Нота Полномочного Представителя СССР в Китае Министру Иностранных Дел Китая Гу Вэй-цзюню

22 июля 1924 г. № 2835/39

Господин Министр,

В ответ на мои ноты от 4 июня и 8 июля с. г.61 о передаче судов Союза Советских Социалистических Республик я имел честь получить от Вашего Превосходительства ноту от 16 текущего месяца, в которой сообщается, что на судах, подлежащих передаче Правительству Союза, находятся 600 вооруженных солдат и офицеров, которые охраняют указанные суда. Ввиду этого Ваше Превосходительство нашло возможным любезно сообщить мне о невозможности для г. Элледера принять эти суда, и, более того, что спешная передача судов могла бы привести к насильственным действиям и отразиться на безопасности окружающей местности. Китайское Правительство поэтому предлагает вначале разрешить вопрос об экипажах судов и только затем произвести передачу этих судов их законному хозяину.

К моему величайшему сожалению, я вынужден выразить, однако, свое глубочайшее удивление 'Подобным предложением Китайского Правительства.

Конечно, вопрос о передаче российских судов был поднят 4 июня в соответствии с соглашением от 31 мая*, Однако в течение шести недель Китайское Правительство не проявило серьезного намерения к передаче 'Судов, и лишь 16 июля этого года Правительство Союза было поставлено в известность, что банда вооруженных людей мешает Китайскому Правительству совершить передачу судов.

Присутствие на территории Китая вооруженной антисоветской баиды численностью в 600 человек подпадает под ст. VI подписанного 31 мая соглашения, в силу которого Китайское Правительство взяло на себя определенную обязанность не допускать ни существования, ни деятельности подобных банд на территории Китайской Республики. Поэтому я вынужден независимо от передачи судов настаивать на немедленном разоружении указанной банды и ликвидации ее как организованной единицы способом и средствами, которыми, я надеюсь, Китайское Правительство располагает в достаточной мере на своей территории. Обращение к Советскому Правительству с просьбой разрешить вопрос о вооруженной банде численностью в 600 человек имело бы смысл лишь в том случае, если бы китайские вооруженные силы были недостаточны для того, чтобы ликвидировать указанную банду, и если бы Китайское Правительство имело в виду привлечь к этому делу полицейские или воинские силы Советского Союза.

* См. док. № 156.


Я вынужден сказать, что я не могу принять сообщения вашего Министерства о том, что г. Элледер не имеет возможности принять суда, ввиду того что там находятся 600 вооруженных белых. Я сообщаю Вам, что г. Элледер может в любое время принять суда, что зависит, конечно, от действий китайских властей.

Разрешите мне напомнить, г. Министр, что просьба Правительства Союза заключалась в том, чтобы Китайское Правительство передало четыре перечисленных в моих предыдущих нотах судна г. Элледе,ру *. Правительство Союза, естественно, ожидало, что на территории Китайской Республики китайские власти располагают достаточными силами для того, чтобы совершить эту передачу. Советское Правительство не беспокоило бы китайские власти, если бы указанные суда находились в советских водах или же в районе, где имеются вооруженные силы Советского Союза. Ибо в таком случае Правительство само приняло бы необходимые меры, чтобы суда были немедленно очищены от банд. Оно было вынуждено обратиться по этому вопросу к Китайскому Правительству потому, что Правительство Союза не имеет в Шанхае ни полицейских, ни воинских сил. Более того, Правительство Союза ни в малейшей степени не было намерено возбуждать перед Китайским Правительством вопрос о том, чтобы дело о банде численностью в 600 человек было урегулировано в результате действий частей Красной Армии на территории Китая. Советское Правительство предпочитает на китайской территории охранять вытекающие из соглашения от 31 мая свои законные права и интересы при содействии китайских гражданских и военных властей.

В силу изложенного я имею честь просить Вас, г. Министр, о том, чтобы Китайское Правительство в соответствии со ст. VI соглашения от 31 мая отдало немедленный приказ о ликвидации находящейся в Шанхае антисоветской банды численностью б 600 человек, о которой г. Министр был любезен сообщить в своей ноте от 16 июля. Как только Китайское Правительство разоружит и интернирует указанную банду, вопрос о передаче судов не будет представлять никаких трудностей.

Я должен обратить серьезнейшее внимание Вашего Превосходительства на необходимость немедленного исполнения моей просьбы о разоружении и интернировании банды, упоминаемой в ноте Вашего Превосходительства. Отдельные вооруженные члены этой банды, пользуясь тем, что китайские власти разрешили им сходить на берег, совершают нападения на советских граждан. Более того, ими подготовлялось покушение на жизнь г, Элледера, которое было предот-

* См. док. № 5.


вращено лишь своевременным вмешательством китайских властей в Шанхае. Ответственность за возможные нападения на советских агентов, учреждения и отдельных лиц со стороны членов банды я вынужден возложить на Китайское Правительство, которое не приняло до сих пор мер к ликвидации вооруженной организации численностью в 600 человек вопреки ст. VI соглашения от 31 мая.

Я могу также заверить Ваше Превосходительство, что если бы Китайское Правительство разоружило и интернировало эту банду, Советское Правительство не имело бы возражений против того, чтобы входящие в состав этой банды солдаты и офицеры были высланы на советскую территорию.

Я прошу Ваше Превосходительство срочно уведомить меня о мерах, которые Китайское Правительство сочтет необходимым принять по этому вопросу.

Имею честь заверить Вас, господин Министр, в моем совершенном к Вам уважении.

Карахан

Печат. по арх. Опубл. с сокращением в газ. «Известия» M 169 (2204), 26 июля 1924 а.

В упоминаемой ноте Гу Вэй-цзюня от 16 июля 1924 г. № 137 на имя Л. М. Карахана говорилось:

«Министром Иностранных Дел Гу Вэй-цзюнем получена нота от 8 июля, в которой говорится, что Полномочное Представительство 4 июня уже просило задержать находящиеся в Шанхайском порту суда «Охотск», «Монгугай», «Защитник» и «Эльдорадо» и на основании декларации, подписанной 31 мая текущего года, передать их командированному Полномочным Представителем лицу. Отмечается также, что, хотя прошло уже более месяца, ответа еще не получено. Полномочное Представительство просит сообщить, какие приняты меры к скорейшей передаче этих судов Правительству СССР.

Результаты расследования по данному вопросу показали, что после подписания Соглашения об общих принципах для урегулирования вопросов между СССР и Китайской Республикой Министерство по телеграфу предписало дипломатическому комиссару в Шанхае договориться с высшими местными военными и полицейскими властями о том, чтобы установить над упомянутыми четырьмя судами строгий надзор.

Так как судно «Эльдорадо», воспользовавшись моментом, скрылось, то по телеграфу было дано предписание выяснить местонахождение этого судна, с тем чтобы направить его вместе с тремя другими судами в порт с целью подготовки к дальнейшей передаче их уполномоченному СССР в Шанхае Элледеру. Как выяснено, однако, на упомянутых российских судах имеется более 600 вооруженных офицеров и солдат, которые охраняют суда.

В ноте от 9 июля Министерство уже излагало это подробно.

Если при таких условиях начать спешную передачу вышеуказанных судов, то уполномоченный Элледер не будет иметь возможности принять их, более того, есть опасение, что это вызовет мятеж, что может отразиться на безопасности в данном районе.

Поэтому для успешного разрешения данного вопроса следует начать с урегулирования вопроса о солдатах и офицерах судов, для чего надлежит срочно принять определенные меры.


Мы нашли необходимым, сообщить вышеизложенное для сведения Полномочного Представителя.

Министр надеется на получение по обсуждении скорого ответа».

192. Нота Народного Комиссариата Иностранных Дел СССР Посольству Персии в СССР

23 июля 1924 г. № 826

Народный Комиссариат по Иностранным Делам не может не выразить своего удивления по поводу требования Чрезвычайного Посольства Персии о безоговорочном невмешательстве советских властей в дела по управлению Фирузе, выраженного в вербальной ноте Посольства за № 900 от 9 июля с. г.

Народный Комиссариат по Иностранным Делам считает нужным в связи с этим обратить внимание Персидского Посольства на нижеследующее:

Ст. III Договора между РСФСР и Персией от 26 февраля 1921 г. * гласит: «Обе Высокие Договаривающиеся Стороны согласны признавать и соблюдать границу между Персией и Россией в том виде и начертании, как она была установлена Разграничительной Комиссией 1881 года».

Посольству Персии, конечно, известно, что если в персидские границы 1881 г. входило местечко Фирузе, то в российские границы этого года входили селение Хисар с округом и участок земли против б. крепости Аббас-Абад.

Поэтому то обстоятельство, что согласно договору 1921 г. восстанавливается граница 1881 г., должно влечь за собой не только передачу Фирузе Персии, но и одновременную передачу Персией Союзу Советских Социалистических Республик селения Хисар с округом и участка земли против б. крепости Аббас-Абад.

Ст. 2 Тегеранской конвенции от 28 мая 1893 г. гласит буквально следующее: «Взамен уступки России упомянутого в ст. I участка** его величество император и самодержец всероссийский за себя и своих наследников уступает его величеству шаху персидскому:

1) Участок земли на правом берегу реки Аракса, против бывшей крепости Аббас-Абад... и

2) селение Хисар с участком земли, заключающимся между существующей ныне границей и чертой, которая от пересечения этой границы Хисаро-Шильганским каналом пойдет по правому берегу оиого, обогнет селение Хисар с востока и, по пересечении этого канала, направится к юго-за-

* См. т. ш, док. № 305. ** Т. е. Фирузе. — Прим. док.


паду к оврагу в двух верстах от Хисарской мельницы, затем граничная черта пойдет на юг до места пересечения существующей границы рекой Рудбар».

Но и помимо этого вопрос передачи Фирузе Персии зависит от отношения Персидского Правительства к исполнению ряда обязательств по отношению к Союзу Советских Республик, базирующихся на договоре между РСФСР и Персией от 1921 г. Поскольку Персидское Правительство до сих пор не проявило еще доброй воли к исполнению этих обязательств и поскольку оно применяет персидские законы на территории селения Хисар и его округа и на участке земли против б. крепости Аббас-Абад, Советское Правительство вполне правомочно применять все советские законы на территории Фн-рузе.

В заключение Народный Комиссариат по Иностранным Делам не может не выразить своего удивления по поводу протеста Персидского Посольства, которому все вышеизложенные обстоятельства не могут не быть хорошо известны.

Печат. по арх.

В упоминаемой ноте посольства Персии в СССР от 9 июля 1924 г. № 900 народному комиссариату иностранных дел СССР говорилось:

«Чрезвычайное Посольство Персии получило сообщение, что распоряжением Областного исполнительного комитета признаны неподлежащими демуниципализации дачные помещения в Фирузе.

Подобное постановление Чрезвычайное Посольство Персии может объяснить только неосведомленностью Областного комитета о существовании ст. III Русско-Персидского договора от 26 февраля 1921 г., по которой «местечко Фирузе и окружающие его земли, уступленные Персией России по соглашению 28 мая 1893 года», возвращены Персии.

Ввиду этого Чрезвычайное Посольство Персии имеет честь просить Народный Комиссариат по Иностранным Делам немедленно дать телеграфное распоряжение об отмене упомянутого постановления и о безоговорочном в дальнейшем невмешательстве советских властей в дела Фирузе.

Об имеющем последовать распоряжении Чрезвычайное Посольство Персии просит поставить его в известность в срочном порядке».

193. Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в Италии К. К. Юреневу

25 июля 1924 г.

Решено согласиться на вступление с Албанией в дипломатические сношения. Достаточно обменяться нотами о дипломатических сношениях*.

Чичерин

Печат. по арх.

* См. док. № 187, 209.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: