По дисциплине «Финансы»

Южно-Уральский профессиональный институт

Кафедра «Финансы и бухгалтерский учет»

Курс лекций

по дисциплине «Финансы»

для направления 080100.62 «Экономика»

Челябинск

Раздел 1 Финансы и финансовая политика государства

Тема 1.1

Финансы как экономическая категория

План

1. Понятие финансов, их роль в развитии рыночной экономики, как необходимого элемента общественного воспроизводства. Признаки финансов.

2. Финансовые ресурсы - материальные носители финансовых отношений. Источники их формирования и использования.

3. Финансы - связующее звено между созданием и использованием национального дохода. Функции финансов.

4. Финансовая система - форма организации денежных отношений.

5 Звенья финансовой системы, их место в финансовой системе государства и экономическая сущность.

1. Понятие финансов, их роль в развитии рыночной экономики, как необходимого элемента общественного воспроизводства. Признаки финансов.

Финансы - экономические отношения, осуществляемые посредством реального движения денег, наличных и безналичных.

Основой экономики как государства в целом, так и отдельного хозяйствующего субъекта, являются производственные отношения. Часть производственных отношений проявляется через денежный оборот.

В условиях рыночной экономики финансы отражают денежный поток, под которым понимается непрерывно происходящий во времени оборот денег. В отличие от денег денежные фонды - это обособившаяся часть денежных средств, имеющих целевое назначение и относительную самостоятельность функционирования.

Финансы представляют собой денежные отношения, возникающие между экономическими субъектами (государством, регионами, хозяйственными единицами, населением) при формировании и использовании ими денежных фондов для выполнения своих функций.

Финансы становятся возможными в условиях развитого товарного производства и зрелой денежной системы, поскольку опираются на известные функции денег и инфраструктуру рынка.

Финансы не могут существовать без денег. Но если наличие денег - обязательное условие функционирования финансов, то причиной, порождающей их появление, можно считать потребности субъектов хозяйствования и государства в ресурсах. Без финансов невозможно удовлетворить потребности ни в сфере хозяйствования, ни в сфере государственного управления. Финансы незаменимы потому, что позволяют приспособить пропорции производства к нуждам потребления. Финансовые отношения порождаются общественными потребностями, а не деятельностью государства, которое само «есть продукт общества на определенной ступени общественного развития». Именно общественные условия, а не деятельность государства, служат основой существования финансов.

Предпосылки возникновения финансов:

• В центральной Европе в результате первых буржуазных революций, сохранились монархические режимы, но власть монархов была значительно урезана, произошло отторжение монарха от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств - бюджет, которым глава государства не мог единолично пользоваться.

• Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. Основные группы расходной части бюджета практически не изменились в течение многих столетий. Уже тогда были обозначены четыре направления расходов: на военные цели, управление, экономику, социальные нужды (в России последнее направление возникло в конце XIX в.). Там, где сохранились монархические режимы, часть средств направлялась на содержание двора.

• Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались, главным образом, за счет натуральных податей и трудовых повинностей.

Таким образом, только на данном этапе развития государственности и денежных отношений стало возможным распределение созданного продукта в стоимостном выражении.

Исторические этапы развития и формирования финансов: Финансы вместе с тем и историческая категория, т.к. они имеют стадии возникновения, развития, т.е. изменяются во времени.

Можно выделить два основных этапа развития финансов:

• Неразвитая форма финансов, которой был присущ непроизводственный характер, т.е. основная масса денежных средств (2/3 бюджета) расходовалась на военные цели и не оказывала воздействия на экономику. Этому этапу свойственна узость финансовой системы, т.к. она состояла из одного звена - бюджетного, и количество финансовых отношений было ограничено. Все они были связаны с формированием и использованием бюджета.

• Развитая форма финансов. В настоящее время повсеместно, независимо от политического и экономического устройства того или иного государства, финансы вступили в новый этап своего развития - второй.

Это обусловлено многозвенностью финансовых систем, высокой степенью воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых отношений. На этом этапе финансы становятся одним из важнейших орудий косвенного воздействия на отношения общественного воспроизводства: воспроизводства материальных благ, рабочей силы и производственных отношений.

Государственные финансы принимают развитую форму, обеспечивая перераспределение денежных ресурсов необходимых всему обществу для достижения стратегических целей - обеспечения благосостояния всего общества, социального мира и экономического роста.

Финансы - неотъемлемый элемент общественного воспроизводства на всех уровнях хозяйствования; они одинаково необходимы и низовому звену - предприятиям и межхозяйственным объединениям (ассоциациям, концернам), и государственной системе управления народным хозяйством.

Финансы, выражая существующие в обществе производственные отношения, как экономическая категория характеризуются следующими признаками:

• денежный характер финансовых отношений, т.е. деньги, являются обязательным условием существования финансов;

• распределительный (перераспределительный) характер финансовых отношений;

• финансы участвуют в формировании денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов.

2. Финансовые ресурсы - материальные носители финансовых отношений. Источники их формирования и использования.

Финансовые ресурсы - это материальные носители финансовых отношений.

Основным материальным источником денежных доходов

населения, хозяйствующих субъектов, государства и органов местного самоуправления является национальный доход. От его величины и характера распределения зависят возможности развития экономики, удовлетворения потребностей членов общества.

Главным условием роста финансовых ресурсов является увеличение национального дохода страны в целом.

Источниками финансовых ресурсов выступают:

• на уровне хозяйствующих субъектов: прибыль, амортизация, продажа ценных бумаг, банковский кредит, проценты, дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими эмитентами;

• на уровне населения: заработная плата, премии, надбавки к зарплате, выплаты социального характера, осуществляемые работодателем, командировочные расходы, доходы от предпринимательской деятельности, от участия в прибылях, от операций с личным имуществом, от кредитно-финансовых операций; социальные трансферты, в том числе пенсии, пособия; потребительский кредит.

• на уровне государства, органов местного самоуправления: доходы от государственных и муниципальных предприятий, доходы от приватизации государственного и муниципального имущества, доходы от внешнеэкономической деятельности, налоговые доходы, государственный и муниципальный кредит, эмиссия денег и доходы от эмиссии ценных бумаг.

3. Финансы - связующее звено между созданием и использованием национального дохода. Функции финансов.

Финансовые ресурсы - это материальные носители финансовых отношений

Финансовая наука изучает не ресурсы как таковые, а экономические отношения, возникающие на основе образования, распределения и использования финансовых ресурсов, исследует закономерности развития финансовых отношений.

Финансы любого субъекта охватывают его денежные отношения со всеми другими участниками экономического процесса. Вступая в подобные отношения, экономические субъекты, по сути дела, распределяют между собой стоимость ВНП (внутренний национальный продукт), а также часть национального богатства (землю, недра, капитальные сооружения). В этом смысле финансы имеют первостепенное значение в рыночной экономике: сначала присваиваются деньги, а через них - материальные и нематериальные блага, а затем распределяются. Финансы - связующее звено между созданием и использованием национального дохода.

Без участия финансов национальный доход не может быть распределен.

Финансы выполняют распределительную и контрольную функции, т.е. финансы обслуживают этапы распределения и перераспределения совокупного общественного продукта.

1. Функция Распределения национального дохода заключается в создании основных или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства и делятся на две группы:

■ зарплата работников, занятых в сфере материального производства;

■ доходы предприятий сферы материального производства.

Распределительная функция финансов позволяет:

1. Создавать целевые фонды денежных средств на уровне хозяйствующих субъектов, населения, государства, органов местного самоуправления;

2. Осуществлять внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а также между производственной и непроизводственной сферами и социальными группами;

3. Создавать резервы на уровне хозяйствующего субъекта, государства, а также осуществлять накопления граждан.

Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производственных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения.

2. Функция финансов - контрольная. Финансы - это непрерывное движение входящих и исходящих денежных потоков по отношению к конкретному субъекту. Эти потоки поддаются строгому количественному учету. Контрольная функция финансов реализуется через бухгалтерскую, статистическую или оперативную отчетность, ведущуюся по утвержденной государством методике.

Подчеркнем, что распределительная и контрольная функции финансов действуют одновременно, это две стороны одного процесса, поэтому финансы являются своеобразным зеркалом экономики и социальной сферы.

Распределительная функция финансов связана с вмешательством государства через финансы в процесс воспроизводства не стихийно, а в соответствии с правовыми нормами. Совокупность норм, правил, положений, правовых актов призвана регулировать финансовую деятельность и тем самым регулировать воспроизводственный процесс. Таким образом, можно говорить и о третьей функции финансов - регулирующей.

В целях регулирования экономики в целом и социальных отношений используются финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг.

На уровне хозяйствующего субъекта регулирующая функция финансов проявляется путем воздействия государства через финансовые рычаги (налоги, тарифы, кредиты и т.д.) на предприятие в целях побуждения развития предприятия в нужном направлении для государства.

4. Финансовая система - форма организации денежных отношений.

Финансовая система РФ с переходом всей экономики на рыночные принципы претерпела существенные изменения. Прежде всего, произошла ее децентрализация: каждый субъект экономики имеет возможность самостоятельно аккумулировать финансовые ресурсы в рамках принятых законов. Появился финансовый рынок.

Финансовая система - это форма организации денежных отношений по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств государства, предприятий и населения.

5. Централизованные и децентрализованные финансы. Сферы и звенья финансовой системы, их место в финансовой системе государства и экономическая сущность.

Финансовые отношения исключительно многообразны, вместе с тем в зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему принято подразделять на сферы:

- централизованные финансы (государственные или публичные финансы);

- децентрализованные финансы (финансы организаций и финансы домохозяйств);

К централизованным финансам относятся: местные финансы, бюджетная система, государственный кредит, внебюджетные фонды, фонды государственного личного страхования и резервов. Они используются государством на макроуровне.

К децентрализованным финансам относятся финансы населения и финансы предприятий различных форм собственности, которые используются для регулирования экономики в рамках отдельных хозяйствующих субъектов (предприятий). От состояния финансов предприятий зависит общее состояние экономики страны.

Государственные финансы (на федеральном и региональном уровне) - это совокупность денежных фондов, управляемых государственными органами с целью обеспечения общегосударственных и социальных потребностей.

Государственная бюджетная система с входящими в нее государственным федеральным, республиканскими, областными, краевыми, местными бюджетами является важнейшим звеном финансовой системы страны, с его помощью происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и влиять на развитие производства и социальной сферы в интересах всего общества, а также создавать так называемые общественные благ


Внебюджетные фонды - это средства федерального правительства и региональных властей, предназначенные для финансирования расходов, не включаемых в бюджет. Эти средства составляют более половины всех бюджетных доходов.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации и ссужения государством временно свободных денежных средств на началах возвратности и платности для финансирования государственных расходов. С этой целью государство проводит операции на рынке ценных бумаг, т.е. либо размещает, либо погашает государственные финансовые обязательства, а также прибегает к кредитованию территориальных бюджетов.

Государственное страхование обеспечивает возмещение понесенных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.

Одновременно страхование осуществляют и негосударственные страховые компании, имеющие соответствующую лицензию.

В странах с развитой рыночной экономикой большая часть финансовых отношений находится вне управления государством, т.к. основная часть финансовых ресурсов формируется и используется их собственниками по своему усмотрению.

Финансы хозяйствующих субъектов (организаций) - это система денежных потоков и фондов, необходимая для осуществления этими структурами своих функций.

Финансы населения- это личные средства граждан, их доходы и расходы.

Современная финансовая система предполагает развитую инфраструктуру, способствующую перемещению денежных ресурсов от одного субъекта к другому.

Во-первых, правомерным источником финансовых ресурсов для всех субъектов стала банковская система, предоставляющая заемные средства на принципах платности, возвратности, срочности. Ранее опора была, в основном, на безвозмездное бюджетное финансирование.

Во-вторых, в России появился акционерный капитал и рынок ценных бумаг (как первичный, так и вторичный), позволяющий изыскивать финансовые ресурсы путем эмиссии ценных бумаг и размещения их среди юридических и физических лиц. Это дает хозяйствующим субъектам большую свободу маневра капиталами. По котировкам ранее выпущенных ценных бумаг на вторичном рынке они могут выверять правильность своего курса, делать наиболее перспективные инвестиции.

В-третьих, обозначилось встречное движение - интеграция частного капитала в различных формах для предоставления всевозможных финансовых услуг субъектам экономики.

Не все формы достаточно развиты на данный момент в России, но мировая практика выработала следующие:

а) финансово-промышленные группы, в состав которых могут входить производственные, научные, опытно-конструкторские организации, банки, страховые и торговые компании, биржи и т. д. В России уже в настоящее время каждый крупный коммерческий банк входит в какую-либо группу отраслевого или территориального плана;

б) инвестиционные организации: холдинги, финансовые группы и финансовые компании. Холдинг - головная компания, владеющая контрольными пакетами акций дочерних фирм и специализирующаяся на их управлении. Финансовая группа - объединение без головной компании.

Финансовая компания - организация, финансирующая ряд фирм, но без права управления;

в) банковская система, которая включает банковские учреждения, средства связи банков, методические и юридические правила взаимозачетов. Государственные банковские системы взаимодействуют через международные объединения;

г) биржевая система, которая состоит из совокупности товарных и фондовых бирж. Товарные биржи позволяют осуществить оборот товаров и денежных средств без непосредственного их представления, оперативно сформировать цены на товары. Фондовая биржа определяет рейтинг предприятий, своевременно реализует перераспределение потока финансов. Одновременно функционирует внебиржевой рынок ценных бумаг, который обслуживают банкирские дома, банки и др. организации;

д) соответствующая среда для функционирования финансов современного уровня, т.е. обеспечивающие элементы - информационные сети (телефоны, факсы, радио, телевидение, интернет, печать), поддерживающие элементы (образовательные, юридические, аудиторские учреждения).


Тема 1.2

Финансовая политика и управление финансами

План

1. Финансовая политика - средство решения социально-экономических задач общества. Финансы как рычаг воздействия на экономику

2. Задачи финансовой политики.

3. Финансовый механизм, его структура. Важнейшие составляющие финансовой политики государства.

4. Объекты и субъекты управления. Методы управления финансами

5. Стратегическое (общее) управление финансами. Финансовый аппарат, осуществляющий оперативное управление финансами, его функции и задачи.

6. Актуальные задачи государственной финансовой политики в РФ.

7. Финансовая политика предприятия.

8. Финансовое планирование и прогнозирование -составные элементы управления финансами.

9. Виды финансовых планов.

10. Планирование на уровне хозяйствующего субъекта.

11. Понятие и содержание финансового контроля.

12. Виды, формы и методы проведения финансового контроля, их классификация.

13. Государственные органы власти, осуществляемые финансовый контроль, их функции.

1. Финансовая политика - средство решения социально-экономических задач общества. Финансы как рычаг воздействия на экономику

Финансовая политика - деятельность государства по целенаправленному использованию финансов.

Она включает механизм реализации: выработку научно-обоснованных концепций развития финансов, определение основных направлений использования финансовых ресурсов и разработку мер, направленных на достижение поставленных целей. Это определение конкретных форм и методов мобилизации финансовых ресурсов, их распределения между социальными группами, отраслями экономики и регионами страны; финансовое законодательство и финансовый аппарат, призванные реализовывать финансовую политику в конкретный период времени.

Финансовая политика - составная часть экономической политики государства и, поскольку связана с деятельностью государства, является категорией надстройки, хотя имеет решающее значение для общественного производства. В ней конкретизируется главное направление развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально- экономических процессов.

Ее проводит государство, опираясь на правовые нормы, и на такие экономические инструменты, как налоги или налоговые льготы, процентные ставки, а также на госбюджет как источник государственных инвестиций.

Директивные методы регулирования в рыночной экономике неприемлемы.

2. Задачи финансовой политики.

Главной целью государственной финансовой политики является создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

Содержанием государственной финансовой политики является формирование федерального и территориальных бюджетов и внебюджетных фондов.

В зависимости от длительности периода и характера поставленных задач финансовая политика делится на финансовую стратегию и финансовую тактику.

• Финансовая стратегия рассчитывается на долгосрочную перспективу.

• Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития экономики, т.е. она направлена на использование финансовых ресурсов, направленных на краткосрочные цели. Финансовая тактика предусматривает изменение финансовых связей, способов их организаций.

3. Финансовый механизм, его структура. Важнейшие составляющие финансовой политики государства.

Финансовая политика осуществляется с помощью финансового механизма. В его структуру входят: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое обеспечение, нормативное обеспечение, информационное обеспечение.

Финансовые методы - это планирование доходов и расходов бюджета, кредитование, самофинансирование, система налогообложения, инвестирование, трастовые операции, аренда, лизинг и т.п., они направлены на образование и использование денежных фондов.

Финансовые рычаги - это прибыль, амортизационные отчисления, финансовые санкции, цена, арендная плата, дивиденды, котировка валютных курсов, это налоговые и процентные ставки, доходность и курс ценных бумаг и т.п., т.е. конкретный прием при использовании финансового метода. Например, метод - планирование доходов госбюджета; рычаг, с помощью которого это можно осуществить, - установление конкретных налоговых ставок.

Правовое обеспечение включает законодательные акты, постановления, инструкции и т.п. документы органов управления, законы, указы Президента, постановления правительства, приказы и письма министерств и ведомств, уставы юридических лиц.

Нормативное обеспечение__ - нормы, нормативы, инструкции,

тарифные ставки, методические указания по их применению.

Информационное обеспечение - информация всех видов и родов; статистическая информация, обзорная; осведомленность о финансовом состоянии субъектов, о ценах, о курсах ценных бумаг, валют и т.п. Каналы: средства массовой информации, интернет, статистика, отчетность, бизнес- планы, бизнес-справки, эккаутинг, консалтинг и т.п.

В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства выступают бюджетная, налоговая, инвестиционная, валютная, социальная и таможенная политика.

Налоговая политика строится на том, что высокие налоги воспринимаются как запретительные в какой-либо области деятельности, а низкие - как разрешительные. В том же направлении действуют и процентные ставки по банковским кредитам, на которые государство тоже может воздействовать своей денежной политикой.

Бюджетная политика государства основывается на бюджетном кодексе и других законодательных актах, определяющих форму бюджетного устройства страны и регламентирующих весь бюджетный процесс.

Бюджетная политика государства определяется на очередной финансовый год в бюджетном послании Президента РФ.

Проделанная в последние годы работа: сокращение нерациональных затрат государства; достижение бездефицитного бюджета; отказ от эмиссионного финансирования; смягчение проблем государственного долга.

Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в реальный сектор экономики.

Главной задачей этой политики является создание условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы огромные капиталы «не убегали» из России, а наоборот, чтобы происходил приток иностранного капитала.

Социальная политика связана, прежде всего, с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции РФ, и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным группам населения и др.

Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и поощряя либо сдерживая экспорт и импорт товаров и услуг из страны. Т.е., таможенная политика во многом предопределяет распределительные процессы не только между хозяйствующими

субъектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами, а также отраслями, регионами.

Валютная политика - деятельность государства по целенаправленному использованию валютных средств. Сферой действия валютной политики является валютный рынок и рынок драгоценных металлов и камней.

Задачей текущей валютной политики является обеспечение нормального функционирования валютной системы, поддержание равновесия платежных балансов.

Государственную финансовую политику мы рассматриваем как часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны.

4. Объекты и субъекты управления. Методы управления финансами

Процесс перераспределения финансовых ресурсов между субъектами финансовой системы и внутри них не может осуществляться стихийно и соответственно предполагает организацию системы управления.

Управление - это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата. В управлении финансами выделяются объекты и субъекты управления.

Существует две группы объектов управления: централизованные финансы и децентрализованные финансы.

Субъекты управления - это совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, т.е. финансовый аппарат. К нему относятся финансовые органы управления государства, организаций, учреждений и т. д. При управлении финансами субъекты управления используют различные специфические методы воздействия на финансы. Но существуют и единые методы управления финансами - функциональные методы управления. К ним относятся: планирование, оперативное управление, учет и контроль.

Планирование является одним из основных функциональных методов управления. В результате планирования хозяйствующий субъект (от предприятия до государственного уровня) всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов и направление наиболее эффективного их использования. При планировании необходимо использовать анализ на основе информации, источником которой являются бухгалтерский учет, статистика и т.д.

Оперативное управление - это комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающийся финансовой ситуации. При этом предусматривается задача достижения максимального эффекта при минимальных затратах за счет перераспределения финансовых ресурсов, выбора наиболее рационального метода их использования. Основное содержание оперативного управления - маневрирование финансовыми ресурсами с целью устранения «узких» мест решения вновь возникших задач и т. д.

Метод контроля осуществляется в процессе планирования и на стадии оперативного управления. Метод контроля позволяет в ходе использования финансовых ресурсов сопоставить фактические результаты с плановыми; выявить резервы роста финансовых ресурсов; определить наиболее эффективные пути хозяйствования.

В сферу непосредственного государственного управления входят лишь государственные финансы; оно осуществляется высшими законодательными и исполнительными органами.

5. Стратегическое (общее) управление финансами. Финансовый аппарат, осуществляющий оперативное управление финансами, его функции и задачи.

Существует стратегическое или общее управление финансами. Оно

выражается в определении размеров финансовых ресурсов на перспективный период. Общее (стратегическое) управление финансами в соответствии с конституцией РФ возложено на высшие органы государственной власти: законодательные органы, федеральное собрание, президента и правительство. Оперативное управление финансами осуществляет финансовый аппарат.

К функциям Министерства финансов относятся следующие: разработка и реализация стратегических направлений единой государственной политики; концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях экономического развития РФ; осуществление мер по развитию финансового рынка; разработка предложений по привлечению в экономику страны иностранных инвестиций; осуществление финансового контроля за расходованием целевых бюджетных и внебюджетных средств; разработка ценовой политики и кодекса налогов и предложений по выпуску и размещению ценных бумаг.

Задачи Главного управления федерального казначейства: отвечает за кассовое исполнение бюджета; ведет анализ финансового состояния бюджета и на основании этого дает информацию в исполнительные и законодательные органы власти; следит совместно с Центральным банком России за ходом исполнения государственного долга и внешнего долга; при нарушении финансовой дисциплины имеет право приостановить платежи по счетам предприятий и организаций; имеет право проверки денежных документов на предприятиях; имеет право получать от банков сведения о состоянии счетов предприятий; имеет право принудительных экономических воздействий на предприятия в виде наложения штрафов равных процентов учетной ставки Центрального банка России.

6. Актуальные задачи государственной финансовой политики в РФ.

Современная финансовая политика РФ последнего десятилетия была направлена на быстрое изменение социального строя общества и основывается на свободе предпринимательства, нацелена на создание экономики смешанного типа, на адаптацию бюджета, налогов, банков, страховой системы к условиям рынка.

Цель эта достигнута, возврат к централизованной системе уже не возможен.

В разработке государственной финансовой политики в России участвуют все ветви государственной власти. В то же время в силу особенностей конституционного строя приоритет в ее разработке принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и перспективу.

Изучая эту тему необходимо ознакомиться с ежегодным посланием Президента Федеральному Собранию, где определены основные направления финансовой политики на текущий год и перспективу.

Текущий момент для России характеризуется многими негативами, еще не преодоленными в финансовой сфере: высокие налоговые ставки и уход от налогов налогоплательщиков; огромные размеры государственного долга; неразвитость рынка ценных бумаг; отсутствие кредитов в производство со стороны банков; низкие доходы населения, тормозящие рост спроса на товарных рынках; долларизация платежей и сбережений; вывоз капитала из страны и т. п.

Соответственно, задачи государственной политики в области финансов состоят в преодолении названных негативов, использовании для этого всех возможных способов: от глобальных налоговых и бюджетных реформ до оперативной «настройки» мобильного блока элементов финансового механизма. При этом нельзя допустить потери тех результатов, которые уже принес переход России к рыночной экономике. Отсюда следует указать на некоторые недопущения определенных действий:

• нельзя рассматривать госбюджет как единый финансовый инструмент (есть еще кредит, фондовый рынок);

• нельзя пересматривать итоги приватизации, если нет явного криминального нарушения (нужно создать условия эффективной работы частного сектора);

• не пытаться силовыми методами вернуть вывезенный капитал в страну (он сам вернется, стоит только создать благоприятные условия);

• не создавать дополнительные государственные структуры на финансовом рынке, типа ГКО-ОФЗ;

• не вводить новые налоги, пошлины, акцизы;

• не решать проблемы отраслей без учета мнений бизнеса;

• не проводить налоговую амнистию, но активизировать реструктуризацию налоговой задолженности предприятиями и другими субъектами;

• не вливать бюджетные средства в оборотные средства кризисных предприятий, смелее идти на процедуру их банкротства; не создавать новые бюрократические структуры в экономике.

Наряду с государственной финансовой политикой существует и финансовая политика предприятий, представляющая собой целенаправленную деятельность финансовых менеджеров по достижению целей ведения бизнеса.

7. Финансовая политика предприятия.

Целями финансовой политики предприятия могут быть:

(а) выживание предприятия в условиях конкурентной борьбы;

(б) лидерство в борьбе с конкурентами;

(в) избежание банкротства и крупных финансовых неудач;

(г) максимизация рыночной стоимость предприятия;

(д) устойчивые темпы роста экономического потенциала предприятия;

(е) рост объемов производства и реализации;

(ж) максимизация прибыли;

(з) минимизация расходов;

(и) обеспечение рентабельной деятельности и т.д.

Для достижения поставленной цели используется соответствующий финансовый механизм (будет рассмотрен далее).

8. Финансовое планирование и прогнозирование — это важнейшие

составные элементы управления финансами. Они используются для научного обоснования текущего и перспективного развития экономики, изменений в конкретном периоде темпов роста отдельных отраслей, звеньев хозяйства.

Под прогнозированием понимается разработка и составление прогнозов, то есть научно обоснованных гипотез о вероятном будущем состоянии экономической системы и экономических объектов и характеризующих это состояние показателей.

Финансовое прогнозирование широко используется на централизованном и децентрализованном уровнях как инструмент научного предвидения, вариантного анализа, получения дополнительной информации при выработке решений. В рыночной экономике распространено прогнозирование спроса, рыночной конъюнктуры и т.п.

Планирование — это процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определение путей наиболее эффективного их достижения. Эти установки выражаются набором показателей, ключевых для данного уровня управления. Финансовое планирование представляет собой научный процесс обоснования движения финансовых ресурсов и соответствующих финансовых отношений на определенный период. Объектом финансового планирования выступает финансовая деятельность государства или любого хозяйствующего субъекта, круг финансовых операций или отдельные операции.

Финансовое планирование является составной частью управления финансами. В ходе планирования субъект хозяйствования и органы исполнительной власти оценивают состояние своих финансов, выявляют возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Планирование осуществляется на основе анализа финансовой информации, которая должна быть достаточно полной и достоверной. Финансовая информация включает в себя показатели бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

Необходимость составления финансовых планов определяется многими причинами, среди которых основными являются: неопределенность будущего, координирующая роль плана, оптимизация экономических последствий. Действительно, если бы будущее развитие компании или экономики в целом было абсолютно предопределенным, то не было бы необходимости разрабатывать планы, совершенствовать методы их составления и оптимизации. Поэтому главная цель любого плана — определить границы изменения того или иного показателя по каждому из важнейших направлений развития финансов предприятия и государства. Координирующая роль планов реализуется в приведении в определенную систему текущей и перспективной деятельности, что позволяет компании и экономике в целом работать без существенных сбоев. Еще одна причина необходимости составления планов заключается в том, что любой дисбаланс в деятельности системы требует финансовых затрат (прямых и косвенных) на его преодоление, которых можно избежать благодаря финансовому планированию.

Первостепенное значение в процессе финансового планирования имеет использование прогрессивных методов планирования. Среди них принято выделять четыре наиболее существенных метода:

- метод коэффициентов, при котором планируемый показатель финансового плана рассчитывается на основе показателя текущего года, измененного на величину коэффициента, отражающего динамику развития процесса за предыдущие несколько лет;

- нормативный метод, основанный на использовании установленных норм и нормативов;

- метод математического моделирования, заключающийся в построении финансовых моделей, имитирующих течение реальных экономических и социальных процессов;

- балансовый метод, в результате использования которого осуществляется согласование направлений использования финансовых ресурсов с источниками их формирования.

Финансовое планирование по срокам делится на стратегическое, текущее и оперативное.

9.Виды финансовых планов. Финансовые планы являются основным продуктом финансового планирования и представляют собой особую форму плана, показатели которого имеют денежное выражение и обосновывает движение финансовых ресурсов на определенный период.

Многообразие задач в области финансов, решаемых звеньями финансовой системы, отдельными ведомствами, предприятиями, организациями, вызывает существенные различия в образовании, распределении фондов денежных средств и опосредующих их финансовых отношениях. Это находит отражение в разработке многочисленных финансовых планов, отличающихся по форме и содержанию.

Для приведения большого количества финансовых планов в определенную систему их целесообразно классифицировать по нескольким признакам. Так, по уровню формирования финансовые планы делятся на централизованные (общегосударственные) и децентрализованные. Централизованные финансовые планы обосновывают движение общегосударственных финансовых ресурсов, фиксируют распределительные процессы, осуществляемые между сферами финансовой системы государства. Объектом этих планов выступают общегосударственные финансовые ресурсы, формируемые и распределяемые на макроуровне. Целью централизованных финансовых планов является обоснование финансовой политики государства на конкретный период. В них определяются доходы и расходы всех централизованных фондов денежных средств, создаваемых на макроуровне, источники доходов, пути их формирования и использования.

В системе централизованных финансовых планов главное место занимает бюджет, который как специфический финансовый план представляет собой юридически оформленный документ, в котором в количественном выражении отражается процесс получения и распределения государством денежных ресурсов, необходимых для выполнения его основных функций.

Необходимость разработки бюджета вызвана потребностью определения источников и объема денежных ресурсов государства и их рационального распределения. Бюджет является основным в системе финансовых планов, так как он активно влияет на их формирование и выполнение, координирует их, определяя взаимоотношения государства с разными звеньями, субъектами хозяйствования и населением. Бюджет разрабатывается в форме баланса, в котором планируются все доходы и расходы на текущий период в соответствии с программой экономического и социального развития страны, ее регионов. При этом особое внимание уделяется полной аккумуляции источников поступлений, рациональному распределению бюджетных ассигнований и сбалансированию бюджета.

Кроме бюджета составляются и другие централизованные финансовые планы в виде финансового обеспечения общегосударственных программ, а также бюджетов всех внебюджетных фондов, представляющих собой балансы, определяющие все поступления на текущий финансовый год и расходы. Централизованные финансовые планы различаются не только по звеньям финансовой системы, но и по уровню движения финансовых ресурсов: федеральные, субъектов РФ и местные финансовые планы.

Количество децентрализованных финансовых планов значительно больше и разнообразнее по форме и содержанию, чем централизованных. Но их общность заключается в способности обосновывать индивидуальный кругооборот денежных средств отдельного субъекта хозяйствования. Отсюда следует их особое назначение — определять доходы и расходы данного объекта, финансовые результаты его деятельности и соответствующие отношения, опосредующие движение финансовых ресурсов. Децентрализованные финансовые планы можно классифицировать по нескольким критериям:

• по форме собственности выделяют финансовые планы государственных, арендных, кооперативных предприятий, акционерных обществ, совместных предприятий, общественных организаций и т.д.;

• по методу управления различают финансовые планы некоммерческих учреждений и коммерческих организаций;

• по времени действия — перспективные, текущие и оперативные.

Остановимся подробнее на втором варианте этой классификации. Финансовые планы бюджетных учреждений носят название смет. Различают сметы доходов и расходов, которые составляются, если учреждение имеет дополнительные, кроме бюджетных ассигнований, источники доходов, и сметы расходов, если иных видов доходов учреждение не получает. Для составления смет в качестве исходных данных используются контрольные цифры и экономические нормативы. Смета включает в себя три крупных раздела: свод доходов и расходов; производственные показатели; расчеты и обоснования расходов и доходов.

10.Финансовое планирование представляет собой процесс разработ­ки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показа­телей по обеспечению развития предпринимательской фирмы необ­ходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности ее финансовой деятельности в будущем периоде.

Финансовое планирование в предпринимательской фирме включает в себя три основные подсистемы:

• перспективное финансовое планирование;

• текущее финансовое планирование;

• оперативное финансовое планирование.

Каждой из этих подсистем присущи определенные формы раз­рабатываемых финансовых планов и периоды, на которые эти пла­ны разрабатываются. Все подсистемы финансового планирования на предпринимательской фирме находятся во взаимосвязи и осущест­вляются в определенной последовательности. Исходным этапом пла­нирования является прогнозирование основных направлений фи­нансовой деятельности фирмы, осуществляемое в процессе перспек­тивного планирования, которое определяет задачи и параметры текущего финансового планирования. В свою очередь, база для раз­работки оперативных финансовых планов формируется именно на стадии текущего финансового планирования.

Перспективное финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, является главной формой реализации целей предпринимательской фирмы. Перспективное финансовое планирование в современных условиях охватывает период времени от одного года до трех (редко пяти) лет.

Перспективное планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование финансовой деятельности. Разработка финансовой стратегии представляет собой особую область финансового планирования, так как, являясь составной ча­стью общей стратегии экономического развития фирмы, она долж­на согласовываться с целями и направлениями, сформулированны­ми общей стратегией. Вместе с тем финансовая стратегия сама ока­зывает значительное влияние на формирование общей стратегии экономического развития фирмы, поскольку изменение ситуации на финансовом рынке влечет за собой корректировку финансовой, а за­тем, как правило, и общей стратегии развития предпринимательской фирмы.

Финансовая стратегия представляет собой определение долго­срочных целей финансовой деятельности фирмы и выбор наиболее эффективных способов и путей их достижения.

Прогнозирование состоит в изучении возможного финансового состояния фирмы на длительную перспективу. Основой прогнозиро­вания являются обобщение и анализ имеющейся информации с по­следующим моделированием возможных вариантов развития ситуаций и финансовых показателей. Важный момент при осуществлении про­гнозирования — признание факта стабильности изменений показате­лей деятельности фирмы от одного отчетного периода к другому.

Текущее планирование финансовой деятельности фирмы основыва­ется на разработанной финансовой стратегии и финансовой поли­тике по отдельным аспектам финансовой деятельности. Данный вид финансового планирования заключается в разработке конкретных ви­дов текущих финансовых планов, которые дают возможность фирме определить на предстоящий период все источники финансирования ее развития, сформировать структуру ее доходов и затрат, обеспечить ее постоянную платежеспособность, а также определить структуру активов и капитала фирмы на конец планируемого периода.

Результатом текущего финансового планирования является разработка трех основных документов:

• плана движения денежных средств;

• плана отчета о прибылях и убытках;

• плана бухгалтерского баланса.

Основной целью построения этих документов является оценка финансового положения фирмы на конец планируемого периода. Текущий финансовый план составляется на период, равный одном году, с разбивкой по кварталам, так как такой период времени

cоответствует законодательным требованиям к отчетному периоду.

Для составления финансовых документов в процессе осуществления текущего финансового планирования важно правильно определить объем будущих продаж (объем реализованной продукции). Это необходимо для организации производственного процесса, эффек­тивного распределения средств. Прогноз объема продаж помогает определить влияние объема производства, цены реализуемой продук­ции на финансовые потоки фирмы.

На основе данных по прогнозу объема продаж рассчитывается необходимое количество материальных и трудовых ресурсов, а так­же определяются и другие затраты на производство. На основе по­лученных данных разрабатывается плановый отчет о прибылях и убыт­ках, с помощью которого определяется величина получаемой при­были в предстоящем (планируемом) периоде.

Особое внимание при составлении плана прибылей и убытков уделяется определению выручки от реализации продукции. Как пра­вило, в качестве исходной точки берется значение выручки от реа­лизации за предшествующий год. Затем эта величина изменяется в текущем году с учетом изменений:

• себестоимости сравнимой продукции;

• цен на реализуемую фирмой продукцию;

• цен на покупные материалы и комплектующие;

• оценки основных средств и капиталовложений фирмы;

• оплаты труда работников фирмы.

Далее определяется плановая среднегодовая сумма амортизацион­ных отчислений на основе данных о среднегодовой балансовой сто­имости основных фондов и норм амортизационных отчислений. Правильно определить плановую сумму амортизационных отчисле­ний для фирмы достаточно важно, так как она является частью се­бестоимости производимой продукции. Важно также правильно за­планировать расходы на сырье и материалы, прямые издержки на оплату рабочей силы и накладные расходы.

Далее разрабатывается план движения денежных средств. Необхо­димость его составления определяется тем, что многие из затрат, по­казываемых при расшифровке плана прибылей и убытков, не отра­жаются на порядке осуществления платежей. План движения денеж­ных средств учитывает приток денежных средств (поступления и платежи), отток денежных средств (затраты и расходы), чистый де­нежный поток (избыток или дефицит). План движения денежных средств составляется на год с разбивкой по кварталам и включает в себя две основные части: поступления и расходы. В разделе поступ­лений отражаются выручка от реализации продукции, от реализации основных средств и нематериальных активов, доходы от прочих операций и другие доходы, которые фирма предполагает получить в течение года.

В расходной части отражаются затраты на производство реали­зованной продукции, суммы налоговых платежей, погашение долго­срочных ссуд, уплата процентов за пользование банковским креди­том, направления использования чистой прибыли.

С помощью такого построения плана движения денежных средств предпринимательская фирма при планировании охватывает весь оборот денежных средств, что дает возможность проводить ана­лиз и оценку поступлений и расходов денежных средств и принимать решения о возможных способах финансирования в случае возник­новения дефицита этих средств. При этом план считается оконча­тельно составленным, если в нем предусмотрены источники покры­тия возможного дефицита денежных средств.

Заключительным документом текущего годового финансового плана является плановый баланс активов и пассивов (по форме балан­сового отчета) на конец планируемого периода, который отражает все изменения в активах и пассивах в результате запланированных ме­роприятий и показывает состояние имущества и финансов предпри­нимательской фирмы. Целью разработки балансового плана является определение необходимого прироста отдельных видов активов с обеспечением их внутренней сбалансированности, а также форми­рование оптимальной структуры капитала, которая обеспечивала бы достаточную финансовую устойчивость фирмы в будущем периоде. В целом же процесс текущего финансового планирования осуществ­ляется на предпринимательской фирме в тесной связи с процессом планирования его операционной деятельности.

Система оперативного планирования финансовой деятельности за­ключается в разработке комплекса краткосрочных плановых заданий по финансовому обеспечению основных направлений хозяйственной деятельности фирмы. Оперативное финансовое планирование вклю­чает составление и исполнение платежного календаря, кассового пла­на и расчет потребности в краткосрочном кредите.

Платежный календарь составляется на квартал с разбивкой по месяцам и более мелким периодам. Для того чтобы он был реальным, его составители должны следить за ходом производства и реализации, состоянием запасов, дебиторской задолженности в целях пре­дупреждения невыполнения финансового плана.

В платежном календаре притоки и оттоки денежных средств должны быть сбалансированы. Правильно составленный платежный календарь позволяет выявить финансовые ошибки, недостаток средств, вскрыть причину такого положения, наметить соответствующие ме­роприятия, и таким образом, избежать финансовых затруднений.

На многих фирмах наряду с платежным календарем составляет­ся налоговый календарь, в котором указывается, когда и какие нало­ги должно уплатить предприятие, что позволяет избежать просрочек. Отдельными предпринимательскими фирмами разрабатываются пла­тежные календари по отдельным видам движения денежных средств, например платежный календарь по расчетам с поставщиками, пла­тежный календарь по обслуживанию долга и т.п. Кроме платежного календаря на предприятии должен составлять­ся кассовый план — план оборота наличных денежных средств, от­ражающий поступление и выплаты наличных денег через кассу. Кас­совый план необходим для контроля за поступлением и расходова­нием наличных средств.

Одним из плановых документов, разрабатываемых предпринима­тельской фирмой, является бизнес-план. Важнейшей частью бизнес-плана является финансовый план, обобщающий материалы предыду­щих разделов и представляющий их в стоимостном выражении.

Финансовый план бизнес-плана включает ряд разрабатываемых документов, в числе которых:

• прогноз объемов реализации;

• прогноз доходов и расходов;

• прогноз денежных поступлений и выплат;

• сводный баланс активов и пассивов;

• план по источникам и использованию средств;

• расчет точки достижения безубыточности (самоокупаемости).

В последнее время предпринимательскими фирмами все чаще применяется система бюджетного планирования деятельности струк­турных подразделений и всей фирмы, которая внедряется в целях строгой экономии финансовых ресурсов, сокращения непроизводительных расходов, большей гибкости в управлении и контроля за себестоимостью продукции, а также для повышения точности плано­вых показателей.

По широте номенклатуры затрат разделяют бюджеты функцио­нальный и комплексный.

Функциональный бюджет разрабатывается, как правило, по одной, реже по двум статьям затрат, например бюд­жет оплаты труда, бюджет амортизации. Комплексный же бюджет раз­рабатывается по широкой номенклатуре затрат, например бюджет административно-управленческих расходов.

По методам разработки различают стабильный и гибкий бюдже­ты. При этом стабильный бюджет не изменяется от изменения объе­мов деятельности фирмы, например бюджет расходов по обеспече­нию охраны фирмы. Гибкий бюджет предусматривает установление

планируемых текущих или капитальных затрат не в твердо фикси­руемых суммах, а в виде норматива расходов, которые взаимоувяза­ны с объемными показателями деятельности фирмы, такими, как объем выпуска или реализации продукции, объем строительно-мон­тажных работ.

В целях организации бюджетного планирования, деятельности структурных подразделений предпринимательской фирме рекомен­дуется создавать сквозную систему бюджетов, состоящую из следу­ющих функциональных бюджетов:

1. Бюджета фонда оплаты труда;

2. Бюджета материальных затрат;

3. Бюджета потребления энергии;

4. Бюджета амортизации;

5. Бюджета прочих расходов;

6. Бюджета погашения кредитов;

7. Налогового бюджета.

Данная система бюджетов полностью охватывает всю базу фи­нансовых расчетов предпринимательской фирмы.

11. Понятие и содержание финансового контроля.

Финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства, ускорение научно- технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства.

Финансовый контроль охватывает производственную и непроизводственную сферы и нацелен на повышение экономического стимулирования, на рациональное и бережное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводственных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительности.

Государственный финансовый контроль - это контроль за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием его по целевому назначению.

Одна из важных задач финансового контроля - проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, государственных институтов, бюджетов, фондов. Различают общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.

Предметом проверок выступают стоимостные показатели: прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки обращения.

Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные операции.)

Различают:

- общегосударственный проводится органами государственной власти (Президентом и Правительством РФ, Федеральным Собранием РФ, Министерством финансов РФ и др.); цель проведения: обеспечить интересы государства и общества по при поступлении и расходовании государственных средств;

- ведомственный, осуществляется контрольно-ревизионными управлениями, др. структурами министерств и ведомств;

- внутрихозяйственный проводится экономическими и финансовыми службами предприятий и организаций; объект контроля - хозяйственная и финансовая деятельность;

- общественный осуществляют неправительственные организации, объект контроля зависит от стоящих перед ними задач;

- независимый финансовый контроль проводится специальными органами (аудиторскими фирмами и др.).

12. Виды, формы и методы проведения финансового контроля, их

классификация.

Виды, формы и методы проведения финансового контроля ('классификация по разным критериям):

- времени проведения (предварительный, текущий (оперативный), последующий);

- субъектам контроля (президентский, представительных органов власти и местного самоуправления, исполнительных органов власти, финансово - кредитных органов, ведомственный, внутрихозяйственный, аудиторскийсфере финансовой деятельности (бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, за денежной массой);

- форме проведения (обязательный (внешний), инициативный (внутренний));

- методам проведения:

- проверки проводятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов;

- обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий;

- надзор проводится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на определенный вид финансовой деятельности: страховую, инвестиционную, банковскую и др.;

- анализ финансового состояния, как разновидность финансового контроля, изучает периодическую или годовую финансовую и бухгалтерскую с целью общей оценки результатов хозяйственной деятельности отчетность;

- ревизии, наиболее распространенная форма финансового контроля - взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, проводится для установления целесообразности, обоснованности данных бухгалтерской отчетности, для выявления нарушений и недостатков в деятельности объекта. В зависимости от степени «охвата» финансовых и хозяйственных операций различают сплошные, выборочные и комплексные ревизии.

- наблюдение (мониторинг).

13. Государственные органы власти, осуществляемые финансовый контроль, их функции.

На федеральном уровне органом, осуществляющим государственный финансовый контроль по линии законодательной власти, является Парламент РФ - при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета и отчета по нему.

Органом финансового контроля Совета Федераций и Государственной Думы РФ (представительная власть) является Счетная палата РФ. Деятельность ее направлена на все субъекты хозяйствования, ведомственной общественной принадлежности, органы местного самоуправления, общественные организации, если они оперируют средствами федерального бюджета. При этом она не может осуществлять финансовый контроль в организациях, подведомственных субъектам Федерации и органам местного самоуправления.

По линии исполнительной власти органом финансового контроля является Министерство финансов РФ и его структуры. В ходе исполнения бюджета осуществляет контроль за расходованием государственных средств. В субъектах это возложено на финансовые органы соответствующего уровня.

Схожие по своему характеру функции по осуществлению государственного финансового контроля осуществляет Федеральное казначейство, ЦБ РФ и др.

Для соблюдения налогового законодательства созданы органы государственного налогового контроля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: