ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АКАДЕМИКА С.П. КОРОЛЕВА»
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЙ
Методические указания по курсу
Планирование эксперимента и обработка результатов
САМАРА 2008
Учебное издание
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЙ
Методические указания по курсу
Планирование эксперимента и обработка результатов измерений
Составитель: Горяинов Сергей Борисович
Самарский государственный аэрокосмический университет
им. академика СП. Королева. 443086 Самара, Московское шоссе, 34.
УДК 519.2
Составитель: Горяинов С.Б.
Обработка результатов измерений: Методические указания к практическим работам по курсу планирование эксперимента и обработка результатов измерений. / Самар. гос. аэрокосм, ун-т; Сост. Горяинов С.Б.Самара, 2008. 16 с.
Приведены основные сведения о причинах возникновения, и методах устранения погрешностей измерений. Рассмотрены способы оценки случайных погрешностей для генеральной и выборочной совокупности измерений. Приведены методики оценки точности измерений, расчета минимального количества замеров и определения грубых погрешностей.
|
|
Задания предназначены для студентов обучающихся по специальности 160901 – Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей и 160903 – Техническая эксплуатация авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов, а также может быть полезно студентам, интересующимся вопросами обработки результатов экспериментальных исследований. Разработано на кафедре эксплуатации авиационной техники.
Рецензент: Суслин А.В.
Оглавление
1. Погрешности измерений.................................... ………….5
2.Обнаружение и оценка систематической погрешности ……...6
3.Случайные погрешности и промахи.................. ………….7
4.Оценка точности измерений.............................. …………...9
5.Определение минимального количества измерений…….……11
6.Определение грубых погрешностей................. …………..12
Содержание отчета............................................ …………..14
Список использованных источников................ …………..14
Приложение....................................................... …………..15
Погрешности измерений
В процессе эксперимента, основным способом получения информации является измерение, т.е. нахождение значения физической величины опытным путем с помощью средств измерения с заданной точностью. Точность измерения характеризуется степенью приближения результатов измерения к истинному значению измеряемой величины. Количественной оценкой точности измерения служит погрешность измерения.
|
|
На практике измеренное значение Xизмфизической величины х всегда отличается от ее истинного значения Xист. Разность между измеренным Xизми истинным Xистзначениями измеряемой величины называется абсолютной погрешностью измерения ∆x.
∆x = Xизм - Xист(1)
Предельное значение основной абсолютной погрешности результата измерения ∆xоснможно определить по классу точности средств измерения Кпр.
(2)
где Д – диапазон измерений прибора; Кпр. – класс точности прибора
Стандартом средства измерения разделяются на 9 классов точности (0,02; 0,05; 0,1; 0,2; 0,5; 1,0; 1,5; 2,5; 4,0), определяющих предел основной приведенной погрешности. В зависимости от класса точности средства измерения делятся на эталонные, образцовые и рабочие.
По эталонным и образцовым средствам измерения (класс точности до 0,5, проводятся проверки метрологических (точностных) характеристик приборов более низких классов точности (рабочих). При этом соотношение между классами точности образцовых и рабочих средств измерения должно удовлетворять условию
Абсолютная погрешность выражается в единицах измеряемой величины и включает в себя как систематическую, так и случайную составляющую.
∆x=∆xсис+∆xсл
Систематическими называются такие погрешности, которые при повторении измерений тем же методом в неизменных условиях повторяются, не изменяясь ни по величине, ни по знаку, либо изменяются закономерно, в зависимости от тех или иных факторов.
Случайными называют такие погрешности, которые при многократных повторениях опыта изменяются нерегулярным, непредсказуемым образом, приводя к разбросу измеренных значений.
Отдельно можно выделить грубые погрешности – промахи. Они возникают вследствие неисправности прибора или невнимательности наблюдателя, при резком нарушении методики эксперимента или условий его проведения. Типичными примерами промахов являются, например: отсчет показаний прибора не по той шкале (для приборов с несколькими шкалами), ошибка на целый оборот барабана микрометра (0,5 мм) и др. Ошибки такого рода возникают довольно часто, и результат измерения, содержащий грубую погрешность не должен учитываться при обработке данных.