Одним из исходных факторов эффективной работы организации технического обслуживания и ремонта автомобилей является определение рационального режима работы производства. Он зависит от графика работы подвижного состава на линии, производственной программы по техническому обслуживанию и ремонту, обеспеченности производственными помещениями и оборудованием, конструктивных особенностей подвижного состава, схемы технологического процесса и других показателей. В свою очередь режим работы автомобилей зависит от характера перевозок и определяет график выпуска и возвращения подвижного состава в АТО.
Рациональным является, очевидно, такой режим, при котором обеспечиваются минимальные простои автомобилей и затраты при техническом обслуживании и ремонте. Параметры рационального режима определяют прежде всего по результатам анализа графика работы автомобилей на линии и времени пребывания их в автохозяйстве.
При организации работ в одну (первую) смену достигают наилучшего использования рабочего времени всех специалистов. Однако именно в первую смену автомобили наиболее востребованы на линии. Поэтому работы по техническому содержанию автомобилей следует выполнять в то время, когда автомобили свободны от работы на линии.
Иногда, особенно в холодное время года, автомобиль простаивает в ожидании поста в отапливаемом помещении. В этом случае нужно организовать работу на постах в несколько смен, использовать временные устройства и имеющиеся посты в центральных ремонтных мастерских.
Чтобы вовремя выполнить необходимые работы при ограниченной производственной базе, нужно постоянно улучшать качество технического обслуживания и ремонта и повышать ответственность водителей за техническое состояние автомобилей. Это позволит увеличить межремонтные пробеги автомобилей, снизить объем работ по ремонту и загрузку производственной базы.
Работа в 2— смены при ограниченной материальной базе особенно необходима в осенне-зимний период, когда нельзя выполнять операции на открытой площадке.
При этом техническое обслуживание целесообразно выполнять вечером или ночью.
При ограниченной материальной базе можно, например, организовать техническое обслуживание на одном посту в три смены. За три смены на этом посту при хорошей организации работ можно выполнить примерно одно ТО-2 или четыре—шесть ТО-1, т.е. производственную программу автоорганизации, имеющей 60—0 автомобилей.
Чтобы загрузка такого поста была постоянной при минимальных потерях времени автомобиля на линии, иногда целесообразно один-два автомобиля задержать с выходом на линию и выполнить ТО-1 до выпуска на линию.
Режим работы подразумевает регламентацию количества рабочих дней в неделю, Длительности рабочей смены, количества смен, времени начала и конца смены.
Длительность смены при пятидневной рабочей неделе составляет 8 ч. Продолжительность ежедневной работы при шестидневной рабочей неделе установлена 6,7 ч. Накануне выходных и праздничных дней продолжительность рабочего дня сокращается на 1 ч.
Для повышения технической готовности, а следовательно, увеличения выпуска автомобилей на линию работу зон ЕО, ТО-1, частично ТР, а в отдельных случаях ТО-2 организуют в межсменное время. В это же время проводят весь объем туалетных уборочно-моечных работ.
Для производственно-вспомогательных участков, зон ТР и ТО-2 рекомендуется режим работы в дневные смены, вне зависимости, находятся ли автомобили в зонах хранения АТО или на линии. В настоящее время допускаются двух- и даже трехсменные режимы работы указанных производственных подразделений при пятидневной или шестидневной неделе с дежурными бригадирами в выходные дни.
Перерывы на обед устанавливаются в зависимости от условий труда и организационных возможностей по организации обеспечения приема пищи.
Для поддержания высокого уровня работоспособности и производительности труда необходимо в режимах труда и отдыха предусматривать регламентированные перерывы, во время которых следует проветривать помещения, транслировать функциональную музыку, выполнять производственную гимнастику.
Рациональный режим труда и отдыха должен обеспечивать:
■ длительное поддержание высокого уровня работоспособности и производительности труда;
■ устойчивый уровень функциональных показателей организма рабочего во время и сразу после окончания периодов работы;
■ восстановление во время перерывов функциональных показателей сотрудников до значений, близких к значениям до начала смены.
При работе как в ночную, так и в дневную смены особенно важно поддерживать правильный и устойчивый режим производственных процессов, так как простои нарушают ритм и отрицательно сказываются на психофизиологическом состоянии рабочего. Поэтому следует обеспечивать регулярную подачу запасных частей, инструмента, наладку оборудования, распределение заданий, так как непроизводительные затраты рабочего времени могут составлять 30—0% общего времени работы, а в некоторых случаях —выше 50%. Анализ показал, что для дневной смены работы зон ТО-1, ТО-2 и ТР наиболее рациональны перерывы в середине смен.
Установлено, что более высокая производительность труда достигается в первые утренние и дообеденные часы дневной смены, однако особенности работы АТО требуют применения многосменных режимов работы в зонах технического обслуживания и ремонта. Поэтому особое значение имеет рационализация режимов, труда и отдыха при вечерней и ночной работе, так как последние требуют перестройки суточного стереотипа деятельности всех органов и систем организма человека и, следовательно, большей напряженности нервной системы.
При работе в ночную смену следует чаще чередовать периоды работы и отдыха. Наибольший эффект частых коротких перерывов в данном случае по сравнению с меньшим количеством перерывов той же суммарной продолжительности при дневной смене заключается в том, что процессы восстановления происходят наиболее интенсивно сразу же в первые минуты отдыха. При более длительных перерывах в ночную смену вслед за периодом интенсивного восстановления во время отдыха наступает период когда человеком овладевает чувство вялости, сонливости и т.д. В конечном итоге наблюдается снижение работоспособности и производительности труда. Во врем обеденного перерыва, который должен проводиться в середине ночной смены, после еды целесообразен пассивный отдых. Перед возобновлением работы после перерыв следует выполнить несколько физических упражнений («физкультминутка»).
Существенное влияние на работоспособность оказывает продолжительность рабочей смены и порядок ее чередования. Исследования отечественных и зарубежных физиологов показывают, что наиболее благоприятное соотношение уровней производительности труда в ночное и дневное время наблюдается в тех случаях, когда ночная работа периодически сменяется дневной. Оптимальным считается чередование не чаще, чем через 5— 7 дней работы.
Режим труда и отдыха для любой рабочей смены должен содержать все элементы
профилактики производственного утомления, в том числе: дополнительные регламентированные перерывы (от 10 до 15 мин), производственную гимнастику, функциональную музыку. Большое значение имеет также время приема и качества пищи.
На основании указанных рекомендаций студент должен выбрать наиболее рациональный режим труда и отдыха производственного персонала на объекте проектирования.
По исходным данным АТО составляется график работы автомобилей на линии (Гн), который совмещается с графиками режимов работы проектируемого объекта, администрации АТО и складских помещений. Графики строятся в условном масштабе, применяются следующие обозначения: С —число смен работы подразделения; Тм —продолжительность рабочей смены; Тн —время в наряде. На рисунке 2.7 и в таблице 2.26 представлены график работы объекта проектирования и график работы автомобилей со следующими значениями показателей режима работы: С — 3 смены; Гсм = 7 ч; Тн = 11 ч.
Кроме того, в подразделе приводится классификация затрат рабочего времени
Ремонтных рабочих на объекте проектирования (табл. 2.27).