Цель: выработать способ поощрения разработки различных идей и распространения их среди членов группы.
Материалы: карточки размером 3 X 5, по 5 для каждого члена группы.
Процедура
• Перед началом игрового занятия сформулируйте задачу или [вопрос, с которыми вы обратитесь к обучаемым. Попросите их подготовить по 5 лучших способов решения этой задачи и записать каждый из них на отдельной карточке или игровом бланке (долларовая или рублевая банкнота).
• Попросите каждого участника написать свое имя на оборотной стороне каждой карточки для того, чтобы убедиться, что способы решения обсуждались в группе. Перед интерактивным взаимодействием назначьте последний срок сдачи карточек.
• Составьте перечень основных способов решения задачи, чтобы группа знала о своих способностях и качестве предложенных решений.
• В начале игры раздайте список решений и попросите каждого участника выбрать 10 лучших способов решения и отметить эти карточки. Проведите быстрый подсчет ответов, попросив проголосовать по каждому пункту перечня.
• После того как вы составите таблицу результатов подсчета, объявите лучшие варианты, присудите призы и объясните, насколько каждый теперь стал «богаче». Участники не только расширили свои познания и потренировали умственные способности, но и узнали много способов решения организационных проблем, которые могут быть в будущем.
Вопросы для обсуждения
1. Какие преимущества дает сосредоточение внимания на той или иной задаче или проблеме до начала игрового взаимодействия?
2. Как сказался характер участия в данном обсуждении (равноправие в разработке способов решения, равноправие при голосовании) на его результатах по сравнению с тем опытом, который у обучаемых имеется?
3. Для решения каких еще проблем может оказаться полезным данный метод?
Советы преподавателю
• Вы можете попробовать использовать деньги вместо карточек, для того чтобы более наглядно проиллюстрировать идею «обогащения».
• Если обсуждаемая проблема может вызвать достаточно широкий интерес, вы могли бы рекомендовать результаты игрового взаимодействия (все пункты или выборочный перечень) к публикации в информационном бюллетене по итогам обучения.
• Обязательно отметьте всех тех, кто внес свой вклад в решение задач, и выразите им свою признательность.
Если у вас осталось время
Прикрепите все карточки на стену и попросите участников оценить каждую идею и «проголосовать», для того чтобы найти 10 лучших идеи, поставив для этого отметку в нижнем конце соответствующих 10 карточек. Затем соберите карточки, быстро сосчитайте голоса, чтобы выявить карточки, набравшие максимальное число голосов.
Конечно, просто разработка и выбор возможных решений не гарантируют того, что все они являются очевидными или не вызывающими определенных трудностей. Поэтому вы можете продолжать обсуждение, рассматривая стоимость и выгоды 5 решений, занявших высшие позиции, до того как группа выберет наилучшие решения.
Можно выделить лучшее решение другим путем. Изложите все идеи, которые выработала группа, и условно дайте каждому участнику часть игровых денег (например, 100 рублей). Затем попросите каждого распределить эти деньги между идеями в соответствии со своим представлением об их ценности.
Например, один человек может разделить 100 рублей на 5 равных частей, в то время как другой может отдать 80 рублей за одну идею и 20 рублей за другую. Идея, за которую будет предложена самая высокая цена, и объявляется «победительницей».