К о м и с с и я

ПО ИЗДАНИЮ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ ПРИ МИД СССР Д-р эконом, наук А. А. ГРОМЫКО (Председатель Комиссии), академик В. М. ХВОСТОВ (Заместитель Председателя), канд. истор. наук И. И. ЗЕМСКОВ (Ученый Секретарь), канд. истор. наук Г, А. БЕЛОВ, Г. К. ЛЕЕВ, Л. AI. ЗАМЯТИИ, С. А. КОНЛРАШЕВ, д-р истор. наук Ш. П. САИАКОЕВ.

\доц. AI. Л. СИ80Л0Б0В \, чл.-хорр. АН СССР С. Л. ТИХВИНСКИЙ, канд. истор. наук Н. В. ТРОПКИН, М. А. ХАРЛАМОВ, ка.чд. фалос. наук И. И. ЧХИКВИШВИЛИ

Подписное


ТОМ СЕМНАДЦАТЫЙ

/ января31 декабря 1934 г.

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ СЕМНАДЦАТОГО ТОМА

Г. К. ЛЕЕВ, Ф, П. ДОЛЯ. К. А. КРУТИКОВ, В. И. ПОПОВ, П. П. СЕВОСТЬЯИОВ. М. Д. ЯКОВЛЕВ



ПРЕДИСЛОВИЕ

В настоящий том включены документы внешней политики Советского Союза за время с 1 января по 31 декабря 1934 г.

Это был период новых побед в строительстве социалистического общества в СССР. Страна вступила в период завершения социалистической реконструкции народного хозяйства. В 1934 г. советский народ под руководством Коммунистической партии успешно выполнил план второго года второй пятилетки. Борьба Коммунистической партии и советского народа за досрочное выполнение второй пятилетки проходила в сложной международной обстановке. XVII съезд ВКП(б) (январь — февраль 1934 г.) констатировал, что стабнлнзапия капитализма оказалась временной, произошло дальнейшее обострение всех его противоречий, усилилась опасность возникновения новой мировой войны. В отчетном докладе съезду о работе ЦК ВКП{6) отмечалось, что «в обстановке этой предвоенной свистопляски, охватившей целый ряд стран», СССР продолжал свою политику борьбы за мир, разоружение, «разоблачая и срывая маску с тех, кто подготовляет, провоцирует воину».

В условиях роста военной опасности, усиления агрессивных действий германского фашизма в Европе и японского милитаризма на Дальнем Востоке, открыто антисоветского курса их политики, Советский Союз продолжал укреплять свою обороноспособность, активизировал борьбу за обеспечение международной безопасности, расширял и развивал политические и экономические связи с зарубежными странами.

Из публикуемых в томе документов видно, какое важное значение для дела мнра имела инициатива Советского Союза, выступившего 3 июня 1934 г. на международной конференции по разоружению с проектом резолюции о превращении конференции в Постоянную конференцию мира в целях эффективного разрешения важнейших проблем всеобщей безопасности. Этот шаг, равно как и вся неустанная и разносторонняя борьба

а


Советского Союза на конференции за обеспечение международной безопасности, способствовал сплочению всех миролюбивых сил.

СССР и Франция совместно выступили за заключение Восточного пакта о коллективном отпоре агрессору. В 1934 г. оии вели переговоры о нем. К. концу июня был подготовлен советско-французский проект пакта, который должен был охватить страны Центральной и Восточной Европы.

После того как заключение Восточного пакта было сорвано усилиями гитлеровской Германии, поддержанной правительством Польши, при попустительстве Англии, 5 декабря 1934 г. в Женеве по предложению СССР было подписано советско-французское соглашение, в котором подтверждалась решимость Франции и СССР добиваться заключения Восточного пакта. В то же время Советский Союз достиг соглашения об установлении дипломатических отношений с рядом европейских стран — Чехословакией, Румынией, Венгрией, Болгарией, Албанией, которые не могли не учитывать в своей политике угрозу фашистской агрессии и значение борьбы СССР за создание системы коллективной безопасности.

В интересах борьбы за коллективную безопасность Советский Союз принял 15 сентября 1934 г. приглашение 30 государств вступить в Лигу наций, чтобы использовать эту международную организацию для борьбы против агрессин, для пропаганды идей мира и разоблачения происков поджигателей войны.

Установление дипломатических отношений между СССР и США в 1933 г. способствовало активизации их связей. Получили юридическую основу экономические и торговые контакты, расширился культурный н научный обмен, в ноябре 1934 г. были установлены консульские отношения, заключены договоры между ТАСС н агентствами Ассошиэйтед Пресс и Юнайтед Пресс Ассошиэйшнс об обмене информацией. Вместе с тем развитие советско-американских экономических отношений наталкивалось на противодействие реакционных кругов США. Это отчетливо проявилось в ходе переговоров о ликвидации взаимных финансовых претензии, которые в 1934 г. ие привели к положительным результатам. Несмотря на готовность СССР пойти иа принятие компромиссного решения, американская сторона ие проявила стремления следовать выработанным во время вашингтонских переговоров в ноябре 1933 г. основным принципам урегулирования взаимных финансовых претензий.

В апреле 1934 г. в США вступил в действие так называемый закон Джонсона, предусматривавший применение санкций против государств, не плативших США долгов. Закон запрещал предоставление странам-должиикам займов и кредитов со стороны правительства США. И хотя Советский Союз

$


всегда аккуратно платил по своим торгово-финансовым обязательствам, тем не менее он был включен в число стран, лишавшихся возможности получать американские правительственные кредиты и займы. Это привело к сокращению товарооборота между обеими странами. Стоимость советского импорта из США в 1934 г. составила всего 17 млн. рублей.

Американские правящие круги не только не проявили готовность пойти на широкое экономическое и политическое сотрудничество с Советским Союзом в целях обуздания фашистских агрессоров, но и противодействовали реализации советского предложения о создании системы коллективной безопасности. Они фактически отклонили советское предложение о заключении пакта о ненападении между СССР, США, Китаем и Японией, направленное на стабилизацию положения иа Дальнем Востоке и в бассейне Тихого океана в связи с продолжавшейся японской агрессией в этом районе.

Документы тома свидетельствуют об усилении сотрудничества между СССР и Францией. Как указано выше, они совместно выступали за заключение Восточного пакта. Франция взяла на себя инициативу приглашения Советского Союза в Лигу наций. Франко-советское дипломатическое сотрудничество создало благоприятные условия для развития экономических связей между двумя странами. 11 января 1934 г. стороны подписали временное торговое соглашение. Кроме того, в результате состоявшихся в Москве экономических переговоров с французским министром торговли Маршандо 9 декабря 1934 г. был подписан франко-советский протокол о торговых отношениях. Успешно развивались также культурные и научно-технические связи. В мае в Советском Союзе проходила советско-французская научная декада, иа которой присутствовала делегация французских ученых. 31 августа была открыта прямая телефонная связь между Москвой и Парижем.

Негативное влияние иа дальнейшее развитие советско-французских отношений после убийства фашистскими агентами в октябре 1934 г. французского министра иностранных дел Барту, поборника соглашения с СССР для борьбы против агрессора, оказал приход к руководству внешней политикой Франции Лаваля — сторонника антисоветского сговора с Германией.

Новые возможности развития отношений Советского Союза с Великобританией открывались с подписанием 16 февраля 1934 г. временного торгового соглашения, а 4 ноября — договора между Главконцесскомом при СНК СССР и компанией «Лена — Голдфилдс» об урегулировании на взаимной основе спорных вопросов. Однако английская дипломатия, иа словах поддерживая инициативу СССР и Франции, направленную на создание системы коллективной безопасности в Европе, иа


деле поощряла действия гитлеровской Германии, направленные на срыв проекта Восточного пакта, фактически не препятствовала вооружению Германии. Великобритания не поддержала советского предложения о превращении конференции по разоружению в Постоянную конференцию мира. Ее правящие круги не препятствовали агрессии японских милитаристов на Дальнем Востоке. Все это отрицательно сказывалось иа состоянии отношений между СССР и Великобританией.

Документы тома отражают дальнейшее ухудшение отношений между СССР и фашистской Германией. 28 марта 1934 г. Советский Союз предложил Германии подписать совместный протокол о гарантии независимости Прибалтийских стран. Советское правительство рассматривало свое предложение как важный шаг, направленный на укрепление всеобщего мира и в частности мира в Восточной Европе. Оно указывало при этом, что подписание и проведение в жизнь такого документа содействовало бы улучшению отношений между двумя странами. Фашистская Германия отказалась принять это миролюбивое предложение, подтвердив тем самым свои агрессивные цели.

Гитлеровская дипломатия делала все возможное, чтобы сорвать заключение Восточного пакта. Используя антисоветскую позицию польских правящих кругов, она вовлекла Польшу в орбиту своей политики саботажа коллективной безопасности, заключив с ней 26 января 1934 г. декларацию, явившуюся важным этапом в подготовке гитлеровской Германией второй мировой войны.

В Германии продолжалась антисоветская кампания — полицейские акции против советских учреждений и граждан, дискриминация торгпредства СССР, клеветнические выступления печати, активная поддержка враждебной деятельности белой эмиграции и т. д. В связи с провокационными действиями гитлеровских властей советская дипломатия выступала с энергичными протестами а представлениями в Берлине и Москве.

В результате враждебных политических и экономических мероприятий гитлеровского правительства в отношении СССР в 1934 г. продолжал сокращаться объем советско-германской торговли. И хотя в марте был подписан советско-германский протокол, предусматривавший доведение советского экспорта в Германию в 1934 г. до уровня 200 млн. марок, германское правительство почти ничего не сделало для его осуществления.

Отношения Советского Союза с большинством стран зарубежного Востока продолжали развиваться на дружественной основе. Укреплялись политические, экономические и культурные связи с Турцией. 21 января 1934 г. было подписано соглашение о реализации долгосрочного кредита для поставок в


Турцию новейших видов промышленного оборудования советского производства. СССР посетили турецкие авиационные н спортивные делегации; в Анкаре и Стамбуле была организована советская выставка живописи и скульптуры.

Советский Союз неизменно проводил добрососедскую политику в отношениях с Персией. Атмосфере взаимопонимания способствовал визит заместителя народного комиссара внешней торговли СССР Ш. 3. Элнавы в Тегеран, его встречи и переговоры с государственными деятелями страны. Советское правительство увеличило в 1934 г. сумму своих закупок в Персии до 410 млн. риалов.

Благоприятно развивались взаимоотношения с Афганистаном.

Расширялись и крепли дружественные отношения с Монгольской Народной Республикой. Б 1934 г. были заключены соглашения об основах советско-монгольской торговли, о советско-монгольских смешанных обществах и др., содействовавшие осуществлению всестороннего сотрудничества между обеими странами. Это сотрудничество имело особо важног значение в условиях, когда агрессивные устремления японской военшнны распространялись не только против Советского Союза, но и против МНР. В такой обстановке по просьбе монгольского правительства между СССР и МНР в ноябре 1934 г. было заключено устное соглашение, по которому обе стороны обязались оказывать Друг другу поддержку в деле предотвращения угрозы войны и взаимную помощь в случае нападения третьей стороны. Это соглашение имело важное значение для обеспечения независимости МНР.

В отношении Советского Союза правящие круги Японии продолжали проводить агрессивную политику. Японская военщина и власти марионеточного правительства в Северной Маньчжурии провоцировали многочисленные инциденты на советской границе и в советских территориальных водах. Усилились бесчинства на КВЖД — массовые аресты, грабежи и убийства сотрудников КВЖД, увод в плен служащих дороги н членов их семей, крушение поездов и т. д. Японская пропаганда развернула яростную антисоветскую кампанию: реакционные круги Японии стремились использовать эту кампанию для срыва переговоров о КВЖД, вынашивая планы ее захвата и подготовки к войне с Советским Союзом. Советское правительство твердо и решительно выступало против этих враждебных актов и требовало их прекращения. Все попытки Советского Союза к мирному урегулированию отношений с Японией наталкивались на ее упорный отказ.

В начале 1934 г. возобновились прерванные в 1933 г. японо-маньчжурской стороной переговоры о продаже КВЖД. С целью оказать давление на позицию СССР в этих перегово-


pax японо-маиьчжурская сторона прибегала к шантажу, нажиму и угрозам. В ходе переговоров Советское правительство, верное своей политике мира, добивалось быстрого заключения соглашения; оно проявило максимум доброй воли н пошло на большие уступки ради обеспечения мира на Дальнем Востоке. Тем не менее японо-маньчжурская сторона неизменно отклоняла советские предложения.

Опубликованные в томе документы свидетельствуют о том, что Советское правительство решительно поддерживало Китай в его борьбе за независимость против японских захватчиков и агрессивных планов других империалистических государств. Руководствуясь принципами дружбы и сотрудничества между народами обеих стран, Советское правительство принимало меры к развитию советско-китайских отношений. Оио стремилось к успешному завершению переговоров, начатых в 1933 г., о заключении пакта о ненападении и договора о торговле. Однако попытки СССР расширить политические и деловые связи наталкивались на сопротивление нанкинского правительства, которое фактически отказалось от заключения этих соглашений. Полпред СССР в Китае Д. В. Богомолов сообщал в НКИД СССР 22 июня 1934 г., что «ни на какие конкретные шаги, как показали переговоры о пакте, китайское правительство не готово. Что касается торгового договора, то я нахожу большие трудности при переговорах».

В 1934 г, удалось лншь достичь соглашения об учреждении советского консульства в Калгане и китайского в Новосибирске.

В XVII томе опубликованы также документы, освещающие отношения Советского Союза с Албанией. Болгарией, Венгрией, Италией, Польшей, Чехословакией, Румынией, Грецией, Финляндией, Швецией, Норвегией, Данией, со странами Латинской Америки и другими государствами.

Подавляющая часть документов тома публикуется впервые,

* * *

Методы публикации и оформления документов изложены в предисловиях к I—V томам настоящего издания.

* *

В подготовке тома к печати принимали участие сотрудники Редакционного аппарата Комиссии по изданию дипломатических документов при МИД СССР: М. А. Бугреев, А. Я. Быкова, И. П. Галичий, А. Я. Грушин, В. Л. Люков, Л. В. Евдокимов, Н. И. Жужунава, А. М. Зубов, д-р экономических наук


H. H. Калинин, В. H. Кривоносое, A. П. Михайлов, кандидат экономических наук И. М. Пахомов, М. П. Хламова; научно-справочные работы по тому выполняли сотрудники Института славяноведения и балканистики и Института всеобщей истории АН СССР Л. В. Заборовский, Р. Е. Плахова.

Отдельные примечания к документам составлены научными сотрудниками Института востоковедения и Института славяноведения н балканистики АН СССР кандидатом экономических наук В. Я. Курбатовым, кандидатом исторических наук И. В. Михутиной н научным сотрудником Института всеобщей истории АН СССР Ю. Р. Ульяновым.


1. Записи бесед Полномочного Представителя СССР в Турции с Председателем Совета Министров Турции Исмет-пашой *

/ января и 27 января 1934 г.

1 января 1934 г. Начал свою беседу Немет-паша с выражения восхищения и благодарности за внимание, оказанное Молотовым и Литвиновым в их выступлениях [относительно] Турции**. Он рассказывал, что эти выступления сейчас в фокусе внимания турецкой общественности. Отовсюду к нему поступают поздравления, которые он принимает «с чистой душой», так как полностью и целиком солидаризируется с оценкой, данной Молотовым и Литвиновым советско-турецким отношениям, расцениваемым и им как образец идеальных отношений между двумя странами. Солидаризируется он полностью и с позицией, занятой советскими государственными деятелями по вопросу о ревизионизме и антиревизионизме. Турецкое правительство из этих вопросов также никогда не создавало для себя никакого фетиша и подходило к ним как к вопросам, связанным с меняющейся международной конъюнктурой и подчиненным ей. Турция, как и СССР, не несет никакой ответственности за обстановку-, созданную после великой войны, за тот территориальный передел, который был установлен Версальским н другими договорами. У Турции, как и у СССР, не было поэтому никакой заинтересованности активно вмешиваться в возникшие затем процессы ревизионизма. Тем менее Турция заинтересована в том, чтобы взять на себя в этом отношении какую-либо инициативу. Это определило ее линию поведения, которая по справедливости может быть охарактеризована как линия ревизионизма, линия, нашедшая свое оправдание и в удовлетворении новой Турции своими теперешними границами, в отсутствии интереса нх пересматривать и менять.

Но такая незаинтересованность в условиях сожительства с другими странами и при сложном переплете международных

' * Из дневника полпреда СССР в Турция от 5 февраля 1934 г. ** Сы. газ. «Известия», 29, 30 декабря 1933 г.


взаимоотношении, в которые втянута и Турция, не могла естественно не испытывать толчков и изменений и не окрашиваться по-разному в зависимости от меняющейся обстановки. Был момент, когда и турецкое правительство вместе с ревизионистами было склонно приписать весь установившийся в Европе, да и во всем мире, политический кризис наследию великой войны и, в частности, в особенности установленному ею несправедливому территориальному переделу. Такая схема оправдывалась и грубыми формами давления, которое продолжали оказывать победители на побежденных их неприкрытой тенденцией к господству и гегемонии и навязыванию побежденным своей волн.

Все это, естественно, не могло не вызвать симпатий к странам, проигравшим войну, особенно в такой стране, как Турция, которая сама с трудом залечивала раны, нанесенные ей великой войной, п которая возродилась к новой жизни с чувством бережного отношения к идеалам равенства и братства народов. На эти симпатии не мог не наложить свою печать также и тот факт, что большинство нз побежденных стран радикально реорганизовало свой прошлый облик, свернув с пути монархизма и милитаризма на путь мирного своего развития в рамках республиканского строя. В этнх условиях идеи ревизионизма ассоциировались с идеями переустройства Европы на новых н справедливых началах.

Сейчас положение радикально изменилось. В большинстве из побежденных стран на авансцену выступили силы, угрожающие миру Европы. Недавняя конфигурация резко изменилась. Налицо все элементы возрождения старых довоенных группировок, в частности возрождение тройственного союза. В Германии, которой отводится руководящее место в этом намечающемся союзе, возродились старые идеи пруссачества. Ревизионистские тенденции в этих условиях неизбежно облекаются в форму, угрожающую всеобщему миру. Речь уже идет не о мирном пересмотре договоров, не об удовлетворении справедливых требований загнанных Версалем в тупик народов, а о новых воинах, инспирированных не столько идеями ревизионизма, сколько идеей новых захватов. Об этом довольно недвусмысленно говорит вся программа партии, захватившей в Германии власть.

Это, естественно, радикально меняет всю постановку вопроса и позицию наших стран. Эти соображения полностью применимы н к проблеме разоружения. Выявившаяся тенденция подменить проблему разоружения установлением так называемого равенства на путях довооружения разоруженных по Версалю стран предвещает эру новой гонки в вооружениях всех стран в целом и ставит всю нашу эпоху под знак подготовки новых войн. По двум, словом, основным проблемам,


занимающим в настоящее время внимание всего мнра — проблеме ревизионизма и проблеме разоружения — у Турции намечаются сильнейшее расхождение с германо-итальянской группировкой и точки соприкосновения с борющейся с ней французской.

То же самое приходится констатировать, судя по последним речам Молотова и Литвинова, и в политике СССР. Было бы несправедливо, однако, вину за такое изменение нашей политики возлагать на нас. Наша политика остается в своих основах неизменной, но отражает лишь те изменения, которые произошли в международной обстановке. Существенной и наиболее характерной чертой в этом изменении является тот факт, что фактором, угрожающим миру, стали сейчас как раз страны, лансирующие идею ревизионизма.

Больше всего тревоги у Исмет-паши вызывает политика Италии, как в разрезе непосредственных своих отношений с Турцией, так и по рати, которую она пытается сейчас сыграть иа международной арене. И то и другое одинаково отмечено стремлением к господству, к подчинению своей воле более слабых стран. Особенно ярко это ощущается на Балканах. Давление Италии в этом направлении чувствуется на каждом шагу, в особенности в ее взаимоотношениях с Болгарией, на которую, по-видимому, Италия сейчас делает главную ставку. Исмет-паша поэтому с некоторым скептицизмом смотрит на исход всех демаршей, направленных к установлению стабильного и прочного положения на Балканах, п не верит в успех общебалканской акции.

Заключительная часть нашей беседы была посвящена кредитному соглашению *. Я ознакомил Исмет-пашу с последними поправками, внесенными Москвой в ангорское соглашение. Я Доказывал ему, что зтн изменения сводятся, по существу, лишь к принципу товарного покрытия на случай введения турецким правительством принудительного курса и продиктованы естественным стремлением оградить себя на этот случай от неизбежных потерь. Я напомнил ему, что предоставляемые нами кредиты совершенно беспрецедентны с коммерческой точки зрения как по их длительности, так и по отказу от обложения их процентами. Растянутые на 20 лет с обязательством покрывать их равными ежегодными взносами в течение этого срока, наши кредиты, по существу, равнозначащи займу без покрытия основной суммы и с уплатой ежегодно лишь 5%. Единственное требование, которое мы выдвигаем и которое не может быть, конечно, сочтено чрезмерным, это то, чтобы ежегодно выплачиваемая нам двадцатая часть затраченной нами суммы к нам возвращалась в полноценных эквивалентах. Та-

* См. док. № 20.


кое требование нельзя, конечно, считать чрезмерным. При неустойчивости мировой валютной политики такой гарантией может послужить лишь покрытие кредитов в твердых товарных ценностях. Вот почему весь наш проект первоначально был построен на принципе такого товарного покрытия. Приняв, однако, во внимание указания и ссылки министра экономики на технические трудности, представляющиеся для Турции, ввести в практику предлагаемый нами метод расплаты, мы согласились в условиях применения теперешнего нормального валютного законодательства в Турции не настаивать на нем, но предлагаем ввести его при изменении законодательства.

Исмет-паша на это ответил, что не может не признать исключительности условий, на которых мы предоставляем кредит, рассматриваемый и им, как и всем турецким правительством, как благороднейший жест с нашей стороны, что не может одновременно не признать и законность наших стремлений оградить себя от потерь, неизбежных при изменении валютных курсов, но что не уверен, однако, сумеет ли министерство экономики, при отсутствии органов внешней торговли, выполнить возлагаемые на него протоколом обязательства. Поскольку, однако, все внесенные нами поправки преследуют лишь одну, вполне законную, цель оградить себя от фактического обесценения ежегодных платежей, Исмет-паша уверен, что можно будет найтн формулу, нас в этом отношении полностью гарантирующую.

Беседа 27 января состоялась после обеда у нас. Начал Исмет-паша свою беседу с того, что я, конечно, в курсе всех перипетий переговоров о Балканском пакте* и знаю поэтому, что турецкое правительство приложило все старания, чтобы лишить этот пакт характера одиозности по отношению,к Болгарии и стремится превратить его в действительное орудие мира и спокойствия на Балканах. Не может быть и речи о том, чтобы Турция с кем-нибудь заключила соглашение, способное в какой-лнбо мере ослабить связь, существующую между нашими странами. Прн всех своих беседах, которые он имел как с румынами, так и с греками, он неуклонно проводил одну и ту же мысль, что каждая акция турецкой политики должна быть строго соизмерена с основной линией турецкой внешней политики — линией дружбы с СССР.

Он очень внимательно следил за всей нашей последней дискуссией об оговорках к пакту**. Он признает совершенно законным и естественным наше желание помочь в этом отношении Турции, так как глубоко убежден, что все наши оговорки продиктованы не столько серьезным опасением, что

* См. док. № 49. ** См. док. Мг 14.


Турция может когда-либо очутиться в противоположном с нами лагере, сколько дружеским сигналом, предостерегающим самою Турцию от того, чтобы быть втянутой в какой-либо военный конфликт. Конечно, можно спорить о редакциях оговорок, но в конечном счете решат не они, а твердая воля Турции быть всегда вместе с Советской Россией. Если наши переговорщики кое-чего не предусмотрят, то, во всяком случае, Исмет может нам дать определенную гарантию, что превратит в простой кусок бумаги всякий акт, который ляжет на пути наших отношений. Он найдет для этого достаточно в себе решимости и смелости и встретит в этом отношении поддержку во всем турецком общественном мнении.

Он не хочет скрыть, что с нелегкой душой идет вообще на пакт. У него были на этот счет колебания, по-видимому, разделяемые и Литвиновым *, но сейчас иного выхода для Турции нет. Уклонение от пакта грозит ей полной изоляцией на Балканах. Опасность со стороны Болгарии не надумана,— об этом свидетельствуют все события, имевшие место за последнее время, в особенности последнее выступление фракийского комитета. Не надумана и интрига вокруг проливной проблемы и попытка использовать для этих целей Болгарию. Лучшее тому доказательство статьи болгарских официозов со ссылками и кивками в сторону Англии-

Исмет-паша очень рад, что мы подписали кредитное соглашение **. Он надеется, что мы отнесемся благожелательно и к удовлетворению в счет кредитов и некоторых других нужд турецкого правительства.

Он интересовался, действительно ли мы были, как передавал польский посол Рюштю, заблаговременно осведомлены и дали свое согласие на польско-германский пакт***.

Я ему ответил, что об этом ничего не знаю, что и мне приблизительно то же самое говорил польский посол, но что я полагаю, что речь, вероятно, свелась к простому доведению до нашего сведения о пакте. Я ему тут же, опираясь на полученную от вас телеграмму1, сказал, что мы, несмотря на заметное улучшение наших взаимоотношений с Польшей, ие имеем особых основании ей излишне доверять.

Исмет-паша сказал, что этот пакт навряд ли особенно приятен Франции, так как он несомненно вносит новую трещину во французскую союзную систему. Он по-прежнему полагает, что главнейшей целью Германии было поколебать эту систему и обойти Францию с тыла. Такие же попытки, по-видимому, Германией проделываются и в Румынии, где влияние фашистских идей за последнее время чрезвычайно выросло. Убийство

* См, док. Л» 14.

** См. док. № 20.

*** См. док. Хз 24.


Дука является одним из проявлений этой борьбы против франкофильских групп. Развивается германское влияние в Румынии и отчасти в Югославии на фоне все усиливающейся германской экономической активности.

Исмет-паша считает не исключенным, что польско-германский пакт мог стимулировать решение Шотана уйти в отставку. По его впечатлению, теперешний французский кризис перерос рамки кризиса, вызванного лишь финансовым скандалом. Вычерчивается в контуре наступление на весь парламентский режим и на республиканские идеи. Он сомневается, чтобы кризис разрешился перетасовкой лиц, выводом из кабинета наиболее скомпрометированных его членов. Есть полная вероятность предполагать, что одним радикал-социалистам сейчас не удержаться у власти. Кризис поэтому может разрешиться в сторону создания национального блока либо, если не договорятся на общей финансовой программе, роспуском парламента.

Полпред СССР в Турции Я. Сурщ

Печот. по арх.

2. Запись беседы Народного Комиссара Иностранных Дел СССР с Послом Германии в СССР Надольным


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: