает, что такое решение необходимо для пользы договора. Персидское Пранительство, учитывая ответственность, которую оно несет перед представителями народа, общественностью и коммерсантами страны, полагает затруднительным считать работу по заключению договора законченной удовлетворительным образом, пока этот принципиальный вопрос не получил окончательного разрешения. Однако оно искренне стремится прийти к удовлетворительному решению в результате обмена мнениями между обеими сторонами.

Следовательно, если Вы не считаете невозможным, г. Заместитель Народного Комиссара, найти такой путь разрешения данного вопроса, я готов вступить в переговоры, полностью руководствуясь принципом доб-

* В тексте ошибочно— 1923 г.; см. т. Ш, док. № 305. ** См. док. № 216.


рой воли, с тем чтобы эта последняя трудность, от разрешения которой только и зависит подписание договора, была также устранена и чтобы договор был незамедлительно подписан. В положительном случае я был бы Вам признателен за сообщение о том, когда мы сможем рассмотреть возможность подобного решения».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: