Письмо Представителя СССР в Чехословакии Заместителю Народного Комиссара Иностранных Дел СССР M. M. Литвинову

26 ноября 1928 г,

К переговорам с Бенешем. Разговор с Беиешем 16 ноября, 1) На вопрос Бенеша: «Нет ли ответа на предложение Малой Антанты», зачитываю ему два первые пункта из Данной мне вами инструкции***, объяснив, что для точности взял с собою письменный текст, Бенеш просит дать ему копию

* Заместитель торгового представителя СССР во Франции. ** В тексте ошибочно — франко-бельгийских. *** См. док. № 342.


прочтенного. Получив и просмотрев, резюмирует: «а) вы приветствуете нормализацию отношений с нами и Югославией и не видите между нами затруднительных вопросов; б) вы но возражаете против переговоров с Румынией; в) вы хотите вести эти переговоры непосредственно. Считаю ваш ответ шагом вперед». Далее повторяет о Бессарабии, что, мол, нам следует понять, что вопрос-де юридически решен и нам нужно лишь побольше выгадать прн признании нами формально сего акта. Он, Бенеш, понимает и наше желание разговаривать с румынами «прямо». Это и его (Бекеша) «устраивает», ему это «удобнее и по внешним и по внутриполитическим мотивам». И опять: «Это шаг вперед...* Нас ничто не разделяет... Мы бы могли легко найти общий язык»...

Выждав, когда Бенеш иссякнет, я подтвердил, что «между нами, с одной стороны, ЧСР и СХС **, с другой, действительно, нет затруднительных вопросов. Неожиданно осложняющим моментом является лишь известное заявление г. министра, что вопрос о нормализации своих отношений с нами эти государства подчиняют благоприятному для Румынии решению вопроса о Бессарабии (Бенеш усиленно моргает). Затем мы, действительно, готовы заслушать официальные предложения Румынии н по обсуждении их сговориться о вступлении в официальные переговоры, если для них будет почва».— «Но как представляете себе эти переговоры?» — спрашивает Бенеш. «Можно было бы, например, использовать какое-нибудь международное совещание. Мы этот случай имели бы в виду»...

Бенеш. Опять о «некотором шаге вперед». «Наша основная забота — избежать войны поблизости к нам. Устраняя спор с Румынией, вы пацифизируете Восток Европы. Сейчас ситуация улучшилась. Вы видели, как с аншлюсом после Женевы. И с венграми также. Положение Югославии упрочилось. Муссолини себя изолировал. Заключив пакт с Грецией, он освободил Грецию от действия своих угроз. Он вместе с тем потерял Болгарию, которая не может примириться со своим положением на Эгейском море. Под влиянием Парижа —Лондона Греция уступила Югославии в вопросе Салоник, и вскоре будет подписан пакт дружбы между ними. На Адриатическом море стало спокойнее. Основная угроза в отношениях Румынии — Россия... Теперешнее правительство Манну еще решительнее, чем Братиану. хочет мира с вами. Маниу — это и для нас много лучше». Но Бенеш оговаривается, что судить о прочности правительства Маниу можно будет лишь после выборов в Румынии.

* Здесь и далее многоточие ö тексте. ** Корслевство Сербов, Хорватов и Словенцев.


«Румынско-польское сближение. Замыслы, разоблаченные европейской печатью? Поездки французских генералов? Но тут больше всего блефа! Это глупости, рассказы германских журналистов, инспирированных неким Геровским. Глупость, что мы с Масариком за раздел России. Мы против. Мы против усиления Польши. Никогда мы не поддерживали украинских сепаратистов. Съезд Левицкого и других в Праге? Ничего об этом не знаю. А это опереточное правительство Достал-Доста-леико1 Я сказал Черному (министр внутренних дел): «Арестуйте этих господ». Генерал Лерон? Но это вовсе ие генерал, ои просто коммивояжер французских авиафирм и продает их товар в странах Средней Европы и на Балканах. Вы ссылаетесь на его интервью в румынской газете? Но разве можно верить румынским газетам?»

2) На вопросы о внутриполитическом положении ЧСР Бенеш указывает: правящая коалиция видит, что ее позиции крайне ослаблены; на предстоящих в декабре земских выборах победит оппозиция; но социалисты ие пойдут в правительство, а будут добиваться досрочного роспуска парламента и общих выборов; на этих выборах (они вероятны уже в конце будущего года) социалисты отнимут у коалиции те несколько мандатов (всего 6), которыми она сохраняет большинство, и тогда социалисты будут «господами положения». В связи с этой перспективой Бенеш считает свое положение «очень прочным». Ои неофициально представляет социалистов в нынешнем кабинете, и, считаясь с растущей силой последних в стране, коалиция вынуждена считаться с Бенешем. Бенеш уклоняется от ответа на вопрос об отношении «Града» к Годже *; лишь отмечает беспринципность этого политика и ряд его провалов в попытках вылезти на арену международной политики.

Я ии словом не касался наших отношений (торговых переговоров и т. д.) **. Бенеш дал понять, что раньше конца выборов не собирается «предпринять решительных шагов в области наших дел».

Прощаясь со мною, Беиеш заявляет: «Итак, я передаю ваш ответ, а затем и их ответ вам. Если тогда понадобится, я готов содействовать вашим переговорам». Ничего не ответив, я «дружественно» откланялся.

3) Разговор с Лазаревичем (югослав) 18 ноября. Встретившись со мною иа концерт-даисе у итальянцев, Лазаревич, в последнее время явно избегавший встречи со мною (я тоже ие проявлял желания говорить с ним), сразу ко мне: «Очень бы хотел побеседовать»... Начинает прямо с расспросов,

* Имеется в виду отношение президента Чехословакии к лидеру аграрной партии Чехословакии, министру народного просвещения. ** См. док. № 223.


в каком положении переговоры с Бенешем по предложению Малой Антанты. Лазаревичу-де известно, что мы поставили предварительным условием сговора возвращение нам Бессарабии. Я отвечал, что мы никаких переговоров по существу не вели и не ведем; мы констатировали лишь, что, судя по смыслу заявлений Бенеша, ЧСР и Югославия связали себя в «русском вопросе» подчинением интересам Румынии. Лазаревич выражает недоумение: «Я совершенно иначе был информирован. Мы никогда ие обязывались в вопросе о вас считаться с отношениями к вам кого бы то ии было. У всех стран Малой Антанты руки в этом были всегда свободны. Шла речь об общих политических интересах Малой Антанты и ваших в Средней Европе и на Балканах... Мне говорили, что вы выдвинули вопрос о Бессарабии. Впрочем, я ведь был лишь за кулисами последней конференции Антанты». Недоумение Лазаревича выразительно проявляется на его лице. Подчеркиваю, что мы всегда готовы и не видели особых затруднений договориться с Югославией, да и с ЧСР. Лазаревич отмечает, что в Югославии сейчас сильнейшее движение в пользу «признания». «Вы думаете только у оппозиционных партий? Совсем нет! Это почти общее настроение. Маринкович его разделяет. И мне вовсе непонятно, как мы могли бы подчинять этот вопрос интересам Румынии. Мне говорили на конференции, что после общеполитических переговоров г. Беиеша последуют наши отдельные переговоры с вами»... Перевожу разговор на отношения СХС с ЧСР. Лазаревич отмечает почти полный провал из-за неуступчивости чешских аграриев торговых переговоров с чехами. На этом пункте разговор пришлось прервать. Почти тотчас же к Лазаревичу подсел Эмаиди (румынский посланник), раньше подославший ко мне секретаря румынского посольства. С этим секретарем я упорно сводил разговор на самые общие темы.

Некоторые выводы 1. Свой сговор в Бухаресте министры иностранных дел Малой Антанты держат в строгой тайне. Возможно, что Бенеш сильно преувеличил незыблемость постановки Малой Антантой бессарабского вопроса. Для ЧСР и Югославии важно лишь примирение какой бы ни было ценой нас с Румынией. Но Румыния менее своих партнеров заинтересована в упрочении Малой Антанты, поэтому она в состоянии использовать заинтересованность в Малой Антанте ЧСР и Югославии, добиваясь от них своей поддержки в «русском вопросе».

2. В Югославии сильное движение к «признанию». Не попытаться ли нам вступить в непосредственный контакт с солидными представителями ее (например, в Берлине)?

3. Правительство Маииу — шаг к внутриполитической стабилизации Румынии и вместе с тем оно более, чем правитель-


ство Братиану, непримиримо к Венгрии. Это, очевидно, и учитывает в положительном смысле Бенеш. Но правительство Маниу, как органически связанное с новыми областями (в том числе и с Бессарабией), будет более неуступчиво в вопросе о Бессарабии, чем правительство Братиаиу. Вопреки Бенешу с ним нам было бы в этом вопросе труднее договариваться.

4. Бенеш, конечно, обижен, что мы хотя и деликатно, ио отвели его посредничество. Обиду он прикрыл замечанием, что это и его «устраивает». В действительности ои попал бы под серьезный обстрел «друзей великой России», если бы была обнаружена поддержка с его стороны Румынии в бессарабском вопросе. (Я это и имел в виду, когда в предыдущем разговоре с Бенешем использовал высказывания против него Крамаржа). Сверх того, Бенеш отмечал и внешнеполитическое удобство для него отстраниться от посредничества в сем деликатном вопросе. Последний намек затрудняюсь понять... Но плюсы от своей посреднической роли Бенеш учитывает преобладающе, а потому и заключил разговор со мною приведенной фразой о своей готовности и т. д. Поскольку формулировка нашего ответа передана Бенешу в письменном виде, это затруднит ему (в известной мере) искажение нашего ответа, но явно дорожа тем, чтобы переговоры Румынии с нами состоялись, он все же передаст иаш ответ тенденциозно («Советы-де готовы поступиться Бессарабией»), Поэтому я подчеркивал в разговоре с Бенешем, что мы готовы выслушать конкретные предложения Румынии и, обсудив их, сговориться об открытии официальных переговоров с последней, если для таковых переговоров наметится почва. Бенеш предупрежден, таким образом, что ему не удастся перешагнуть к переговорам через предварительное оформление Румынией своих предложений. Но «перешагнуть» ои будет, конечно, пытаться.

5. Как осторожный политик Бенеш оговаривался, что с правительством Маииу можно будет позитивно считаться лишь, если оно победит на предстоящих в Румынии парламентских выборах. Очевидно, лишь тогда он и вступит в подлинно деловой контакт с этим правительством. До той поры Бенеш вряд ли станет сговариваться с новым министром иностранных дел Румынии по «русскому вопросу». Следует ожидать возобновления серьезного разговора с Бенешем не ранее начала будущего года.

6. Последнее касается и вопроса о наших взаимоотношениях с ЧСР. Лишь под серьезнейшим нажимом со стороны Бенеш при нынешней ситуации принял бы на себя здесь инициативу. Соответствующего иажима иет: промышленники склонны выжидать результатов наших переговоров с Герма-


иней; социалисты — результатов земских н следом за ними общих выборов, которых мечтают добиться уже в ближайшем году и которые должны бы привести к нх «победе».

Полпред СССР в Чехословакии Антонов-Овсеенко

Печат. по арх.

360. Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Афганистане в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

26 ноября 1928 г.

Ввиду происходящих событий в стране* министерство иностранных дел затрудняется теперь начать переговоры о воздушной линнн, так как Гулям Садык пробудет в Джелалабаде не менее двух недель. Ввиду того, что до срока окончания соглашения ** остается всего месяц, министерство иностранных дел предложило автоматически продлить действие соглашения на 4 месяца, считая с 1 января 1929 г. Оно намерено за этот срок закончить переговоры о линнн в будущем. Принципиально министр иностранных дел Гулям Садык заявил о желании афганского правительства возобновить соглашение о воздушной линнн. Срочно сообщите заключение201.

Старк

Печат, по арх.

361. Телеграмма Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в Германии Н. Н. Крестинскому

28 ноября 1928 г.

Германская делегация пытается скомкать переговоры *** и ускорить завершение нх. В экономической комиссии онн пытались взять обратно свои претензии по поводу мнимого падения торговли, но наша делегация пригвоздила их к этому пункту, добиваясь зафнкснрования в резолюции отсутствия каких-либо поводов для жалоб в этой области. Нами указывалось, что развитие торговли невозможно без кредитов, на что Пос-се**** ответил, что не имеет инструкций говорить о кредитах. Стомоняков после этого сейчас же заявил, что мы также

* См. док, № 362. •* См. т. X, док. №271. *** См. док, № 352.

**** Глава германской делегации на экономических переговорах между СССР и Германией.в ноябре — декабре 1928 г.


не ставим сейчас вопроса о кредитах и затронули этот вопрос лишь в ответ на возможные упреки Советскому правительству касательно падения нлн недостаточного развития торговых отношений. В случае появления в прессе сообщений о требовании нами кредитов, необходимо опровергать. Поссе со своей стороны обещал принять меры к недопущению подобных слухов, не соответствующих действительной позиции нашей делегации *.

Литвинов

Печат. по арх.

362. Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Афганистане в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

29 ноября 1928 г,

Имел длительную беседу с падишахом по поводу происходящих событий. Он сразу в весьма категорической форме заявил, что восстание инспирировано англичанами н направлено лнчно против него. Он указал мне по карте район и пункты, занятые повстанцами. Основными силами повстанцев является племя шниварн, к которым присоединились небольшие группы из других племен. Повстанцы имеют примерно до 10 тыс. вооруженных людей. Соседние племена, в частности, племя ху-гиани пока к повстанцам не присоединилось и, по словам падишаха, обещало оказать поддержку правительству. Дальше падишах перечислил ряд племен, которые уже далн правительству вооруженных людей. Всего наберется до 8 тыс. Войск в Джелалабаде пока около 3 тыс., и срочно производится переброска. На мой вопрос о возможности присоединения к повстанцам других племен, в частности племен южной провинции, падишах ответил, что пока этого нет, но ручаться ни за что не может. В данный момент Гулям Садыком н Шнр Ахмедом ** ведутся переговоры, с тем чтобы мирным путем договориться с повстанцами. От этого многое будет зависеть. Одновременно правительство принимает все меры на случаи неудачного исхода переговоров. В дальнейшей беседе, касаясь вопроса о причинах восстания, падишах указал, что помимо основной причины — недовольства самими реформами и соответственного использования этого недовольства англичанами — немалую роль тут сыграло также искажение реформ на местах н нелепая форма их проведения. Относительно племени щниварн падишах сказал, что непосредственным поводом к восстанию было открытие новых школ. Вообще ои ожидал

* См. также док. № 364, 377, 379, 382, 383. ** Председатель Государственного совета Афганистана,


восстания где угодно, но меньше всего среди племени шин-вари, о возможности этого никому и в голову не приходило, поэтому в этом пункте правительство оказалось слабо подготовленным.

Я счел нужным в конце беседы заявить, что Советское правительство, как и прежде, будет оказывать свою поддержку в той мере и форме, в какой это будет возможно. Падишах ответил, что он ни минуты в этом не сомневался и всегда это помнит. В случае неудачи переговоров им будут приняты решительные меры, чтобы быстро ликвидировать восстание н чтобы не получилось такой же затяжной истории, как было с Хостом *. В заключение он просил передать свой привет и благодарность Советскому правительству.

Стара

Печат, по арх.

363. Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Афганистане в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

4 декабря 1928 г,

В сегодняшней беседе турецкий посол Хикмет сообщил мне, что имеет поручение Ангоры переговорить со мною по вопросу соглашения о координации действий и взаимной информации четырех держав в вопросах азиатской политики. Он сказал, что турецкое правительство находит желательным, чтобы подобные соглашения были бы заключены между нами и Афганистаном и Персией. На мой вопрос, имеет ли при этом турецкое правительство в виду также заключить с нами подобное соглашение, Хикмет ответил уклончиво, что тут вопрос стоит несколько иначе, ибо Турция, как и СССР, велет кроме азиатской еще и европейскую политику, тогда как Персия и Афганистан являются по существу только азиатскими государствами и большой европейской политики не ведут. Поэтому соглашение Турции и СССР должно было бы быть построено несколько иначе. Он думает, что этот вопрос будет обсуждаться между Москвой и Ангорой. Но независимо от этого в будущем он считает весьма желательным, чтобы теперь же были заключены соответствующие соглашения между СССР, Афганистаном и Персией, для чего с нашей стороны должны быть сделаны соответствующие предложения афганскому правительству и персидскому правительству.

Я ответил, что в принципе мы всегда относимся положительно ко всему, что идет по линии сближения четырех госу-

* См, т, V111, прим. 41.


дарств. В данном случае, если будут сделаны со стороны афганского правительства какие-либо предложения, я готов обсудить их и передать в Москву. В ответ на это Хикмет стал доказывать мне, что предложение должно быть сделано нами, «так как и раньше в этом вопросе инициатива исходила от Советского правительства». Я указал ему, что инициатива не могла в данном случае исходить от нас уже потому, что мы не были даже своевременно осведомлены о соглашении трех государств*. Затем я повторил, что сначала выслушаю все, что угодно будет афганскому правительству нам предложить. Хикмет зондировал также, не считаем ли мы данный момент неподходящим для такого рода разговоров ввиду происходящих событий и не занимаем ли мы выжидательную позицию. Я дал ему понять, что настоящая обстановка не может явиться препятствием для обмена мнениями, если афганское правительство действительно этого желает. По-видимому, Хикмет действительно имеет какие-то инструкции из Ангоры.

Он упомянул также, что имел разговор с Мирзой Мухаммедом **, заменяющим Гулям Садыка. Афганцы, по-видимому, не склонны начинать разговор первыми 202.

Стар к

Печат. по арх.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: