Логические задачи для интерактивного общения

«БУТЫЛКА»

Профессор Квибл утверждает, что может поставить бутылку в центре комнаты и вползти в нее. Верно ли это?

«ПРЕДСКАЗАТЕЛЬ»

Знаменитый предсказатель Урия Фуллер утверждает, что может предсказать счет любого футбольного, бейсбольного и баскетболь­ного матча задолго до его начала. В чем секрет предсказания?

«БЕГЛЫЙ ПРЕСТУПНИК»

Беглый преступник, идя по безлюдной местности, вдруг увидел, что навстречу ему едет машина, битком набитая полицейскими. Преступник бросился наутек, но, прежде чем скрыться в лесу, 20 метров он бежал навстречу полицейским. Он хотел этим выразить свое презрение к ним, или у него были на это более основательные причины? Какие?

ЗАДАЧА «СКОЛЬКО КОШЕК?»

В комнате четыре угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки по три кошки. На хвосте каждой кошки по одной кошке. Сколько же всего кошек в комнате?


ЗАДАЧА «ПОРТНОЙ»

Портной имеет кусок сукна в 16 метров, от которого он отреза­ет ежедневно по два метра. По истечении скольких дней он отре­жет последний кусок?

ЗАДАЧА «ГУСЕНИЦА»

В шесть часов утра в воскресенье гусеница начала вползать на дерево. В течение всего дня, то есть до 18 часов, она вползла на высоту 5 метров, а в течение ночи спустилась на 2 м. В какой день и час она вползет на высоту 9 м?

ЗАДАЧА «БОЧОНОК КВАСА»

Один человек выпивает бочонок кваса за 14 дней, а вместе с женой выпивает тот же бочонок кваса за 10 дней. Нужно узнать, за сколько дней жена одна выпивает тот же бочонок кваса.

ЗАДАЧА «КАК РАЗДЕЛИТЬ ОРЕХИ?»

Говорит дед внукам: «Вот вам 130 орехов. Разделите их на 2 ча­сти так, чтобы меньшая часть, увеличенная в 4 раза, равнялась бы большей части, уменьшенной в 3 раза».

Как разделить орехи?

СИТУАЦИЯ «РЫЦАРИ И ОРУЖЕНОСЦЫ»

Три рыцаря, каждый в сопровождении оруженосца, съехались на берегу реки и хотят переправиться на другой берег. Есть лодка, которая может вместить только двух человек. Могут ли перепра­виться рыцари и их оруженосцы на другой берег при условии, что, оказавшись отдельно от своего рыцаря, ни один оруженосец не находился бы при этом в обществе других рыцарей?

СИТУАЦИЯ «ВО ВРЕМЯ ШТОРМА»

Во время шторма капитан корабля приказал выбросить за борт половину из 30 тюков с товарами, которые везли два купца. Купцы были в нерешительности: каждому было жаль выбрасывать свой груз. Видя это, капитан сказал: «Сделаем так: матросы расставят все 30 тюков по кругу, а мы будем ходить по кругу и выбрасывать каждый девятый тюк, пока не выбросим половину тюков».

Один из купцов подкупил матросов, и они сумели расставить тюки так, что 15 оставшихся на палубе тюков оказались с товара­ми этого купца.

Как были расставлены тюки?

Ответы в книге В.И. Курбатова «Как развить свое логическое мышление».


ТРЕНИНГ НА СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ «ПРИНЦЕССА И КРЕСТЬЯНИН»

Необходимое время: около 20 минут.

Цель: побудить участников занятия к творческому мышлению, развить их сообразительность.

Размер группы: от 5 до 15 человек.

Условия: учебная аудитория. Вам понадобится по одному экзем­пляру текста истории на каждого участника.

Порядок действий

1. Расскажите историю о принцессе и крестьянине (см. ниже).

2. Раздайте каждому участнику по экземпляру истории и разре­шите обсуждать проблему сколь угодно долго. Скорее всего, это займет 5-10 минут.

3. Предложите собственный ответ на загадку, но если кто-то рас­судит иначе, тем лучше.

Анализ: ваш ответ гласит, что крестьянин вытянул карту и, не взглянув на нее, порвал на клочки, проглотил и сказал: «Пусть дру­гую карту достанет король, и я узнаю свою судьбу из его рук. Если он вытянет «свадьбу», я буду знать, что моей картой была «смерть», и смирюсь со своей судьбой. Но если картой короля будет «смерть», я пойму, что моей была «свадьба», и смогу жениться на принцессе.

Завершение: участники занятия часто считают, что короля тем или иным способом надули. Например, они скажут, что крестья­нин подкупил человека, который клал карты в ящик, или что он попросил принцессу заменить «свадьбу» на «смерть». Один участ­ник предположил, что эта история является старой французской сказкой, и что королева заставила короля написать букву «С», ко­торая будет означать «смерть», а король был так глуп, что не вспом­нил, что «С» означает также «свадьбу».

В действительности не важно, какие предположения высказы­вают участники. Единственной целью занятия является немного встряхнуть их мозги.

СИТУАЦИЯ «ПРИНЦЕССА И КРЕСТЬЯНИН»

Крестьянин захотел жениться на принцессе. Король, ее отец, при­шел в ярость и приказал отрубить крестьянину голову за дерзость.

Но крестьянин был красив, а королева добра и желала дочери счастья, поэтому она уговорила короля подвергнуть крестьянина испытанию.

Было решено, что он должен вытащить из ящика одну из двух карт и принять то, что будет на ней написано, как свою судьбу. На одной карте будет написано «свадьба», а на другой — «смерть». Если


I

он откажется, то умрет. Однако король смошенничал: пометил обе карты словом «смерть» и положил их в ящик.

Королева заметила это и поспешила рассказать обо всем прин­цессе, чтобы та смогла предупредить своего возлюбленного о не­разрешимой задаче и той ужасной опасности, что нависла над ним. Однако, когда пришло время испытания, крестьянин держался спо­койно. Он вытянул карту, после чего женился на принцессе и жил после этого счастливо. Король так рассвирепел, что умер от удара, а королева унаследовала престол.

Как крестьянину удалось избежать ловушки, устроенной злым королем?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: