Прием «LEGE ARTIS» состоит из четырех этапов; схематически это выглядит так:
12 3 4
1 -й этап - ввод в критику, создание доброжелательной атмосферы в начале разговора, одобрение;
2-й - критические замечания, высказывания по существу анализируемой проблемы;
3-й — обратная связь, визуальный контакт с критикуемым для определения невербальной реакции на критику, которая обычно следующая:
а) адекватная (есть контакт глаз, доброжелательное лицо, кив
ки головой) - завершение критики («мост на сотрудничество», одоб
рение);
б) инт рапунитивная (вовнутрь) - обида (нет контакта глаз, пле
чи опущены, закрытые жесты, избегание взгляда, тремол пальцев
рук, покраснение или побледнение кожных покровов). В этом слу
чае целесообразно сначала «снять» обиду с помощью психологи
ческих приемов, например: сначала техника «валидол», то есть ска
зать участнику тренинга о том, что любой бы на его месте
растерялся, а он молодец, проявил инициативу и, в основном, хо
рошо «проиграл» свою роль («не так страшен черт, как его малю
ют»); затем прием «авансированная похвала», с помощью которо
го высказать уверенность в том, что критикуемый участник
тренинга вполне справится с предлагаемыми изменениями, дора
ботками, пересмотром своих подходов, действий, а уж потом - за
вершение критики;
в) экстрапунитивная (вовне) - агрессия. В этом случае це
лесообразно предложить критикуемому самому решить: прини
мать ли высказанные пожелания или отвергать, игнорировать
их и т.д. Невербальные сигналы, свидетельствующие о такой ре
акции - это суженные зрачки глаз, вертикальная складка на лбу,
сжатые зубы, стиснутые кулаки, одно плечо направлено вперед.
Возможно также покраснение или побледнение кожных покро
вов лица и шеи. В то же время при агрессивной реакции участ
ника тренинга даже позитивная критика не всегда дает положи
тельный результат, поэтому целесообразно применять другие
технологии.
4-й этап - выход из критики, ее завершение, предложение о возможной помощи, эмоциональная поддержка." «я уверен, вы с этим справитесь».
Основная задача тренинга с использованием видеообратной связи - сформировать у обучаемых руководителей и специалистов управленческие или коммуникативные навыки применительно к данной учебной ситуации. Отправляться при этом можно только от тех поведенческих стереотипов и привычек, которые имеются у каждого обучаемого на данный момент.
Задача преподавателя на таком тренинге состоит в том, чтобы помочь обучаемому:
•установить, какие действия имеются и проявляются в его поведенческом репертуаре;
• понять, какую реакцию окружаюших (менеджеров, деловых партнеров или сотрудников) они вызывают;
• выяснить, что из имеющихся действий стоит сохранить для дайной рабочей (разыгрываемой на тренинге) ситуации;
• определить, от чего следует отказаться;
• вычленить навыки, которые следует развивать дополнительно.