Три этапа в имитационной игре

Имитационные интерактивные игры проводятся, как правило, в три этапа: подготовительный, игровой и заключительный.

На подготовительном этапе участники игры знакомятся с иг­ровыми материалами, проходят инструктаж, тестирование, уча­ствуют в игротехнических приемах «погружения» в игру и т.д.

Игровой этап состоит из отдельных периодов. Каждый период соответствует выбранному циклу управления (год, квартал, месяц, декада, сутки). В перерывах между игровыми периодами (например, когда проводятся расчеты на компьютере) для участников игры мо­гут быть прочитаны лекции, проведены тренинги, семинары и т.п.

На заключительном этапе проводится межгрупповая дискуссия, во время которой каждая команда участников игры предлагает и защищает перед комиссией свой проект или вариант решения рас­сматриваемой в игре проблемы.

Познавательный эффект управленческих имитационных игр обусловлен комбинированным использованием трех методов:

аналитического,

экспертного,

экспериментального.

С помощью аналитического метода конструируется игра. В про­цессе такого конструирования собирается, обрабатывается и ана­лизируется большой фактический материал, выделяются важные элементы и связи, формулируются гипотезы и теоретические поло­жения по поводу изучаемых явлений, создается блок-структура игры (ее сценарий).

Участие профессионалов-практиков в имитационной игре ак­тивизирует их экспертный потенциал: наблюдая изучаемую систе­му «изнутри», игроки и эксперты не только анализируют результа­ты деятельности участников игры, но и переоценивают свой прошлый опыт и знания.

Экспериментальный характер игрового метода определяется тем, что каждое проведение игры можно рассматривать как лаборатор-


ный эксперимент с изучаемой системой, моделью. Сжатый масш­таб времени и пространства позволяет многократно воссоздавать динамику функционирования организации.

Имитационные игры могут применяться для решения различ­ных задач:

■ обучения и развития,

■ принятия хозяйственных решений,

■ организационного проектирования,

■ исследования, ш творчества.

Как средство обучения руководителей и специалистов имита­ционные игры обладают тем достоинством, что: повышают мотивацию обучаемых, предоставляют возможность применить полученные знания для

решения производственных задач, развивают конкретные практические умения.

Применение игр для принятия производственных решений пред­полагает включение их в виде модуля в действующую систему уп­равления, регулярное проведение имитационных игровых моделей позволяет делать прогнозы, вырабатывать стратегию, тактику, конкретные мероприятия по развитию производства, отрабатывать организационные структуры или механизмы хозяйствования.

Применение игр в организационном проектировании позволя­ет делать игровые модели по материалам проектов систем управ­ления (система диспетчирования; вывод предприятия из «тупика», стагнации; проекты стратегического управления предприятием, инновационные преобразования и пр.). В ходе таких игр проверя­ются и уточняются принятые проектные решения (периодичность составления планов или выполнения учета, маршруты движения документов, распределение прав и обязанностей в новых условиях, вариант системы стимулирования, мотивации персонала и др.).

Имитационные игры, используемые в исследовательских целях, служат для получения новой информации, для организации рабо­ты междисциплинарного коллектива, для проверки гипотез и тео­ретических положений.

Для каждой игровой имитации составляется программа, в ко­торой определяются решаемые задачи. Анализ таких программ свидетельствует, что обучаемые в ходе игры получают информа­цию с возможными вариантами решения этих задач (источника­ми информации являются наблюдения за поведением игроков, результаты анкетного опроса, предложения, высказываемые иг­роками на пленарной дискуссии). Эта информация обрабатыва­ется и анализируется организаторами игры. Результаты анализа


фиксируются в отчете по итогам игры. Такова общая схема полу­чения решений по изучаемым в игре проблемам.

Управленческие имитационные игры предусматривают следую­щие цели:

• развитие управленческих навыков,

• активное усвоение концепций и методов управления,

• привитие навыков в применении этих концепций и методов на практике,

• получение комплексного представления о типичном объекте уп­равления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: