Выступление Председателя советской делегации M. M. Литвинова иа девятом заседании V сессии Подготовительной комиссии конференции по разоружению

23 марта 1928 г.

Я нахожусь в очень затруднительном положении. Председатель заявил нам, что предложения*, сделанные только что советской делегацией н еще Не известные другим делегациям, не будут подвергнуты обсуждению в течение настоящей сессии. Он ие привел аргументов в пользу этого, он не объяснил, почему они не будут обсуждаться. Поэтому я не в состоянии защищать свою точку зрения. Нам не привели ии доводов, ни оснований; поэтому мне совершенно невозможно привести какие-либо доводы или сказать вам что-лнбо против. Почему они ие будут обсуждены на этой сессии? Для чего же мы сюда собрались? Только для того, чтобы решить, что ничего не может быть решено; чтобы разойтись по домам, ровно ничего не сделав? Или же мы сюда пришли для обсуждения вопроса о разоружении? Я внес предложение о разоружении, а не о чем ином. Почему Подготовительная комиссия конференции по разоружению не займется им сейчас? Я хотел бы получить ответ на этот вопрос. Я не сомневаюсь, что то, что предложил почтенный председатель, не является произвольным предложением, что имеются некоторые основания для того, что он сделал, но я покорно прошу его соблаговолить посвятнть в них комиссию и изложить ей свои основания. Почему мы должны вернуться домой, ничего не Достигнув?

Существует единственный принцип, на котором возможны совместный труд, совместная работа советской делегации с другими делегациями, и, если он будет отвергнут, общая работа сделается абсолютно невозможной.

Этот принцип есть принцип равноправия всех делегаций. Поставить какую-либо делегацию в худшее положение — означает остановить работу этой делегацин. Равноправие для всех делегаций означает, что каждая делегация имеет право на внесение в комиссию предложений и на то, что эти предложения будут подвергнуты обсуждению.

Что это за планы или проекты, по поводу второго чтения которых говорилось так много? Мне помнится, это проекты, внесенные отдельными делегациями, кажется, британской и французской. Насколько я знаю, когда онн были предложены, к иим была применена та процедура, что они немедленно подверглись первому чтенню. Председатель не предлагал отложить в сторону эти предложения и положить нх, чтобы вылежаться, в архивы Лиги наций. Оии былн рассмотрены немед-

* См. док. № 95, 98.


ленно. Почему та же процедура не может быть применена в данном случае к предложениям советской делегации?

Граф Клозель * жаловался на создавшуюся путаинцу. Я предоставляю ему судить, каким образом возникла эта путаница. Он заявнл нам, что советская делегация стремнтся заставить комнссню идти назад. Насколько я понимаю, перед комиссией имеются два предложения; одно — это советское предложение—продолжать нашу работу и сделать шаг вперед; другое предложение, к которому граф Клозель относится благосклонно,— это вернуться домой. Если продолжение подготовительных работ по разоружению означает идти назад, а возвращение домой, ннчего не сделав, означает идти вперед, я признаюсь, что я едва ли буду когда-либо в состоянии понимать язык, которым пользуются в Лиге наций!

Я воздержусь от дальнейших замечаний до тех пор, пока председатель не объяснит нам, на каком основании наши предложения не могут быть рассмотрены на настоящей сессии. Пока же есть еще одно замечание, которое я хочу сделать.

Ведь члены настоящей комиссии не являются только чиновниками, простыми слугами своих правительств, но ответственными представителями своих стран и правительств, посвятившими себя делу разоружения. Я позволю себе выразить надежду, что те, которые приняли на себя эту задачу, делают это потому, что дело разоружения нм по душе. Далее, я хотел бы верить, что они будут рассматривать вопрос о разоружении с большим воодушевлением, чем их собственные правительства. Подготовительная комиссия должна подтолкнуть представленные здесь правительства по путн к разоружению. Они вовсе не должны ждать толчка от свонх правительств; они должны толкать вперед свои правительства. Возвращаясь домой без установления срока созыва следующей сессии, они не делают ннчего для побуждения своих правительств сделать шаги хотя бы для устранения существующих между ними разногласий. Правительства не будут торопиться до тех пор, пока вы нм не скажете, что они должны это сделать к определенному сроку. Еслн вы заявляете, что вы соберетесь снова через месяц, вы можете побудить правительства ускорить урегулирование разногласий между ними; не фиксируя никакой даты, вы ничего в этом отношении не делаете.

Еслн в противоположность нашей точке зрення и предложениям Подготовительная комиссия решила не приступать к обсуждению наших новых предложении, я, несомненно, склонюсь к поддержке предложения, сделанного почтенным представителем Германии о том, чтобы заявить, что Подготовительная комиссия признает себя неспособной что-лнбо

* Представитель Франции в Подготовительной комиссии.


подготовить и тем самым передает ее работу Международной конференции, чтобы выяснить, что может быть сделано—или может ли быть вообще что-либо сделано — для дела разоружения.

Печат. по сб. «League of Nations. Documents of the Preparatory Commission for the Disarmament Conference, Series VI», Geneva, 1928, pp. 295—296,

Опубл. в кн. «В борьбе за мир. Советская делегация на V сессии комиссии по разоружению», изд. НКИЦ СССР, М., 1928, стр. 37—38.

98. Проект Конвенции о сокращении вооружений, внесенный советской делегацией в Подготовительную комиссию конференции по разоружению *

23 марта 1928 г.

КОНВЕНЦИЯ

Считая, что колоссальный рост вооружений и милитаризма вообще ложится тяжелым бременем на народы всего мира и понижает уровень нх культуры и материального благосостояния;

что бешеная борьба между различными государствами за преобладание в области вооружений и стремление к увеличению смертоносности и разрушительности орудий войны являются одним из факторов, увеличивающих возможность и вероятность вооруженных столкновений;

желая в максимальной мере оградить мирное трудовое население от непосредственной опасности его жизни и достоянию в случае возникновения вооруженного столкновения,

Договаривающиеся государства в целях совершения первого серьезного и реального шага на пути к всеобщему полному разоружению постановили заключить настоящую Конвенцию, назначив для этого своих уполномоченных...,

каковые по взаимном сообщении друг другу своих полномочий, признанных в должной и надлежащей форме, договорились о нижеследующем:

Общие положения

Исходя нз соображений, что сравнительно ограниченное число наиболее могущественных и претендующих на мировое владычество государств, затрачивающих в целях сухопутных, морских и воздушных вооружений значительную часть своих государственных бюджетов и имеющих возможность в любой момент чрезмерно усилить военные средства своей агресснв-

* См. док. № 95.


нон политики путем использования широко развитой промышленности, обладает* подавляющим большинством вооружений на суше, на море и в воздухе,

Договаривающиеся государства признают, что единственно справедливым является прогрессивное сокращение всех видов вооружений в соответствии с составом и численностью, ибо этот метод в наименьшей степени нарушает интересы наиболее слабых государств, находящихся в экономической зависимости от более сильных, вследствие чего следует положить указанный принцип в основу сокращения вооружений.

Глава I

СУХОПУТНЫЕ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ

Раздел /. Личный состав

Статья 1

В соответствии со вступительной частью настоящей Конвенции Договаривающиеся государства соглашаются при проведении сокращения сухопутных вооруженных сил разделить все государства на следующие основные группы:

а) группа «А» — государства, содержащие сухопутные вооруженные силы численностью свыше 200 000 человек действительной службы под знаменами или имеющие в кадрах сухопутных вооруженных сил свыше 10 000 офицеров постоянной службы или свыше 60 пехотных полков (180 батальонов);

б) группа «Б» — государства, содержащие сухопутные вооруженные силы численностью свыше 40 000 человек действительной службы под знаменами или имеющие в кадрах сухопутных вооруженных сил свыше 2000 офицеров постоянной службы или свыше 20 пехотных полков (60 батальонов);

в) группа «С» — все прочие государства, содержащие сухопутные вооруженные силы численностью и состава ниже указанных в применении к группе «Б»;

г) группа «Д»—государства, разоруженные в результате мировой войны.

Примечания: I, Во всех указанных выше расчетах принимается во внимание общая численность сухопутных вооруженных сил данного государства в метрополии, в оккупированных областях и в колониях, включая военную полицию, военную жандармерию и караульные войска, предназначенные для охраны военного имущества.

Численность организованных по военному образцу полицейских сил, жандармерии, таможенной стражи, конвойной стражи, лесной охраны и прочих вооруженных образований, предназначенных для нужд таможенной фискальной охраны, охраны внутреннего порядка и государственного или общественного имущества, устанавливается на основе особой конвенции.

2, Под лицами, находящимися «на действительной военной службе под знаменами», следует понимать всех лиц постоянной службы в кадрах вооруженных сил и всех лиц, состоящих на службе в кадровых армиях по набору.

3. Под «офицерами» (командирами) следует понимать всех лиц, получивших специальную военную подготовку и носящих в соответствии с военными законоположениями Договаривающихся государств звание офицера (командира).


Статья 2

Признавая, что из способов сокращения сухопутных вооруженных сил наиболее простым, а также наиболее справедливым для всех заинтересованных государств, и в то же время наименее нарушающим систему организации, комплектования, прохождения службы сухопутных вооруженных сил является способ применения одинакового коэффициента сокращения для всех государств одной и той же группы (ст. 1 настоящей Конвенции), Договаривающиеся государства соглашаются установить нижеследующие размеры этого коэффициента; а) государства группы «А» сокращают свои сухопутные вооруженные силы наполовину; б) государства группы «Б» — на одну треть; в) государства группы «С» — на одну четверть.

Примечание. Определение размеров сухопутных вооруженных сил государства группы «Д» производится на особых основаниях, имеющих быть установленными конференцией по разоружению.

Статья 3

Сухопутные вооруженные силы Договаривающихся государств подлежат сокращению в соответствии с коэффициентами, указанными в ст. 2 настоящей Конвенции по нижеследующим элементам:

а) по общей численности личного состава действительной службы под знаменами, лиц переменного состава милиционных, территориальных формирований, организованных резервов и прочих военных образований, проходящих войсковым и вневойсковым способом военное обучение, считая во всех случаях отдельно офицеров, унтер-офицеров и рядовых;

б) по числу организационных единиц и соединений основных родов полевых войск в регулярных, территориальных, милиционных армиях, организованных резервах и прочих военных образованиях, могущих быть использованными немедленно без объявления мобилизации или существующих и выявленных в мирное время как кадры вооруженных сил военного времени.

Статья 4

Предельные нормы численности личного состава и числа организационных единиц и соединений сухопутных вооруженных сил, не подлежащих превышению Договаривающимися государствами, устанавливаются дополнительной конвенцией на нижеследующих основаниях:

а) указанные в ст. 2 настоящей Конвенции коэффициенты сокращения применяются к каждому государству, соответственно принадлежности его к определенной группе (ст. 1 настоящей Конвенции), в отдельности: 1) к каждому виду сухопутных вооруженных сил (регулярные армии, милиционная армия, организованные резервы н прочее); 2) к общей численности сухопутных вооруженных сил, находящихся в метрополии, в оккупированных областях и в колониях; 3) к общей численности и к числу офицеров и унтер-офицеров постоянной службы и офицеров переменного состава; 4) к числу единиц и соединений каждого рода войск;

б) в соответствии с вышеуказанным к дополнительной конвенции должны быть приложены следующие таблицы, фиксирующие каждая в отдельности после сокращения по всем видам вооруженных сил:

число организационных единиц и соединений пехоты, полевой артиллерии и кавалерии, общую численность личного состава с подразделением на офицеров, унтер-офицеров и на всех (общим числом) военнослужащих, состоящих по добровольному найму, административной, политико-просветительной и хозяйственной службы, службы культа и прочее.

Таблица I. Предельная численность вооруженных сил в метрополии.

Таблица II. Предельная численность вооруженных заморских сил, расположенных в метрополии.

Таблица III. Предельная численность вооруженных сил доминионов и других заморских владений.


Таблица IV. Предельная численность вооруженных сил метрополии, расположенных в каждой колонии, в каждом из доминионов и других заморских владений.

Таблица V. Предельная численность общего количества вооруженных сил данного государства;

в) при применении указанных выше коэффициентов сокращения для определения численности личного состава отправными данными для расчетов должны служить данные о штатной численности и составе вооруженных сил по состоянию на 1 января 1928 г.

Статья 5

В целях ограничения накопления обученных резервов Договаривающиеся государства соглашаются:

а) уменьшить в соответствии с указанными выше коэффициентами сокращения в каждом возрасте общее число военнообученных и офицеров, получивших подготовку как в войсковом, так и во вневойсковом порядке;

б) запретить в законодательном порядке существование каких-либо общественных образований, организованных по-военному, при помощи выделенных из армии специалистов-инструкторов, и учебные сборы указанных образований, а также военное обучение населения. Проводимое в порядке общественной самодеятельности.

Раздел II. Материалы

Статья 6

Для вооружения сухопутных сил сохраняются существующие по табелям на 1 января 1928 г. типы материальной части, за исключением танков н сверхдальней артиллерии большой мощности, как служащих главным образом для наступательных целей.

Статья 7

Все средства войны, особо угрожающие мирному населению, не принимающему непосредственного участия в вооруженной борьбе (орудия воздушной и химической войны), подлежат уничтожению согласно особой конвенции.

Статья 8

Количество предметов вооружения сухопутных сил строго ограничивается в соответствии:

а) с потребностью армии мирного времени;

б) с численностью военнообученных запаса по определенным возрастам, причем количество последних, являясь одинаковым для всех государств данной группы (ст. 1 настоящей Конвенции), устанавливается для государства группы «А» не свьцие 10 возрастов, с последующим прогрессивным повышением в полтора и два раза соответственно для групп «Б» и «С».

Статья 9

Нормы запасов предметов вооружения на каждую тысячу человек военнообученных резервов устанавливаются для каждого данного государства в строгом соответствии с существующими нормами соотношения различных видов и типов вооружения основных родов войск.

Статья 10

Предельные конкретные нормы предметов вооружения в войсках, на складах и вообще на территории государства, не подлежащие превыше-


нию, устанавливаются на основаниях, изложенных в ст. 8 и 9 настоящей Конвенции, дополнительной конвенцией и приложенными к ней таблицами по перечню, приведенному в п. «б» ст. 4 настоящей Конвенции.

Каждая таблица должна содержать общие суммарные цифры по следующим рубрикам:

1. Ружья, карабины-и пистолеты: а) автоматические; б) неавтоматические *.

2. Пулеметы: а) тяжелые; б) легкие.

3. Орудия: а) полевые легкие (пушки 76 мм и гаубицы 122 мм); б) полевые тяжелые (пушки 105 мм и гаубицы 150 мм); в) тяжелые пушки и гаубицы калибром от 150 до 204 мм; г) мортиры и траншейные мортиры всех образцов; д) орудия сопровождения пехоты: аа) пушки и гаубицы, бб) минометы, гранатометы и бомбометы.

4. Броневые машины.

5. Запасные части, станки и лафеты и тела орудий.

6. Патроны (винтовочные и револьверные).

7. Гранаты (ручные и ружейные).

8. Снаряды по вышеперечисленным калибрам и типам орудий.

9. Все виды холодного оружия.

Статья 11

Предметы вооружения, находящиеся на территории Договаривающихся государств сверх предусмотренных в ст. 10 настоящей Конвенции норм, подлежат уничтожению.

Глава II МОРСКИЕ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ

Статья 12

В соответствии с принципами, изложенными во вступительной части настоящей Конвенции, Договаривающиеся государства соглашаются провести сокращение морских вооруженных сил на нижеследующих основаниях:

а) государства, имеющие на 1 января 1928 г. флоты с общим водоизмещением более 200 000 г, сокращают свои морские вооруженные силы наполовину как по цифре всего (суммарного) водоизмещения, так и по цифре общего водоизмещения в каждой из следующих категорий военных кораблей: линейные суда, боевые корабли водоизмещением ЮООО т, легкие силы, подводные лодки;

б) государства, имеющие на 1 января 1928 г. флоты с общим водоизмещением менее 200 000 г. сокращают свои морские вооруженные силы на одну четверть по цифре общего (суммарного) водоизмещения всего флота;

в) немедленно по вступлении в силу настоящей Конвенции выводятся из строя авианосцы, каковые в течение десяти месяцев подлежат разоружению и приведению в состояние, исключающее возможность использования их в военных целях.

Примечание. Определение размеров морских вооруженных сил в государствах, разоруженных в результате мировой войны, производится на особых основаниях, имеющих быть установленными конференцией по разоружению.

* В тексте, опубликованном в сборнике Лиги наций на английском языке, стр. 349 (см. легенду), к рубрике 1 дается следующее примечание: «Автоматические ружья, карабины и пистолеты классифицируются как легкие пулеметы,^.


Статья 13

Конкретные предельные нормы водоизмещения, не подлежащие превышению Договаривающимися государствами, устанавливаются в соответствии с вышеуказанными основаниями особой конвенцией, заключаемой в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящей Конвенции.

Статья 14

Поименное распределение корабельного состава флота на единицы, подлежащие выводу из строя, и единицы, подлежащие сохранению в составе флота (а пределах норм водоизмещения, установленных в соответствии со ст. 32 настоящей Конвенции), предоставляется каждой Договаривающейся стороне, причем военные корабли, предназначенные каждой стороной к выводу из состаьа флота, в течение года со дня вступления в силу настоящей Конвенции разоружаются и приводятся в состояние, исключающее возможность их использования для военных целей.

Примечание. Под разоружением военных кораблей понимается снятие с них брони, артиллерийского и торпедного вооружения, уничтожение специального оборудования, броневых башен, боевых рубок, приборов управления огнем, средств боевой связи и приспособлений для пуска самолетов.

Статья 15

Порядок вывода судов из состава флота и приведения их в состояние, исключающее возможность использования для военных целей, определяется дополнительным техническим соглашением, прилагаемым к Конвенции, подлежащим заключению на основании ст. 13 настоящей Конвенции.

Статья 16

Договаривающиеся государства соглашаются в том, чтобь] со дня вступления в силу настоящей Конвенции все постройки военных кораблей (как имеющих быть заложенными в будущем, так и уже заложенных) производились бы исключительно для замены кораблей соответствующих классов или категорий из числа оставленных в составе флотов после осуществления сокращения, обусловленного ст. 12 и 13, и удовлетворяли бы следующим условиям:

а) ни один корабль не может быть заменен ранее достижения им следующего обязательного срока службы, за исключением случая гибели корабля:

Линейные суда.......

Корабли прибрежной обороны Крейсеры свыше 7 000 m.. Крейсеры менее 7 000»...

Лидеры...........

Эскадренные миноносцы.. Подводные лодки......

б) наивысшим пределом водоизмещения военных кораблей устанавливается 10 0С0 т (метрические); состоящие в настоящее время в числе морских сил корабли свыше 10 000 т исключаются из их состава по достижении обязательного, устанавливаемого п. «а» настоящей статьи срока службы;

в) наивысшим калибром артиллерии, устанавливаемой на военных кораблях, определяется калибр 12 дюймов (304,8 мм);

г) устройство на военных кораблях приспособлений, предназначаемых Для размещения летательных аппаратов, не допускается;

25 лет

\ 20»

15 »


д) предельными нормами элементов кораблей по классам и категориям устанавливаются:

Классы и категории Водоизме- Калибр ар- Обязательный
кораблей щение тиллерии срок службы
Линейные суда....... \ 12 дюйм. 25 лет
Корабли прибрежной обороны > 10 000 (304,8 мм)  
Крейсеры свыше 7 000 m.... 8 дюйм. (203,2 мм) 25»
Крейсеры менее 7 000 т.... 6 дюйм. (152,4 мм) 20»
Лидеры, эскадренные миноносцы,      
    4 дюйм. (101,6 мм) 20 >
   
    4 дюйм.  
    (101,6 мм) 15»

Примечание. Типовое водоизмещение корабля есть водоизмещение законченного судна с полным своим экипажем, машинами и котлами, готового к выходу в море со всеми вооружениями и снаряжениями, установками, экипировками, жизненными припасами, пресной водой для экипажа, различным снабжением, оборудованием и запасами разного рода, которые судно должно иметь во время войны, включая горючие материалы и запасную воду для машин и котлов. Эта оценка должна быть сделана в метрических тоннах.

Статья 17

Договаривающиеся государства соглашаются принять на себя нижеследующие обязательства: а) не использовать для военных целей военных кораблей, подлежащих выводу из состава флота, в связи с заменой их вновь построенными кораблями (кроме случаев, могущих быть особо оговоренными дополнительным техническим соглашением); б) не передавать и не продавать своих военных кораблей никакому иностранному государству, если оно может использовать их в качестве военных кораблей, сверх установленной настоящей Конвенцией для каждого государства нормы; в) не строить и не допускать на своей территории постройки военных кораблей, превышающих какие-либо из норм, устанавливаемых ст. 16 настоящей Конвенции; г) не прибегать к постройке на иностранных верфях новых кораблей сверх установленной для данного Договаривающегося государства нормы; д) не устанавливать на торговых судах никаких вооружений и приспособлений с целью использования этих судов для военных целей.

Статья 18

Договаривающиеся государства соглашаются ограничить количество снарядов и торпед нижеследующими нормами: а) для орудий калибра от 8—12 дюймов—200 снарядов на орудие; б) для орудий калибра от 4— 7,9 дюйма (101,6—200,7 мм) —500 снарядов на орудие; в) для орудий калибра меньше 4 дюймов (101,6 мм) — 1000 снарядов на орудие; г) для каждого торпедного аппарата —по две мины.

Статья 19

Все запасы снарядов и торпед сверх указанных в ст. 18 норм подлежат уничтожению.


Глава III ВОЗДУШНЫЕ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ

Статья 20

В течение года со дня вступления в силу настоящей Конвенции все военные воздухоплавательные управляемые аппараты легче* воздуха разоружаются и приводятся в состояние, исключающее возможность их использования для военных целей.

Примечание. Под разоружением судов воздушного флота понимается снятие с них орудий, пулеметов и специальных приспособлений, предназначенных для сбрасывания бомб и прочих истребительных средств.

Статья 21

В соответствии со вступительной частью настоящей Конвенции Договаривающиеся государства соглашаются при проведении сокращения воздушных вооруженных сил различать все государства по следующим основным группам: а) группа «Е» — государства, имеющие в составе воздушных сил свыше 200 действующих самолетов; б) группа «Ф» — государства, имеющие в составе воздушных вооруженных сил от 100 до 200 действующих самолетов; в) группа «Ж»— государства, имеющие воздушные вооруженные силы меньше 100 действующих самолетов.

Государства группы «Е» сокращают свои воздушные вооруженные силы наполовину, государства группы «Ф»— на одну треть и государства группы «Ж» — на одну четверть с одновременным ограничением мощности мотора каждого самолета 400 HP ** при работе у земли.

Статья 22 Сверх устанавливаемой ст. 21 нормы действующих самолетов допускается сохранение в составе воздушных вооруженных сил запасных самолетов и моторов к ним в размере не свыше 25% от общего числа действующих самолетов после их сокращения.

Статья 23

Все остальные самолеты как из числа действующих, так и из числа запасных, а также моторы к ним, превышающие нормы, устанавливаемые ст. 21 н 22 настоящей Конвенции, подлежат уничтожению.

Статья 24

При применении ст. 21, 22 и 23 настоящей Конвенции в первую очередь уничтожаются самолеты с моторами свыше 400 HP.

Статья 25

Всякое вооружение гражданских воздушных судов, приспособление их под установку вооружений или для военного применения воспрещается.

Статья 26

В отношении типов самолетов и их вооружений применяются постановления ст. 6 настоящей Конвенции. Вооружение воздушных сил включается в нормы, установленные в ст. 10 настоящей Конвенции.

* В тексте, опубликованном в сборнике Лиги нации, после слова «легче» ошибочно добавлены слова «или тяжелее», что впоследствии было оговорено поправкой, приложенной к сборнику. ** — лошадиных сил.


Статья 27

Все запасы авиационных бомб и прочих истребительных средств, предназначенных Для сбрасывания с судов воздушного флота, уничтожаются в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящей Конвенции и впредь запрещается их производство и содержание на вооружении или в запасе военных воздушных сил.

Статья 28

Личный состав военно-воздушных сил подлежит сокращению соответственно уменьшению числа действующих самолетов.

Статья 29

Точные максимальные пределы общего количества действующих и запасных самолетов с установленным для них комплектом моторов, а также общей численностью личного состава военно-воздушных сил, с подразделением на офицеров, пилотов и прочий летный состав, не подлежащие превышению Договаривающимися государствами, устанавливаются в соответствии со ст. 21 и 28 настоящей Конвенции и дополнительной конвенцией; к этой последней будут приложены следующие таблицы:

Таблица 1, Предельная численность воздушных вооруженных сил, расположенных в метрополии.

Таблица 11. Предельная численность воздушных вооруженных сил, расположенных в каждой колонии, каждом доминионе и других заморских странах.

Таблица III. Предельная численность всех воздушных вооруженных сил.

Статья 30

В целях ограничения производства военных самолетов и торговли ими Договаривающиеся государства соглашаются в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящей Конвенции заключить дополнительную конвенцию о размерах производства и торговли военными самолетами, в соответствии с законными нуждами нового состава военно-воздушных сил, подлежащего фиксированию в указанных в ст, 29 таблицах.

Глава IV ХИМИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА БОРЬБЫ

Статья 31 Все средства и приспособления химического нападения (все боевые отравляющие вещества, а также все средства для их выпуска, как-то: газометы, распылители, баллоны, огнеметы и другие приборы) и бактериологической войны, находящиеся в войсках, в запасе и в производстве, подлежат уничтожению в течение трех Месяцев со дня вступления в силу настоящей Конвенции.

Статья 32

Промышленные предприятия, занятые или приспособленные к производству указанных в ст. 31 настоящей Конвенции средств химического нападения и бактериологической войны, подлежат разорудованию в течение года со дня вступления в силу настоящей Конвенции на основе дополнительного технического соглашения.

Статья 33

Договаривающиеся государства обязуются в течение Трех месяцев со дня вступления в силу настоящей Конвенции ратифицировать протокол о запрещении химической войны, подписанный в Женеве в 1925 г.


Глава V ВОЕННЫЕ БЮДЖЕТЫ

Статья 34

Общие цифры военных бюджетов в своем реальном выражении подлежат уменьшению пропорционально производимому по группам государств «А», «Б» и «С» сокращению сухопутных вооруженных сил, по группам «Е», «Ф» и «Ж» в отношении воздушных вооруженных сил и в соответствии с сокращением морских вооруженных сил, предусмотренным ст. 12 и 13 настоящей Конвенции, причем означенное уменьшение военных бюджетов распространяется в равной мере на статьи расходов, предусматривающие содержание личного состава (денежное довольствие, обмундирование, продовольствие, расквартирование) и предназначенные для заказа и содержания предметов вооружения и снаряжения.

Статья 35

Из общегосударственных бюджетов подлежат исключению секретные фонды, предназначенные в замаскированном виде на чрезвычайные расходы, связанные со специальной подготовкой к войне и усилением вооружений.

В соответствии с этим все расходы на содержание вооруженных сил каждого государства должны быть объединены в одну общую главу внутри общегосударственного бюджета и подлежат во всех отношениях гласности.

Статья 36

Сокращение военных бюджетов производится, начиная с 1929 г., параллельно производимому сокращению вооруженных сил и Средств материальной борьбы. Начиная с 1930 г- отдельно для каждого из Договаривающихся государств фиксируются конкретные предельные нормы военных бюджетов, не подлежащие в дальнейшем никакому превышению.

Глава VI О СРОКАХ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНВЕНЦИИ

Статья 37 Сокращение сухопутных, морских и воздушных вооружений в соответствии со статьями 2, 5, 11, 12*, 21, 22, 23 и 28 настоящей Конвенции производится Договаривающимися государствами в течение двухлетнего срока, посвящая первый год подготовительным работам и второй на практическое осуществление всех связанных с сокращением вооружений мероприятий.

Статья 38

Все прочие мероприятия по сокращению вооружений осуществляются в сроки, предусмотренные соответствующими статьями настоящей Конвенции (ст, ст, 20, 27, 31, 32 и 36).

Глава VII

КОНТРОЛЬ

Статья 39

В течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящей Конвенции организуется Международная постоянная контрольная комиссия, на каковую возлагается: а) наблюдение, контроль и общее согласование

* В тексте, опубликованном в сборнике Лиги наций на английском языке (стр. 354), ст. 12 ошибочно не указана.


порядка выполнения настоящей Конвенции и уведомление отдельных государств о нарушении условий настоящей Конвенции; б) установление соглашения о мерах воздействия на отдельные государства, нарушающие постановления настоящей Конвенции и заключенных в ее развитие дополнительных конвенций и технических соглашений; в) установление пунктов, порядка и технических условий уничтожения материальной части, а также установление всех необходимых дополнительных технических соглашений; г) разработка вопросов дальнейшего сокращения вооружений и подготовка соответствующих международных соглашений; д) информация Договаривающихся государств и общественного мнения о ходе работ по сокращению вооружений.

Статья 40

Международная постоянная контрольная комиссия составляется на паритетных началах из представителей законодательных органов и профессиональных или других рабочих организаций всех государств, участвующих в настоящей Конвенции.

В последующем в состав Международной постоянной контрольной комиссии включаются представители международных общественных организаций, ставящих своей целью борьбу за установление мирных отношений между государствами и оправдавших эти цели своей деятельностью, если таковые изъявят свое желание вступить в Международную постоянную контрольную комиссию.

Статья 41 При Международной постоянной контрольной комиссии образуется Международный постоянный комитет экспертов, составляемый на паритетных началах из военных, морских, воздушных и других специалистов всех государств, участвующих в настоящей Конвенции. Международный постоянный комитет экспертов действует по указаниям Международной постоянной контрольной комиссии.

Статья 42

Членами Международной постоянной контрольной комиссии не могут быть: а) военные профессионалы, а равно чиновники военных, военно-морских и военно-воздушных министерств; б) лица, являющиеся владельцами и крупными акционерами военно-Промышленных предприятий и заинтересованные в военной промышленности или торговле оружием, владельцы или крупные акционеры банковских и торговых предприятий, а равно ответственные служащие этих предприятий.

Статья 43

В целях осуществления действительного контроля Международная постоянная контрольная комиссия имеет право производить расследование на месте в случаях наличия обоснованных предположений о нарушении настоящей Конвенции и последующих дополнительных соглашений по сокращению и Ограничению вооружений, назначая для этой цели особые следственные комиссии.

Статья 44 На военных производствах, а также на производствах, могущих быть использованными для изготовления предметов вооружения, фабрично-заводскими комитетами или другими органами профессиональных союзов, действующими на данном предприятии в целях ограничения возможности нарушения соответствующих статей настоящей Конвенции, организуется постоянный рабочий контроль.


Подобный же контроль устанавливается в производствах отдельных отраслей химической,промышленности, перечень которых определяется Международной постоянной контрольной комиссией.

Статья 45

Договаривающиеся государства обязуются представлять Международной постоянной контрольной комиссии в сроки по ее усмотрение все сведения о состоянии своих вооруженных сил по перечню и образцам таблиц, устанавливаемым настоящей Конвенцией и последующими дополнительными соглашениями по сокращению и ограничению вооружений, а также сведения о числе всех самолетов и дирижаблей гражданского флота, зарегистрированных в качестве таковых на территории каждого из Договаривающихся государств.

Статья 46

Статут Международной постоянной контрольной комиссии, порядок рассмотрения жалоб на несоблюдение принятых условий по сокращению и ограничению вооружений, организация и порядок производства обследований на месте, а также формы рабочего контроля производства (ст. 44) устанавливаются дополнительной конвенцией не позднее трех месяцев со дня вступления в силу настоящей Конвенции.

Глава VIII

РАТИФИКАЦИЯ

И ВЫПОЛНЕНИЕ КОНВЕНЦИИ

Статья 47

Настоящая Конвенция вступает в силу с момента ее ратификации всеми государствами, входящими в группы «А» и «Б» по сокращению сухопутных вооружений в соответствии со ст. 1 настоящей Конвенции или в первую группу по сокращению морских вооружений в соответствии с п. «а» ст. 12 настоящей Коннениии, соответственно законодательной практике Договаривающихся государств.

Статья 48

Все последующие дополнительные конвенции, имеющие быть заключенными в развитие настоящей Конвенции, подлежат заключению и ратификации не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу.

Статья 49

Ратификационные акты составляются в пяти экземплярах и хранятся в столице одного из государств каждой из пяти частей света.

Обязанность сообщения всем Договаривающимся государствам о ратификации настоящей Конвенции в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 47, возлагается на...

Печат. по кн. «В борьбе за мир. Советская оелегация на V сессии комиссии по разоружению», изд. НКИД СССР. М.. 1928, стр. 45—59. Опубл. в сб. «League of Nations. Documents of the Preoaratory Commission tor the Disarmament Conference, Series VI», Geneva, 1928, pp. 347—355.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: