Ремонт коленчатого вала

Коленчатый вал является самой ответственной и дорогостоящей деталью машины.

При правильном уходе за коленчатым валом срок его службы может быть доведен до конца амортизационного срока всей машины.

В результате эксплуатации компрессора происходит неравномерный износ коренных и шатунных шеек вала. Шатунные шейки изнашиваются быстрее коренных, т. к. эти шейки испытывают равномерные нагрузки за один оборот вала. Идет износ по овальности шеек и конусности. Эти износы нарушают нормальную работу машины.

Предельно допустимые значения овальности и конусности шеек определяют заводскими инструкциями и чертежами, данными в паспорте на компрессор, т. к. коленчатые валы работают в условиях сложных переменных нагрузок, они работают на кручение и изгиб. Поэтому к ним предъявляют жесткие требования при их изготовлении и ремонте отдельных элементов конструкции, чтобы обеспечить соосность подвижных узлов — шеек коренных и шатунных при обеспечении плавности хода механизма движения. Валы изготавливают из конструкционной стали 40,45 или 40Х.

Ст 45 используют, если нужно получить большую жесткость вала и большую износоустойчивость поверхностей трения.

Валы для компрессоров малой и средней производительности получают методом горячей штамповки.

Для повышения износоустойчивости поверхности шеек валов их подвергают поверхностной закалке токами высокой частоты на глубину 2-3 мм. Твердость закаленных шеек должна быть для ст. 45 НВ-52-62 ед., ст. 40 НВ-48-58. Ремонт валов начинается с его дефектации.

Валы освобождают от всех деталей, поверхности промывают и просушивают. Масляные каналы валов очищают и проверяют проходимость каждого участка путем продувки сжатым воздухом.

Чистота сопрягаемых деталей определяется визуально, устраняют дефекты шлифованием и полирование шеек на станках или вручную.

Усталостные трещины и изломы появляются при перегрузках механизмов и авариях. Трещины появляются в местах концентрации напряжений - галтелях, у смазочных отверстий, шпоночных пазах. Трещины определяют осмотром через лупу и дефектоскопией. Валы с трещинами и другими дефектами бракуют.

Овальность и конусность выработки шеек определяют микрометром, индикаторной скобой или штангенциркулем. Измерения выполняют не менее чем в 2-х взаимно перпендикулярных плоскостях на расстоянии 10-15 мм от галтелей или торца вала.

Размер восстановленной отполированной шейки выдерживают с учетом очередного ремонтного размера.

Предельное уменьшение диаметра шеек вследствие их износа и обработки не должно превышать 6% их номинального размера.

Перед всеми ремонтными операциями коленвалов необходимо тщательно очищать от загрязнений центровые отверстия и проверять их правильность по шаблону.

(Рудометкин. Стр. 303 — валы. 304-305 — для самостоятельной работы).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: