В системе повышения квалификации при обучении руководителей и специалистов часто используют такие разновидности АКС, как метод кейса, метод инцидента и метод проигрывания ролей (инсценировки).
МЕТОД КЕЙСОВ
Метод анализа кейсов, казусов (от лат. casus - запутанный или необычный случай) - наиболее приемлемая интерактивная технология для краткосрочного обучения руководителей и специалистов, так как направлена, скорее, на формирование новых психологических качеств и умений, чем на освоение знаний.
Ведущая роль в распространении кейс-метода для практической подготовки в сфере менеджмента и маркетинга принадлежит Гарвардской школе бизнеса.
Многие курсы, которым обучают менеджеров, переложены на язык рассмотрения конкретных проблемных и бизнес-микроситуаций. В большинстве случаев при использовании метода кейсов участникам обучения предоставляют краткую запись набора обстоятельств, которые могут основываться на реальной либо воображаемой ситуации. Метод не требует больших материальных или временных затрат и предполагает вариантность обучения.
Вероятно, наблюдается некое внутреннее единство кейса как конкретного случая, иллюстрирующего общую закономерность, и самой сути работы руководителя или специалиста, когда им приходится принимать решение в условиях недостаточной определенности ситуации, действовать «по обстановке».
Можно сказать, что кейс-метод - это деловая игра в миниатюре, так как он сочетает в себе профессиональную деятельность с игровой. Сущность данной технологии состоит в том, что учебный материал подается обучаемым в виде микропроблем, а знания приобретаются в результате их активной исследовательской и творческой деятельности по разработке решений.
Описание ситуаций для стимулирования творческой и критической деятельности слушателей может носить различный характер в зависимости от педагогической цели ее использования в учебном процессе.
Основной целью данной технологии является активизация обучаемых, что, в свою очередь, повышает эффективность профессиональной переподготовки или квалификацию руководителей и специалистов, а также изменяет уровень учебной мотивации за счет стимулирования профессионального интереса взрослых обучаемых к учебному процессу.
УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ
Кейс-метод как форма обучения и активизации учебного процесса позволяет успешно решать следующие задачи:
• овладеть навыками и приемами всестороннего анализа ситуаций из сферы профессиональной деятельности;
• отработать умение востребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения исходной ситуации, то есть правильно формулировать вопросы «на развитие», «на понимание»;
• приобрести навыки применения теоретических знаний для анализа практических проблем;
• наглядно представить особенности принятия решения в ситуации неопределенности, а также различные подходы к разработке плана действий, ориентированных на достижение конечного результата;
• приобрести навыки вербализации, то есть ясного и точного изложения собственной точки зрения в устной или письменной форме;
• выработать умение осуществлять презентацию, то есть убедительно преподносить, обосновывать и защищать свою точку зрения;
• отработать навыки конструктивного критического оценивания точки зрения других;
• научиться самостоятельно принимать решения на основе группового анализа ситуации;
• овладеть умением извлекать пользу из своих и чужих ошибок, опираясь на данные обратной связи.
ПРИНЦИПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ
Кейсы следует разрабатывать и реализовывать в системе переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов с учетом ряда характеристик, обеспечивающих эффективность их использования в обучающих программах:
во-первых, кейс должен соответствовать целям обучения;
во-вторых, кейс должен быть максимально приближен к реальной профессиональной деятельности (реальное событие или искус-
ственно создаваемая ситуация, где часть реального материала компилируется с какой-либо типовой проблемой);
в-третьих, задание должно быть подобрано таким образом, чтобы можно было пользоваться разными путями для поиска вариантов решения;
в-четвертых, кейсы могут отличаться по уровню обобщенности, по количеству представленной в них информации, по сложности проблемы;
в-пятых, материал кейса не должен быть устаревшим, его следует обновлять параллельно с изменениями в реальной практике.
ТРИ ПОДХОДА К ПРИМЕНЕНИЮ КЕЙСОВ
Существуют три основных варианта применения метода кейсов:
1. Диагностика проблемы.
2. Диагностика одной или нескольких проблем и выработка участниками занятия методов их решения.
3. Оценка обучаемыми предпринятых действий по решению проблемы и их последствий (и проблема, и ее решение могут быть описаны в инструкции).
Как только преподаватель выбрал подходящий вариант применения, так можно принять решение по поводу того, будет ли метод кейсов включать одну задачу или серию задач.
В зависимости от сложности этих задач метод будет применяться или в виде короткого упражнения (30-60 мин.), или в более развернутом виде. В некоторых случаях вокруг исследования какой-либо важной ситуации может быть выстроен целый курс, длящийся несколько дней.
В каждом из этих вариантов обучение происходит через изложение информации в виде проблемы или серии проблем. Эта информация может быть представлена в документальной форме (например, сообщение) или при помощи вербальных или визуальных средств (таких, как видео и/или показ слайдов). Как только группа получает ряд данных для проверки, начинается процесс их анализа и дальнейшей детализации.
Метод анализа кейсов состоит в том, что слушателям, как уже отмечалось, предлагается письменно или устно конкретный случай из практики (казус). Он описывается лаконично, обычно в несколько строк. Например, выражается суть конфликта или проблемы с весьма схематичным обозначением обстоятельств («случилось...»).
Такие ситуации обычно используются на лекциях-дискуссиях. Применение микроситуаций по типу: «Ваши действия?» создает возможность внести в учебный процесс элементы творчества, требует
от слушателя новых самостоятельных выводов и обобщений, заостряет его внимание на изучаемом материале.
Метод анализа кейсов позволяет вовлекать в беседу слушателей путем прямого обращения, например, «Как бы Вы поступили в этом случае?», «Что Вы думаете по этому поводу?», «Какое решение Вы примете?» и пр. Этим способом следует пользоваться как для выяснения мнения отдельных слушателей, активно проявляющих себя на занятиях, так и для вовлечения в дискуссию тех, кто предпочитает отмалчиваться из-за стеснительности или по другим причинам.
Принципиальное отличие метода кейсов от других интерактивных технологий активизации учебного процесса в том, что здесь превалирует необходимость профессиональной компетентности у обучаемого.
Для большинства рассматриваемых ситуаций целесообразно привлечение специальных знаний (например, кейсы из практики нарушения трудового законодательства требуют от обучаемого для квалифицированного анализа ситуаций знаний по трудовому праву; кейсы по анализу причин конфликтов и демотивации персонала требуют от руководителей и специалистов социально-психологической компетентности).
Эти знания приходят не столько с жизненным опытом, сколько с овладением определенной профессией. Принципиальная схема использования кейсов идентична той, с помощью которой уже не первый век обучают врачей.
Перед обучаемыми потенциальными врачами разворачивается история отдельного случая, подкрепленная различными описаниями и анализами, мнениями других специалистов, классическими схемами, графиками и таблицами. Целью является установление диагноза и составление программы излечения больного.
Работа над всем представленным материалом может осуществляться как в группе, так и индивидуально, но в ограниченное время, по истечении которого обучаемыми должны быть представлены обоснованные выводы и план мероприятий.
Объем исходных материалов для работы с кейсом может включать от 5 строчек до 5 страниц, которые необходимо прочитать и проанализировать. Учебные кейсы легче брать из реальной практики, чем специально придумывать в лабораторных условиях. Рассматриваемые на занятиях микроситуации могут быть отнесены к любому кругу проблем, для решения которых нужны смекалка, находчивость и оперативность.
Эффективность занятия с помощью кейс-технологии во многом зависит от умения преподавателя организовывать групповую ра-
боту, то есть направлять беседу в нужное русло, контролировать время в процессе интерактивного взаимодействия, вовлекать в дискуссию всех участников учебного процесса, организовывать корректную обратную связь с участниками занятия, обобщать полученные результаты и подводить конструктивные итоги.
Примечание. Чтобы развить конкретные навыки и умения, необходимо многократное повторение данной технологии. Этот метод можно регулярно использовать практически по любой теме обучения менеджменту, коммуникации, управлению персоналом и т.д., причем до начала чтения лекции, в процессе ее и в конце.