Активное экспериментрование Рефлексия

(план действий на будущее) ^ч» v' (анализ видеозаписи)

Концептуализацш1 опыта

(выводы, обобщения)

Видеообратная связь и обучение на основе конкретного опыта (М.В. Кларин)

лению, рефлексии. Она же позволяет слушателю напрямую обратить­ся к собственному опыту, использовать его как материал, который анализируется, пересматривается и перестраивается в ходе тренинга.

«НЕУЖЕЛИ МЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ТАКИЕ?» Из книги М.В. Кяарина «Корпоративный тренинг»

Шел тренинг по теме «Ориентация на клиента». Ведущие пред­ложили участникам в парах разыграть типичные сценки - эпизоды взаимодействия с клиентами. Ситуации задавались в самом общем виде — их уточнение, детализация отдавались на усмотрение испол­нителей. Сценки записывались на видео.

По ходу пересмотра одной из сценок мы видим, как возникает не­согласие между менеджером по логистике (роль совпадает с реаль­ной должностью) и клиентом (игровая роль), как оно развивается, перерастая в спор, как накаляется атмосфера, возникает конфликт; даже при выключенном звуке видно, что менеджер по логистике раз­дражен, его состояние передается клиенту. Клиент рассерженно-недоуменно тычет пальцем в строчку накладной, менеджер едва ли не силой вкладывает накладную в руку клиента, берет его за локоть, ведет к двери, чуть ли не выталкивает его...

На этом месте тренер останавливает видеозапись и спрашива­ет участников, что они наблюдали на экране, как могли бы проком­ментировать происходящее. Просмотр произвел сильное впечатле­ние на участников - исполнителей сценки. Годом позже, вспоминая об этом тренинге, исполнитель роли менеджера сказал: «До этого тренинга мне не приходилось видеть себя со стороны в такой ситу­ации. Я никогда бы не подумал, что могу так поступать и так выг­лядеть... Мне пришлось пересмотреть свою реакцию на клиентов, все свои действия».

Специалисты считают, что видеообратную связь не рекоменду­ется использовать в начале обучения, так как у некоторых участ-


ников тренинга, особенно у руководителей, она вызывает насто­роженность, а порой и сопротивление, которое проявляется в сле­дующем:

• неконструктивной критике высказываний преподавателя;

• скептицизме;

• неуместном теоретизировании;

• отключении от происходящего;

• неестественно напряженной позе;

• изменениях в голосе и т.д.

Опытный преподаватель-игротехник всегда определит про­явления сопротивления по вербальным и невербальным сигна­лам и своевременно предпримет соответствующие действия. Для профилактики негативных тенденций целесообразно камеру включать лишь на второй или третий день занятий, когда слу­шатели адаптировались, раскрепостились и перестают на нее реагировать.

Планируя работу с видеозаписью, необходимо помнить о том, что она обычно вызывает сбой привычных представлений о себе, своих действиях, озадачивает, или, как говорят игротехники, про-блематизирует участников.

В связи со сказанным лучше всего предоставить первое слово действующему лицу (в случае нескольких действующих лиц - по­очередно всем, кто находится в кадре). Это позволяет участнику высказать на основе самооценки те наблюдения и критические за­мечания, которые ему удобнее сделать самому, чем услышать от окружающих.

Если группа с самого начала не мотивирована на обучение, то иногда целесообразно сразу же использовать видеозапись. В этом случае видеообратная связь создает «эффект взрыва», а проблема-тизация используется преподавателем для повышения мотивации и восприимчивости руководителей и специалистов к новой инфор­мации, «работающей» в конечном итоге на их конкурентоспособ­ность и успех.

Вместе с тем следует помнить, что после осуществления про-блематизации обязательно позитивное завершение тренинга. Один из психологических феноменов взаимодействия заключается в том, что люди больше всего реагируют на начало и конец информа­ции, при этом начало создает первое впечатление, влияющее на интерес и мотивацию, а конец, как правило, остается в памяти. Следовательно, прежде чем начинать видеозапись, всегда нужно иметь конструктивную домашнюю заготовку, оптимизирующую процесс научения, работающую как позитивная психологическая установка.


Психологическая установка - это устойчивое предрасположение к определенной форме реагирования. Такая предрасположенность побуждает человека ориентировать свою деятельность и поведе­ние в соответствии с вполне определенными формами. В результа­те существенно уменьшается степень неопределенности при выбо­ре тех или иных форм поведения.

Например, в психотерапии используется такой прием форми­рования психологической установки: пациента, страдающего не­ким заболеванием, знакомят со среднестатистическими данными лечения такого недуга, наглядно раскрывают динамику процесса лечения, показывают фотографии или видеозаписи уже выздоро­вевших, сопоставляя их с тем, как они выглядели перед началом лечения. Так формируется положительная психологическая уста­новка на излечение.

Опыт свидетельствует о том, что успех лечения тем явственнее, чем сильнее установка. Установка позволяет взрослому слушате­лю, увидевшему себя на экране, осуществлять самокоррекцию. Кроме того, видеотренинг дает возможность руководителям и спе­циалистам проанализировать свой имидж, взгляд, мимику, жесты, реакции, позы и все то, что поддается наблюдению при взаимодей­ствии, а это 55% информации о человеке.

Таким образом, конструктивная направленность видеотре­нинга очень важна, несмотря на то что в российской культуре все еще принято обращать внимание в первую очередь на ошиб­ки и недостатки человека. В связи со сказанным при обучении руководителей и специалистов, то есть в работе со взрослыми, целесообразнее использовать технологию конструктивной (ща­дящей) критики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: