Сущность конфликта и его структура. Межличностные конфликты. Стратегия (стиль) поведения в конфликтной ситуации. Способы разрешения и предотвращения конфликта

Конфликт – это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т.д.). Структура конфликта: 1) Предмет – то, из-за чего возникает конфликт; 2 ) Мотивы – внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту; 3) Стороны конфликта – субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих; 4) Образ конфликтной ситуации – отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия; 5) Позиции конфликтующих сторон – то, о чем они заявляют в ходе конфликтного взаимодействия.

Виды конфликтов: 1) Конфликт внутриличностный обусловлен различными психологическими факторами внутреннего мира личности; 2) Конфликт межличностный – самый распространенный вид конфликта, который охватывает практически все сферы человеческих отношений; 3) Конфликт между личностью и группой возникает, когда член группы отступает от сложившихся в группе норм поведения и труда; 4) Конфликт межгрупповой представляет собой противоборство, в основе которого лежит столкновение противоположно направленных групповых мотивов (интересов, ценностей, целей). Конфликты имеют как негативные (деструктивные/дисфункциональные), так и позитивные последствия (конструктивными/функциональные). Разрешение конфликта может быть полным и неполным. Полное разрешение конфликта достигается при устранении причин, предмета конфликта и конфликтной ситуации.

Основные стратегии поведения в конфликте: 1) Соперничество – по своей направленности стратегия ориентирована на то, чтобы, действуя активно и самостоятельно, добиваться осуществления собственных интересов, невзирая на другие стороны, непосредственно участвующие в конфликте, а то и в ущерб им; 2) Сотрудничество – предполагает не индивидуальный, а совместный поиск решения проблемы, породившей конфликт. Это возможно при условии своевременной и точной диагностики проблемы, породившей конфликтную ситуацию, уяснения как внешних проявлений, так и скрытых причин конфликта, готовности сторон действовать совместно ради достижения общей для всех цели; 3) Компромисс – стратегия поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Стратегия компромисса не портит межличностные отношения, более того, она способствует их положительному развитию; 4) Избегание – эта стратегия характеризуется явным отсутствием у вовлеченного в конфликтную ситуацию желания сотрудничать с кем-либо, уйти от конфликта; 5) Приспособление – это стиль пассивного поведения отличается склонностью участников конфликта смягчить, сгладить конфликтную ситуацию, сохранить или восстановить гармонию во взаимоотношениях посредством уступчивости, доверия, готовности к примирению. В отличие от избегания, эта стратегия в большей мере учитывает интересы оппонентов. Вместе с тем такой стиль неприемлем в ситуациях, когда субъекты конфликта охвачены чувством обиды и раздражения, не хотят отвечать друг другу доброжелательной взаимностью, а их интересы и цели не поддаются сглаживанию и согласованию.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: