Широкое применение имитационных игр потребовало общепринятой методики их разработки и проведения. Для построения такой методики авторы-разработчики должны были выработать общие принципы создания и проведения игр.
С этой целью многие из них использовали материалы исследований с управленческими имитационными играми, выполненными при последипломном обучении руководителей и при внедрении некоторых систем управления, данные литературных источников, а также теоретические рекомендации по конструированию систем управления.
Выделяются следующие принципы построения управленческой имитационной игры:
• наглядность имитационной игровой модели;
• автономность сюжетов и эпизодов игры;
• «открытость» игровой модели для дальнейшего расширения и развития;
• сбалансированность в игровом эксперименте игровой деятельности и деятельности по поводу игры;
• насыщение игровой системы управления техническими средствами сбора, передачи и обработки информации;
|
|
• сбор и систематизация наблюдений по изучаемой проблеме в игровом режиме.
Принцип наглядности. В имитационной игре необходимо отражать возможный набор управленческих функций. В то лее время практика использования таких игр показала, что перенесение в игру всех функций и процедур управления, предусмотренных в системе-прототипе, сильно усложняет игру и снижает аналитические возможности игровой модели.
По этим же соображениям структура игры и информационная база игрового варианта системы должны быть визуализированы
(таблицы, схемы, графики и т. д.) и, по возможности, упрощены. Это обеспечивает сжатый масштаб времени, в котором функционирует игровая модель управления, что, в свою очередь, служит предпосылкой экспериментирования с нею.
Принцип автономности. Отдельные сюжеты и эпизоды имитационной модели позволяют «настраивать» игру для конкретного состава участников, дают возможность рационально построить учебный курс, когда имитационная игра становится стержнем изучаемой дисциплины. Реализация этого принципа означает, что отдельные блоки игры могут проводиться самостоятельно, что достигается разработкой нескольких вариантов информационного обеспечения игры.
Самый полный вариант предусматривает жесткое информационное взаимодействие игровых сюжетов и эпизодов по входам и выходам (например, сюжет «оперативное управление производством» разыгрывается по результатам, полученным в сюжете «технико-экономическое планирование»). В остальных вариантах отдельные блоки игры функционируют по заранее подготовленным информационным выходам.
|
|
Принцип «открытости» игровой модели. Отдельные элементы имитационной игры могут входить готовыми блоками в последующие разработки. Согласно данному принципу при создании первых игр необходимо предусмотреть свободные входы в модель, типизировать отдельные ее модули, составить обобщенные инструкции для участников игры и т.д. Как показывает практика разработки имитационных игровых моделей, это требует дополнительных усилий от авторов. Однако опыт свидетельствует, что такой подход компенсируется целым рядом преимуществ и прежде всего экономией затрат при создании каждой последующей игры.
Принцип сбалансированности игровой деятельности и деятельности по поводу игры. От этого принципа зависит эффективность проведения имитационных игр, так как именно в процессе этой деятельности обеспечивается реализация цели игровых экспериментов: изучение процессов функционирования организационно-экономических систем. Поэтому при создании игры следует идти по цепочке: формулирование цели проведения игры - формирование деятельности по поводу игры - конструирование игровой деятельности.
Кроме того, целесообразно следовать правилу, при котором каждая игровая процедура должна занимать ровно столько времени в игре, сколько требуется для понимания участниками ее места и назначения в реальной системе.
Соблюдение этого правила связано в реальной практике обучения с рядом трудностей.
Во-первых, в некоторых случаях бывает не просто убедиться, что обучаемые руководители и специалисты поняли суть демонстрируемой процедуры (для решения этого вопроса иногда преподаватели применяют контрольные упражнения, задачи и тесты).
Во-вторых, нередко бывает так, что вследствие разной степени подготовки участников игры трудно добиться, чтобы все они одновременно и с одинаковым успехом овладели навыками решения игровых задач.
Интенсификация игровой деятельности во многом зависит от организации самого процесса игры, числа присутствующих на игре организаторов и их профессионализма, от удобства и продуманности игровых процедур и правил.
В то же время сказанное не означает, что игровую деятельность можно или нужно исключить вообще, заменив ее традиционным объяснением изучаемой проблемы.
Многократно проводимые занятия с руководителями и специалистами свидетельствуют, что при исключительно вербальной форме обучения и отказе от игровой деятельности не удается довести до каждого обучаемого подробное содержание учебной проблемы, обеспечить единообразное понимание слушателями не только задачи, но порой даже лексики, терминов, определений, выработать единый язык общения.
В этом случае дискуссия по проблеме сводится, как правило, к многословным выступлениям, когда каждый пытается рассказать нечто, в чем он силен, но не предлагает решения обсуждаемой проблемы.
Уровень инструментальное™ такой организационной формы обучения или решения проблем резко снижается, а порой и вовсе падает. Отсюда следует вывод о большой значимости игровой деятельности как языкового средства общения в междисциплинарных коллективах, а также о том, что объем и содержание этой деятельности в каждом отдельном учебном фрагменте зависят от всей совокупности конкретных условий (сложность решаемой проблемы, состав игроков, наличие учебного времени, количество и авторитет преподавателей-игротехников, продуманность игровых форм и правил, пригодность помещений, удобство выполнения расчетов и т.д.).
Таким образом, выбор пропорций игры и действий по поводу игры - это сложная творческая задача.
Принцип насыщения игровых систем управления техническими средствами сбора, передачи и обработки информации. Необходи-
|
|
мость технической помощи при сборе и обработке информации вызвана спецификой игровых моделей. Как уже было отмечено, главная особенность таких моделей — сжатый масштаб времени. Это обеспечивает быструю реакцию среды на решения участников, возможность модельного воспроизводства ее будущих состояний. Поэтому так важно, чтобы игроки могли выполнять все рутинные процедуры в максимально сжатые сроки.
Принцип сбора, систематизации и обработки экспертной информации. Цель проведения имитационной игры в полной мере достигается только тогда, когда в составе инструктивного материала содержится тщательно продуманная и отработанная методика экспертного оценивания. Поэтому в процессе разработки игры вопросам организации сбора данных необходимо уделять первостепенное внимание.
Так, например, проведение в Новосибирске В. Комаровым имитационной игры «Управление целевыми программами» показало, что для повышения эффективности исследовательской или познавательной деятельности обучаемых целесообразно в сценарий игры включать специальный сюжет по конструированию изучаемой системы с применением современных методик групповой работы типа «круглый стол», «мозговой штурм» или «конкурс орг-проектов» и т.д. Введение такого сюжета заменяет послеигровую дискуссию и позволяет повысить качество решения проблем.
В реальной же практике проведения имитационных игр удается активизировать исследовательскую деятельность участников игры лишь за счет коллективного взаимодействия в каждой игровой группе (внутри каждой группы создается творческий микроклимат, при котором используются знания и исследовательский потенциал каждого участника, но общение, как правило, происходит спонтанно, на уровне имеющегося опыта обучаемых).
При таком понимании заключительного сюжета весь игровой метод можно представить как совокупность трех крупных последовательных этапов.
На первом этапе (анализ и диагностика проблемы) еще до начала эксперимента игроки знакомятся с изучаемой проблемой по описаниям и методическим разработкам.
|
|
На втором этапе анализа проблемы обучаемые в ходе игровой деятельности выступают в роли активных участников изучаемого процесса.
На третьем этапе (более приближенный анализ проблемы) игроки в рамках заключительного сюжета, используя знания и жизненный опыт, при активном обмене мнениями создают свой вариант решения изучаемой проблемы.
В имитационных играх, предназначенных для конструирования управленческих технологий, данный методический подход имеет наиболее завершенный вид. В играх другого типа он модифицируется с сохранением основной идеи, заключающейся в поэтапном рассмотрении изучаемой проблемы и групповой работе на заключительной стадии.
Для успешного решения проблем в имитационной игре нужны все три стадии, три этапа игрового метода, однако последний этап является наиболее важным, хотя именно он в описанных в литературе имитационных играх, как правило, наименее разработан.
На заключительном сюжете целесообразно предложить участникам специальный вопросник, на основании которого игровые группы создают проект решения проблемы и готовят выступления по его защите. Используются, как правило, два типа вопросников: при первом - по каждому вопросу формируются альтернативные решения, при втором - называется лишь сам вопрос, без альтернатив его решения.
Как показывает практика проведения имитационных игр при обучении руководителей и специалистов, в случае наличия альтернативных вариантов ответа снижается качество исследовательской и аналитической работы участников игры. Обучаемые просто отдают предпочтение одному из предлагаемых вариантов, не аргументируя выбор и порой не задумываясь над мотивацией выбора, тем более, не прогнозируя возможные негативные последствия выбранного решения для практики. Малоинформативными при этом оказываются и выступления лидеров групп по защите игровых проектов.
Когда же участники игры сами предлагают вариант решения по тому или иному вопросу, то, как правило, они более энергично и обоснованно его защищают, выдвигают большее количество аргументов и контраргументов, примеров из практики. Поскольку во втором случае обучаемые вырабатывают значительно больше ценной информации, постольку и результат игры более эффективен.
На активность обучаемых в процессе защиты игровых проектов влияет порядок их рассмотрения. Если заслушивать проекты целиком (сначала выступает одна группа, потом - другая и т.д.), то члены тех групп, по которым выступление уже состоялось, в какой-то мере теряют интерес к происходящему и их активность восприятия информации снижается. Рассмотрение же точек зрения последовательно по каждому вопросу в отдельности позволяет поддерживать постоянно высокий уровень внимания обучаемых руководителей и специалистов, что способствует большей продуктивности данного эпизода.
Качество подготовленных участниками имитационной игры проектов и решений для обсуждения зависит от технологии внут-ригрупповой работы.
В играх производственного и управленческого характера можно использовать разные варианты соорганизации участников интерактивного взаимодействия:
• закрепление за участниками отдельных вопросов с последующим заслушиванием в группе предлагаемых решений;
• коллективное обсуждение каждого вопроса в виде свободной дискуссии;
• коллективное обсуждение проекта, когда стендовый доклад делает лидер, на вопросы отвечает любой из участников разработки проекта, оппонируют представители других команд.
Последний вариант, как правило, наиболее продуктивен, вместе с тем практика обучения и организационного развития показывает, что группа должна сама выбрать удобную для нее форму презентации проектной информации.
Все сказанное свидетельствует о том, что в связи с особой важностью технологии внутригрупповой работы обучающихся методику проведения заключительного сюжета при подготовке конкретных игровых экспериментов целесообразно разрабатывать тщательно и в многовариантном аспекте.