ИГРА «ЧТО, ЕСЛИ.?»

Цель, предложить участникам занятия подготовить планы на не­предвиденные случаи или потенциально опасные ситуации. Материалы - мяч Процедура

После краткого описания правил мозгового штурма (то есть ни­
какой критики, самые сумасшедшие идеи хороши) скажите чле­
нам группы, что у них не будет возможности заранее обдумать

^ подход к решению будущих проблем. Разбейте учебную группу на подгруппы из трех-четырех человек. Росите их вспомнить эпизод, который отражает закон Мер-фи. Это может быть личный опыт участника или история, кото­рую они слышали от своего коллеги. Пусть каждая группа оста­новится на определенной проблеме, например такой: «Половина моего персонала заболела в один день» или «Я не мог найти свои

^ записи как раз тогда, когда хотел сделать сообщение».

• Вызовите членов группы и попросите их определить свою про­
блему. Они сделают это, сказав: «Что, если... (половина моего
персонала заболела в один и тот же день)?» Дайте им мяч в то


время, когда они будут определят,, проблему. Затем они переда­дут мяч другой группе. Тот, кто п0имает мяч, должен будет быс­тро предложить несколько решений поставлеНного вопроса. Как только отчитывающаяся группа н^Чнет меДлить с ответами, по­звольте остальным высказать свои соображения. После того как в течение нескольку минут будут получены) воз­можные решения, мяч передается дрУгой группе> „ процесс повто­ряется. Продолжайте игру столько, с^олько позволяет время.' Вопросы для обсуждения

1. Осознаете ли вы важность таки* «пятиминуток» утром в по­недельник?

2. Переживал ли кто-нибудь из вас ПОд0бные случаи?

3. Можете ли вы назвать самые эффективные ПрИемы в подоб­ных ситуациях?

Советы преподавателю

• Группе может понадобиться первоначзльный толчок в обдумыва, нии непредвиденных ситуаций. Прид,умайте сами два.три примера, чтобы подтолкнуть группу.

• После того как будут даны несколько отчетов, спросите человека, придумавшего оригинальную проблеМу; 0 Т0М) как он (она) коит. ролирует ситуацию.

ИГРА «НЕЛЬЗЯ ТЕРЯТЬ НИ СЕКУНДЫ»

Цель: заставить руководителей или специалистов задуматься о многочисленных и разнообразных споСобах потерять время в со­временном офисе, а также о том, как 1чожно этого избежать.

Материалы: плакат, копии перечня <<Способы потери времени», ручки или карандаши.

Процедура

• Попросите группу задуматься о том, что такое время и „очему некоторые дни пролетают совсем ^заметно, хотя, как ока­зывается, сделано совсем немного дед КоНечно, никто из нас не защищен от людей или вещей, к0торые меШают нашей ра­боте.

• Имея это в виду, попросите каждого обучаеМого написать десять самых главных, по их мнению, причин потери времени.

• Спустя несколько минут образуйте гру^пы ш ^^ чел0век и про­анализируйте эти списки, чтобы увидегЬ) какие пункты в них име. ют отношение к большинству из нас.

• Затем продемонстрируйте плакат, на котором зафиксированы ос­новные способы потери времени и организуйте обсуждение того, как этого можно избежать.


Вопросы для обсуждения

\. Как коллективные высказывания членов вашей группы соот­носятся с их собственным перечнем?

2. Каковы три наиболее важные причины потери времени у вас?

3. Каковы основные способы сберечь время? Советы преподавателю

♦ В зависимости от условий конкретной организации десять «ос­новных причин потери времени» с плаката могут не совпадать с ответами группы.

♦ Отметьте некоторые конкретные предложения относительно ос­новных пунктов.

СПИСОК ОСНОВНЫХ ПРИЧИН ПОТЕРЬ ВРЕМЕНИ

1. Жизненные кризисы.

2. Телефонные разговоры.

3. Плохое планирование.

4. Попытки делать слишком много дел одновременно.

5. Визиты друзей (свободных от дел коллег и т.д.).

6. Плохие связи.

7. Личная неорганизованность.

8. Недостаток собственной дисциплины.

9. Неспособность сказать «нет».

10. Откладывание дел со дня на день.

МОЗГОВОЙ ШТУРМ «КАРЬЕРА» Из книги «Тренинглидерства»

Необходимое время: это занятие должно быть тщательно распи­сано по времени так, как показано ниже, иначе оно растянется на часы:

- 5 минут на объяснение упражнения;

- 3 минуты на разбивку игроков по группам, выбор репортеров и добровольцев;

- 5 минут на общее обсуждение тем, которых добровольцы за­хотят коснуться в процессе мозгового штурма;

- 5-10 минут на мозговой штурм;

- 5 минут на обработку идей;

- 10-15 минут на пленарную сессию.

Все вместе занимает около 45 минут, если только аудитория не окажется слишком большой. Цели

♦ Вдохновить людей на творческое мышление, при котором идеи
появляются быстро и в большом количестве, а на обдумывание


отводится очень мало времени - особенно при низкой мотивиро­ванности и низкой самооценке у членов групп.

• Дать понять, что приветствуются новаторские и необычные идеи.

• Помочь развитию языковых навыков и интеграции при работе с группами представителей различных культур.

• При работе с молодежью - спланировать карьеру, расширить про­фессиональную ориентацию.

Размер группы: от 5 до 25 человек.

Условия: учебная аудитория, преобразованная на манер кафе так, что небольшие группы могут сидеть за отдельными столиками. В другом случае группы могут рассесться на полу, каждая своим кружком. Приготовьте разноцветные фломастеры и бумагу.

Порядок действий

1. Устройте общую дискуссию о тех или иных обстоятельствах, побудивших участников собраться в единый коллектив. Например, если сессия проводится для выпускников школ или институтов и посвящена планированию карьеры, то какие трудности ожидают членов группы при выборе профессии или получении работы?

2. Позвольте дискуссии продолжаться до тех пор, пока не смо­жете выделить несколько человек со специфическими проблема­ми, в решении которых мог бы пригодиться мозговой штурм. На­пример, если сессия посвящена изменениям в системе управления, то может прозвучать следующее: «Я не вижу никакой необходимо­сти в изменениях: система, которая у нас существует, работает очень хорошо и без них» или: «Моя проблема в том, что мы мало что меняем».

3. Сформируйте группы по 5-7 человек вокруг каждого инди­вида, которого вы отобрали и который ищет «озарения». Попро­сите каждую группу собраться в круг.

4. Попросите каждую команду выбрать докладчика, после чего объявите правило: никто не вправе критиковать кого бы то ни было за высказанные идеи. Например, если темой оказывается необхо­димость перемен, то в отведенный срок группа должна придумать столько причин, сколько сможет, и неважно, насколько глупыми они могут показаться. Если отобранные лица окажутся выпускни­ками учебных заведений, то мозговой штурм будет относиться к профессии, которую они могли бы избрать. Если участники при­шли изучать английский язык, то добровольцы могут обратиться к мозговому штурму для улучшения своего произношения, расши­рения словарного запаса, улучшения разговорной речи и большей уверенности при изъяснении на иностранном языке.

5. Объявите, что все идеи будут записаны репортерами групп для последующего обсуждения.


6. Репортеры записывают все идеи фломастерами на плакате. (На практике раздайте им фломастеры разных цветов.) Репортеры мо­гут писать на полу, в центре круга, или сидеть за столом, тогда как остальные члены команды столпятся вокруг.

7. Дайте всем по 5-7 минут на мозговой штурм, после чего объя­вите, что фаза изобретений завершена и начинается оценка.

8. Теперь каждая группа просматривает записанные идеи, оста­навливаясь на одной или двух, которые реально импонируют при­писанному добровольцу, и разрабатывает их так, как считает нуж­ным.

Анализ; перейдите к финальной, пленарной фазе, в которой груп­пы поочередно рассказывают всей аудитории о том, что с ними происходило.

Завершение: мозговой штурм может привести к удивительным результатам. Помимо развития творческого потенциала обучаемые, работая в группе, обучают себя сами. Ваше дело как ведущего -высвободить коллективную силу и энергию, помочь обучаемым осознать свои уникальные возможности по решению проблем и перспективные возможности методов интерактивного обучения, приводящие участников к «пику» умственной и творческой актив­ности, позволяющей выработать такие решения, которые могут быть полезными для всей группы в целом и для каждого индивиду­ума в отдельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: