1) Наличие модели практической ситуации, например социально-экономической, социально-психологической или логической;
2) коллективная, мелкогрупповая и индивидуальная выработка решений;
3) многоальтернативность решений;
4) единая цель при выработке решений;
5) наличие системы группового оценивания деятельности обучаемых;
6) наличие управляемого эмоционального напряжения;
7) разные способы анализа принимаемых решений.
Остановимся на одной из перечисленных характеристик - на уп
равлении эмоциональным напряжением.
В учебном процессе при работе с АКС преподаватель может поддерживать эмоциональное напряжение обучаемых следующими средствами:
- несоответствием ресурсов и цели;
- неполнотой информации об объекте;
- соревнованием групп по выработке решения;
- конкуренцией отдельных индивидуумов по выработке решения;
- оцениванием результатов деятельности как самими слушателями, так и преподавателем.
Именно несоответствие учебной цели, поставленной перед обучаемыми в данной конкретной ситуации, и имеющихся у них ресурсов (ограниченность теоретических знаний, практического опыта, времени для принятия решения, недостаток информации об объекте, несовместимость членов группы) делает задачу нетривиальной, требующей от слушателей определенных интеллектуальных затрат, критического мышления, культуры полемики и соответствующей организации коллективной деятельности.
Успешность проведения занятия методом классического, традиционного анализа ситуаций зависит от предварительной организационной и методической подготовки преподавателя, от уровня владения им самой технологией обучения, от его профессиональной и коммуникативной компетентности.
Долог путь поучений, короток и успешен путь примеров.
Сенека