(план действий на будущее) ^ч» v' (анализ видеозаписи)
Концептуализацш1 опыта
(выводы, обобщения)
Видеообратная связь и обучение на основе конкретного опыта (М.В. Кларин)
лению, рефлексии. Она же позволяет слушателю напрямую обратиться к собственному опыту, использовать его как материал, который анализируется, пересматривается и перестраивается в ходе тренинга.
«НЕУЖЕЛИ МЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ТАКИЕ?» Из книги М.В. Кяарина «Корпоративный тренинг»
Шел тренинг по теме «Ориентация на клиента». Ведущие предложили участникам в парах разыграть типичные сценки - эпизоды взаимодействия с клиентами. Ситуации задавались в самом общем виде — их уточнение, детализация отдавались на усмотрение исполнителей. Сценки записывались на видео.
По ходу пересмотра одной из сценок мы видим, как возникает несогласие между менеджером по логистике (роль совпадает с реальной должностью) и клиентом (игровая роль), как оно развивается, перерастая в спор, как накаляется атмосфера, возникает конфликт; даже при выключенном звуке видно, что менеджер по логистике раздражен, его состояние передается клиенту. Клиент рассерженно-недоуменно тычет пальцем в строчку накладной, менеджер едва ли не силой вкладывает накладную в руку клиента, берет его за локоть, ведет к двери, чуть ли не выталкивает его...
|
|
На этом месте тренер останавливает видеозапись и спрашивает участников, что они наблюдали на экране, как могли бы прокомментировать происходящее. Просмотр произвел сильное впечатление на участников - исполнителей сценки. Годом позже, вспоминая об этом тренинге, исполнитель роли менеджера сказал: «До этого тренинга мне не приходилось видеть себя со стороны в такой ситуации. Я никогда бы не подумал, что могу так поступать и так выглядеть... Мне пришлось пересмотреть свою реакцию на клиентов, все свои действия».
Специалисты считают, что видеообратную связь не рекомендуется использовать в начале обучения, так как у некоторых участ-
ников тренинга, особенно у руководителей, она вызывает настороженность, а порой и сопротивление, которое проявляется в следующем:
• неконструктивной критике высказываний преподавателя;
• скептицизме;
• неуместном теоретизировании;
• отключении от происходящего;
• неестественно напряженной позе;
• изменениях в голосе и т.д.
Опытный преподаватель-игротехник всегда определит проявления сопротивления по вербальным и невербальным сигналам и своевременно предпримет соответствующие действия. Для профилактики негативных тенденций целесообразно камеру включать лишь на второй или третий день занятий, когда слушатели адаптировались, раскрепостились и перестают на нее реагировать.
|
|
Планируя работу с видеозаписью, необходимо помнить о том, что она обычно вызывает сбой привычных представлений о себе, своих действиях, озадачивает, или, как говорят игротехники, про-блематизирует участников.
В связи со сказанным лучше всего предоставить первое слово действующему лицу (в случае нескольких действующих лиц - поочередно всем, кто находится в кадре). Это позволяет участнику высказать на основе самооценки те наблюдения и критические замечания, которые ему удобнее сделать самому, чем услышать от окружающих.
Если группа с самого начала не мотивирована на обучение, то иногда целесообразно сразу же использовать видеозапись. В этом случае видеообратная связь создает «эффект взрыва», а проблема-тизация используется преподавателем для повышения мотивации и восприимчивости руководителей и специалистов к новой информации, «работающей» в конечном итоге на их конкурентоспособность и успех.
Вместе с тем следует помнить, что после осуществления про-блематизации обязательно позитивное завершение тренинга. Один из психологических феноменов взаимодействия заключается в том, что люди больше всего реагируют на начало и конец информации, при этом начало создает первое впечатление, влияющее на интерес и мотивацию, а конец, как правило, остается в памяти. Следовательно, прежде чем начинать видеозапись, всегда нужно иметь конструктивную домашнюю заготовку, оптимизирующую процесс научения, работающую как позитивная психологическая установка.
Психологическая установка - это устойчивое предрасположение к определенной форме реагирования. Такая предрасположенность побуждает человека ориентировать свою деятельность и поведение в соответствии с вполне определенными формами. В результате существенно уменьшается степень неопределенности при выборе тех или иных форм поведения.
Например, в психотерапии используется такой прием формирования психологической установки: пациента, страдающего неким заболеванием, знакомят со среднестатистическими данными лечения такого недуга, наглядно раскрывают динамику процесса лечения, показывают фотографии или видеозаписи уже выздоровевших, сопоставляя их с тем, как они выглядели перед началом лечения. Так формируется положительная психологическая установка на излечение.
Опыт свидетельствует о том, что успех лечения тем явственнее, чем сильнее установка. Установка позволяет взрослому слушателю, увидевшему себя на экране, осуществлять самокоррекцию. Кроме того, видеотренинг дает возможность руководителям и специалистам проанализировать свой имидж, взгляд, мимику, жесты, реакции, позы и все то, что поддается наблюдению при взаимодействии, а это 55% информации о человеке.
Таким образом, конструктивная направленность видеотренинга очень важна, несмотря на то что в российской культуре все еще принято обращать внимание в первую очередь на ошибки и недостатки человека. В связи со сказанным при обучении руководителей и специалистов, то есть в работе со взрослыми, целесообразнее использовать технологию конструктивной (щадящей) критики.