Методы работы с ситуациями

В системе повышения квалификации при обучении руководите­лей и специалистов часто используют такие разновидности АКС, как метод кейса, метод инцидента и метод проигрывания ролей (ин­сценировки).

МЕТОД КЕЙСОВ

Метод анализа кейсов, казусов (от лат. casus - запутанный или необычный случай) - наиболее приемлемая интерактивная техно­логия для краткосрочного обучения руководителей и специалистов, так как направлена, скорее, на формирование новых психологи­ческих качеств и умений, чем на освоение знаний.

Ведущая роль в распространении кейс-метода для практической подготовки в сфере менеджмента и маркетинга принадлежит Гар­вардской школе бизнеса.

Многие курсы, которым обучают менеджеров, переложены на язык рассмотрения конкретных проблемных и бизнес-микроси­туаций. В большинстве случаев при использовании метода кей­сов участникам обучения предоставляют краткую запись набора обстоятельств, которые могут основываться на реальной либо во­ображаемой ситуации. Метод не требует больших материальных или временных затрат и предполагает вариантность обучения.

Вероятно, наблюдается некое внутреннее единство кейса как конкретного случая, иллюстрирующего общую закономерность, и самой сути работы руководителя или специалиста, когда им при­ходится принимать решение в условиях недостаточной определен­ности ситуации, действовать «по обстановке».

Можно сказать, что кейс-метод - это деловая игра в миниатю­ре, так как он сочетает в себе профессиональную деятельность с игровой. Сущность данной технологии состоит в том, что учебный материал подается обучаемым в виде микропроблем, а знания при­обретаются в результате их активной исследовательской и творче­ской деятельности по разработке решений.


Описание ситуаций для стимулирования творческой и критиче­ской деятельности слушателей может носить различный характер в зависимости от педагогической цели ее использования в учебном процессе.

Основной целью данной технологии является активизация обу­чаемых, что, в свою очередь, повышает эффективность професси­ональной переподготовки или квалификацию руководителей и спе­циалистов, а также изменяет уровень учебной мотивации за счет стимулирования профессионального интереса взрослых обучаемых к учебному процессу.

УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ

Кейс-метод как форма обучения и активизации учебного про­цесса позволяет успешно решать следующие задачи:

• овладеть навыками и приемами всестороннего анализа ситуаций из сферы профессиональной деятельности;

• отработать умение востребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения исходной ситуации, то есть правиль­но формулировать вопросы «на развитие», «на понимание»;

• приобрести навыки применения теоретических знаний для ана­лиза практических проблем;

• наглядно представить особенности принятия решения в ситуации неопределенности, а также различные подходы к разработке плана действий, ориентированных на достижение конечного результата;

• приобрести навыки вербализации, то есть ясного и точного изло­жения собственной точки зрения в устной или письменной форме;

• выработать умение осуществлять презентацию, то есть убедитель­но преподносить, обосновывать и защищать свою точку зрения;

• отработать навыки конструктивного критического оценивания точки зрения других;

• научиться самостоятельно принимать решения на основе группо­вого анализа ситуации;

• овладеть умением извлекать пользу из своих и чужих ошибок, опи­раясь на данные обратной связи.

ПРИНЦИПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ

Кейсы следует разрабатывать и реализовывать в системе пере­подготовки и повышения квалификации руководителей и специа­листов с учетом ряда характеристик, обеспечивающих эффектив­ность их использования в обучающих программах:

во-первых, кейс должен соответствовать целям обучения;

во-вторых, кейс должен быть максимально приближен к реаль­ной профессиональной деятельности (реальное событие или искус-


ственно создаваемая ситуация, где часть реального материала ком­пилируется с какой-либо типовой проблемой);

в-третьих, задание должно быть подобрано таким образом, что­бы можно было пользоваться разными путями для поиска вариан­тов решения;

в-четвертых, кейсы могут отличаться по уровню обобщенности, по количеству представленной в них информации, по сложности проблемы;

в-пятых, материал кейса не должен быть устаревшим, его сле­дует обновлять параллельно с изменениями в реальной практике.

ТРИ ПОДХОДА К ПРИМЕНЕНИЮ КЕЙСОВ

Существуют три основных варианта применения метода кейсов:

1. Диагностика проблемы.

2. Диагностика одной или нескольких проблем и выработка уча­стниками занятия методов их решения.

3. Оценка обучаемыми предпринятых действий по решению про­блемы и их последствий (и проблема, и ее решение могут быть опи­саны в инструкции).

Как только преподаватель выбрал подходящий вариант приме­нения, так можно принять решение по поводу того, будет ли метод кейсов включать одну задачу или серию задач.

В зависимости от сложности этих задач метод будет применять­ся или в виде короткого упражнения (30-60 мин.), или в более раз­вернутом виде. В некоторых случаях вокруг исследования какой-либо важной ситуации может быть выстроен целый курс, длящийся несколько дней.

В каждом из этих вариантов обучение происходит через изло­жение информации в виде проблемы или серии проблем. Эта ин­формация может быть представлена в документальной форме (на­пример, сообщение) или при помощи вербальных или визуальных средств (таких, как видео и/или показ слайдов). Как только группа получает ряд данных для проверки, начинается процесс их анализа и дальнейшей детализации.

Метод анализа кейсов состоит в том, что слушателям, как уже отмечалось, предлагается письменно или устно конкретный слу­чай из практики (казус). Он описывается лаконично, обычно в не­сколько строк. Например, выражается суть конфликта или про­блемы с весьма схематичным обозначением обстоятельств («случилось...»).

Такие ситуации обычно используются на лекциях-дискуссиях. Применение микроситуаций по типу: «Ваши действия?» создает воз­можность внести в учебный процесс элементы творчества, требует


от слушателя новых самостоятельных выводов и обобщений, заос­тряет его внимание на изучаемом материале.

Метод анализа кейсов позволяет вовлекать в беседу слушате­лей путем прямого обращения, например, «Как бы Вы поступили в этом случае?», «Что Вы думаете по этому поводу?», «Какое ре­шение Вы примете?» и пр. Этим способом следует пользоваться как для выяснения мнения отдельных слушателей, активно про­являющих себя на занятиях, так и для вовлечения в дискуссию тех, кто предпочитает отмалчиваться из-за стеснительности или по другим причинам.

Принципиальное отличие метода кейсов от других интерактив­ных технологий активизации учебного процесса в том, что здесь превалирует необходимость профессиональной компетентности у обучаемого.

Для большинства рассматриваемых ситуаций целесообразно привлечение специальных знаний (например, кейсы из практики нарушения трудового законодательства требуют от обучаемого для квалифицированного анализа ситуаций знаний по трудовому пра­ву; кейсы по анализу причин конфликтов и демотивации персона­ла требуют от руководителей и специалистов социально-психоло­гической компетентности).

Эти знания приходят не столько с жизненным опытом, сколько с овладением определенной профессией. Принципиальная схема ис­пользования кейсов идентична той, с помощью которой уже не пер­вый век обучают врачей.

Перед обучаемыми потенциальными врачами разворачивается история отдельного случая, подкрепленная различными описани­ями и анализами, мнениями других специалистов, классическими схемами, графиками и таблицами. Целью является установление диагноза и составление программы излечения больного.

Работа над всем представленным материалом может осуществ­ляться как в группе, так и индивидуально, но в ограниченное вре­мя, по истечении которого обучаемыми должны быть представле­ны обоснованные выводы и план мероприятий.

Объем исходных материалов для работы с кейсом может вклю­чать от 5 строчек до 5 страниц, которые необходимо прочитать и проанализировать. Учебные кейсы легче брать из реальной прак­тики, чем специально придумывать в лабораторных условиях. Рас­сматриваемые на занятиях микроситуации могут быть отнесены к любому кругу проблем, для решения которых нужны смекалка, находчивость и оперативность.

Эффективность занятия с помощью кейс-технологии во многом зависит от умения преподавателя организовывать групповую ра-


боту, то есть направлять беседу в нужное русло, контролировать время в процессе интерактивного взаимодействия, вовлекать в дис­куссию всех участников учебного процесса, организовывать кор­ректную обратную связь с участниками занятия, обобщать полу­ченные результаты и подводить конструктивные итоги.

Примечание. Чтобы развить конкретные навыки и умения, необходи­мо многократное повторение данной технологии. Этот метод можно регуляр­но использовать практически по любой теме обучения менеджменту, комму­никации, управлению персоналом и т.д., причем до начала чтения лекции, в процессе ее и в конце.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: