double arrow

Тема 1.3 Роль финансов в развитии общества

План

1. Воздействие финансов на экономику.

2. Использование финансов для решения социальных проблем.

3. Роль финансов в развитии международного сотрудничества.

1.Финансы выражают систему опосредованных государством денежных отношений между субъектами воспроизводства, которая связана с перераспределением стоимости общественного продукта в целях удовлетворения потребностей в товарах и услугах общественного сектора экономики. Общей тенденцией современности является повышение роли финансов в механизме государственного регулирования воспроизводства. Это связано с существованием целого ряда причин, и, прежде всего, с ростом расходов на экологические и научно-технические программы, программы по социальному обеспечению, здравоохранению, по поддержанию уровня доходов.


Государственное, вмешательство ограничивается, главным образом, областью перераспределения и потребления, что повышает значимость для общества финансовых отношений. Наконец, учет требований конкурентного рынка расширяет сферу применения косвенных форм регулирования экономики, в которой существенную нагрузку несут финансовые регуляторы.

В процессе создания и использования общегосударственных фондов денежных средств стоимость перераспределяется в отраслевом и территориальном масштабе, а также между отделимыми группами населения. В результате в социально-экономической системе создается материальная база для удовлетворения основной части коллективных потребностей в образовании, науке, здравоохранении, инфраструктуре. Кроме того, в обществе появляется возможность устранить такой недостаток рынка, как «дефект распределения доходов», который воспроизводит существенное социальное неравенство. Централизация денежных ресурсов, позволяющая поддерживать определенный жизненный уровень пенсионеров, нетрудоспособных, многодетных, безработных и других нуждающихся в этом граждан, повышает в конечном счете совокупное потребление общества. Последнее, в свою очередь, является фактором повышения эффективности производства.

С помощью финансов как связующего звена между распределением и производительным потреблением может обеспечиваться первоочередное развитие прогрессивных звеньев экономики, ограничиваться деятельность монополий, смягчаться потери от просчетов при определении рыночной конъюнктуры, регулироваться уровни производства и безработицы. Перечисленные мероприятия поддерживают социально-экономическую стабильность и сбалансированное развитие на микроуровне, оказывают существенное воздействие на формирование макроэкономических пропорций, на темпы экономического роста и эффективность хозяйствования в целом, на обеспечение непрерывности воспроизводства. Кроме того, финансы являются важнейшим средством общественного контроля за производством и распределением создаваемого продукта. Посредством них общество, в лице государства, располагает сведениями не только о движении средств общегосударственных денежных фондов. Оно получает доступ к информационной базе о составных элементах стоимости, о ходе и состоянии непосредственно процесса производства, а следовательно, обеспечивается данными, без которых просто невозможно осуществление централизованного воздействия на хозяйственную систему.

Суть финансового регулирования как явления общественной жизни сводится к реализации имеющихся у финансов корректирующих свойств. Финансовое регулирование социально-экономических процессов (ФРСЭП) представляет собой организуемую государством деятельность по использованию финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства.

Порожденное естественной эволюцией социума осуществление данной деятельности постепенно стало неотъемлемым условием нормального функционирования экономики и социальной сферы (в особенности современных, с их чрезмерно усложненной структурой и многообразием различного рода взаимосвязей). ФРСЭП, базируясь на использовании конкретных форм и методов мобилизации финансовых ресурсов и конкретных форм и методов осуществления государственных расходов, олицетворяет централизованное влияние государственных структур, являющихся непосредственными субъектами регулирования, на жизнедеятельность участников общественной системы, на их доходы и расходы, которые выступают непосредственными объектами регулирования.

Основная задача, решаемая в ходе финансового регулирования, связана с установлением пропорций распределения накоплений, обеспечивающих максимально возможное на данном этапе удовлетворение потребностей общества как на микро-, так и на макроуровне. Это предполагает наиболее разумное сочетание личных, коллективных и общественных интересов, установок и ценностей и отражает финансовый аспект проблемы соединения системы государственного воздействия с эффективно работающим механизмом рынка.

Говоря о сознательном использовании финансов для регулирования воспроизводственного процесса, следует обратить внимание на наличии двух тенденций, накладывающих отпечаток на уровень финансовой централизации, систематизирует факторы, которые влияют на его повышение и сокращение. При определении уровня централизации ресурсов в общегосударственных фондах денежных средств обязательным является предвидение негативных последствий как от чрезмерного расширения, так и от экономически необоснованного сужения сферы финансового перераспределения стоимости. Рассматриваемые пропорции отчуждения созданного продукта имеют объективные границы, обусловленные необходимостью удовлетворения общегосударственных потребностей. Часть этих расходов является социально определенной величиной, формирующей минимальный уровень централизации. Оптимальный же их размер образуется под воздействием многих факторов, но главным образом, упирается в решение проблемы обоснованного определения объемов государственных функций, в том числе в региональном разрезе.

Общую направленность изменений темпов роста общегосударственных денежных фондов обусловливает динамика важнейших макроэкономических показателей (ВВП, ВНП, НД и др.). Однако, несмотря на тесную связь финансов с общественным продуктом и национальным доходом страны, между ними не существует линейной зависимости, иными словами, отсутствует стабильное соотношение между объемом финансовых ресурсов и стоимостью созданного продукта. Степень централизации определенной доли денежных средств зависит от конкретных условий и способов хозяйствования, от достигнутого уровня развития экономического потенциала и степени зрелости экономических отношений, от масштабности патернализма, значимости и приоритетности намеченных к решению на данном историческом этапе экономических и социальных задач, и соответственно, от объема и структуры принятых к удовлетворению на совместной основе общественных потребностей. На величину общегосударственных денежных фондов оказывает непосредственное влияние не только внутренняя, но и международная экономическая и политическая обстановка. Сочетание этих факторов, их взаимное влияние друг на друга и предопределяют конкретный объем денежных средств, находящихся в руках государства. Поскольку недостаточное или избыточное государственной вмешательство является тормозом социально-экономического развития, необходимость приближения к оптимальной норме финансовой централизации бесспорна также, как и отнесение последней к одной из важнейших характеристик макроэкономического равновесия.

2.Социальная проблема - это критическое рассогласование между

желаемым состоянием социальных отношений и реальным. Источниками социальных проблем могут быть критические соотношения доходов, возможности доступа к собственности на средства производства.

Социальное государство - сложная система, создаваемая с целью решения социальных проблем общества преимущественно ненасильственными методами. Для этого такое государство должно обеспечивать возможность обнаружения и диагностики социальных проблем, предотвращения “социальных взрывов”, выработки и согласования компромиссных целей и решений, а также обладать возможностью развития и др. Поэтому для социального государства может быть характерно следующее:

1) оно рассматривается как сложная система, эффективность которой определяется составом и взаимодействием ее элементов;

2) его целью является улучшение здоровья общества и его элементов вплоть до индивидуума;

3) в нем признается приоритет прав человека;

4) государство и общественные классы одновременно отказываются от насилия, в том числе - избыточного информационного воздействия - как средства разрешения социальных проблем;

5) в равной мере признается необходимость для воспроизводственного процесса всех существующих социальных классов и групп;

6) при структурной перестройке экономики и необходимости реформ компенсирующие воздействия предшествуют ущемляющим;

7) общественные классы признают необходимость получения всеми участниками воспроизводственного процесса и его общеэкономического обеспечения справедливого вознаграждения за свой вклад, размер которого определяется на базе теории “социальных услуг” или по аналогии с отраслями развитых стран-аналогов;

8) власть, деловые круги в своей деятельности используют социально-этические целеполагание, маркетинг, менеджмент;

9) при формировании органов государственной власти используют принципы прямого избирательного права, реального разделения властей на ветви целеполагания, маркетинга, менеджмента;

10) государство стимулирует создание и поддерживает независимые средства массовой информации;

11) существуют законные процедуры изменения элементов государственного устройства и их функций;

12) сильное и действенное антимонопольное законодательство во всех отраслях, кроме стратегических и социально значимых;

13) признается объективная необходимость и неконъюнктурный характер научного проектирования государственного устройства;

14) методической основой проектирования такого государства признаются теория систем, теория исследования операций, маркетинг, менеджмент.[4]

Для понимания роли финансов в современном государстве важно установить связи технологического базиса и социального устройства страны. При этом важно рассмотреть отношения социальных политики, целеполагания, маркетинга, менеджмента. Полезно структурировать инструменты социального менеджмента, определить условия и ограничения на их использование.

Субъектами социальных политики и менеджмента выступают органы власти в центре и на местах, а их объектами - общественные классы.

Основная цель экономического развития — обеспечение благосостояния граждан. В условиях рынка повышается личная ответственность граждан за собственное и семейное благополучие. Вместе с тем социальная стабильность выступает одним из условий экономического развития, поэтому обеспечение минимальных социальных гарантий — неотъемлемая функция современного государства.

Финансовыми методами воздействия на социальные процессы в Российской Федерации можно назвать следующие:

1) прямые денежные выплаты гражданам, гарантированные государством (пенсии, пособия, стипендии, компенсации, субсидии, денежная материальная помощь);

2) льготы отдельным категориям граждан по оплате товаров и услуг;

3) налоговое регулирование (дифференциация налоговых ставок, налоговые льготы);

4) бюджетное финансирование учреждений социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, социальное обслуживание);

5) государственная поддержка жизненно важных отраслей экономики, ориентированных на производство потребительских товаров и услуг;

6) развитие финансового рынка, участники которого ориентированы на «мелких» (с точки зрения размеров накоплений) вкладчиков, инвесторов, страхователей.

Этими методами обеспечиваются реализация конституционно закрепленных социальных гарантий (право на труд и защита от безработицы; право на государственную защиту материнства, детства, семьи; социальное обеспечение при утрате трудоспособности или потере кормильца; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на образование); нивелируется разрыв в доходах граждан. Общая оценка эффективности всех в совокупности методов финансового воздействия на социальные процессы может быть произведена на основе показателей, свидетельствующих о дифференциации доходов граждан, изменении реальных доходов граждан, социального состава общества, продолжительности жизни населения, индекса рождаемости (смертности).

Следует иметь в виду, что не все социальные гарантии предполагают государственное финансирование для их реализации (например, гарантии в области минимальной заработной платы для работников негосударственных предприятий и организаций).

С точки зрения финансового механизма реализации социальных гарантий можно выделить две основные модели социальной защиты: бевериджская модель, в которой наибольший удельный вес занимает социальная помощь; бисмарковская модель, в которой наибольший удельный вес занимает социальное страхование.

Первая модель основана преимущественно на бюджетном механизме, когда социальные выплаты осуществляются за счет общих налоговых поступлений из бюджета, вторая — на страховом, предполагающем создание организационно обособленных фондов денежных средств, формируемых за счет страховых взносов и используемых при наступлении оговоренных событий.

Российское законодательство определяет две основные сферы социального обеспечения:

— обязательное социальное страхование — система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию;

— государственная социальная помощь — предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров.

В РФ социальная защита представлена и социальной помощью, и социальным страхованием

1. Общими проблемами финансирования социальной защиты являются:

— низкий уровень социальных выплат;

— несовершенство механизма индексации социальных выплат в целях защиты от инфляционного обесценения. В 2001 г. произошли принципиальные изменения при определении минимальных размеров основных социальных выплат. Федеральным законом «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» от 07.08.2000 г. № 122-ФЗ в качестве базы с 1 января 2001 года установлена фиксированная сумма в размере 100 рублей. Таким образом, российским законодательством не предусмотрен, в отличие от практики зарубежных стран (где минимальные размеры социальных выплат привязаны к величине прожиточного минимума, минимальной или средней заработной плате), автоматический механизм индексации социальных выплат. Следует отметить, что с точки зрения получателей социальной помощи основанием определения размера социальных выплат следует считать прожиточный минимум, однако в условиях дефицита бюджетных средств государство привязывает размер выплат к фиксированной сумме. Автоматически индексация социальных выплат осуществляется по пособиям, «привязанным» к средней заработной плате (пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице), а также при расчете пенсии с использованием индивидуального коэффициента пенсионера;

— безадресность — предварительная проверка нуждаемости как один из принципов оказания социальной помощи предусмотрена в настоящее время только при выплате ежемесячного пособия на детей до 16 лет, жилищных субсидий, материальной помощи пенсионерам и безработным, социальных стипендий;

— большое количество льгот, предоставляемых в безденежной форме (например, бесплатные образовательные и медицинские услуги, скидка на оплату занимаемой жилой площади, коммунальных услуг, пользование радио, телефоном, бесплатное изготовление лекарств по рецептам врача, бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта общего пользования, на железнодорожном, водном, автомобильном транспорте пригородного сообщения и др.), государством субсидируются не сами граждане, а учреждения, оказывающие услуги, предоставляемые на льготных условиях;

— гарантии, не обеспеченные реальными источниками финансирования, отсутствие четкого механизма финансирования гарантий (так называемые «нефинансируемые мандаты»). С 2000 г. федеральным законодательством приостановлено действие льгот, не обеспеченных бюджетными средствами. В 2001 г. для реализации социальных гарантий, предусмотренных федеральным законодательством и реализуемых в регионах, в составе расходов федерального бюджета сформирован Фонд компенсаций, из которого субсидии и субвенции направляются на реализацию социальных гарантий инвалидам, семьям, имеющим детей и территориальным бюджетам.

3.Чаще всего используется толкование мировых финансов - как ресурсов, используемых в международных экономических отношениях, т. е. в отношениях между резидентами и нерезидентами.

Особенность международных финансов заключается в том, что они представлены множеством субъектов. Финансовые ресурсы мира находятся в обращении, образуя мировой финансовый рынок (МФР).

Без знания механизмов действия финансовых инструментов на мировом рынке не обойтись при финансовой внешнеэкономической деятельности.

Их цель обеспечить деньгами обмен результатами деятельности хозяйствующих субъектов разных государств, а также международные экономические взаимосвязи.

Международная организация - это юридическое лицо, одной из функций которого является международная деятельность по реализации внешнеэкономических связей государства. Международные организации классифицируют по определенным признакам: сфера распространения (широта охвата), структурный признак. Рис. 6. Классификация международных организаций

Международный валютный фонд - специализированный орган ООН, создан в 1944 г. Он объединяет более 170 стран. Россия вступила в МВФ в 1992 г.

Задачами МВФ являются содействие развитию валютно-финансового сотрудничества и международной торговли, поддержка платежных балансов стран-членов МВФ и предоставление им кредитов.

Официальными целями МВФ являются: содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества, предоставление государствам-членам средств в иностранной валюте для выравнивания платежных балансов.

Получение займа в МВФ дает возможность странам рассчитывать на крупные кредиты в частных банках.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) или еще Всемирный банк - специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учрежденный одновременно с МВФ в 1944 г. Местонахождение МБРР - Вашингтон.

Официальной целью деятельности МБРР является предоставление предприятиям странам-членам долгосрочных займов и кредитов, под гарантию правительств этих стран. Первоначально МБРР был призван стимулировать частные инвестиции в странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время второй мировой войны (с помощью аккумулированных бюджетных средств капиталистических государств и привлекаемых капиталов инвесторов).

С середины 50-х годов, когда хозяйство стран Западной Европы стабилизировалось, деятельность МБРР во все большей степени стала ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки.

Источниками ресурсов банка, помимо акционерного капитала, являются размещение облигационных займов, главным образом на американском рынке, и средства, полученные от продажи облигаций.

МБРР предоставляет кредиты обычно на срок до 20 лет для расширения производственных мощностей стран-членов банка. МБРР предоставляет также гарантии по долгосрочным кредитам других банков.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) образован 29 мая 1990 г. в соответствии с подписанным в Париже соглашением для оказания содействия реформам в странах Центральной и Восточной Европы в связи с переходом стран этого региона к ориентированной на рынок экономике. Учредителями банка являются 40 стран - все страны Европы, кроме Албании, а также США, Канада, Мексика, Венесуэла, Марокко, Египет, Израиль, Япония, Южная Корея, Австралия, Новая Зеландия и две международные организации - Европейское экономическое сообщество и Европейский инвестиционный банк. В образовании банка принимал участие и бывший СССР, членом банка является ныне Российская Федерация.

ЕБРР начал свою деятельность с апреля 1991 г., его капитал в размере 70 млрд. франков распределяется следующим образом: 50 % принадлежит Комиссии европейских сообществ и 12 % - странам ЕС; 11,3 % - другим европейским странам; 24 % - неевропейским государствам, в том числе: США - 10 % капитала, Японии - 8,52 %, странам Восточной и Центральной Европы - 13,7 %, бывшему СССР и ныне РФ - 6 %. Цель ЕБРР - сыграть роль стимулятора и ускорителя для привлечения капиталов в отрасли инфраструктуры стран Центральной и Восточной Европы. Предоставляя кредиты, банк помогает западным промышленникам идти на необходимый риск в завоевании рынков на Востоке, а это будет способствовать скорейшему переходу экономик бывших социалистических стран на рыночные основы, к конвертируемости своих валют.

Лондонский клуб кредиторов объединяет около 1000 крупных зарубежных коммерческих банков и финансовых институтов. Лондонский клуб занимается проблемами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой гарантий или страхования.

Парижский клуб - неформальное объединение стран-кредиторов, созданное в 1956 г. с целью решения проблем, связанных с официальной задолженностью развивающихся стран. Членство в клубе предполагает постоянный обмен информацией между кредиторами о задолженности и ходе ее погашения. Все соглашения стран-должников с Парижским клубом содержат статью, обязывающую их не предоставлять третьим странам более выгодных условий погашения долга перед ними, чем условия, предоставленные членам клуба.

Всемирная торговая организация (ВТО) - международная межправительственная организация, которая действует на следующих принципах:

- обязательное применение в торговле между странами- участниками ВТО режима наибольшего благоприятствования;

- не дискриминация;

- взаимные уступки;

- снижение таможенных пошлин и нетарифных барьеров, вырабатываемых на основе многосторонних торговых переговоров.

Кроме того, к международным финансовым организациям относят международные организации одного государства - хозяйствующие субъекты, созданные в соответствии с законодательством данного государства для выполнения определенных видов деятельности. Они подразделяются на внешнеторговые, производственные, финансовые и пр.

Укрепление международных отношений, развитие рыночного механизма хозяйствования способствовало выходу российских хозяйствующий субъектов на мировые рынки: товарный, туристский, финансовый, рынок услуг, страховой и др.

Российские хозяйствующие субъекты в мировой экономике представлены различными формами международного предпринимательства: корпорация, ассоциация, торговый дом, совместное предприятие и др.

К внешнеторговым международным организациям относятся торговые, комиссионные и брокерские фирмы, торговые дома, ассоциации и др. К производственным международным организациям относятся хозяйствующие субъекты (акционерные общества, фирмы), работающие с зарубежными партнерами на принципе кооперации; консорциумы, международные экономические организации и объединения; совместные предприятия.

Производственная (промышленная) кооперация представляет собой форму длительных и устойчивых связей между хозяйствующими субъектами, занятыми совместным изготовлением продукции на основе специализации их производства. Международная кооперация может реализоваться на практике через договор или через создание международных хозяйственных объединений.

Примером международной кооперации через договор является осуществление в нашей стране толлинговых операций.Толлинг - услуга по обработке импортного давальческого сырья, ввозимого на таможенную территорию России для дальнейшей переработки его российскими предприятиями в готовую продукцию, вывозимую за пределы РФ. Толлинг попадает под таможенный режим «Переработка на таможенной территории» и подлежит налогообложению в порядке, установленном письмом Минфина РФ «О некоторых вопросах налогообложения по внутреннему и внешнему толлингу». Одной из первых в РФ толлинговых фирм стала компания «ТрансСИС».

Консорциум - временное добровольное объединение для решения конкретных задач. Консорциум не является юридическим лицом, после выполнения поставленной задачи прекращает свою деятельность.

Совместное предприятие - предприятие, созданное совместно разными странами с участием их предпринимательских капиталов.

Финансы международных организаций относятся к финансам хозяйствующего субъекта (т.е. к финансам предприятия). Поэтому сущность, содержание и функции финансов этих организаций те же, что и у финансов хозяйствующего субъекта. Специфика финансов международных организаций проявляется в особенностях их функционирования, что обусловлено:

- порядком ценообразования на продукты внешнеэкономической деятельности;

- контрольными и регулирующими функциями государства;

- регулирующей ролью мировых учреждений.

Контроль и регулирование в международных финансовых отношениях осуществляются на основании российских федеральных законов, постановлений Правительства РФ и решений Центрального банка России. Важную роль при этом играют Федеральный законы «О валютном регулировании и валютном контроле», «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами», «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и др.

Регулирующая роль мировых учреждений в международных финансовых отношениях осуществляется с помощью различных международных правил, конвенций, законов. Важную роль в этом регулировании играют Единообразный вексельный закон, Унифицированные правила по инкассо, Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов и др.

Финансовые операции международных организаций - это

действия, по управлению денежными отношениями, возникающими при формировании и использовании фондов денежных средств.

Финансовые операции могут быть связаны как с денежными платежами (расчеты, трансферты и д.р.) так и с движением капитала (лизинг, траст, кредит, франчайзинг и др.).



Рис. 7. Классификация финансовых операций

Движение капитала выражается через движение финансовых активов.

Финансовый актив - это товар, который покупается и продается на финансовом рынке. К ним относятся российские рубли и инвестиционные ценности. Финансовые активы являются объектами финансовых операций и могут служить одним из классификационных признаков этих операций.

Другим признаком является целевая направленность их действий.

Операции по переводу денег включают в себя все формы и виды расчетов (операции по обмену «деньги - товар») трансферт (движение денег в одну сторону).

Инвестиционные финансовые операции означают перемещение капитала для его прироста. Эти операции связаны со среднесрочными и долгосрочными вложениями капитала. К ним относятся: кредит, лизинг, траст, аренда, франчайзинг, рента и др. операции длительностью свыше 180 дней.

Спекулятивные операции - это краткосрочные операции по получению прибыли в виде разницы в ценах (курсах) покупки и продажи, разницы в % по взятым кредитам и переданным взаймы и т.д. К ним относятся: валютный арбитраж, процентный арбитраж, операции «своп», валютная спекуляция и др.

Операции по сохранению способности капитала приносить высокий доход представляют собой действие, направленные на управление капиталом в условиях риска и неопределенности хозяйственной ситуации. Это прежде всего страховые операции, в том числе хеджирование, залоговые

операции, в том числе ипотека (залог недвижимости, диверсификация (распределение инвестируемых средств между различными объектами вложения).)

В осуществлении международных финансовых операций участвуют два субъекта: резидент и нерезидент.

Порядок валютных операций в отношении резидентов и нерезидентов регулируется нормативно-законодательными актами РФ и устанавливается Центральным банком Российской Федерации.


приобретению имущества и передачи его на основании договора лизинга на определенных условиях с правом выкупа лизингополучателем.

Франчайзинг система передачи или продажи лицензии на технологию и товарный знак.

Операция своп - обмен между субъектами активами или обязательствами, выраженными в валюте, с целью улучшения их структуры, снижения риска и величины затрат.

Оффшорные операции - операции, осуществляемые предприятиями, зарегистрированными на территории, имеющей статус налоговой гавани.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: