НА «ИГРОВОЙ ПОЛЯНЕ»

Для развития коммуникативной, творческой, познавательной де­ятельности обучаемых преподавателю необходимо искать спосо­бы создания особой, побуждающей к творчеству, раскрепощающей обстановки учебного процесса. Вот несколько полезных советов:

Устраняйте внутренние препятствия творческим проявлениям. Чтобы помочь слушателям начать творческий поиск, необходимо создать обстановку, помогающую им обрести уверенность в своих взаимоотношениях с преподавателем и другими членами группы. Никто не должен бояться сделать ошибку.

Следите за своими словами'. Когда вы реагируете на творческие идеи участников, остерегайтесь ограничивающего эффекта, кото­рый могут иметь такие фразы: «Хороший ответ!», «Правильное ре­шение!», «Будьте практичнее!», «Следуйте правилам», «Это нело­гично», «И это я слышу от вас?» Когда только возможно, используйте «открытые» фразы. Например: «Хорошо, что мы мо­жем сделать еще?», «У кого есть другие варианты, предложения, идеи?»

Уделяйте внимание работе подсознания. Наше подсознание ра­ботает над проблемой незаметно. Важно вовремя зафиксировать любую идею, чтобы впоследствии прояснить, упорядочить и ис­пользовать ее.

Воздерживайтесь от оценок. Это важная особенность деятель­ности, организованной на творческих началах. Взрослые, и осо­бенно руководители, вообще боятся ситуаций, когда их оценива­ют, многие из них стараются избежать моментов, где они выглядят не лучшим образом.

Периодически задавайте вопросы: «А что если...». Вот несколь­ко вопросов для начала:

-что если все люди, которым 21 год, через год станут двухмет­рового роста?

- что если бы у всех людей были маленькие дети?

- что если бы 12 месяцев в году была зима? -Что если бы...?

Давайте возможность умственной разминки. Творческие зада­ния требуют, как правило, игрового взаимодействия, в связи с чем сама обстановка совместного коллективного поиска решений мо­жет показаться непривычной, вызвать у отдельных обучаемых ро­бость или растерянность. С этой целью надо помогать адаптиро­ваться и осваиваться в новой для них учебной ситуации. Для этой


цели следует использовать разнообразные игровые или тестовые приемы «погружения» и «релаксации».

Пусть участники занятия подумают, как бы то или иное зада­ние, которое вы даете, выполнили великие люди. Попросите участ­ников назвать 3-5 имен исторических или политических деятелей, вождей, мыслителей, ученых, писателей. Теперь задайте вопрос: как бы эти люди справились с текущей проблемой и как бы они могли заявить о своем успехе.

Поддерживайте живость воображения. Всем хорошо известно, что проявление фантазии, свободного воображения в учебной об­становке способствуют развитию творчества.

«Дисциплинируйте» воображение, фантазию, контролируйте их. Создавая обстановку внутренней свободы на занятиях, преподава­тель должен напоминать обучаемым, что после некоторого «инку­бационного периода», «созревания идей» все соображения, как правило, будут отслежены критически и останется только то, что будет способствовать решению поставленной проблемы.

Развивайте восприимчивость, повышайте чувствительность, широту и насыщенность восприятия всего окружающего. С этой целью можно включать в учебный процесс специальные упражне­ния, развивающие наблюдательность, и тренинги на восприимчи­вость.

Увеличивайте потенциал знаний обучаемых. Объем имеющихся сведений — это база, на основе которой создаются новые идеи. Од­нако, как известно из практики, зависимость творческих возмож­ностей от степени осведомленности, информированности обучае­мого неоднозначна. Более того, усвоение информации не заменяет и само по себе не развивает умение думать.

Расширяйте горизонты участников игр. Например, попросите участников вообразить следующую ситуацию. Чему научились бы друг от друга следующие специалисты, если бы оказались вместе за обедом: библиотекарь и маркетолог, адвокат и лингвист, психо­лог и авиадиспетчер, брокер и специалист по связям с обществен­ностью, учитель и менеджер, журналист и продавец магазина и т.д.

Вовлекайте в дискуссию всех. Если во время спора или обсужде­ния выясняется, что один или три участника интерактивного взаи­модействия лучше разбираются в вопросе, чем другие, то не допус­кайте, чтобы занятие превращалось в ваш диалог с этими участниками. Выясните основные точки зрения и попросите осталь­ных участников выразить свое отношение к обсуждаемым темам.

Помогайте обучаемым видеть смысл, общую направленность их творческой деятельности. Необходимо объяснять слушателям, что, развивая креативные и интеллектуальные потенции, они смогут в


дальнейшем более эффективно и творчески решать профессиональ­ные и управленческие задачи.

Напомните каждому, что вы всего лишь человек, а не олицетво­рение власти. Дайте понять всем участникам занятия (особенно во взрослой аудитории), что ваша точка зрения - это только ваше мнение, которое не является автоматически «правильным» или «окончательным». Это позволит участникам раскрепоститься и не бояться высказывать собственные версии и проекты.

Перечисленные рекомендации и советы осуществимы лишь в ус­ловиях паритетного, партнерского общения, свободного обмена мнениями, идеями, в обстановке живого обсуждения, творческой дискуссии, что, в свою очередь, требует высокой коммуникатив­ной компетентности самого преподавателя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: