Человек может эффективно работать на машине и выполнять определённую работу, если машина приспособлена к его возможностям. Существует целая (разновидность систем "человек - машина", в которых человеку предъявляются определенные требования, диктуемые спецификой работы этой системы.
Физические и психофизиологические требования к водителям могут быть определены, исходя из анализа модели деятельности водителя (рис.3).
При управлении автомобилем водитель должен постоянно воспринимать большой объем информации о характере и режиме движения всех его участников, о достоянии и параметрах дороги и наличии средств регулирования, о состоянии автомобиля, его узлов и агрегатов.
Эта информация, передаваясь через среду, воспринимается и перерабатывается водителем с помощью физиологических качеств и с учетом знаний ПДД, механики перемещения автомобиля, других закономерностей, в каждом конкретном случае принимается то или иное решение по управлению автомобилем. На процесс восприятия информации, ее переработки и принятия решения оказывают непосредственное влияние так называемые "помехи" (усталость, болезненное стояние, опьянение), а также психические (тип и состояние нервной системы) и личностные (характеризующие человека как личность) качества водителя.
Водитель является главным звеном системы В-А-Д-С, ее оператором. Процессы, выполняемые им при движении автомобиля, типичны для деятельности операторов других сложных систем (дежурный пульта управления энергосистемы, пилот, и т. п.). В основном это операции по приему и переработке поступающей информации, принятие решений, управляющие действия, контроль выполненных действий. Однако деятельность водителя во многом отличается от действий оператора. Для многих операторов основными источниками информации об управляемом объекте являются показания приборов. Водитель в основном получает субъективную информацию путем непосредственного наблюдения за дорожной обстановкой. Информация от приборов для него имеет второстепенное значение. |Характер и объем информации, получаемые водителями, могут быстро меняться.
Сложность деятельности водителя состоит в неопределенности поступающей к нему информации. Он почти никогда не может точно предвидеть поведение других участников движения и развитие дорожной обстановки. На основе этой неопределенной информации водитель должен самостоятельно принимать ответственные решения, как правило, в условиях дефицита времени. Он должен обладать высоким чувством ответственности за жизнь пассажиров и пешеходов, сохранность транспортного средства и грузов.
Итак, водитель, воспринимая большой поток информации (например, в условиях интенсивного городского движения), должен её переработать, произвести (анализ, принять соответствующее решение и на основе принятого решения произвести действие. Весь процесс от восприятия до совершения ответного действия требует определенных затрат времени, у каждого человека это время различно, зависит от его психофизиологических и личностных качеств и составляет от 0,2 до 2 с. Даже у одного и того же человека это время в одних и тех же ситуациях различно и зависит от его настроения, самочувствия, степени усталости; кроме того, все физиологические качества человека значительно изменяются с возрастом. При этом в профессии водителя даже десятые доли секунды могут иметь решающее значение. Так, при скорости 70 км/ч автомобиль за 1 с проходит около 20 м, следовательно за 0,1 с он пройдёт 2 метра. При быстром изменении дорожно-транспортной ситуации водителю зачастую не хватает времени на переработку и анализ информации и он может совершать ошибочные действия в результате следующих причин:
Рис. 3. Модель деятельности водителя |
- недостатка времени на весь процесс восприятия информации (например, объект обнаружен, однако ДТП предотвратить не удалось, так как не реализованы остальные этапы: переработка информации, анализ и т.д.);
- ошибки в интерпретации исходной информации (псевдоинформация). Например, сигнал указателя поворота автомобиля принят за сигнал торможения;
- ошибки в проведении ситуационного анализа при правильной интерпретации (например, водитель при приближении к перекрёстку решил, что горящий желтый сигнал светофора сменится на зелёный, однако включился красный);
- неверно принятого решения (например, вместо манёвра, единственно необходимого в данной ситуации, водитель принимает решение экстренно тормозить);
- ошибочного действия (например, принято правильное решение провести экстренное торможение, однако водитель ошибочно нажимает на педаль управления подачей топлива, увеличивая тем самым Скорость движения автомобиля).
Необходимо отметить, что ошибочные действия водителя могут стать следствием психического состояния водителя в данный момент.
. Профессия водителя носит ярко выраженный эмоциональный характер и такое качество, как эмоциональная устойчивость, часто предопределяет правильность принимаемых им решений. Между эмоциональным состоянием, нервными психическими процессами, и качеством работы водителя существует определенная связь. При возникновении опасных и особенно аварийных ситуаций под влиянием эмоционального напряжения могут значительно ухудшиться функциональные возможности водителя. Вот почему водителю при управлении автомобилем важно сохранять длительное время оптимальное психическое состояние, при котором наиболее быстро и качественно протекает весь процесс восприятия информации и совершения ответных действий в постоянно меняющейся дорожно-транспортной обстановке. Отклонения в ту или иную сторону от оптимального психического состояния (возбуждение или депрессия) затрудняют процесс восприятия и переработки информации и тем самым увеличивают вероятность ошибочных действий водителя.
Психические свойства людей неодинаковы. На психические свойства человека в большой степени влияют факторы окружающей среды, которые, оказывая воздействия на нервную систему, изменяют глубину и скорость протекания психических процессов.
Если действия водителя, совершившего ДТП, могут быть квалифицированы как неосторожные или легкомысленные, то причину этих действий, прежде всего, следует искать в самой личности водителя с её переживаниями, жизненными потребностями, конфликтами, радостями и огорчениями. Это закономерно. Заботы, неприятности, обиды не оставляют водителя, когда он садится за руль. Как показывают исследования, водители, систематически нарушающие ПДД и попадающие в ДТП, в большинстве своем люди эгоистичные, легкомысленные, часто нарушающие нормы общественной жизни. Напротив, водители, работающие без аварий, - высокодисциплинированные, уравновешенные, находчивые люди, любящие свою профессию, имеющие более широкий кругозор.
Профессиональная деятельность водителей в определённой степени формирует характер человека. Необходимость принятия решений в сложных дорожных условиях при дефиците времени развивает у водителей волевые качества, инициативу, ответственность, настойчивость и т.д.
Далеко не каждый человек может успешно овладеть профессией водителя. Необходима система профессионального отбора водителей. Такая система в стране действует и закреплена приказом Минздравмедпрома РФ от 14.03.96 г. № 90. Однако принятая в стране система периодических медицинских освидетельствований водителей не достаточно эффективна, так как в процессе их проведения практически не оцениваются психические и личностные качества, а также такие, важнейшие для профессии водителя физиологические качества человека (см. рис. 3), как скорость реакции, мышление, характеристики внимания, восприятия и др.
По мере того как человек выполняет ту или иную работу, в его организме происходят процессы, которые в определённый момент приводят к снижению работоспособности. Такое состояние, сказывающееся на уровне работоспособности, называется утомлением.
Утомление - это совокупность психофизиологических изменений состояния человека, развивающихся в результате трудовой деятельности и ведущих к временному снижению её эффективности.
Субъективно утомление ощущается как чувство усталости, физиологическая сущность которого заключается в сигнализации организма о необходимости прекратить или снизить интенсивность работы.
Утомление - сложное и многообразное явление. Часто оно не прямо оказывает влияние на результат трудовой деятельности. Например, трудовые операции, которые раньше выполнялись легко, без всякого напряжения, автоматически, через несколько часов работы требуют дополнительного усилия, известного напряжения, особого внимания. Результативность труда в этом случае может и не снизиться, но само это усилие, напряжение уже является симптомом утомления.
Другим характерным признаком утомления может служить появление мелких, казалось бы незначительных, ошибочных действий. В некоторых профессиях эти ошибки не играют особой роли и могут не нарушать хода производственного процесса. Однако имеется такие виды трудовой деятельности, в которых "маленьких" ошибок, в которых каждое неправильное действие приводит к весьма серьёзным последствиям. Это положение полностью относится к водительской профессии.
В результате утомления водитель теряет готовность к экстренному действию, т.е. происходит снижение его бдительности. Это, в свою очередь, значительно повышает вероятность дорожно-транспортного происшествия.
Работа в ночное время нарушает выработанный в ходе длительного биологического развития определённый ритм активности и отдыха человека, приуроченный к смене дня и ночи. Всякое нарушение этого ритма является существенной нагрузкой на организм. Кроме того, в профессии водителя дополнительно оказывают влияние на утомление факторы снижения уровня освещённости дороги ночью, что приводит к напряжению зрения. Количество видимых объектов резко уменьшается из-за темноты, и это усиливает монотонность движения.
Известно, что монотонность сама по себе является фактором утомления, приводящим к сонливости. Для работы водителя характерно однообразие рабочих движений с умеренной физической нагрузкой при вынужденной малоподвижной позе. При длительном движении, помимо зрительных и слуховых монотонных воздействий, на водителя оказывает влияние постоянная монотонная вибрация, которая создаёт ситуацию укачивания. Не способствует повышению бодрости и высокий тепловой режим кабины водителя.
К этому комплексу факторов, влияющих на уровень работоспособности, нередко добавляется плохая организация труда водителя, когда неверно составленный график работы не даёт возможности полностью отдохнуть перед поездкой, в процессе или после неё.
Основным средством предупреждения утомления остаётся правильная организация режима труда и отдыха водителя.
Всё сказанное говорит о степени влияния психофизиологических качеств водителя на его действия и необходимости поддержания их в оптимальном состоянии. Эти вопросы должны постоянно находиться в поле зрения руководящего состава предприятия.