Упражнение на сообразительность «представьте себе куб»

Необходимое время: около 15 минут. Цель: пробудить творческое мышление.

Размер группы: 5-15 человек, но фактически вы можете прово­дить это занятие при любом количестве участников. Условия: учебная аудитория. Порядок действий

1. Попросите всех сесть и принять удобную, расслабленную позу. Если вы считаете, что это поможет группе, то сначала можете про­вести короткое упражнение на релаксацию - например, глубокое дыхание или наклоны.

2. Когда все успокоятся и затихнут, превратитесь в рассказчика и говорите, соблюдая соответствующие ударения и паузы: -«Представьте куб...что угодно, имеющее форму куба...» -«Теперь разделите куб на две части...»

-«Теперь разделите на две части обе части вашего куба...»

- «Теперь избавьтесь от них и посмотрите, с чем вы остались».

3. Задайте следующие вопросы."

- «Какой вы представили куб - реальный или абстрактный (кусо­чек сахара или форму в пространстве)?»

- «Вы знаете, на что он был похож, каков был на ощупь, на вкус?»

- «Какого он был цвета?»

- «Какого он был размера?»

- «Где он был? Хорошо ли из-за него было видно окружающую обстановку?»

- «Был ли там кто-нибудь еще?»

4. Повторите упражнение. Попросите всех представить куб. По­
вторите действия, описанные в пункте 2.


5. Следующая серия вопросов касается разделения куба:
-«Вы разделили.его или он разделялся сам?»

- «Помогал ли вам кто-нибудь?»

- «Пользовались ли вы инструментом?»

- «Слышали ли вы что-нибудь?»

- «Стали ли ваши руки грязными или липкими?»

- «Как он разделился — чисто или остался мусор?»

- «Были ли две разделенные части одинаковыми по размеру?»

- «Были ли кубами образовавшиеся четыре части?»

- «Были ли они все похожи друг на друга? Были ли они очень ма­ленькими?»

6. Повторите пункт 2.

7. Теперь спросите, как ваши подопечные заставили кубы ис­чезнуть: «Как вы от них избавились? Как они исчезли - просто, как в мультфильме? Вы съели их? Выбросили? Отдали? Приказали ис­чезнуть? И т.д.»

Анализ: по ходу того, как участники занятия будут повторять упражнение, их воображение начнет напрягаться и они станут при­думывать детали. Мы были свидетелями того, как одна женщина в течение целой минуты описывала, что она находится на своей кухне, а перед ней на деревянной разделочной доске — сахарная глыба. Она собралась разрезать ее ножом, но поранила палец, и капля крови, упавшая на сахар, отвлекла ее контрастным сочета­ние красного и белого. Когда она снова стала крошить сахар, то старалась это делать так, чтобы на каждом куске осталось по кро­хотному пятнышку крови. Кусочков было слишком много, что­бы их сосчитать - множество крошечных кубиков сахара, покры­вавших всю доску, и все были тронуты капелькой крови. Она не знала, как избавиться от них; зрелище стало страшным. Она об­наружила, что думает: «Если я не избавлюсь от них, если я просто уйду, то потом побоюсь вернуться в кухню». Поэтому она сгреб­ла их в пластиковый пакет и высыпала в сад, на корм птицам.

Завершение. Возможно, в повседневной жизни взрослым редко выпадает случай пофантазировать, а игра «Представьте себе куб», восполняет этот пробел. Однако если после разминки или вводной игры вы получаете обратную связь столь же мощную, как в дан­ном случае, то понимаете, что в вашей группе есть по меньшей мере один участник, чье воображение будет опережать ваше. Это заме­чательно, но если ваш фантазийный стиль не будет уравновешен стилями других участников, ответы которых носили бы более тео­ретический или абстрактный характер, то вам придется предложить такие ответы самостоятельно.

Если вам повезет, то вы найдете нескольких игроков.


МОЗГОВОЙ ШТУРМ «ЧУВСТВА» Из книги «Тренинг мелсличностного взаимодействия»

Требуемое время: от 45 минут до 1 часа.

Цель: исследование палитры чувств в рамках группового кон­текста.

Количество участников: от 5 до 25 человек.

Обстановка: просторное помещение, в котором участникам будет комфортно находиться. Все стулья должны быть одинако­выми, на протяжении всего упражнения участники должны ос­таваться в тесном кругу. Преподаватель также должен сидеть в кругу.

Оснащение: большие листы бумаги и маркеры или доска с ме­лом, для того чтобы можно было записывать основные пункты об­суждения. Если нужно, подготовить распечатки.

Процедура

Преподаватель просит одного из участников побыть «секрета­рем»; его задача: записывать все мысли, порождаемые остальными участниками в процессе выполнения упражнения. Затем препода­ватель просит участников занятия называть слова, обозначающие «чувства».

Не следует как-то ограничивать набор слов: все они допусти­мы. Когда заканчивается отведенное на упражнение время или ког­да участники не могут придумать больше ни одного слова, препо­даватель помогает группе классифицировать слова, записанные в процессе мозгового штурма, по категориям. Таким образом, учас­тники получают возможность определить и исследовать существу­ющую палитру чувств посредством группового обсуждения.

Названия категорий могут быть, например, такими:

• позитивные чувства,

• негативные чувства,

• привычные чувства,

• непривычные чувства,

• сложные чувства и т.д.

Оценивание: проходит в форме инициируемого преподавателем обсуждения того, каким образом приобретенные в результате вы­полнения данного упражнения знания могут быть использованы на рабочем месте и каковы плюсы и минусы активной демонстра­ции своих чувств в межличностном и деловом общении.

Завершение: участников занятия просят потратить несколько ми­нут на обсуждение своих планов на ближайшее будущее: что они собираются делать на каникулах, в отпуске, на выходных, во вре­мя предстоящих «выходов в свет» и т.д. Такая процедура позволя-


ет участникам немного отстраниться от выполнения упражнения и вернуться к своим «нормальным» повседневным ролям.

Примечание. Данное упражнение можно использовать в разные мо­менты работы для «разогрева» группы.

МОЗГОВОЙ ШТУРМ «ТРУДНЫЙ КЛИЕНТ» Из книги «Тренинг лидерства»

Необходимое время: около 20 минут.

Цель: с помощью мозгового штурма решить, как управляться с трудными клиентами.

Размер группы: от 15 человек и более.

Условия: учебная комната. Две доски и большое количество ру­чек для каждого участника.

Порядок действий

1. Объясните, что это упражнение проводится в начале курса/се­минара и т.п. с целью настроить аудиторию на творческий лад. Вы зададите 3 вопроса, на каждый из которых репортерам надо будет за 3 минуты записать как можно больше ответов. (Помните: вам не обязательно задавать наши вопросы. Смело придумывайте свои!)

2. Попросите 6 добровольцев быть репортерами. Вам нужны люди, которые умеют быстро и разборчиво писать на белой доске. Еще троих желающих попросите быть редакторами, которые бу­дут сообщать ответы по очереди каждому репортеру - во избежа­ние повторов.

3. Попросите двух первых репортеров занять свои места у до­сок. Убедитесь, что у каждого из них есть несколько ручек на слу­чай, если в какой-нибудь из них иссякнут чернила. Попросите пер­вого редактора встать между репортерами лицом к аудитории и приготовиться поочередно сообщать им ответы. Когда эти приго­товления закончатся, задайте всей аудитории первый вопрос. Не беспокойтесь, если в самом начале ответы будут поступать мед­ленно — достаточно скоро участники разберутся что к чему. Глядя на часы, отсчитайте 3 минуты или заведите будильник (можно ис­пользовать песочные часы).

4. Через 3 минуты сделайте паузу, чтобы в течение следующих 3 минут обсудить предложения, записанные на досках.

5. Попросите поаплодировать редактору и репортерам; убедитесь, что они вытерли доски, добавьте, если нужно, ручек и попросите 2 сле­дующих репортеров со вторым редактором повторить процедуру.

6. Задайте второй вопрос, дайте 3 минуты на ответы и повтори­те действия 4 и 5. Задайте третий вопрос и снова повторите дей­ствия 4 и 5.




26-3499



Анализ: были ли в аудитории конструктивные идеи? Завершение: какие идеи показались участникам самыми неожи­данными?

Вопросы о трудных клиентах:

• Как вы поступаете, если клиент тянет с оплатой?

• Как вы отобьете клиента у конкурента?

• Когда или при каких обстоятельствах вы снижаете цену?

• Каковы ваши действия в ситуации, когда у клиента имеется рек­ламация в адрес работы ваших сотрудников?

Огонь не гаснет оттого, что от него зажгли другой.

Лукиан

ИГРА «МОЗГОВАЯ АТАКА»

Из книги «Сборник деловых игр, конкретных ситуаций


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: