Приступая к изучению данной темы, следует вспомнить, что проблемами природы познания и познавательного процесса занимается раздел философии – гносеология. Рассмотреть эволюцию понятия в истории философии. Обратить внимание на учения, связанные с вопросами познания – агностицизм и скептицизм, разобрать их суть. Определить и охарактеризовать формы духовно – практического освоения мира.
Способ, каким существует сознание, - это психическая деятельность человека, его познавательная и исследовательская деятельность. Сущность процесса познания следует начать с выявления связи понятий сознание – знание – познание. Содержание понятия познание можно определить как отражение сознанием человека действительности в чувственных и логических формах, как процесс приобретения и развития знания. Определив цели и этапы познания, охарактеризовать черты основных форм познания.
Непосредственная цель познания в любой его форме – истина, а её «спутник» - заблуждение. Категории истины и заблуждения – ключевые в теории познания, каждая из которых имеет свою специфику, что следует разобрать. Вопрос ограничения истины от заблуждения есть вопрос о критерии истины. Современная философия этим критерием называет практику. Следует определить содержание этого понятия, формы практики и её основные функции.
|
|
Основной формой познавательной деятельности, главным её «носителем» является наука как форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании. Рекомендуется разобрать этапы становления научного знания в истории философии, его специфику. Уровни научного познания следует охарактеризовать, обратив внимание на их взаимосвязь. Рассматривая теоретическое познание как высшую и наиболее развитую его форму, определить его структурные компоненты, где основные - проблема, гипотеза, теория. Наука в историческом развитии сформировала и освоила многочисленные методы, следует их обозначить и охарактеризовать.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое гносеология?
2. Каковы цели познания?
3. Назвать основные формы познания.
4. Что лежит в основе рационального познания?
5. Что такое эмпиризм, с какой формой познания он связан?
6. Какую роль играет практика в процессе познания?
7. Каковы критерии истины?
8. Какой может быть истина? Охарактеризовать эти категории.
9. Как взаимосвязаны понятия: знание, сознание, познание?
10. Как иначе можно назвать чувственное познание?
11. Какие формы познавательной деятельности сложились в ходе истории человечества?
12. Когда и каким образом сложилась наука как система знаний
13. Какой уровень познания характеризуют категории: проблема, гипотеза, теория?
14. Что такое агностицизм и скептицизм, как они связаны с теорией познания?
Литература:
1, Гл IX;
3, Раздел V, гл. 14, 15.