Если Вы не мыслите сегментами,
значит Вы вообще не думаете
(Т. Левитт, Гарвардская школа бизнеса)
Понятие и виды сегментации рынка
Сегментация – это процесс разбивки потребителей на группы (сегменты) на основе различий в нуждах, характеристиках, поведении.
Сегмент рынка состоит из потребителей, одинаково реагирующих на один и тот же набор мероприятий и стимулов маркетинга.
Выделяют следующие виды сегментации рынка:
1) сегментация по потребителям (по их демографическим, географическим, психографическим и поведенческим признакам).
2) сегментация по параметрам продукции (либо по одному, либо по нескольким параметрам, характеристикам, потребительским свойствам товара).
3) сегментация по основным конкурентам.
Различают критерии и признаки сегментации. Критерий – это способ оценки обоснованности выбора того или иного сегмента, а признак – это способ выделения данного сегмента на рынке.
К критериям сегментации относятся:
1) количественные параметры сегмента (емкость, количество потенциальных потребителей, площадь сегмента и т. д.);
|
|
2) доступность сегмента (каналы сбыта, их мощность, надежность поставок);
3) существенность сегмента, т. е. устойчивость его положения;
4) прибыльность сегмента;
5) совместимость сегмента с основными конкурентами;
6) защищенность сегмента;
7) эффективность работы.
Наиболее перспективным считают сегмент, в котором находятся 20 % покупателей, приобретающих 80 % предлагаемого товара.
Правильно проведенная сегментация позволяет, во-первых, максимально удовлетворить запросы потребителей в различных товарах, а во-вторых, рационализировать затраты предприятия на производство и реализацию товаров.
Процесс сегментации включает несколько этапов (рис.8).