Необходимое время: около 15 минут. Цель: пробудить творческое мышление.
Размер группы: 5-15 человек, но фактически вы можете проводить это занятие при любом количестве участников. Условия: учебная аудитория. Порядок действий
1. Попросите всех сесть и принять удобную, расслабленную позу. Если вы считаете, что это поможет группе, то сначала можете провести короткое упражнение на релаксацию - например, глубокое дыхание или наклоны.
2. Когда все успокоятся и затихнут, превратитесь в рассказчика и говорите, соблюдая соответствующие ударения и паузы: -«Представьте куб...что угодно, имеющее форму куба...» -«Теперь разделите куб на две части...»
-«Теперь разделите на две части обе части вашего куба...»
- «Теперь избавьтесь от них и посмотрите, с чем вы остались».
3. Задайте следующие вопросы."
- «Какой вы представили куб - реальный или абстрактный (кусочек сахара или форму в пространстве)?»
- «Вы знаете, на что он был похож, каков был на ощупь, на вкус?»
- «Какого он был цвета?»
- «Какого он был размера?»
|
|
- «Где он был? Хорошо ли из-за него было видно окружающую обстановку?»
- «Был ли там кто-нибудь еще?»
4. Повторите упражнение. Попросите всех представить куб. По
вторите действия, описанные в пункте 2.
5. Следующая серия вопросов касается разделения куба:
-«Вы разделили.его или он разделялся сам?»
- «Помогал ли вам кто-нибудь?»
- «Пользовались ли вы инструментом?»
- «Слышали ли вы что-нибудь?»
- «Стали ли ваши руки грязными или липкими?»
- «Как он разделился — чисто или остался мусор?»
- «Были ли две разделенные части одинаковыми по размеру?»
- «Были ли кубами образовавшиеся четыре части?»
- «Были ли они все похожи друг на друга? Были ли они очень маленькими?»
6. Повторите пункт 2.
7. Теперь спросите, как ваши подопечные заставили кубы исчезнуть: «Как вы от них избавились? Как они исчезли - просто, как в мультфильме? Вы съели их? Выбросили? Отдали? Приказали исчезнуть? И т.д.»
Анализ: по ходу того, как участники занятия будут повторять упражнение, их воображение начнет напрягаться и они станут придумывать детали. Мы были свидетелями того, как одна женщина в течение целой минуты описывала, что она находится на своей кухне, а перед ней на деревянной разделочной доске — сахарная глыба. Она собралась разрезать ее ножом, но поранила палец, и капля крови, упавшая на сахар, отвлекла ее контрастным сочетание красного и белого. Когда она снова стала крошить сахар, то старалась это делать так, чтобы на каждом куске осталось по крохотному пятнышку крови. Кусочков было слишком много, чтобы их сосчитать - множество крошечных кубиков сахара, покрывавших всю доску, и все были тронуты капелькой крови. Она не знала, как избавиться от них; зрелище стало страшным. Она обнаружила, что думает: «Если я не избавлюсь от них, если я просто уйду, то потом побоюсь вернуться в кухню». Поэтому она сгребла их в пластиковый пакет и высыпала в сад, на корм птицам.
|
|
Завершение. Возможно, в повседневной жизни взрослым редко выпадает случай пофантазировать, а игра «Представьте себе куб», восполняет этот пробел. Однако если после разминки или вводной игры вы получаете обратную связь столь же мощную, как в данном случае, то понимаете, что в вашей группе есть по меньшей мере один участник, чье воображение будет опережать ваше. Это замечательно, но если ваш фантазийный стиль не будет уравновешен стилями других участников, ответы которых носили бы более теоретический или абстрактный характер, то вам придется предложить такие ответы самостоятельно.
Если вам повезет, то вы найдете нескольких игроков.
МОЗГОВОЙ ШТУРМ «ЧУВСТВА» Из книги «Тренинг мелсличностного взаимодействия»
Требуемое время: от 45 минут до 1 часа.
Цель: исследование палитры чувств в рамках группового контекста.
Количество участников: от 5 до 25 человек.
Обстановка: просторное помещение, в котором участникам будет комфортно находиться. Все стулья должны быть одинаковыми, на протяжении всего упражнения участники должны оставаться в тесном кругу. Преподаватель также должен сидеть в кругу.
Оснащение: большие листы бумаги и маркеры или доска с мелом, для того чтобы можно было записывать основные пункты обсуждения. Если нужно, подготовить распечатки.
Процедура
Преподаватель просит одного из участников побыть «секретарем»; его задача: записывать все мысли, порождаемые остальными участниками в процессе выполнения упражнения. Затем преподаватель просит участников занятия называть слова, обозначающие «чувства».
Не следует как-то ограничивать набор слов: все они допустимы. Когда заканчивается отведенное на упражнение время или когда участники не могут придумать больше ни одного слова, преподаватель помогает группе классифицировать слова, записанные в процессе мозгового штурма, по категориям. Таким образом, участники получают возможность определить и исследовать существующую палитру чувств посредством группового обсуждения.
Названия категорий могут быть, например, такими:
• позитивные чувства,
• негативные чувства,
• привычные чувства,
• непривычные чувства,
• сложные чувства и т.д.
Оценивание: проходит в форме инициируемого преподавателем обсуждения того, каким образом приобретенные в результате выполнения данного упражнения знания могут быть использованы на рабочем месте и каковы плюсы и минусы активной демонстрации своих чувств в межличностном и деловом общении.
Завершение: участников занятия просят потратить несколько минут на обсуждение своих планов на ближайшее будущее: что они собираются делать на каникулах, в отпуске, на выходных, во время предстоящих «выходов в свет» и т.д. Такая процедура позволя-
ет участникам немного отстраниться от выполнения упражнения и вернуться к своим «нормальным» повседневным ролям.
Примечание. Данное упражнение можно использовать в разные моменты работы для «разогрева» группы.
МОЗГОВОЙ ШТУРМ «ТРУДНЫЙ КЛИЕНТ» Из книги «Тренинг лидерства»
Необходимое время: около 20 минут.
Цель: с помощью мозгового штурма решить, как управляться с трудными клиентами.
Размер группы: от 15 человек и более.
Условия: учебная комната. Две доски и большое количество ручек для каждого участника.
Порядок действий
1. Объясните, что это упражнение проводится в начале курса/семинара и т.п. с целью настроить аудиторию на творческий лад. Вы зададите 3 вопроса, на каждый из которых репортерам надо будет за 3 минуты записать как можно больше ответов. (Помните: вам не обязательно задавать наши вопросы. Смело придумывайте свои!)
|
|
2. Попросите 6 добровольцев быть репортерами. Вам нужны люди, которые умеют быстро и разборчиво писать на белой доске. Еще троих желающих попросите быть редакторами, которые будут сообщать ответы по очереди каждому репортеру - во избежание повторов.
3. Попросите двух первых репортеров занять свои места у досок. Убедитесь, что у каждого из них есть несколько ручек на случай, если в какой-нибудь из них иссякнут чернила. Попросите первого редактора встать между репортерами лицом к аудитории и приготовиться поочередно сообщать им ответы. Когда эти приготовления закончатся, задайте всей аудитории первый вопрос. Не беспокойтесь, если в самом начале ответы будут поступать медленно — достаточно скоро участники разберутся что к чему. Глядя на часы, отсчитайте 3 минуты или заведите будильник (можно использовать песочные часы).
4. Через 3 минуты сделайте паузу, чтобы в течение следующих 3 минут обсудить предложения, записанные на досках.
5. Попросите поаплодировать редактору и репортерам; убедитесь, что они вытерли доски, добавьте, если нужно, ручек и попросите 2 следующих репортеров со вторым редактором повторить процедуру.
6. Задайте второй вопрос, дайте 3 минуты на ответы и повторите действия 4 и 5. Задайте третий вопрос и снова повторите действия 4 и 5.
26-3499
Анализ: были ли в аудитории конструктивные идеи? Завершение: какие идеи показались участникам самыми неожиданными?
Вопросы о трудных клиентах:
• Как вы поступаете, если клиент тянет с оплатой?
• Как вы отобьете клиента у конкурента?
• Когда или при каких обстоятельствах вы снижаете цену?
• Каковы ваши действия в ситуации, когда у клиента имеется рекламация в адрес работы ваших сотрудников?
Огонь не гаснет оттого, что от него зажгли другой.
Лукиан
ИГРА «МОЗГОВАЯ АТАКА»
Из книги «Сборник деловых игр, конкретных ситуаций
|
|