Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Турции в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

/ июня 1925 г.

Получил письмо от египетского посланника, в котором он, извещая о вступлений в должность, выражает надежду, что между нашими миссиями установятся тесные и сердечные отношения. Ответил ему в том же духе.

Суриц

H маг. по арх\


169* Нота Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Послу Персии в СССР Мошавер-оль-Мемалеку

/ июня 1925 е.

Господин Посол,

Стремясь в возможно скором порядке достичь благоприятного разрешения водного вопроса по границе между Туркменской Республикой и Персией, Правительство Союза Советских Социалистических Республик назначило своих представителей в смешанную водоразграиичительную комиссию, которая в ближайшее время может приступить к работам. Председателем союзной делегации в смешанной комиссии назначен Народный комиссар земледелия Туркменской Социалистической Советской Республики г. Мор. Членом комиссии назначен Уполномоченный Народного Комиссариата по Иностранным Делам в Туркменской Республике г. Герман, Экспертом комиссии назначен г. Шаров, Председатель союзной делегации имеет директивы приступить к работам немедленно по прибытии персидской делегации в г. Полто-рацк*.

Выражая твердую уверенность, что благодаря работам комиссии столь обострившийся водный вопрос будет благоприятно разрешен в интересах обеих сторон, я пользуюсь настоящим случаем, господин Посол, чтобы выразнть Вам уверения в моем совершенном к Вам уважении 9°.

Чичерин

Печат. по арх.

170. Меморандум Правительства СССР Правительству Германии **

2 июня 1925 г, Строго доверительно

7 апреля 1925 г. Германский Посол г. граф Брокдорф-Ранцау по поручению своего Правительства сделал Заместителю Народного Комиссара Иностранных Дел СССР г. Литвинову сообщение о состоянии переговоров между Германией и державами Антанты по вопросу о заключении гарантийного пакта с этими державами и о вступлении Германии в Лигу наций. 25 апреля Статс-секретарь Министерства Иностранных Дел в Берлине г. фон Шуберт вручил Послу СССР в Германии г, Крестинскому письменное «Резюме сообщений, сделанных Народному Комиссару Литвинову Германским. Послом в Москве 7 апреля 1925 г. от имени Имперского Правитель-

* — Ашхабад. ** Вручен полномочным представителем СССР в Германии статс-секретарю министерства иностранных дел Германии Шуберту 2 июня 1925 г. на немецком языке,


ства» *. И устное сообщение и письменное резюме содержали просьбу Германского Правительства, обращенную к Правительству СССР, изложить точку прения последнего иа возможное вступление Германии в Лигу наций.

Точка зрения Правительства СССР по вопросу о вступлении Германии в Лигу наций была уже изложена Заместителем Народного Комиссара Иностранных Дел г. Литвиновым п Народным Комиссаром г. Чичериным в нх беседах с г. графом Брокдорфом-Ранцау 7 и 8 апреля**, а также в устных

представлениях, которые Посол СССР в Германии г. Кре-стинский сделал Имперскому Министру Иностранных Дел г. д-ру Штреземану и Статс-секретарю г. фон Шуберту. В настоящем меморандуме дается резюме тех соображений и аргументов против вступления Германии в Лигу наций, которые приводились в упомянутых беседах.

Лига наций, образованная после победы держав Антанты в империалистической войне, является орудием, при помощи которого великие державы — победительницы диктуют свою политическую волю более слабым, входящим в Лигу наций государствам.

Когда в апреле 1922 г. Правительство СССР и Германское Имперское Правительство заключили в Рапалло договор ***, ликвидировавший все спорные между обоими государствами послевоенные вопросы, то Правительству СССР казалось, что обе стороны исходили при этом из молчаливого непризнания того режима, который был установлен в Европе в результате серии послевоенных мирных договоров 1919 г., а стало быть, и нз молчаливого предположения, что оба государства не вступят в Лигу наций, как в организацию,

имеющую своей главной целью сохранение созданного этими договорами положения вещей.

Рапалльский договор в силу вышеотмеченной предпосылки был и остается одним нз важнейших актов международной политики. В этом договоре зафиксированы дружественные отношения между Германией и СССР. Этот договор не только содействовал развитию экономических отношений между обеими странами, но н устанавливал между ними нормальные политические взаимоотношения. Этот договор был антитезой по отношению к насильническим договорам, продиктованным Антантой, в том числе и по отношению к Версальскому договору. Этот договор служил и служит образцом добровольных мирных соглашений, обеспечивающих нормальные дружественные отношения между договаривающимися сторонами.

Вступление в Лигу наций и связанное с этим вторичное,

па этот раз добровольное, признание установленного Версалем

* См, док. № 124 и стр. 249. ** См. док. № 105. *** См. т, V, док. № 121.


режима является значительным шагом по пути к фактическому аннулированию договора в Рапалло. Так будет расценен этот факт повсеместно, в том числе и в СССР, Общественное мнение в СССР, как и общественное мнение других стран, будет неизбежно считать вступление Германии в Лигу наций актом, открывающим собою новый курс и новую ориентацию в политике Германского Правительства.

В самом деле, теперь, не входя в Лигу наций, Германия имеет возможность самостоятельно определять свою собственную позицию в международных вопросах. Какие бы политические комбинации ни возникали в Европе, Германия вправе соглашаться или отказываться участвовать в этих планах, руководствуясь прежде всего своими собственными интересами, а также своимн отношениями со странами, ие входящими в Лигу наций, и задачами, общими для Германии и этих стран.

Иначе будет обстоять дело, если Германия войдет в Лигу наций. Если даже допустить, что. Германия в той или другой форме будет освобождена от обязательств, налагаемых ст. 16 и 17 статута Лиги наций, то Германия во всяком случае должна будет на общих собраниях Лиги наций и на заседаниях Совета Лиги повседневно определять свое отношение ко всем мероприятиям Лиги наций. Положение Германии в Лиге наций не позволит ей вести совершенно самостоятельную, независимую от Англии и других стран Антанты политику, и ее представитель был бы вынужден в целом ряде случаев присоединять свой голос к общему хору, ибо в противном случае, помимо применяемых ныне средств давления на Германию, великие державы Антанты применят еще и те принудительные меры, которыми располагает Лига наций по отношению к ее членам.

Лига наций будет особенно стремиться изменить существующие отношения между Германией и СССР. Положение Германии станет особенно трудным в случае возникновения конфликта между Союзом и-третьим государством. Если бы, например, СССР пришлось поднять оружие для защиты своей территории от нападения кого-либо из воинственных соседей Советского Союза, то этот сосед, если он член Лиги наций, конечно, обратится за помощью в Совет Лиги и будет утверждать, что нападающей стороной является СССР. Так как Лига наций претендует на то, что она вправе выступать в качестве арбитра не только в спорах между ее членами, но и при столкновениях держав, не входящих в Лигу наций, то Совет Лиги наций непременно займется рассмотрением жалобы па нарушение мира со стороны СССР. Германия, как член Совета Лиги наций, должна будет высказать свое мнение. Нельзя, конечно, отрицать, что если германский представитель выскажется в пользу СССР, то это несколько затруднит

h


применение санкций против СССР, так как для этого требуется единогласное решение Совета. Но сможет ли германский представитель один выступать против единого мнения других членов Совета Лиги, подвергаясь упрекам, что Германия препятствует восстановлению мира в Европе? Легче один раз отказаться от вступления в Лигу наций, чем, войдя в нее, постоянно выступать на заседаниях Совета Лиги в единственном числе с особым мнением по важнейшим вопросам. Эта мысль была высказана самим Имперским Министром Иностранных Дел г. д-ром Штреземаном, когда ои в комиссии рейхстага по иностранным делам доказывал невозможность безоговорочного вступления Германии в Лигу наций и безоговорочного принятия ст. 16 и 17 статута Лиги. Но, как указано выше, эти соображения свидетельствуют не только против безоговорочного вступления в Лигу наций, но и вообще против всякого вступления в нее. Ведь для советско-герман-скнх отношений роковым явится не только участие самой Германии в военных и экономических санкциях против СССР» по и то, если Германия, не участвуя сама в этих экзекуциях, санкционирует в том или другом случае своим голосованием применение санкций другими членами Лиги наций.

Но, может быть, вступление Германии в Лигу наций настолько усилит политически и экономически саму Германию как противовес державам Антанты, что вступление ее в Лигу наций являлось бы желательным и для СССР?

На этот вопрос позволительно дать категорический отрицательный ответ. Обещания, даваемые Германии державами Антанты, в первую очередь Англией, объясняются тем, что Германия не приняла еще окончательного решения по вопросу о вступлении в Лигу наций, и заинтересованные в ее пступле'нии державы-победительницы своими обещаниями пытаются повлиять на решение Германии в желательном для них смысле. Но если державы Антанты не выполняют прямых постановлений Версальского договора и даже недавнего Лондонского соглашения96, то тем менее при изменившемся* соотношении сил есть основания ожидать исполнения тех неопределенных полуобещаний, которые даются теперь тем или другим из союзников в связи с обсуждением вопроса о вступлении Германии в Лигу наций, В Лиге наций Германия должна будет считаться с враждебным к ней отношением большинства членов Лиги. Она вынуждена будет во всех интересующих ее вопросах добиваться поддержки какой-либо из великих держав Антанты, главным образом Англии. А последняя только в том случае окажет Германии желаемую поддержку в интересующих Германию вопросах, если Германия

* Так в архивном экземпляре на немецком языке (bei einem veränderten Kräftverhältnis), В архивном экземпляре на русском языке — неизменившемся.

12 Докум- внешй. политики, т- VIII 353


во всех других международных вопросах будет безоговорочно подчиняться желаниям Великобритании. Таким образом, вступление Германии в Лигу наций не только не усилит ее политически, а, наоборот, поведет к потере Германией самостоятельности в ее внешней политике. В результате Германия, связанная своим подчинением статуту и решениям Лиги наций, скорее потеряет в своем удельном весе как фактор международной политики.

К этому надо прибавить еще одно соображение против вступления Германии в Лигу наций. Неучастие в Лиге наций Германии, Союза ССР, Турции и Соединенных Штатов

Северной Америки совершенно ясно подчеркивает характер Лиги наций как орудия в руках великих держав Антанты для легального подавления интересов малых государств. Вхождение Германии в Лигу наций не изменит фактически характера Лиги наций, но даст возможность великим державам Антаиты затушевать свою политику насилия по отношению к более слабым государствам, используя для этого моральный авторитет Германии.

После заявлений, сделанных 7 апреля г. графом Брокдор-фом-Ранцау г. Литвинову, а также после заверений, которые г. К^рестинский неоднократно получал в Берлине в последних числах апреля от Рейхсканцлера г. д-ра Лютера, Рейхсмики-стра г. д-ра Штреземаиа и Статс-секретаря г. фон Шуберта*, нет оснований сомневаться в искреннем желании Германского Правительства, наряду с заключением гарантийного пакта с державами Антанты, сохранить н развивать добрые отношения с СССР.

Но логика политического развития, вопреки добрым намерениям Германского Правительства, приведет постепенно к полной переориентации на Запад и к вовлечению Германии в комбинации тех или иных держав Аитаиты против СССР. Правильность такой оценки объективных тенденций германской внешней политики подтверждается отчасти тем фактом, что, ведя с державами Антанты переговоры о заключении связывающих Германию письменных договоров, по отношению к СССР Германское Правительство ограничивается устными дружелюбными заверениями, отсрочивая начало переговоров об облачении этих заверений в форму связывающего обе стороны соглашения.

И та же логика политического развития, которая будет постепенно отклонять Германию от линии, установленной в Рапалло, может создать такое положение, когда Союз не найдет достаточного обеспечения своего международного положения в тех дружелюбных устных, но совершенно формаль-

* См. док. N° 123, 124,


пых* и необязательных заверениях, которые ои получает от Германского Правительства, что вынудит Советский Союз искать иные пути» как бы такие намерения и желания нн были чужды ему в настоящее время. Логика вещей может, таким образом, повести не только Германию, ио и СССР по путям, которые в настоящее время представляются Правительствам обеих стран абсолютно нежелательными.

Таким образом, представляется несомненным, что предложенное вступление Германии в Лигу наций затруднит, если не сделает даже невозможным, сохранение и дальнейшее укрепление заложенных в Рапалло основ дружелюбных политических и экономических отношений между СССР и Германией.

Печат по арх. Опубл. в кн, Theodor Schieder üDie Probleme des Rapallo-\'<>rtrags»f Westdeutscher Verlag, Köln und Opladen, 1956, S, 82—87,

171* Нота Полномочного Представителя СССР в Китае Министру Иностранных Дел Китая Шэнь Жуй-линю

3 июня 1925 г. Нэ 35002/56

Милостивый государь господии Министр,

С глубокой скорбью узнав о расстреле нескольких десятков китайских рабочих и студентов в Шанхае97, я спешу выразить китайскому народу чувства своего глубокого сочувствии и печали, которые, несомненно, разделяются народами СССР.

Я имею честь просить Ваше Превосходительство принять выражения моего соболезнования и передать его семьям расстрелянных.

Примите и nip.

Л. Кйрахан

Псчат. по арх. Опубл в изложении а газ. *:Times$, June 5 1925.

На эту ноту Шэнь Жуй-линъ ответил нотой от 17 июня 1925 т, следующего содержания;

«Имею честь подтвердить получение ноты о том, что т, Посол с глубокой скорбью узнал о расстреле нескольких десятков студентов и рабочих п Шанхае,

Г-н Посол выразил китайскому народу чувства глубокой печали, которые, естественно, разделяются народами СССР,

Г-н Посол просил принять таковые и передать их семьям пострадавших,

Я прошу г. Посла принять мою глубокую благодарность за выраженные чувства».

* Так в архивном экземпляре на немепком языке (aber durchaus formalen,., Versicherungen), В архивном экземпляре на русском языке — неформальных.

12* 355


172. Нота Дуайена Дипломатического корпуса в Пекине, Полномочного Представителя СССР в Китае Л. М. Ка-рахана Посланникам иностранных держав в Китае*

3 июня 1925 г. № 35012/1

Дуайен свидетельствует свое почтение Их Превосходительствам Посланникам и Поверенным в Делах и имеет честь информировать нх, что нм получена телеграмма от Шанхайского объединенного союза учителей с просьбой передать ее Дипломатическому корпусу. Копия этой телеграммы прилагается для удобства глав Дипломатических Миссий.

Одновременно Шанхайскому объединенному союзу учителей посылается телеграфный ответ, в котором говорится, что его просьба о передаче послания Дипломатическому корпусу выполнена **,

Лечат, по арх.

В упоминаемой телеграмме Шанхайского объединенного союза учителей от 2 июня 1925 г, говорилось;

яДля передачи дипломатическому корпусу.

Шанхайские студенты собирали пожертвования и произносили речи в связи с убийством китайских рабочих текстильных фабрик. Было арестовано шесть студентов, которых держали много дней в тюрьме, где они подвергались жестокому обращению. Поэтому студенты всех школ 30 мая и 1 июня, выражая сочувствие арестованным, стали произносить речи и за это были беспричинно расстреляны на Нанкии-роуд английской полицией; были убиты студенты, прохожие — всего несколько десятков человек. Много раненых и арестованных.

Эта жестокая бесчеловечность является нарушением всяких законов, это проявление презрения к китайцам.

Просим дипломатический корпус вступиться за справедливость и послать энергичную телеграмму, чтобы прекратить преступления полиции сеттльмента. Крайне необходимо, чтобы Китаю вернули полицейские права на концессиях, чтобы спасти жизнь китайцам».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: