Критика «LEGE artis» (по всем законам искусства)

Прием «LEGE ARTIS» состоит из четырех этапов; схематичес­ки это выглядит так:

12 3 4

1 -й этап - ввод в критику, создание доброжелательной атмосфе­ры в начале разговора, одобрение;

2-й - критические замечания, высказывания по существу анали­зируемой проблемы;


3-й — обратная связь, визуальный контакт с критикуемым для определения невербальной реакции на критику, которая обычно следующая:

а) адекватная (есть контакт глаз, доброжелательное лицо, кив­
ки головой) - завершение критики («мост на сотрудничество», одоб­
рение);

б) инт рапунитивная (вовнутрь) - обида (нет контакта глаз, пле­
чи опущены, закрытые жесты, избегание взгляда, тремол пальцев
рук, покраснение или побледнение кожных покровов). В этом слу­
чае целесообразно сначала «снять» обиду с помощью психологи­
ческих приемов, например: сначала техника «валидол», то есть ска­
зать участнику тренинга о том, что любой бы на его месте
растерялся, а он молодец, проявил инициативу и, в основном, хо­
рошо «проиграл» свою роль («не так страшен черт, как его малю­
ют»); затем прием «авансированная похвала», с помощью которо­
го высказать уверенность в том, что критикуемый участник
тренинга вполне справится с предлагаемыми изменениями, дора­
ботками, пересмотром своих подходов, действий, а уж потом - за­
вершение критики;

в) экстрапунитивная (вовне) - агрессия. В этом случае це­
лесообразно предложить критикуемому самому решить: прини­
мать ли высказанные пожелания или отвергать, игнорировать
их и т.д. Невербальные сигналы, свидетельствующие о такой ре­
акции - это суженные зрачки глаз, вертикальная складка на лбу,
сжатые зубы, стиснутые кулаки, одно плечо направлено вперед.
Возможно также покраснение или побледнение кожных покро­
вов лица и шеи. В то же время при агрессивной реакции участ­
ника тренинга даже позитивная критика не всегда дает положи­
тельный результат, поэтому целесообразно применять другие
технологии.

4-й этап - выход из критики, ее завершение, предложение о воз­можной помощи, эмоциональная поддержка." «я уверен, вы с этим справитесь».

Основная задача тренинга с использованием видеообратной свя­зи - сформировать у обучаемых руководителей и специалистов уп­равленческие или коммуникативные навыки применительно к дан­ной учебной ситуации. Отправляться при этом можно только от тех поведенческих стереотипов и привычек, которые имеются у каждого обучаемого на данный момент.

Задача преподавателя на таком тренинге состоит в том, чтобы помочь обучаемому:

•установить, какие действия имеются и проявляются в его пове­денческом репертуаре;


понять, какую реакцию окружаюших (менеджеров, деловых парт­неров или сотрудников) они вызывают;

выяснить, что из имеющихся действий стоит сохранить для дай­ной рабочей (разыгрываемой на тренинге) ситуации;

определить, от чего следует отказаться;

вычленить навыки, которые следует развивать дополнительно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: